Рабочая Учебная программа дисциплины “ Мерчендайзинг потребительских товаров для студентов специальности (направления)

Тематика докладов:

  1. Особенности выкладки продовольственных групп товаров.

  2. Особенности выкладки непродовольственных групп товаров.

  3. Определение оптимального размера выкладки товаров.

  4. Современные тенденции технологического проектирования розничного магазина.

  5. Особенности дизайна розничного магазина.

  6. Значимость распределения торговых площадей.

  7. Распределение площади торгового зала.

  8. Специфика оформления витрин магазина.

  9. Дизайн и оформление фасада магазина.

  10. Важность вывески магазина.

  11. Оформление территории около магазина как элемент мерчендайзинга.

  12. Условия и генезис развития сэмплинга.

  13. Сэмплинг в комплексе маркетинговых исследований товаров и рынка.

  14. Задачи, связанные с проведением исследования применительно к сэмплингу.

  15. Дегустация как разновидность сэмплинга.

  16. Особенности развития сэмплинга в России.

    1. Примерный перечень вопросов, выносимых на экзамен по дисциплине

  1. Понятие и сущность мерчендайзинга.

  2. Цели и задачи, объект и субъект мерчендайзинга.

  3. Принципы мерчендайзинга.

  4. Функции мерчендайзинга.

  5. Методы мерчендайзинга.

  6. Происхождение и эволюция мерчендайзинга.

  7. Развитие мерчендайзинга на современном этапе.

  8. Процесс принятия решения покупателем.

  9. Психологические особенности человеческого восприятия.

  10. Визуальный мерчендайзинг.

  11. Виды организации мерчендайзинга в компании.

  12. Функции отдела мерчендайзинга в компании.

  13. Основные функции мерчендайзера в торговой точке.

  14. Сущность и значение торговых каналов в мерчендайзинге.

  15. Понятие и виды точек продажи.

  16. Категорийный мерчендайзинг.

  17. Понятие эффективности мерчендайзинга.

  18. Показатели эффективности мерчендайзинга.

  19. Запас как принцип эффективного мерчендайзинга.

  20. Расположение в торговом зале как принцип эффективного мерчендайзинга.

  21. Правила представления товара как принцип эффективного мерчендайзинга.

  22. Атмосфера как фактор создания привлекательного образа магазина

  23. Факторы, формирующие атмосферу магазина

  24. Чувственные составляющие атмосферы магазина

  25. Содержание и цели внутренней планировки.

  26. Сегментация площади торгового зала и расчет основных коэффициентов эффективности внутренней планировки.

  27. Особенности поведения покупателей в торговом зале. Анализ «холодных» и «горячих» зон.

  28. Подходы к распределению площади торгового зала: зональное расположение групп товаров

  29. Характеристики движения покупателей по магазину.

  30. Размещение площади подсобных помещений.

  31. Виды торгово-технологического оборудования.

  32. Оборудование для торгового зала: корзины, тележки, системы ограждения.

  33. Влияние системы размещения оборудования на управление движением покупателей внутри магазина и вид планировки торгового зала.

  34. Сущность выкладки и её разновидности.

  35. Общие принципы и стандарты выкладки.

  36. Изучение влияния принципов выкладки товаров на изменение объемов товарооборота.

  37. Сущность, виды и формы сэмплинга, значение сэмплинга в розничной торговле.

  38. Понятие, значение и виды POS-материалов.

  39. Сущность товарной категории.

  40. Формирование категорий: принцип совместного размещения.

Промежуточный контроль знаний студентов проводиться в виде контрольного тестирования по дисциплине, изучение которой предусмотрено учебным планом в течение семестра с учетом текущей успеваемости.

Требования к межсессионной аттестации студентов:

- регулярное посещение лекционных и семинарных занятий студентом;

- активная работа на практических занятиях (освещение основных вопросов по тематике программы, практическая работа с нормативно-правовыми актами, разбор плановых ситуаций и решение задач, доклады, сообщения, защита рефератов);

- успешное написание промежуточного тестирования;

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

а) основная литература

  1. Бузукова Е.А. Ассортимент розничного магазина: методы анализа и практические советы [Текст] – СПб.: Питер, 2007. – 176с.

  2. Клочкова М.С. Логинова Е.Ю. Якорева А.С. Мерчендайзинг [Текст]: Учебно-практическое пособие. – М.: Дашков и К. 2009. – 282 с.

  3. Морган Т. Визуальный мерчендайзинг : витрины и прилавки для розничной торговли [Текст]/ Т. Морган ; [пер. с англ.А. П. Романова]. - М. : РИПОЛ классик, 2008. - 208 с.

  4. Парамонова Т.Н., Рамазанов И.А. Мерчендайзинг. [Текст]. – М.:Кнорус, 2010, - 144 с.

  5. Снегирева В.В. Книга мерчендайзера. [Текст]– СПб.: Питер, 2007. – 384с.:

  6. Снегирева В.В. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям. [Текст] – СПб.: Питер, 2007. – 416с.

  7. Сысоева С., Бузукова Е. Мерчендайзинг. Курс управления ассортиментом в рознице. [Текст]– Спб.:Питер, 2011.- 272 с.

  8. Таборова А.Г. Умный мерчендайзинг. [Текст] – М.: Дашков и К.- 2009. – 160 с.

б) дополнительная литература

  1. Аткинсон Д. Все о продажах[Текст]/ Пер. с англ. - М: ФАИР-ПРЕСС, 2001.- 346 с.

  2. Бартон Ш. Дефиле между полками: превратите розничный магазин в подиум [Текст]// Маркетолог. - 2009. - № 10. - С. 9.

  3. Брагин Л. А., Данько Т. П. Организация и управление торговым предприятием. - М.: ИНФРА-М, 2005 -303 с.

  4. Геливанов С. Мерчендайзинг: последний шанс маркетолога [Текст]/ С. Геливанов // Маркетинговые коммуникации. – 2002. – № 4. – с. 26-29.

  5. Гордон Ян Х. Маркетинг партнерских отношений. [Текст]/ Пер. с англ. Под ред. О.А. Третьяк. – СПб.: Питер, 2004.

  6. Гузелевич Н. Ю. Фокусы мерчендайзинга. Эффективные «трюки» для торговцев и поставщиков [Текст]/ Н. Ю. Гузелевич. - СПб. : Питер, 2010. - 158 с.

  7. Джоббер Д., Ланкастер Дж. Продажи и управление продажами [Текст]: Уч. пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 622с.

  8. Дойль П. Маркетинг – менеджмент и стратегии. [Текст]/ Пер. с англ. – СПб.: «Питер». 2002.

  9. Дорышев В.И. Товар и товарная политика. Товар в системе маркетинга. Введение в теорию маркетинга [Текст]: Учебное пособие. – М.: Инфра-М., 2003.

  10. Канаян К. Мерчендайзинг [Текст]/ К. Канаян, Р. Канаян. – М.: РИП-холдинг, 2003. – 236с.

  11. Кинан У. Магазинный мерчендайзинг [Текст]/ У. Кинан // Маркетинговые коммуникации. – 2002. – № 6. – с. 39-43.

  12. Колборн Р. Мерчендайзинг. Принципы успешной торговли [Текст]: Пер с англ. / Р. Колборн. – СПБ.: Изд. Дом «Неве», 2002. – 413 с.

  13. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. [Текст]– СПб.: «Питер Ком», 2003. – 1080 с.

  14. Книга директора магазина [Текст]/Под ред. С. В. Сысоевой – СПб.:Питер, 2006.–368 с.

  15. Ламбен Ж.Ж. Менеджмент ориентированный на рынок: стратегический и операционный маркетинг. [Текст] - СПб.: Питер, 2004.

  16. Мерчендайзинг. Управление розничными продажами [Текст]/ сост. Р. Толпушов и др. – М.: Изд-во Жигульского, 2002. – 223с.

  17. Миргородская, О.Н. Сущность мерчендайзинга и его место в системе торгового маркетинга [Текст] / О.Н. Миргородская // Экономический вестник Ростовского государственного университета. – 2007. – Т. 5. – Ч. 2. – № 1. – 22,25 п.л./0,6 п.

  18. Музыкант В.Л. Рекламные и PR-технологии в бизнесе, коммерции, политике. [Текст] – М.: Армада-пресс, 2004.

  19. Парамонова Т.Н., Красюк И.Н. Маркетинг в розничной торговле [Текст]: Учебно-практическое пособие для вузов (под ред. проф. Парамоновой Т.Н.) – 224с. М.: ИД ФБК-Пресс, 2004.

  20. Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг [Текст]: Учебн. Пособие / Е.В. Попов. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 319с.

  21. Рамазанов И.А., Николаева М.А. Атмосфера магазина и формирующие ее факторы [Текст]//Маркетинг в России и за рубежом. - 2003. - №3.

  22. Рамазанов И.А. Методологические основы мерчендайзинга [Текст]/ Маркетинг/ 2006. - № 3.- с. 65-75.

  23. Розмари Варлей Управление розничными продажами. Мерчендайзинг [Текст]: Учеб. – М.: Изд-во Проспект, 2004. – 272с.

  24. Сагинова О. В. Влияние мероприятий мерчендайзинга на формирование имиджа торгового предприятия [Текст]/ О. В. Сагинова, Л. Н. Полянский // Маркетинговые коммуникации. - 2009. - № 6. - С. 348-355.

  25. Токина О. С. Мерчендайзинг как часть маркетинговых коммуникаций [Текст]// Маркетинговые коммуникации. - 2008. - № 5. - С. 292-298.

  26. Топал С. Витрина как инструмент мерчендайзинга [Текст]// Рекламные технологии. - 2008. - № 5. - С. 38-40.

  27. Тейн Е. Роль мерчендайзинга и рекламы в местах продаж [Текст]/ Е. Тейн // Бренд-менеджмент. – 2002. - № 1. – с. 41-46.

  28. Толпушов Р.С, Тихомиров А.Н. Мерчендайзинг. Управление розничными продажами. [Текст]- М.: Изд-во Жигульского, 2002.

  29. Федько В.П., Бондаренео В.А. Мерчендайзинг и сэмплинг [Текст]: Учебное пособие. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006.

  30. Фесенко О. Розничная торговля: стимулирование продаж [Текст]// Человек и труд. - 2008. - № 1. - С. 64-65.

  31. Черноносова Н. В. Розница оптом: факторы, влияющие на применение мерчендайзинга в розничной торговле [Текст] // Рос. предпринимательство. - 2007. - № 9, вып. 2. - С. 93-98.

  32. Черепнин Т. Мерчендайзинг с разных точек зрения [Текст]/ Т. Черепнин // Бренд-менеджмент. – 2002 - № 2. – с. 53-58.

  33. Шевченко Д. Посмотрите рекламу … в магазине! [Текст]/ Д. Шевченко, Г. Солопекина // Реклам. технологии. – 2003. - № 3. – с. 50-51.

  34. Ярцева С. Мобильные P.O.S.-стенды – новое «оружие» мерчендайзера [Текст]/ С. Ярцева, А. Меньшиков // Реклам. технологии. – 2002. - № 7. – с. 35-38.

в). нормативные документы

  1. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» в ред. от 17.12.2002 № 212-ФЗ.

  2. Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10.06.93., №5151-1.- М.: Изд-во стандартов, 1993.

  3. ГОСТ Р 51304-99. Услуги розничной торговли. Общие требования.

  4. ГОСТ Р 51305-99 «Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу». М.: Госстандарт России, 2003.

г) программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий и Интернет-ресурсы

  1. / Официальный сайт Общества защиты прав потребителей [Электронный ресурс].

  2. – Журнал для потребителей «СПРОС» [Электронный ресурс].

  1. Методические рекомендации для преподавателя

Учебный материал разбит на 11 тем. Каждая тема содержит цель и план ее освоения, литературу и информационные ресурсы, тестовые задания и контрольные вопросы для защиты темы.

План изучения темы содержит такие компоненты, как:

  • изучение теоретических вопросов, необходимых для работы на практическом занятии;

  • выполнение практических работ по предложенным разработкам;

  • защита темы на основе выполненных практических работ, тестовых заданий и контрольных вопросов.

С учетом компетентностного подхода в качестве основных форм организации учебного процесса в предлагаемой методике обучения выступают практические, занятия, а так же самостоятельная работа студентов.

1. Лекции

Теоретическое изучение соответствующей части дисциплины «Мерчендайзинг потребительских товаров» проводится на поточных лекциях, читаемых по программе курса дисциплины «Мерчендайзинг потребительских товаров», в основу которой положена программа для данного направления. Для дополнительного, самостоятельного изучения курса можно пользоваться учебными пособиями, разработанными и изданными сотрудниками кафедры или рекомендованной литературой по соответствующей части курса.

Смысловая нагрузка лекции слегка смещается в сторону от изложения теоретического материала к формированию мотивации обучения через постановку проблем обучения и показ путей решения профессиональных проблем в рамках той или иной темы. При этом основным методом ведения лекции является метод проблемного изложения материала. Тем не менее, по источнику знаний лекция может представляться: объяснительно-иллюстративной, проблемной, частично-поисковой.

2. Практические (семинарские) занятия

Параллельно с изучением теоретического материала студенты осваивают методы решения задач по всем разделам дисциплины «Мерчендайзинг потребительских товаров» на практических занятиях. Темы семинарских занятий и набор рекомендуемых задач для аудиторного решения и для домашних заданий приведены в программе и в приложении к данным методическим рекомендациям. Контроль текущей успеваемости студентов осуществляется преподавателем, ведущим практические занятия по эффективности работы студента в аудитории, проверке выполнения домашних заданий и результатам аудиторных контрольных работ (которых в течение семестра проводится минимум две). Для самостоятельной работы студенты могут использовать учебные пособия по решению задач, подготовленные и изданные преподавателями кафедры

Целью таких занятий выступает обеспечение понимания теоретического материала учебного курса и его включение в систему знаний студентов, формирование операциональной компоненты готовности специалиста, развитие, формирование и становление различных уровней составляющих его профессиональной компетентности.

  1. Рабочая учебная программа дисциплины «Товароведение и экспертиза древесно мебельных товаров» для направления 100800. 62 «Товароведение» Профиль подготовки «Товароведение и экспертиза в сфере производства и обращения непродовольственных товаров и сырья»

    Рабочая учебная программа
    - формирование знаний в области современного ассортимента древесно – мебельных товаров, присутствующих на потребительском рынке, их потребительских свойств,
  2. Программа курса для студентов специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии торговли и общественного питания»

    Программа курса
    Курс «мерчандайзинг» дает общее представление о современных подходах к организации торговли, учитывающих основные целевые установки как ритейлоров и поставщиков/производителей, так и покупателей, рассматривает формирование стратегий
  3. Методические указания к выполнению выпускной квалификационной работы для студентов специальности 061100 «Менеджмент организации», специальности 351300 «Коммерция» инаправления 521500 «Менеджмент»

    Методические указания
    Важнейшей составной частью программы подготовки специалиста (бакалавра) высшей квалификации является стадия подготовки и защиты выпускной квалификационной работы (ВКР): дипломного проекта для специалистов и дипломной работы для бакалавров.
  4. Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 080507 «Менеджмент организации» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) и Основной образовательной программы по специальности 080507 «Менеджмент организации».
  5. Рабочая программа дисциплина «Поведение потребителей» Специальность 080111 «Маркетинг», 032401 «Реклама»

    Рабочая программа
    Программа и методические указания по курсу «Поведение потребителей» предназначены для студентов специальности 080 «Маркетинг». Цель курса – научить студентов исследовать поведение потребителей, оценивать его влияние на деятельность предприятия.
  6. Рабочая программа дисциплины Маркетинг для специальности 080502. 65 Экономика и управление на предприятии (в торговле и общественном питании)

    Рабочая программа
    Главные задачи современного маркетинга – комплексное изучение потребностей общества и отдельных групп потребителей, прогнозирование спроса и его формирование на базе новейших научно-технических достижений с использованием результатов
  7. Рабочая программа Дисциплина «Маркетинг»

    Рабочая программа
    Рабочая программа дисциплины разработана на основании Государственного образовательного стандарта специальности 080401 «Товароведение и экспертиза товаров»
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины аналитика Интернет проектов Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Понятия «интернет-аналитика», «веб-аналитика». Развитие технологии и практики в анализе посещаемости сайтов и оценке эффективности интернет-проектов в целом.
  9. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1- 21/01 утверждаю (2)

    Рабочая программа
    ПРЕРЕКВИЗИТЫ «Профессиональный иностранный язык», «Психология», «Компьютерные технологии», «Методологические проблемы современной науки», «Философские проблемы науки и техники», «Методология экономической науки», «Теория сетевой экономики»,

Другие похожие документы..