Журналистика и медиаобразование-2010 Сборник трудов IV международной научно-практической конференции Белгород, 22-24 сентября 2010 года Белгород 2010

Аткина Анна Михайловна

Пресс-служба губернатора

Белгородской области

В настоящее время в Белгородской области существует несколько средств массовой информации, адресованных непосредственно молодежи. Их деятельность в той или иной степени способствует позитивной социализации молодых, их патриотическому воспитанию.Однако недостаёт систематической публикации серьезных аналитических статей и репортажей о проблемах молодежи.

Ключевые слова: молодежь, социальная проблема, СМИ, телерадиовещание, периодическая печать.

There are some mass media oriented to young people in Belgorod region. Generally the regional print and electronic press favors the positive socialization of new generations. But there is lack of systematic analytic coverage of young people’s problems.

Key words: youth, social problem, mass media, broadcasting, press.

Решение проблем российской молодежи является приоритетным направлением государственной молодежной политики. Проекты «Стратегии государственной молодежной политики в РФ»нацелены на интеграцию молодых людей, в том числе оказавшихся в проблемных ситуациях, в жизнь общества («Шаг навстречу»), воспитание в подрастающем поколении активной гражданской позиции («Доброволец России»), самоопределение молодежи на рынке труда («Карьера»), формирование общероссийской молодежной информационной сети («Новый взгляд»), поддержку молодых семей («Молодая семья России») (Стратегия государственной молодежной политики… 2006).

Сегодня в поле зрения российской общественности находится обширный, хотя и далеко не полный спектр молодежных проблем: недостаточно качественное и доступное образование, трудности в обеспечении жильем и в трудоустройстве, обесценивание духовно-нравственных ценностей и распространение в молодежной среде алкоголизма, наркомании, преступности и др. Участвуют ли белгородские СМИ, адресованные молодежи, в освещении и решении обозначенных проблем?

Непосредственно адресованные молодежи медийные проекты в Белгородской области в основном не являются долгосрочными. Так, за прошедшие 10 лет были учреждены и затем прекратили свое существование несколько молодежных газет, журналов, телепередач. В их числе – газета белгородского студенчества «Студень» (выходившая в 2001–2008 гг.), православный молодежный журнал «Новый ковчег» (издавался в 2003–2008 гг.), телепрограммы для молодежи «Поколение Next» (2002–2005 гг.), «Молодежный формат» (2004 г.), «Молодежный базар» (2005 г.). Прекратился выпуск студенческого приложения «Про:Бел» к городской газете «Наш Белгород», выпускавшегося с 2006 г. силами студентов журфака БелГУ.

Совсем недавно ушел в историю еще один молодежный проект, который за короткое время сумел коснуться актуальных для молодых людей вопросов (например, как влияет Интернет на живое общение, где легче себя реализовать – в столице или в провинции и др.). Это молодежное ток-шоу «Вовремя», выходившее в эфир на ГТРК «Белгород» с осени 2009 г. до февраля 2010-го. Авторы этого начинания не учли, что в условиях рынка передача должна опираться на грамотную экономическую концепцию, обеспечивающую как минимум самоокупаемость проекта.

Как показывает практика, средства массовой информации, нацеленные на молодежную аудиторию, создаются в большинстве своем по инициативе крупных теле- и радиовещателей или же молодёжных активистов («Поколение Next» на «СТС-Белгород», «Молодежный формат» на ТРК «Белый город», «Молодежный базар» и «Вовремя» на ГТРК «Белгород»). В меньшинстве – проекты, созданные и поддерживаемые областными госструктурами по делам молодежи и другими организациями (областная молодежная газета «Смена», газета городского союза студентов «Студень», журнал Белгородской Старооскольской епархии «Новый ковчег» и др.).

Например, существующие на сегодняшний день молодежные радиопрограммы «Горизонт» (ГТРК «Белгород») и «Молодые ветра» («Радио 31») появились в тот момент, когда этому благоприятствовала политика радиовещателей. Безусловно, большую роль сыграл и человеческий фактор. На ГТРК «Белгород» объем детско-молодежного вещания составляет 18 часов, что на 10 часов больше, чем было зафиксировано в начале 2000-х гг. Молодежная программа «Горизонт» впервые вышла в эфир в 2006 г. Бессменная ведущая программы Оксана Быкова работает на ГТРК более 10 лет. Ее талант и опыт в радиожурналистике во многом способствовал долгожительству программы. Радиопередача транслируется еженедельно на волнах «Радио России-Белгород». Она представляет собой обзор молодежных новостей за прошедшую неделю, рассказывает о молодых талантах в науке, искусстве, спорте, а также о проблемах молодых семей при строительстве (приобретении) собственного жилья и многом другом.

FM-станция «Радио 31» была создана в 2007 г. на базе ТРК «Мир Белогорья» по инициативе областной администрации. Став «на ноги» и пережив в 2008 г. последствия мирового финансово-экономического кризиса, радиостанция расширила спектр производимых ею программ. В начале 2010 г., в качестве своеобразного итога российского Года молодежи, в эфире появилась программа «Молодые ветра». Автор и ведущая Татьяна Криницкая сделала упор на освещение вопросов молодежной политики. Так, первые выпуски программы были посвящены освещению возможностей получения молодыми людьми субсидий от государства на улучшение жилищных условий. Первоначально программа выходила еженедельно, позже транслировалась по мере сбора радиоматериала.Активное участие в ее создании принимали студенты факультета журналистики БелГУ. В период недавних летних каникул передача не выходила, в планах редакции возобновление ее выпускаосенью.

Во втором по значимости городе области Старом Осколе также ведется активная работа по развитию молодежных СМИ. Так, при «Ассоциации молодых журналистов» действует студия молодежной информации «Наш голос», которая с 2003 г. выпускает на ТК «Приосколье», «5 канале» и «9 канале» (г. Старый Оскол) молодежную программу «Платформа» (она была прервана в 2007 г., и вновь вышла в эфир ву августе 2009 г.). Ее организаторы уже пару лет безуспешно решают вопрос о ретрансляции «Платформы» на всю область через областные телеканалы. Для того, чтобы стать доступной белгородской молодежи, передача рассчитывает получить разрешение на вещание в сети Интернет. Структуру передачи «Платформа» составляют 13 рубрик, посвященных образованию, спорту, профориентации, музыке, социальным проблемам, новостям областного и местного уровней. Старооскольская «Платформа» регулярно освещает проблемы социализации молодых инвалидов, организации занятости молодежи. В то же время вопросы доступности образования и обеспечения молодежи жильем в передаче поднимаются нечасто.

Старожил белгородской молодежной периодики – областная газета «Смена» (с 1956 г.) – в последние годы превратилась в консервативное издание. Газета с более чем полувековой историей воспитала не одно поколение и не желает терять взрослого читателя, ставшего её основным подписчиком. В результате полосы, посвященные садово-огородным хлопотам и другим не совсем молодежным темам, а также консервативный стиль оформления и тональность газеты часто отпугивает молодого читателя. Учредителем издания является областное управление по делам молодежи, и «Смена» широко и компетентно освещает насущные для молодых белгородцев вопросы трудоустройства, ипотечного кредитования, адресной помощи матерям с детьми, выплаты специальных стипендий учащимся и студентам из малообеспеченных семей, бытовые проблемы студенческих семей и т.д. С 2003 г. примерно два раза в месяц редакция выпускает приложение «Вторая смена». Оно имеет отличный от основного издания дизайн, создается молодыми авторами, и, соответственно, пользуется большей популярностью у молодежи.

Газета «Смена» регулярно на своих страницах освещает различные стороны жизни молодежи. Более того, изданию удалось внести свой вклад в решение жилищной проблемы молодых белгородцев. Так, в газете вышла серия материалов «Дешевое жилье для молодых: утопия или реальность?». В результате «концепция, изложенная в этих публикациях, была взята за основу молодежным правительством Белгородской области для разработки совместно с ЖБК-1 Программы строительства дешевого жилья для молодых семей. В дальнейшем эта программа была одобрена Губернатором области Е.С. Савченко» (Концепция развития газеты «Смена»… 2007). Акцент в ее реализации был сделан на привлечение молодежи к ведению индивидуального жилищного строительства. В то же время, «Смена» «грешит» обилием безликих отчетов о мероприятиях, проводимых областным управлением по делам молодежи. Проблемные публикации о молодежи – и тем более аналитические – здесь выходят нечасто.

Таким образом, все представленные СМИ в той или иной степени отвечают целям и задачам государственной молодежной политики, в частности, по освещению и решению молодежных проблем. Их информационная деятельность способствует социализации и самореализации молодежи. Так, в газете «Смена», в теле- и радиопередачах часто выступают молодые талантливые люди, которые рассказывают о своем творческом пути, молодые инвалиды делятся опытом по преодолению жизненных трудностей. Тем самым они подают слушателям и зрителям пример для подражания, вселяя уверенность в свои силы. Кроме того, выходят комментарии специалистов о возможностях и правах молодых.

На патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи нацелены почти все проекты. Газета «Смена» регулярно освещает все инициативы управления по делам молодежи области, Белгородской и Старооскольской епархии РПЦ. Передача «Горизонт» выпустила десятки репортажей о военно-патриотических клубах, студенческих и православных трудовых отрядах, действующих в области. «Молодые ветра» успели рассказать о белгородских казаках и молодежной акции «Звездная эстафета Победы». В программе «Платформа» также присутствуют сюжеты о военно-патриотических слетах, молодежных патриотических акциях.

Что касается помощи молодежи в решении проблем, связанных с трудоустройством, обеспечением жильем, получением качественного и доступного образования, то здесь практически ни одной теле- и радиопрограмме не удалось добиться высоких результатов. Вклад передач в дело профилактики алкоголизма, наркомании, преступности в молодежной среде также недостаточен (несмотря на направленность многих публикаций на пропаганду здорового образа жизни).

«Горизонт» и «Молодые ветра» приводят комментарии специалистов для разъяснения, например, прав молодежи на получение жилищных субсидий. В то же время освещаемая проблема не показывается с нескольких сторон, не звучит голос молодых семей, ставших на очередь или уже получивших субсидию. Передача «Платформа» старается не поднимать определенные проблемные вопросы, которые, тем не менее, важны для молодежи.

Теле- и радиопрограммы от случая к случаю касаются различных проблем молодежи (трудоустройства, обеспечения жильем, наркомании, поддержки молодых семей и инвалидов), но систематического разговора не получается. Основное содержание программ – это молодежные новости, отчеты о молодежных мероприятиях. Информационное сообщение требует меньше трудозатрат, нежели проблемный либо аналитический материал. В то же время такого рода информирование не только не способствует оказанию помощи молодежи в решении ее проблем, но и не прибавляет популярности самой программе. Этим подтверждается вывод авторитетного исследователя российского телерадиовещания: «К сожалению, передачи просветительского, образовательного, общекультурного характера, обращенные к молодежной аудитории, для многих современных телекомпаний все больше и больше становятся второстепенными» (Цвик 2007: 71).

Для создания системы информационной поддержки молодежи по всему спектру вопросов жизни в обществе, как заявлено в «Стратегии…», необходим систематический выпуск серьезных аналитических статей и репортажей о проблемах молодежи, где бы приводились различные точки зрения специалистов, воспроизводился жизненный опыт конкретных молодых людей, попавших в то или иное затруднительное положение. Осуществить выпуск таких материалов могли бы уже названные СМИ, в той или иной степени ориентированные на молодежную аудиторию. В этом случае им удалось бы оказать большую поддержку (советом, примером, консультацией) молодым людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и таким образом добиться большей популярности в молодежной среде.

Сегодня уместно говорить о недостаточном количестве медийных проектов для молодёжи в белгородском информационном пространстве. В Белгородской области ощущается явный дефицит молодежных СМИ, которые в большинстве своем оказываются недолговечными проектами. Вновь становится актуальным вопрос о создании молодежной редакции программ при областном телеканале «Мир Белогорья». В 2008 г. попытки «запуска» такой редакции не увенчались успехом. Необходима поддержка этого молодёжной студии в форме целевых грантов от заинтересованных государственных структур. В случае положительного решения вопроса в Белгородской области появятся новые телепередачи для молодежи, что позволит организовать более эффективную информационную поддержку реализации государственной молодежной политики в регионе.

Литература

  1. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: /files/materials/1741/molstrategy.doc

  2. Концепция развития газеты «Смена» на 2008-2010 годы, утвержденная редколлегией редакции в 2007 г. [текст]

  3. Цвик В.Л. Молодежное ТВ. [текст] Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания – М, – 2007.

ОСВЕЩЕНИЕ ГОДА МОЛОДЁЖИ НА СТРАНИЦАХ

ОБЛАСТНОЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ГАЗЕТЫ

«БЕЛГОРОДСКИЕ ИЗВЕСТИЯ»

Рухленко Нина Николаевна,

Жилина Анна Владимировна

Национальный исследовательский

  1. Отечественные юридические журналы XIX века: эволюция и характерные особенности 10. 01. 10 Журналистика

    Диссертация
    Защита состоится «28» мая 2012 г. в 13 часов на заседании диссертационного совета Д 212.101.04 при Кубанском государственном университете по адресу: 350018, г.
  2. Научная работа студентов (1)

    Научная работа
    В 2008 году профессорско – преподавательский состав, аспиранты, соискатели и студенты ИМПЭ им. А.С. Грибоедова осуществляли научно-исследовательскую деятельность в соответствии с планом, утвержденным Ученым советом института 28 февраля
  3. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (470)

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится « » 2012 г. в часов на заседании Диссертационного совета Д 501.001.07 в Московском государственном университете имени М. В.
  4. Урок демократии в истории республиканской Турции от нейтралитета к оппозиции: турецкий еженедельный журнал "Акис" в борьбе за демократию в 5

    Урок
    Алексеева Т.Е., Присяжный М.Ю., Ядрихинская Л.С. Факультативы в высшей школе: права и обязанности студента и преподавателя / Серия «Библиотека УМУ: вопросы и ответы».
  5. Алексеева И. С., Панина С. В.

    Документ
    Алексеева И.С., Панина С.В. Профессиональное становление молодых специалистов в условиях сельской школы (на материале Республики Саха (Якутия). Якутск: Изд-во ЯГУ, 2008.
  6. Информация о деятельности комитетов тпп РФ в 2008 году

    Документ
    В течение 2008 года Комитет осуществлял реализацию мероприятий Программы деятельности ТПП РФ на 2007-2011 гг. (Раздел 7. Повышение роли малого и среднего предпринимательства в экономической и социальной жизни общества).
  7. А. В. Федоров главный редактор (8)

    Документ
    29 октября 2008 года в Общественной палате РФ состоялись слушания на тему: "Информационное общество: технологический процесс или социальный прогресс?".
  8. Научные издания (1)

    Документ
    Аксенова, Э.А. Педагогические идеи и инновации в школьном и внешкольном образовании за рубежом: монография / Э.А. Аксенова. – М.: ИСМО РАО, 2010. – 240 с.
  9. Социально-культурные ракурсы медиакультуры: коммуникативно-компетентностный аспект

    Документ
    Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Другие похожие документы..