«Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева»

Тема: «Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева»

Автор – Сморкалова Ирина Викторовна, школа 28 г. Кирова

Класс: 7 «Г» общеобразовательный, 30 человек, качество знаний

Тема: «Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева»”

Общедидактическая цель занятия: Изучить крестьянскую войну 1773-1775 гг ,познакомить учащихся с личностью Пугачева, проанализировать внутреннюю политику Екатерины II после войны Пугачева.

Тип занятия: Урок изучения нового материала

Цели:

  • Образовательная– создать условия для формирования устойчивых знаний по теме. Сформировать представление о крестьянской войне 1773-1775 гг, её причинах, особенностях и последствиях. Познакомить с личностью Е.И.Пугачева, внутренней политикой Екатерины II после событий крестьянской войны. Сформировать понятия: Крестьянская война, Гражданская война, Манифест, Соборное уложение и др.

  • Развивающая – Продолжить формирование умений работы с информационными источниками: историческим текстом, текстом учебника, картой, презентацией, интерактивной доской, Интернетом.

Развивать логическое мышление, через установление причинно-следственных связей. Развивать навыки самостоятельной, творческой деятельности учащихся, через работу в сетевом проекте по теме. Активизировать развитие познавательного интереса, через использование ярких видео - образов, позволяющих погружение в эпоху.

  • Воспитательная– способствовать формированию культуры межличностного общения через умение слушать друг друга, анализировать ответы, задавать вопросы, работать в паре, группе. Способствовать формированию позитивного отношения к интеллектуальным достижениям одноклассников, формировать активную гражданскую позицию, неравнодушное отношение к событиям отечественной истории.

Форма урока: урок с использованием информационно – коммуникационных технологий (комбинированный).

ФОПД: - фронтальная

- групповая

- парная

- индивидуальная

Методы обучения:

  • репродуктивный

  • частично-поисковый

  • творческий

------------------------------------------------------

  • словесный

  • наглядный

  • практический

ИКТ ресурсы:

  • ПК, проектор, интерактивная доска.

  • Мультимедийная презентация, видео – фрагмент, задания для интерактивной доски.

Структура урока

Структурные компоненты урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1

Орг. этап

Подготавливают рабочее место, настраиваются на работу.

Определяет готовность учащихся к работе, сосредотачивает внимание учащихся, нацеливает на урок.

2

Целеполагание и мотивация

Слушают отрывок из стихотворения, формулируют тему урока, анализируют и определяют проблему. Вспоминают, где и когда были подобные явления в истории. Совместно с учителем формулируют цели урока.

Примерные:

Знать: Когда была Крестьянская война; Причины войны; Кто участвовал, Кто такой Е.Пугачев; Ход военных действий; Итоги и последствия. Новые понятия по теме.

Уметь: Работать с картой, текстом документа, заполнять сравнительную таблицу, выделять главное в тексте учебника, делать выводы, отвечать на вопросы по фильму, выполнять презентацию, работать в сетевом проекте.

Выразить отношение: к Е.Пугачеву, целям и методам его борьбы, к восставшим, к действиям правительства, к войне.

Мотивирует учащихся на изучение темы,

Зачитывает фрагмент стихотворения С.Есенина о Е.И.Пугачеве. Перед стихотворением нацеливает учащихся на вопросы: «о ком говориться в стихотворении», «кого и что не устраивало»

Просить учащихся сформулировать тему урока, Проблема урока: обращает внимание на пропущенное слово в формулировке темы на доске «……война под предводительством Е. Пугачева» Просит учащихся сформулировать цели урока, записывает цели - план урока на доске. (знать: уметь: выразить отношение)

3

Актуализация знаний и умений

Вспоминают, где и когда были подобные явления в истории, вспоминают основные события восстания К.Булавина Знакомятся с ходом работы на уроке Вспоминают тему прошлого урока, где изучалось положение различных категорий населения во II п. XVIII в.

Подготавливает учащихся к выполнению заданий на уроке, объясняет, что от них требуется

4

Первичное усвоение знаний

ИКТ

Презентация

Видео

Групповая, индивидуал.,

Фронтальная, парная

Представляют групповое опережающее домашнее задание: «исторический портрет Е.И.Пугачева» форме мультимедийной презентации, обсуждают качества лидера, его цели и методы, работают с документами в парах по вариантам, (по ходу урока заполняют технологическую карту), прогнозируют результаты войны, аргументируют свою Т.З.

Смотрят и обсуждают видеофрагменты фильма , работают по карте, отмечая ход войны.

Направляет деятельность учащихся, комментирует представленную презентацию, организует работу с документами («Манифест Е.Пугачева, объявленный во всенародное известие декабрь, 1773»; «Манифест Е.Пугачева Яицкому войску…»; «Манифест Е.Пугачева помещичьим крестьянам..» по вопросам

Вопросы:

  1. Что такое «Манифест»

  2. Кем и когда написан документ?

  3. Какие цели определяет документ?

  4. Кто поддерживал Пугачева?

  5. Что обещает Пугачев восставшим?

  6. Какие методы предполагает?

  7. Как Пугачев планирует будущее управление?

Корректирует, дополняет ответы учащихся. Предлагает посмотреть и ответить на вопросы по видео-фрагменту « Е. Пугачев» Мосфильм 1978 г. (04.01)

5

Осознание и осмысление учебного материала

Работают с картой. Подводят итоги войны, самостоятельно разбирают материал о внутренней политике Екатерины II после войны, объясняют, принятые ею решения. Решают проблему урока, вставляют пропущенное слово в формулировке темы урока: «Крестьянская или Гражданская война», выдвигают аргументы,

Организует работу с картой. Направляет самостоятельную, познавательную деятельность учащихся в работе над текстом параграфа.

Подводит итоги, формулирует выводы

6

Этап усвоения новых знаний

Заполняют сравнительную таблицу. Выделяют итоги и значение Крестьянской войны?

Проверяет правильность заполнения сравнительной таблицы. Задает вопросы, проверяя усвоение полученных знаний

7

Этап закрепления новых знаний

ИКТ (интерактивная доска)

Работают с заданиями, используя интерактивную доску

Проводит первичный контроль знаний

8

Применение знаний и умений в новой ситуации

Домашнее задание

ИКТ (сетевой проект)

П.№ 26, ответить на вопросы, К/К, выделить общее и различное в восстаниях К.Булавана и Е.Пугачева.

По желанию:

Учащимся предлагается продолжить работу по теме дома, через участие в сетевом проекте «Эпоха дворцовых переворотов» по заданиям проекта, или подготовить дополнительные задания другим доступным способами (доклад, отзывы о Пугачеве, презентация о Екатерине II и т.д.)

Комментирует Домашнее задание, рефлексирует урок.

Наблюдает за деятельностью учащихся, в сети, советует, редактирует материалы учащихся, стимулирует, активизирует работу учащихся.

Проводит рефлексию: При выходе с урока, «Выстрелить» по мишеням.

- Мне было комфортно на уроке

- Мне было понятно на уроке

- Мне было интересно на уроке

- Я продолжу изучение темы в сетевом проекте

Самоанализ урока

  1. 7 класс (общеобразовательный) на репродуктивном уровне – 15 человек , конструктивном уровне – 15 человек, творческом уровне – 10 человек

  2. Тема урока: «Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева»”

  3. Тип урока: Урок изучения нового материала

  4. Место урока: 3 урок из раздела «Россия и мир во второй половине XVIII столетия» продолжает тему: «Развитие России во второй половине XVIII в.» и «Районы России»

  5. Учтены особенности учащихся класса: зрительное восприятие у части учащихся, активный познавательный интерес к предмету, желание использовать в учебной деятельности ПК, возможность разных видов деятельности учащихся, самореализация учащихся на уроке в разных типах деятельности, высокое групповое взаимодействие.

  6. Триединая дидактическая цель:

Образовательная– создать условия для формирования устойчивых знаний по теме. Сформировать представление о крестьянской войне 1773-1775 гг, её причинах, особенностях и последствиях. Познакомить с личностью Е.И.Пугачева, внутренней политикой Екатерины II после событий крестьянской войны. Сформировать понятия: Крестьянская война, Гражданская война, Манифест, Соборное уложение и др.

Развивающая – Продолжить формирование умений работы с информационными источниками: историческим текстом, текстом учебника, картой, презентацией, интерактивной доской, Интернетом.

Развивать логическое мышление, через установление причинно-следственных связей. Развивать навыки самостоятельной, творческой деятельности учащихся, через работу в сетевом проекте по теме. Активизировать развитие познавательного интереса, через использование ярких видео - образов, позволяющих погружение в эпоху.

Воспитательная– способствовать формированию культуры межличностного общения через умение слушать друг друга, анализировать ответы, задавать вопросы, работать в паре, группе. Способствовать формированию позитивного отношения к интеллектуальным достижениям одноклассников, формировать активную гражданскую позицию, неравнодушное отношение к событиям отечественной истории.

Цели достигнуты, это показали: заполненная сравнительная таблица, ответы на вопросы, выполнение заданий с помощью интерактивной доски, рефлексия урока.

  1. ФОПД: - фронтальная, групповая, парная, индивидуальная

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, творческий, словесный, наглядный, практический

  1. Этапы урока с использованием ИКТ: 1) «Первичное усвоение знаний» (Презентация,

Видео) 2)«Закрепления новых знаний» (задания для интерактивной доски) 3) «Применение знаний и умений в новой ситуации. Домашнее задание» (сетевой проект)

  1. Средства ИКТ: авторская презентация, видеохрестоматия по истории России XVIII века (автор - составитель С.Лосев), дидактический материал для работы с электронной доской, сетевой проект «Эпоха дворцовых переворотов» (группа в Контактах)

  2. Используемые средства ИКТ служат активизации познавательного интереса к изучаемой темы и истории отечества в целом, способствуют достижению целей урока, иллюстрируют рассказы учителя и учащихся.

  3. При организации работы с ИКТ повышается эффективность учебной деятельности учащихся, расширяется зона индивидуальной активности направленная на развитие дальнейшего самообразования, реализуется личностно-ориентированный подход в обучении.

  4. При использовании ИКТ соблюдаются санитарно-гигиенические требования: проветренный класс, чередование различных видов деятельности, небольшие по времени фрагменты урока с использованием ИКТ.

  5. Использование ИКТ способствует пониманию и усвоению знаний, эффективному закреплению материала, а так же оперативному контролю знаний и умений учащихся.

Позволяет сделать материал наглядным, интересным, формирует творческие способности. Способствует развитию критическое мышления через анализ, оценку видео –фрагментов, и в целом повышает качество обучения.

  1. Учащиеся самостоятельно выполняют презентацию, подбирая и оформляя материал, что позволяет структурировать их знания по теме, самостоятельно работают с текстом, историческими документами, заданиями сетевого проекта

  2. Считаю, что время на этапы урока распределено рационально, структура урока выстроена логично.

  3. Контроль знаний организован на всех этапах урока: 1)в актуализации –опора на полученные ранее знания, 2) в первичном закреплении – опережающее задание по теме и заполнение сравнительной таблицы; 3) осознание и осмысление- решение проблемы урока на основе полученных знаний по теме; 4) этап усвоения – проверка заполненной таблицы; 5) этап закрепления – задания с интерактивной доской, работа с картой; 6) домашнее задание – выполнение заданий в сетевом учебном проекте.

Методы: словесные, наглядные, практические: репродуктивный, творческий, частично-поисковый.

  1. Психологическая атмосфера урока доброжелательная, делового сотрудничества.

  2. Задачи урока реализованы

  3. Работа над темой продолжится через сетевое взаимодействие в группе в Контактах «Эпоха дворцовых преворотов» и проверке Д/З на следующем уроке сравнительной таблицы

  1. Конспект урока по теме: «Крестьянская война под предводительством Е. Пугачёва»

    План-конспект
    Продолжить развивать умение сравнивать, анализировать исторические явления, их причины, результаты, умения работать с исторической картой, с историческими документами.
  2. Движение под предводительством Е. Пугачева

    План-конспект
    Цель: через историю создания А.С. Пушкиным повести «Капитанская дочка» дать представление о крестьянской войне под предводительством Е.Пугачева, развитии ее событий на территории Чувашии.
  3. 405 лет назад мордовское население принимало участие в Крестьянской войне под предводительством И. Болотникова (1)

    Документ
    - 260 лет со дня рождения настоятеля Санаксарского монастыря (1803-1817), архитектора, живописца, иконописца Филарета (в миру Былинин Филипп Иванович) (1751-1820)
  4. 405 лет назад мордовское население принимало участие в Крестьянской войне под предводительством И. Болотникова (2)

    Документ
    - 220 лет со дня рождения гвардии полковника, участника Бородинского сражения, уроженца д. Дракино Краснослободского уезда Михаила Дмитриевича Норова (1791-1853)
  5. Крестьянские войны

    Документ
    Ко второй половине 17 века крепостничество вступило в стадию своего зенита. Вслед за изданием Уложения 1649 года усилилась тенденция к самораскрепощению крестьян - стихийно и принимавшее порой угрожающее размеры бегство их на окраины:
  6. Реферат По дисциплине «История отечества» На тему «Крестьянская война под руководством С. Разина»

    Реферат
    Семнадцатый век – один из самых бурных в истории России. Современники называли его «бунтарным», т. к. через все столетия проходит полоса ожесточенных классовых битв.
  7. Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя Самостоятельная работа студентов (1)

    Самостоятельная работа
    Рабочая программа дисциплины составлена доцентом кафедры истории Казахстана, кандидатом исторических наук Тапаевой А.Б. на основании государ­ственного общеобязательного стан­дарта образования РК по специальности 050114 «Исто­рия» и
  8. Тема : Движение под предводительством Пугачева. Внутренняя политика Екатерины II

    Документ
    За десятилетие предшествовавшее Крестьянской войне, историки насчитывают более 40 выступлений крепостных крестьян. В 50-60гг XVIIIв большого размаха достигла бегство доведенных до отчаяния крестьян от своих господ.
  9. Практикум по логике / Под ред. В. В. Журавлева 2-е изд., перераб и допол. М.: Изд-во Моск гуманит ун-та, 2006. 136с

    Документ
    Практикум по логике подготовлен в соответствии с государственным стандартом, учтены особенности преподавания курса «Логика» студентам высших учебных заведений различных специальностей.

Другие похожие документы..