Программа стратегического развития педиатрического факультета Дальневосточного государственного медицинского университета

РОСЗДРАВ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

ПРОГРАММА

стратегического развития педиатрического факультета

Дальневосточного государственного медицинского университета

на 2009 - 2012 г.г. и дальнейшую перспективу

Утверждена решением

Ученого совета ДВГМУ

27 октября 2009 г.

(Протокол № 3)

Хабаровск

2009 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Предпосылки разработки и принятия Программы стратегического развития педиатрического факультета...………………….……………………3

2. Цель и задачи перспективного развития факультета…………………….…4

3. Организационно-правовые основы деятельности факультета, его индикативные показатели………………………………………………………6

4. Ключевые направления развития педиатрического факультета…………..9

4.1. Комплекс мер по обеспечению качества образовательного процесса, формированию готовности специалистов-педиатров к самостоятельной профессиональной деятельности……………………………………………...10

4.2. Программные мероприятия и проекты в области научно-исследовательской деятельности. Подготовка научных кадров высшей квалификации…………………………………………………………………...11

4.3. Совершенствование системы организации воспитательной работы…...14

5. Программы и проекты развития кафедр педиатрического факультета…..16

5.1. Кафедра детских болезней педиатрического факультета……………….18

5.2. Кафедра детских инфекционных болезней………………………………20

5.3. Кафедра поликлинической педиатрии………………………...………….22

5.4. Кафедра детской хирургии, травматологии и ортопедии……………….24

5.5. Кафедра пропедевтики внутренних болезней……………………………25

5.6. Кафедра фтизиатрии……………………………………………………….27

5.7. Кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии………………...29

5.8. Кафедра хирургии педиатрического и стоматологического факультетов……………………………………………………………………..31

5.9. Кафедра биологической химии…………………………………………...32

5.10. Кафедра философии………………………………………………………34

5.11. Кафедра биологии………………………………………………………...35

5.12. Кафедра терапии педиатрического и стоматологического факультетов……………………………………………………………………..37

5.13. Кафедра гигиены…………………………………………...……………..39

5.14. Кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии……………………….40

5.15. Кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии……….41

5.16. Кафедра офтальмологии ..……………………………………………….42

6. Оценка эффективности Программы, планируемые результаты………….44

7. Мероприятия по обеспечению реализации Программы….……………….46

1. Предпосылки разработки и принятия Программы стратегического развития педиатрического факультета.

В концепции государственной политики в области охраны здоровья детей, одобренной Союзом педиатров России, отмечается необходимость решения одной из наиболее острых проблем – неудовлетворительного состояния здоровья детей, проявляющегося недостаточными темпами снижения смертности, ростом хронических форм соматической патологии и психических расстройств, ухудшением показателей физического развития, распространением среди детей социальных болезней, актуализации проблем алкоголизма и наркомании в детском возрасте. Данное положение определяется рядом факторов, одним из которых является неукомплектованность учреждений здравоохранения врачами-педиатрами, в том числе врачами участковой службы, недостаточный уровень их квалификации.

В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» определены меры по повышению системы подготовки и переподготовки врачей общей (семейной) практики, участковых врачей-терапевтов и педиатров. Решение этой задачи обязывает медицинские образовательные учреждения, их педиатрические факультеты целенаправленно и на перспективу осуществить подготовку высококвалифицированных кадров-педиатров с учетом совершенствования первичной медико-санитарной помощи новорожденным и детям, открытия высокотехнологичных медицинских центров, в том числе перинатальных, а также обеспечения детских медицинских учреждений новейшим диагностическим оборудованием. Все это призвано своевременно выявлять и предупреждать заболевания у детей и подростков.

Немаловажная предпосылка разработки и принятия программы стратегического развития факультета – переход на новые образовательные стандарты, совершенствование системы непрерывного медицинского образования с внедрением прогрессивных форм обучения, фундаментальных и прикладных научных исследований как основы повышения качества медицинской помощи подрастающему поколению. Кроме этого, предстоит работа по внедрению в деятельность ДВГМУ, его подразделений системы менеджмента качества, её распространение на все этапы жизненного цикла образовательных услуг.

Перспективное планирование деятельности факультета предполагает учет особенностей социально-экономического развития Дальнего Востока России, доступности квалифицированной медицинской помощи в виду его географического положения, климатических условий и низкой плотности населения. В этой связи требуется совершенствование системы совместной работы с органами управления здравоохранения и лечебно-профилактическими учреждениями в части обеспечения и повышения квалификации врачей-педиатров, их закрепления, оказания ими консультативной помощи, прежде всего работающих в сельской местности и отдаленных территориях.

Укомплектованность врачами-педиатрами в дальневосточных регионах составляет от 80,0% в республике Саха (Якутия) до 50-60% в Камчатском крае и Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотском автономном округе. В Хабаровском крае обеспеченность педиатрической службы – около 70,0%. В г. Хабаровске на фоне увеличения численности участковых врачей (с 64,0% до 83,3% за 2006-2008гг.) происходит значительное сокращение числа узких специалистов, в том числе детских хирургов – до 40,0%. Наметился отток специалистов из родильных домов. Немалая доля педиатрических работников предпенсионного и пенсионного возрастов. Требуется восполнение естественной убыли кадров, особенно в муниципальных учреждениях здравоохранения.

Развитие договорных (партнерских) отношений с муниципальными и ведомственными ЛПУ должно стать одним из важных перспективных направлений в деятельности педиатрического факультета.

Необходимость разработки и принятия программы факультета вытекает из наличия имеющих проблем внутреннего характера, выявленных в ходе проведенных самообследований кафедральных коллективов:

- имеют место нарушения в оформлении организационно-правового обеспечения преподавания отдельных дисциплин;

- на некоторых кафедрах действуют устаревшие рабочие программы по дисциплинам;

- не обеспечивается в полном объеме внедрение балльно-рейтинговой оценки знаний студентов;

- не завершены подготовка и утверждение учебно-методических комплексов по дисциплинам;

- на отдельных кафедрах медленно идет процесс по разработке элективных циклов, внедрению компьютерных презентаций лекций и других инновационных форм обучения, их методическому обеспечению;

- не выполняются в полном объеме планы методической работы, в том числе по вопросам разработки методических рекомендаций для преподавателей и самостоятельной работы студентов, подготовки и утверждения методических материалов с грифом УМО;

- недостаточно используются в образовательном процессе возможности развития межкафедральных связей (подготовка соответствующих учебных программ), а также формы индивидуальной работы студентов, методы оценки их знаний и умений;

- не в полной мере действуют цепочки «фундаментальные исследования – прикладные исследования, внедрение их в практику здравоохранения и производство», не отработана система формирования творческих (рабочих) групп из числа преподавателей, студентов и практических работников для проведения прикладных исследований и разработок;

- недостаточно материально-техническое обеспечение кафедр (в среднем на 30,0%), которое отстает от современного уровня и не позволяет внедрять инновационные образовательные технологии, создавать новые материалы и изделия, проводить научно-исследовательскую работу. Требуется приобретение и создание электронных образовательных и иных ресурсов, расширение клинических баз кафедр;

- ухудшение условий профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава приводит к снижению престижности педагогического и исследовательского труда, «постарению» имеющихся кадров. Принципиальное значение здесь имеет развитие системы стимулирования педагогического и научно-исследовательского труда, целевой социальной поддержки молодых сотрудников, входящих в состав кадрового резерва.

Естественно, развитие факультета связано с решением ряда других проблем, большинство из которых является следствием или отражением общего состояния системы медицинского образования в стране, а также особенностей развития педиатрической службы в Дальневосточном регионе.

2. Цель и задачи перспективного развития факультета,

базируются на положениях комплексной программы стратегического развития Дальневосточного государственного медицинского университета на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, а также исходя из имеющихся проблем внешнего и внутреннего характера по вопросам подготовки и переподготовки кадров-педиатров, функционирования педиатрической службы в системе здравоохранения.

Программная цель – обеспечение современного качественного непрерывного медицинского образования с использованием новейших информационных технологий, переход к новой модели подготовки и переподготовки специалистов – педиатров в соответствии с международными и отечественными образовательными стандартами, способных выполнять конкретные практические и исследовательские задачи в области охраны здоровья детей, участие в определении и приоритетном развитии тех сфер общественных отношений, которые оказывают влияние на повышение эффективности первичной педиатрической медико-санитарной помощи, снижение социально обусловленных и других заболеваний у детей и подростков, материнской и младенческой смертности.

Для реализации указанной цели определены следующие задачи:

1. Формирование инновационного образовательного процесса на всех этапах подготовки и переподготовки педиатрических кадров. Внедрение новых информационных технологий, прогрессивных форм обучения с использованием новейших методик, интеграция учебно-методической, научно-исследовательской и воспитательной работы, лечебной практики в рамках реализации приоритетных национальных проектов «Образование» и «Здоровье».

2. Участие в отечественных и международных образовательных профильных программах и проектах регионального, федерального и международного уровней, реализации федеральных целевых программ «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011гг)» и «Дети России» на 2007-2010 годы, её подпрограмм «Здоровое поколение» и «Дети и семья», соответствующих программ регионов Дальнего Востока по созданию системы охраны материнства и детства.

3. Совершенствование системы сотрудничества с профильными факультетами медицинских учебных заведений, медицинскими центрами, научно-исследовательскими и общественными организациями, органами здравоохранения и ЛПУ, зарубежными партнерами. Участие в деятельности российского Союза педиатров, соответствующих региональных и муниципальных общественных объединений.

4. Проведение мониторинга потребности в педиатрических кадрах субъектов Российской Федерации Дальневосточного федерального округа, профориентационной работы в общеобразовательных школах. Координация и организация работы по анализу востребованности и трудоустройства выпускников факультета.

5. Повышение конкурентоспособности факультета: поддержка существующих и формирование новых научных школ и научно-педагогических коллективов, деятельность которых направлена на развитие фундаментальных научных исследований в области медицины и охраны здоровья детей, укрепление их материальной базы; постоянный анализ потребностей медицинского рынка в прикладных разработках, осуществление коммерциализации идей; участие в объявленных российских и зарубежных конкурсах для получения грантов на проведение исследований; повышение процента остепененности профессорско-преподавательского состава и увеличение числа аспирантов; расширение обществ молодых ученых и студентов, определение механизмов их поощрения за результаты научно-исследовательской деятельности.

6. Создание системы и новых подходов к кадровому обеспечению научно-образовательного процесса. Повышение удовлетворенности к работе сотрудников кафедр факультета, развитие их клинической деятельности, сохранение и омоложение кадрового потенциала. Подготовка студентов к научной и преподавательской работе. Предоставление возможности повышения квалификации и переподготовки в области медицины и образования в России и за рубежом, участие в российских и международных конференциях.

7. Формирование всесторонне развитой личности будущего педиатра, обладающего высокой культурой и профессионализмом, разработка модели непрерывного его развития в рамках полученной специальности. Усиление роли студенческого самоуправления. Активное вовлечение преподавателей в процесс управления и воспитания, создание системы постоянного их стимулирования за внеучебную работу. Поддержание взаимосвязей с выпускниками факультета.

8. Эффективное и рациональное использование имеющихся материально-технических ресурсов. Решение вопросов, связанных с переоснащением кафедр в соответствии с потребностями образовательного и научного процессов (компьютеры и оргтехника, библиотечно-информационные ресурсы, оборудование для проведения занятий, мебель). Развитие лабораторной и клинической баз. Создание межкафедрального компьютерного класса на базе 301 ОВКГ.

9. Внедрение системы менеджмента качества как механизма управления всеми процессами факультета. Повышение роли Ученого и методического советов факультета, кафедральных и студенческих коллективов.

Выполнение стратегической программной цели и задач позволит обеспечить систему здравоохранения квалифицированными педиатрическими кадрами с учетом тенденций развития потребностей общества и семьи, способных внести эффективный вклад в обеспечение здоровья подрастающего поколения. Их реализация требует улучшения показателей деятельности факультета, развития его научно-педагогического и управленческого потенциалов.

  1. Программа стратегического развития фармацевтического факультета Дальневосточного государственного медицинского университета

    Программа
    Сегодня необходима адаптация системы образования к новым реалиям фармацевтического рынка и требованиям к качеству подготовки фармацевтов и провизоров.
  2. Программа стратегического развития стоматологического факультета

    Программа
    Главный фактор, от которого зависит развитие стоматологического образования в России – это государственное решение проблем образования и здравоохранения в целом и стоматологии в частности.
  3. Программа довузовской подготовки

    Программа
    Перманентный процесс реформирования российского образования перешел на новый этап своего развития. Это, прежде всего, связано с дальнейшим развитием рыночных отношений в России.
  4. Программа стратегического развития факультета высшего сестринского образования

    Программа
    Сестринское дело – важнейшая составляющая часть системы здравоохранения, область профессиональной компетенции специалистов сестринской практики, направленная на профилактику заболеваний, их раннее выявление, комплексный уход за пациентами
  5. Андросова М. П. Развитие диалогического общения детей старшего дошкольного возраста в условиях сельского доу

    Документ
    Абрамова Н.А. Управление развитием профессиональной компетентности будущих учителей коррекционно-развивающего образования. - Якутск: ИПК СВФУ, 2009. – 176 с.
  6. До Нового года в санаториях Красноярского края отдохнут 1650 детей Как отправить ребенка в местные здравницы

    Документ
    Обращаем ваше внимание на то, что в обзор входят все материалы, опубликованные в центральной печати по данной тематике вне зависимости от того, совпадает их содержание с точкой зрения руководства Фонда социального страхования Российской
  7. Концепция кадровой политики и системы научно-педагогического образования гоу впо вгму на период 2010 и до 2015 года У. Личностно-профессиональные качества преподавателя высшей медицинской школы

    Документ
    Модуль кадровой политики и педагогического образования ГОУ ВПО «Владивостокский государственный медицинский университет» разработан в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании,
  8. Программа Ⅻ конгресса международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы русский язык и литература во времени и пространстве

    Программа
    Президент МАПРЯЛ, Президент Санкт-Петербургского государственного университета, Президент Российского общества преподавателей русского языка и литературы,
  9. На этапе перехода их к предметному обучению

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена на кафедре поликлинической педиатрии Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению

Другие похожие документы..