Рабочая программа 4-5 классы Москва

[lost. распечатано: 25.9.201325.9.2013, 1.doc]

Т. Д. Шапошникова

К. В. Савченко

Основы духовно-нравственной культуры

народов России

Основы светской этики

Основы мировых религиозных культур

Основы православной культуры

Основы исламской культуры

Основы иудейской культуры

Основы буддийской культуры

Рабочая программа

4—5 классы

Москва

Дрофа

2012

Пояснительная записка

В Законе Российской Федерации «Об образовании», в президентской образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве одной из приоритетных задач образования обозначена задача формирования духовно-нравственной личности. В Стандартах нового поколения указано, что задача школьного воспитания — формирование целостной картины мира и целостного духовного опыта подрастающих поколений. Отмечается, что в процессе воспитания необходимо опираться на сотрудничество культуры, науки и религии на основе общего понимания нравственных начал мотивации поведения человека. Результатом такого сотрудничества станет развитие сферы социального творчества, понимаемого как любая созидательная деятельность во имя общественного блага. Для этого воспитательный процесс в общеобразовательной школе должен быть организован таким образом, чтобы все содержательные компоненты (научный, художественный, религиозный и др.), а также виды образовательной деятельности (учебная, внеучебная, внешкольная, семейная и др.) согласованно обеспечивали духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию человека, гражданина и патриота.

В Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования введена новая предметная область — «Основы духовно-нравственной культуры народов России». К составляющим элементам духовной культуры принято относить идеалы, смыслы, образы, нравственные традиции. Последние в наиболее широком смысле понимаются как способы организации совместной деятельности, устойчиво сохраняющие собственные характеристики на протяжении многих поколений. В этом смысле наука, искусство, философия и религия как культура духовной деятельности — тоже являются традицией. Система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, людей высокой нравственности, проявляющих религиозную терпимость, положительное отношение к языкам, традициям и культурам других народов. Каковы обоснования обращения к воспитанию в стандартах и введения новой области и нового предмета? Именно с воспитанием связывается сегодня дальнейшее духовное возрождение российского общества, преодоление кризисных явлений нашей жизни. В настоящее время воспитание личности рассматривается как одна из важнейших государственных задач, ему отдается безусловный приоритет на всех уровнях образования. В общественном сознании учеными и педагогами-практиками изменение отношения к роли воспитания в образовании воспринимается как поворот к новой образовательной парадигме, в которой воспитанию будет отводиться значительная роль.

Изменение отношения к воспитанию, повышение его роли и значимости потребуют от учителей нового осознания цели образовательного процесса: воспитание духовно-нравственной культуры личности как основы успешности ученика, а значит и результативности деятельности школы, и благополучия страны.

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» записано следующее Духовно-нравственное развитие и воспитание граждан России является ключевым фактором развития страны, обеспечение духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и преумножить ее богатства есть важнейшее условие успешного развития России»1.

Цель и конечный результат деятельности школы видится сегодня не только в «знаниях по предмету», умениях и навыках, компетенциях, но прежде всего, в обретении подрастающими поколениями нравственной опоры, нравственного фундамента, содержащего основные ценности и нормы человеческой цивилизации и нашего общества. При этом следует понимать, что духовно-нравственная культура — это не просто новый предмет, не отдельная дисциплина — это непрерывный процесс становления мировосприятия, мироощущения, развитие сферы чувств, т. е. формирование мировоззрения.

Духовно-нравственная составляющая присутствует во всех областях знаний. Сегодня особенно важно акцентировать нравственную составляющую во всех предметах школьного курса, поднять на новый уровень забытую воспитательную работу в школе и в социальном окружении ребенка. Успешное решение заявленной задачи формирования духовно-нравственной личности возможно только общими усилиями, только при осознании каждым учителем, воспитателем, родителем необходимости своего участия в процессе становления личности ребенка, а также при активном понимании и поддержке всего общества.

С введением в инвариантную часть базисного учебного плана начального общего образования предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» одним из приоритетных направлений научно-методической деятельности становится разработка и внедрение в практику школы соответствующих учебных курсов. И одной их проблем, требующих решения при создании такого рода курсов, является проблема разработки и отбора содержания, обусловленная необходимостью привнесения в школьное образования понятия «духовность». Индивидуальность и личность ребёнка — привычные понятия для современных российских педагогов, а вот понимание сути терминов «дух» и «духовность» — то новое, что привнесено с выделением области «духовно-нравственное».

В философии духовность человека понимается как стремление к абсолюту нравственных истин, высотам духовной жизни, где сердце и разум человека открываются Высшему и обретают необходимый для его постижения духовный опыт. Стремления и опыт порождают высшие способности: разумность, дар речи, волю, совесть, свободу, интуицию, высокие эстетические чувства, творческую активность, открытость в самопознании и в самоопределении, жажду совершенства, способность к любви и служению. Духовность — это также и умение устанавливать свободные, продуманные и ответственные отношения с другими людьми, способность брать на себя ответственность за других людей, за тех «кого мы приручили», за природу, за окружающий мир в целом.

С религиозной точки зрения, мера духовности человеческой жизни определяется очень конкретным отношением — связью человека с Богом. В той степени, в которой человек сознательно выстраивает свою жизнь, исходя из заповедей, данных Богом, можно говорить о духовности его существования.

Таким образом, понятие «духовность» можно трактовать, как включающее в себя и научные гуманистические идеалы, и религиозные представления, т. е. оно может рассматриваться как связующее звено двух миропониманий. При этом важно, что стремление к духовности не только не приводит к противопоставлению двух мировоззрений, но связывает их, позволяет наиболее полно представить картину мира. Отчасти именно поэтому целесообразно активизировать развитие духовно-нравственной составляющей личности ученика в начальной школе, в том числе и посредством преподавания объединенного комплексного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Гуманистическая направленность образования основывается на праве ребенка получать всю полноту знаний о мире, о мировой культуре и о традиционных религиях как важной составляющей этой культуры. А светскость в широком смысле этого слова отражает одну из важнейших характеристик общественных отношений и принципов построения и деятельности государства: признание в качестве ценности и фактическое наличие в общественных отношениях свободы вероисповедания, совести, убеждений и мысли. Таким образом, по мнению специалистов, светскость государства и школы определяется, в частности, характером отношений, сложившихся между ними и религиозными организациями, признанием свободы вероисповедания и мировоззренческих позиций всех граждан страны и участников образовательного процесса2.

Это означает, что применительно к вводимому предмету, духовно-нравственная культура, включающая в себя в том числе и знания о религиях, должна преподаваться в светской школе в соответствии с общеобразовательными критериями, в неконфессиональном варианте, как развивающее знание. Духовно-нравственное образование должно иметь общественно значимый результат, что предполагает знакомство школьников с основными общечеловеческими, общегражданскими и общенациональными ценностями и этическими нормами и «присвоение» этого знания. Очевидно, что наряду с научными знаниями, информацией о законах развития человеческой цивилизации, устройстве общества, культуре невозможно не знакомить учащихся с основами религиозной культуры в целом и традиционными для нашей страны религиями.

Необходимо учитывать значимую роль религии в развитии человеческой цивилизации и в современности, общую религиозную ситуацию, складывающуюся сегодня в мире, в России в целом и в российской школе в частности. В наши дни большинство населения планеты верит в того или иного рода духовную сверхсущность как источник жизни. Процессы глобализации привели к тому, что мы живем в постоянно и стремительно меняющемся мире, и охранительная функция религий в нем достаточно велика. Школа должна и может стать для своих воспитанников местом, где они впервые получают опыт участия в диалоге мировоззрений, опыт тех взаимоотношений и взаимосвязей, которые реально существуют за ее пределами. Новый предмет призван сыграть в этом важную роль.

Культурные, в том числе религиозные, традиции необходимо изучать из уважения к своему и другим народам, чтобы избегать разного рода недоразумений и конфликтов, возникающих из-за незнания и непонимания духовных ориентиров и убеждений друг друга и связанных с ними традиций. Чтобы понять, почему люди в конкретном случае поступили так, а не иначе, нужно знать нравственные законы и принципы, которыми они руководствуются в жизни. Общаясь с человеком, следует знать, что для него свято, как он может понять и интерпретировать те или иные наши поступки или слова. Это знание также поможет лучше узнать и самих себя, будет способствовать гражданской и культурной самоидентификации. По сути речь идет о развитии у человека таких качеств личности, как трансцендентность (способность «выходить за пределы себя», переноситься в пространство культуры), эмпатийность (безусловное принятие другого, способность сопереживать, сочувствовать, ставить себя на место другого человека), толерантность (терпимое отношение к чужому мнению, чужой правде). Развитие этих качеств обеспечивает человеку адекватное современному миру принятие «другого» в качестве необходимого условия собственного существования, отношение к наличию «иного» как к позитивному, а не негативному фактору действительности.

Нормы человеческого общежития требуют взаимного уважения и уступчивости. Но наряду с умением избегать конфликтов важно сохранение своего «я», наличие твердых принципов, не позволяющих человеку поступаться своей совестью, предавать личные, семейные, национальные, государственные интересы, идеалы и ценности. Культурная толерантность и самоидентичность — это необходимые условия для жизни в поликультурном, многонациональном и мультирелигиозном социуме.

Процессы глобализации привели к тому, что мы живем в постоянно и стремительно меняющемся мире, наша эпоха характеризуется отсутствием единомыслия, господством радикального плюрализма мнений, и охранительная функция религий сегодня в нем достаточно велика, что невозможно не учитывать. Введение духовно-нравственного компонента в школьное образование может стать инвариантной основой процесса становления и самоидентификации личности ребенка, значительно затрудненного сегодня, сможет помочь ему в осмыслении и присвоении главных нравственных и этических ценностей, в выделении принципов культурной самобытности, на которых впоследствии будет базироваться его индивидуальный духовный опыт.

Сегодня наша страна, как и многие мировые державы, переживает крупномасштабные миграции населения внутри себя и извне. Это влечет за собой размывание привычных форм культурной самоидентификации. В этих условиях воспитание осмысленного уважения к своей и иной духовной, в том числе религиозной, культуре — необходимый ответ на такие вызовы современности, как мультирелигиозность и поликультурность общественной жизни.

Новый предмет не должен рассматриваться обособленно в учебном процессе, в отрыве от других школьных предметов и вне системы нравственного воспитания в целом. Являясь органичной частью образовательной программы начальной школы, предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» может предоставить возможности для выстраивания горизонтальных связей между различными предметными областями: связать воедино представления о происхождении жизни на Земле, о человеке, о географии и культуре древних цивилизаций, о «взрослении» человечества, т. е. об эволюции этических общественных норм и духовности от родовых культов до господствующих в наши дни этических теорий, в том числе и религиозных. Благодаря введению нового предмета ребенок может получить первичное системно-целостное представление о картине мира и духовном развитии человечества уже в начальной школе. Основой для этого также послужат результаты, полученные при изучении предметов начальной школы («Окружающий мир», «Литературное чтение»). В перспективе содержание и способы деятельности, присущие новому предмету, могут стать соответствующей возрасту и учебному опыту школьников пропедевтикой изучения курсов истории, обществознания, биологии, русского языка, литературы — т. е. общим, метапредметным фундаментом для накопления культурологических знаний, формирования общекультурной эрудиции. В то же время очевидна и внепредметная, внешкольная составляющая нового курса, его нацеленность на достижение результатов, оценить которые будет возможно также и вне системы образования.

Целью введения предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является знакомство младших школьников с основами религиозных культур и светской этики, формирование первичных представлений о материальной и духовной культуре, образе культуры России в целом, которая складывается из культуры всех народов и народностей, наций и национальностей, живущих в нашей стране, и в то же время является частью культуры мировой. Предполагается, что в результате первичного знакомства с основами светской и традиционных для России религиозных культур у детей появится интерес и потребность продолжить это знакомство в дальнейшем через освоение аналогичных предметов или элективных курсов. Важным является также формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.

  1. Рабочие программы 1 4 классы Москва

    Пояснительная записка
    Программы содержат пояснительную записку с указанием целей курса, общую характеристику курса, описание места курса в учебном плане, личностные, метапредметные и предметные результаты обучения, содержание курса, тематическое планирование
  2. Рабочая программа для 9 класса Пояснительная записка Календарно-тематическое планирование разработано на основе программы курса по биологии 9-ого класса

    Рабочая программа
    Календарно-тематическое планирование разработано на основе программы курса по биологии 9-ого класса «Введение в общую биологию и экологию», разработанной В.
  3. Рабочая программа история 6 класс Пояснительная записка

    Рабочая программа
    Главное внимание в программе уделяется системообразующим чертам цивилизаций: особенности ведения хозяйства, формы повседневной жизни, обычаи, правила поведения, религиозные верования, взгляды людей на окружающий мир.
  4. Рабочая программа для 4 класса по математике к учебнику «Математика» по образовательной системе «Школа 2000-2100»

    Рабочая программа
    Рабочая программа по предмету «Математика» в 4 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
  5. Рабочая программа учителя начальных классов 1 класс (1)

    Рабочая программа
    Комплект обеспечен учебными, методическими, дидактическими пособиями, дополнен средствами методической поддержки учителей через Интернет, пособиями для учителей для формирования надпредметных умений.
  6. Рабочая программа учителя начальных классов 1 класс (2)

    Рабочая программа
    Комплект учитывает современные требования к обеспечению физического и психологического здоровья детей, к формированию навыков здорового и безопасного образа жизни.
  7. Рабочая программа по музыке Класс 1 4

    Рабочая программа
    Формирование основ духовно- нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
  8. Рабочая программа для 3 класса по проекту «Перспективная начальная школа» Едалиной Татьяны Анатольевны

    Рабочая программа
    Дополнительная литература Рабочая тетрадь, Байкова Т. А.: Академкнига 2010; Методическое пособие для учителя, АбрамоваМ. Г., М.:Академкнига/учебник 2004
  9. Рабочая программа Литература. 7 класс Б

    Рабочая программа
    Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, овладения

Другие похожие документы..