Учебно-методический комплекс по дисциплине информатика и математика для направления 030500 «Юриспруденция» специальности 030501 «Юриспруденция»

e

  • b



    6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

    6.1. Методические рекомендации для преподавателей

    по подготовке и чтению лекций

    Лекция (лат. lecture - чтение) — устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопросу и т.д. Цель лекции – сформировать у обучающихся ориентировочную основу для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы.

    Важнейшей частью подготовки лекций по дисциплине в целом является ее методологическое и философское осмысливание; здесь следует ознакомиться с новейшей литературой по данным вопросам, понять революционные моменты развития научного направления, где имели место качественные сдвиги, обдумать, как и в каких местах курса, об этом целесообразно говорить. Нужно осмыслить взаимосвязь между отдельными теориями, фактами, понять противоречия, которые двигали развитие всего данного направления, продумать метод и последовательность освещения этих вопросов в курсе.

    В общую подготовку следует включить и продумывание некоторых технических вопросов, например, обозначений (что особенно важно для математики). Они должны быть подобраны так, чтобы их легко можно было запомнить, и они не должны изменяться в течение всего курса. Учитывая, что обучающиеся имеют гуманитарный склад ума, обозначения должны быть понятными и воспринимаемыми.

    Начиная курс, необходимо осветить его роль в системе других курсов, его значение для учебы и практической деятельности будущего специалиста. Начиная каждый раздел курса, необходимо охарактеризовать его место в общем плане дисциплины, взаимосвязь с предыдущими разделами и значение для будущих разделов.

    Подготовка отдельной лекции должна включать составление плана лекции, продумывание схемы изложения отдельных вопросов, методическую отработку доказательств, выкладок, подготовку примеров, проблем для постановки перед слушателями, вопросов, имеющих целью проверить усвоение курса. Необходимо продумать материал с точки зрения темпа его изложения.

    Содержание отдельной лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

    • изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

    • логичность, четкость и ясность изложения материла;

    • возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности обучающихся в ходе лекции;

    • опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;

    • тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью обучающихся.

    Выбор конкретных методик проведения лекций зависит от индивидуальных особенностей и предпочтений преподавателя, а также от особенностей аудитории. При изложении лекционного материала необходимо строго следовать программе курса в изложении дидактических единиц, указанных в Госстандарте, в соответствующих вопросах излагаемой темы лекции. Целесообразно предоставить студентам возможность предварительно ознакомиться с планом лекции, ее тезисами.

    При изложении нового материала и решении задач целесообразно было бы использовать различные блок-схемы, таблицы и графические иллюстрации, позволяющие активизировать учебную деятельность студентов. Это дает возможность использовать их на аудиторных занятиях, в самостоятельной работе, а также при проведении контроля. Приветствуется также использование презентаций, учебных фильмов и т.п.

    Целесообразно после изложения сложных вопросов некоторое отвлечение. Иногда это может быть исторический экскурс в связи с изучаемым вопросом, характеристика обстоятельств, приведших к развитию проблемы, характеристика ученых, принимавших серьезное участие в разработке вопроса, их творчества, жизненного пути, убеждения. Отвлечения эти не должны занимать много времени, и они позволяют аудитории передохнуть, в какой-то мере восстановить внимание и подготовиться к восприятию нового материала.

    На первой лекции по математике особую роль следует уделить вопросу о необходимости изучения математики студентами, обучающимися по специальности «Юриспруденция». Лектору необходимо подчеркнуть, что по своей теоретической сущности вся математика может рассматриваться как наука о специальных классах моделей. Построение математических моделей, их изучение, оперирование с ними и выяснение их соответствия реальным задачам (приложениям) – в этом состоит главная задача математики. Моделирование не является специфическим, свойственным только математике методом научного исследования. Применение моделей распространено повсеместно и проявляется в большом разнообразии форм. Моделирование, безусловно, используется и в юридической деятельности, что целесообразно подтвердить конкретными примерами.

    Задачи изучения математики, и дисциплины в целом, состоят в том, чтобы: ознакомить студентов с понятийным аппаратом (т.к. он используется во всех областях деятельности), сформировать у них умения использовать, анализировать информацию, логически мыслить, приучить к умению выделять главное и формализовать задачу, выстраивать алгоритм решения проблемы, научить приемам решения математически формализованных задач, привить навыки изучения научной литературы. Решая поставленные задачи, лектору следует соотносить абстрактный теоретический материал с конкретными практическими примерами.

    При изучении информатики следует отметить, что именно субъекты юридической деятельности относятся к специалистам, использующим большое количество различной информации. Эффективность их деятельности напрямую зависит от количества и качества используемой ими информации. Отсюда и особое внимание к изучению вопросов, связанных с информацией, происходящими с ней процессами, современными информационными технологиями, развитием вычислительной техники. Эта необходимость неизбежно вытекает из современных условий развития российского общества и государства, находящегося на этапе перехода индустриального общества, каким оно было на протяжении последних десятилетий, в информационное общество. В РФ идет активная работа по разработке теоретических основ и формированию государственной политики в области развития информационной сферы.

    При изучении раздела «Аппаратные средства информатики» особое значение следует уделить основным принципам построения архитектуры современных ЭВМ, а также остановиться на перспективах развития вычислительной техники. Особо следует выделить характеристики, влияющие на производительность ЭВМ. Возможно, не следует проводить детальное рассмотрение всех устройств компьютера, ограничившись лишь изучением основных. Изучение периферийных устройств целесообразно оставить на самостоятельное рассмотрение.

    При изучении раздела «Программные средства информатики» наибольшей сложности восприятия студентами-гуманитариями вызывает тема «Основы программирования и алгоритмизации». Лектору следует объяснить студентам, что цель занятия – не научить их программировать, а ознакомить с основными принципами подготовки программ и решения задач с помощью ЭВМ, научить составлять и читать алгоритмы, представленные с помощью разных способов описания. Составление алгоритмов стимулирует логику учащегося, помогает формированию творческого мышления, способствует развитию внимания и памяти, умению анализировать условие задачи, планировать, прогнозировать, контролировать и корректировать свои действия. Целесообразно уделить внимание современным используемым методам и языкам программирования.

    При изучении раздела «Основы защиты информации» особо следует остановиться на вопросах правовой защиты информации. Целесообразно рассматривать эту тему после предварительного изучения студентами необходимых нормативно-правовых документов (см. список литературы, нормативно-правовые акты)

    6.2. Методические рекомендации для преподавателей,

    ведущих семинарские занятия.

    Практические занятия по дисциплине предполагают проведение семинарских занятий по математике и компьютерного лабораторного практикума по информатике. Назначение занятий заключается в контроле правильности понимания студентами основных концептуальных положений курса, в формировании умения моделировать, в содействии развитию логического мышления и творческих способностей студентов, в способствовании использования теоретических знаний при решении практических задач, в получении устойчивых навыков при работе с ЭВМ.

    При подготовке к проведению практических занятий преподаватель должен подготовить необходимый раздаточный материал, что особенно актуально на лабораторных занятиях, проводящихся в компьютерных классах, поскольку следует учитывать различную базовую подготовку студентов и индивидуальный темп выполнения ими заданий.

    Студенты, пропустившие занятия (независимо от причин), не подготовившиеся к занятию, обязаны явиться на консультацию к преподавателю и отчитаться по теме, изучавшейся на занятии. Студенты, не отчитавшиеся по каждой из пройденных тем, не получают зачет за соответствующий семестр. Работа каждого студента на практических занятиях отмечается преподавателем в своем журнале и обязательно учитывается при проведении зачета и на экзамене. Если преподаватель не принимает экзамен в своей группе, он сообщает экзаменатору данные о работе каждого студента в течение всего года.

    На первом занятии преподаватель знакомится со студентами группы, объясняет студентам порядок работы в течение семестра и учебного года в целом, характер предъявляемых требований. Целесообразно ознакомить с критериями выставления зачета и экзаменационной оценки. В процессе вводной беседы решаются организационные вопросы, обсуждаются часто встречающиеся проблемы.

    При проведении семинарских занятий по математике теоретическим вопросам целесообразно уделять 10-20 минут. При необходимости им может быть посвящена большая часть занятия. Студенты должны уметь четко определять основные математические понятия и формулировать изучаемые теоремы. Целесообразно проводить контрольные опросы по основным понятиям и теоремам.

    При решении задач преподавателю следует особое внимание уделить выполнению формализации задачи, объяснив, что именно от корректности формализации зависит успех решения. Более того, необходимо требовать ее выполнение при решении любой математической задачи. Для формализации необходимо ввести нужные обозначения, выделить соответствующие множества (события), подробно описать используемые операции. Учитывая, что соблюдение принципа наглядности является обязательным условием формирования и закрепления знаний, преподавателю целесообразно продемонстрировать решение нескольких задач на доске, поясняя при этом, как следует проводить формализацию и правильно оформлять решение. Желательно предлагать несколько различных способов решения одной задачи в зависимости от выбора формализации.

    Для проведения занятий преподаватель может воспользоваться задачами, приведенными в учебно-методическом пособии по математике5 либо подобрать их самостоятельно.

    При формировании библиотеки задач должны использоваться следующие принципы:

    а) задач должно быть достаточное количество для формирования практических навыков по каждой изучаемой теме;

    б) должна быть система усложняющихся задач;

    в) задачи должны быть увлекательны и доступны;

    г) желательно, чтобы задачи носили проблемный характер, демонстрировали использование математических методов в юридической деятельности.

    Лабораторный практикум по информатике проводится в специальных оборудованных компьютерных классах ИПСУБ УдГУ. На первом занятии необходимо ознакомить студентов с правилами техники безопасности и Санитарных правил и норм6, требованиями, предъявляемыми при работе с вычислительной техникой, с правилами аутентификации и авторизации в системе.

    Изучение темы «Пользовательский интерфейс операционной системы Microsoft Windows» нацелено на повторение и систематизацию знаний по работе с данной операционной системой. После изучения этой темы студент должен четко знать название и назначение элементов интерфейса операционной системы Microsoft Windows, способы выполнения основных команд. Данные знания и умения оперировать основными понятиями необходимы для самостоятельного изучения программной документации к любому приложению, работающему под управлением указанной операционной системы, а также способствуют развитию информационной, коммуникативной культуры учащихся. Целесообразно провести индивидуальный опрос каждого студента по вопросам к данной теме7, предлагая сопроводить ответ демонстрационными примерами. Особое внимание следует уделить вопросу о роли и назначении операционной системы Microsoft Windows, ответ на который студенты должны подготовить самостоятельно. При этом студент должен ясно представлять себе назначение любой операционной системы, а также выделить дополнительные возможности ОС Microsoft Windows. Стимулируя творческий подход студентов к решению данной задачи, целесообразно проводить оценку ответов дифференцированно.

    Индивидуального опроса требует и тема «Файлы и каталоги», посвященная работе с файловой системой операционной системы Microsoft Windows. Студент должен знать основные понятия файловой системы, уметь оперировать ими, знать алгоритмы выполнения файловых операций различными способами. Особое внимание здесь следует обратить на знание студентами необходимого теоретического материала.

    Отчет по лабораторной работе по другим темам предполагает выполнение студентами предложенных заданий и ответ на контрольные вопросы, вынесенные к теме. Для проведения занятий преподаватель может воспользоваться заданиями, приведенными в практикуме8, либо подобрать их самостоятельно. Принципы составления заданий были описаны выше.

    В случае затруднений в выполнении студентами какой-либо операции, преподавателю не следует давать точный алгоритм ее реализации, а лишь указать направление поиска ответа. Также необходимо приучать студентов активно использовать справочные системы программных продуктов. Такой подход в преподавании информатики способствует развитию творческой активности студентов, формированию навыков сознательного и рационального использования ЭВМ в своей учебной, а затем и профессиональной деятельности.

    При изучении тем, посвященных работе с информационно-поисковые системами при решении конкретных задач следует обратить внимание важности правильного выбора вида поиска информации, технике составления поисковых запросов. При этом важно подбирать задачи, решающие конкретные правовые проблемы. Необходимо содействовать формированию навыка применения полученных знания для подготовки к семинарским занятиям по правовым дисциплинам, к зачетам и экзаменам, для написания рефератов, курсовых и дипломных работ.

    Независимо от вида практического занятия преподаватель должен подвести итоги работы, отразив положительные и отрицательные моменты занятия, предложив способы исправления допущенных ошибок.

    Активность и качество работы в течение семестра должно учитываться при осуществлении промежуточного и итогового контроля, проставлении аттестации.


    1 Камалова Г.Г., Русских Ж.А. Практикум по информатике. Ижевск: Детектив-информ, 2001. Ч.1; Камалова Г.Г., Русских Ж.А. Практикум по информатике. Ижевск: Детектив-информ, 2002. Ч.2.

    2 СанПиН 2.2.2.542-96 “Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы” (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 14 июля 1996 г. N 14).

    3 Информатика. Задачник – практикум в 2 томах./Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера.

    4 ГОСТ 10.002.80 ЕСПД, ГОСТ 10.003-80 ЕСПД

    5 Математика: Метод. пособие для студентов спец. «Юриспруденция»/Сост. Г.Г.Камалова, Ж.А.Русских. Ижевск: Детектив-информ, 2007.

    6 СанПиН 2.2.2.542-96 “Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы” (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 14 июля 1996 г. N 14).

    7 Камалова Г.Г., Русских Ж.А. Практикум по информатике. Ч.1. Ижевск: Детектив-информ, 2001. С.11.

    8 Камалова Г.Г., Русских Ж.А. Практикум по информатике. Ч.1. Ижевск: Детектив-информ, 2001;

    Камалова Г.Г., Русских Ж.А. Практикум по информатике. Ч.2. Ижевск: Детектив-информ, 2003.

    1. Учебно-методический комплекс по дисциплине "Уголовное право" Нижний Новгород 2010

      Учебно-методический комплекс
      Дать обучающимся развернутое представление об уголовном законодательстве как главном содержании правовой основы борьбы с преступлениями и преступностью.
    2. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 Юриспруденция, по специальности: 030500 Юриспруденция Киров

      Учебно-методический комплекс
      Информатика и математика: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.-сост.
    3. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» Киров (5)

      Учебно-методический комплекс
      Правовая информатика: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.-сост. В.
    4. Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Магистр публичного права» (направление 521400 «Магистр юриспруденции») (1)

      Учебно-методический комплекс
      УМК-МПП. Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Магистр публичного права». Направление 521400 – «Магистр юриспруденции», 2009-2010 учебный год.
    5. Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Магистр публичного права» (направление 521400 «Магистр юриспруденции») (2)

      Учебно-методический комплекс
      Настоящий учебно-методический комплекс объясняет цели и задачи историко-теоретического раздела магистерской программы «Магистр публичного права». В УМК-МПП приведены программы учебных курсов, подготовленных кафедрой теории права и
    6. Учебное пособие содержит правила оказания первой помощи в различных ситуациях, основы микробиологии, иммунологии, профилактики и лечения инфекционных заболеваний,

      Учебное пособие
      Айзман Р. И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни [Текст] : [для пед. спец. высш. и сред. учеб. заведений] / Р. И. Айзман, В. Б. Рубанович, М.
    7. Учебно-методический комплекс дисциплины огсэ. Ф. Политология (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

      Учебно-методический комплекс
      Для специальности 040201Социология, 030501 Юриспруденция, 080502 Экономика управления на предприятии (промышленность), 080502 Экономика управления на предприятии (городское хозяйство),
    8. Нормативно методическое обеспечение по разработке

      Реферат
      Главным документом, определяющим развитие высшего профессионального образования в России, является Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (далее ФГОС ВПО).
    9. Администрации волгоградской области для поступающих в учреждения (1)

      Документ
      Россия переходит на пути развития, предполагающие высокую соревнова-тельность во всех сферах жизни. Активное вхождение страны в деятельность мирового сообщества формирует потребность в специалистах нового уровня.

    Другие похожие документы..