Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Автор-составитель

Балашовский институт (филиал)

ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет
имени Н. Г. Чернышевского»

Специфика управления социальной работой

в условиях малого города

Учебное пособие
для студентов высших учебных заведений

Автор-составитель

И. Н. Шатилов

Балашов

2009

УДК 364.01

ББК 60.90я73

С72

Автор-составитель

И. Н. Шатилов

Рецензенты:

Доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии,

социальной политики и регионоведения

ФГОУУВПО «Поволжская академия

государственной службы имени П. А. Столыпина»

Ю. И. Тарский;

Кандидат социологических наук, заведующая кафедрой ОГСЭД

Балашовского филиала Саратовского государственного

социально-экономического университета

Н. В. Шумакевич;

Кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы

Балашовского института (филиала) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»

М. М. Гладкова.

Рекомендовано к изданию Научно-методическим советом Балашовского
института (филиала) ГОУ ВПО «Саратовский государственный
университет имени Н. Г. Чернышевского».

Издание осуществлено при финансовой поддержке Совета
по грантам Президента Российской Федерации (МК-1030.2008.6).

Шатилов, И. Н.

С72 Специфика управления социальной работой в условиях малого города : учеб. пособие / авт.-сост. И. Н. Шатилов. — Саратов : Научная книга, 2009. — 120 с.

ISBN 978-5-9758-1189-9

Учебное пособие призвано обогатить интеллектуальный потенциал специалистов
и будущих профессионалов социальной сферы принципиально новым знанием относительно специфики управления социальной работой на уровне малого города: от выявления особенностей руководства и взаимодействия властных структур федерального, регионального, муниципального уровней до проблематики исследования и объективной оценки эффективности менеджмента социозащитных учреждений муниципалитетов.

Данное учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 040101 «Социальная работа», 050711 «Социальная педагогика».

УДК 364.01

ББК 60.90я73

ISBN 978-5-9758-1189-9 © Шатилов И. Н., 2009

О г л а в л е н и е

Введение 8

Глава 1. Общие подходы к проблеме специфики управления социальной работой в условиях малого города 13

1.1. Специфика управления социальной сферой малых городов России в контексте целостного социально-экономического развития страны 13

1.2. Современная системообразующая роль малых городов в пространстве социальной политики Российской Федерации 26

1.3. Социально-психологические аспекты руководства в социальной сфере малого города 30

1.4. Оценка персонала как фактор повышения эффективности социальной работы в условиях малого города 34

1.5. Оценка эффективности управления ГУ СО СПДП «Возрождение» (г. Балашов) 39

1.6. Проект как метод управления в социальной сфере 41

Глава 2. Управление социальной работой в малом городе: этнический аспект 46

2.1. Поликультурность профессиональной подготовки специалистов как основа эффективного управления социальной работой 46

2.2. Организация социальной работы с мигрантами в условиях малого города 49

Глава 3. Специфические особенности руководства социальной сферой малого города в отношении пожилых людей 54

3.1. Комплексный характер руководства социальной помощью в отношении пожилых инвалидов (опыт Центра социального обслуживания г. Балашова) 54

3.2. Оптимизация управленческих решений в структуре деятельности стационарных учреждений социального обслуживания с использованием социологических методов оценки качества жизни проживающих 58

3.3. Руководство организацией досуговой деятельности с лицами пожилого возраста в Центре социального обслуживания населения г. Балашова 61

Глава 4. Специфика социальной работы с молодежью 65

4.1. Социальная работа в вузе в условиях малого города: специфика и проблемы управления 65

4.2. Организация социальной работы в студенческой среде (на примере г. Балаково Саратовской области) 68

4.3. Проблемы эффективности руководства муниципальной молодежной политикой на территории ОМО г. Балашова 70

4.4. Особенности неформальных объединений молодежи в малом городе и работа местных органов власти с ними 72

Глава 5. Особенности управления социозащитными учреждениями, работающими с детьми и семьями 77

5.1. Управление проектированием социально-педагогической деятельности по профилактике жестокого обращения с детьми в семье 77

5.2. Особенности современной роли руководителя учреждения интернатного типа в малом городе 81

5.3. Единство управленческих воздействий в процессе организации совместной деятельности специалистов социальной сферы по решению социальных проблем детей и их семей 83

5.4. Социальный педагог в структуре управления системой социальной защиты детей 84

5.5. Эффективность социально-педагогических воздействий в процессе социализации детей-сирот в условиях малого города 87

5.6. Организация профилактической работы с несовершеннолетними девиантного поведения в социально-реабилитационных центрах малых городов 89

5.7. Особенности социально-экономических проблем малообеспеченных многодетных семей на муниципальном уровне 91

5.8. Управление социальным учреждением на примере Областного государственного учреждения социального обслуживания «Веста» г. Ангарска Иркутской области 95

Глава 6. Некоторые аспекты инновационного менеджмента социальной сферы на уровне малого города 98

6.1. Социальный аспект менеджмента российских компаний в отношении поддержки семьи и родительства 98

6.2. Влияние особенностей взаимодействия органов местного самоуправления и малого бизнеса на социально-экономическое развитие малого города (институциональные аспекты) 102

6.3. Специфика молодежного рынка труда в практике руководства центрами занятости малых городов 105

6.4. Опыт и перспективы решения проблемы бездомности в Мурманской области 107

6.5. Руководство организацией волонтерской практики на уровне малого города в профессиональном становлении студентов-первокурсников 110

Заключение 113

Темы контрольных работ 115

Тематика рефератов 117

Контрольные вопросы 119

Основные понятия курса 121

Список использованной литературы 128

Введение

В современной России самым распространенным типом городского поселения являются малые города. И, если по крупным городам оценивается скорость экономического развития окружающей территории, то малые являются индикатором социального и нравственного здоровья, определяющего состояние местных сообществ. Именно в них различные сферы жизнеустройства, в том числе социальная, на современном этапе реформирования российского общества представляют особый научный
и практический интерес с точки зрения основных проблем адаптации российской провинции к новым социальным условиям жизнедеятельности.

Действительно, состояние человеческого капитала в малых городах России отражает общие негативные тенденции социально-экономиче-ского кризиса по стране, которые усугубляются спецификой этих населенных пунктов. В «докризисный» период малые города являлись «донорами» рабочей силы, не обеспечивая при этом воспроизводства человеческого ресурса. В настоящее время этот процесс нарушен общим демографическим спадом по стране. Специфическая общинная ментальность жителей малых городов не позволяет им быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Вместо профессионального роста, накопления
и совершенствования человеческого капитала большинство из них склонно перейти к натуральному подсобному хозяйству. Существуют также противоречия между высоким уровнем образования, профессиональными качествами работника и его закреплением в малом городе. Наиболее существенная причина всему этому — экономическая и, как следствие, социальная: разрушение материально-технической базы предприятий малых городов не дает населению возможности получения социально приемлемых доходов, жилищные и другие социально-экономические проблемы усиливают отток молодежи. Таким образом, выживание малых городов, рассматриваемое с позиций их трудовых ресурсов, становится все более проблематичным.

В свете вышеизложенного, а также с учетом того, что развитие российского общества исторически обусловлено не экономикой, не культурой, не религией, а властными (управленческими, как сейчас принято говорить) структурами, особенно актуальным представляется изучение специфики управления социальной сферой в условиях малого города.

Данный контекст объясняет весомость значения курса «Специфика управления социальной работой в условиях малого города», изучение которого будет способствовать повышению интеллектуального потенциала будущих профессионалов в области управления социальной защитой населения на уровне малого города принципиально новыми подходами и решениями.

Основные задачи курса:

  • сформировать мировоззрение будущего специалиста социальной работы, социального педагога, хорошо информированного о специфике управления социальной работой в малом городе, грамотно и компетентно разбирающегося в ней;

  • сформировать профессиональный взгляд на сущность и процесс управления социальной работой в муниципальном образовании;

  • раскрыть сущность основных управленческих воздействий в области социальной защиты малого города с целью дальнейшего практического использования и совершенствования полученных знаний на практике;

  • обучить стратегии и тактике принятия управленческих решений применительно к социальной сфере малого города.

Преподавание курса «Специфика управления социальной работой
в условиях малого города» осуществляется с опорой на имеющиеся у студентов знания, приобретенные в процессе изучения курсов «Организация, управление, администрирование в социальной работе», «Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб».

Изучение курса осуществляется в процессе лекционных и практических занятий, самостоятельной работы студентов.

Лекции раскрывают методологические и теоретические основы управления социальной работой на местном уровне, рассматривают основные формы и методы соответствующих управленческих инициатив.

Практические занятия проводятся аудиторно и в учреждениях социальной сферы, где студенты получают возможность напрямую ознакомиться с различными формами и особенностями принятия управленческих решений.

В результате изучения курса «Специфика управления социальной
работой в условиях малого города» студенты должны знать:

  • особенности управления социальной работой применительно к условиям малого города;

  • основные направления управленческих инициатив в социальной сфере местных сообществ;

  • опорные учреждения социозащитной сферы малого города.

Студенты должны уметь:

  • определять эффективность управленческих воздействий;

  • применять полученные теоретические знания на практике;

  • ориентироваться в многообразии теории и практики управления социальной сферой (применительно к местным сообществам).

Студенты должны владеть навыками:

  • управления социальными учреждениями малого города;

  • формирования собственных управленческих инициатив с опорой на полученные теоретические знания, в том числе в рамках данного курса.

Главная задача настоящего учебно-методического пособия — сделать процесс получения будущими выпускниками факультета социальной работы знаний в области управления более продуктивным. Его отличительной особенностью является то, что оно содержит полный лекционный курс, что особенно важно для студентов, имеющих на лекциях возможность преимущественно тезисного конспектирования материала, задания для самостоятельной работы.

Особую значимость пособие приобретает в свете тенденции увеличения количества часов, отводимых на самостоятельную работу студентов. Представляются также полезными вопросы для самоконтроля, разработанные по каждой из тем.

Выполнение заданий для самостоятельной работы облегчено представленными списками литературы в рамках конкретной тематики. Пособие также содержит тематику рефератов и контрольных работ, основные понятия курса.

Особый интерес данное учебно-методическое пособие представляет для студентов заочного отделения, поскольку существенно облегчает поиск ими материалов по дисциплине в условиях сжатого времени, что, несомненно, способствует более эффективному изучению материала.

Методические рекомендации

1. Студентам необходимо изучить материал, изложенный в учебном пособии, ответить на вопросы к каждой главе и самостоятельно выполнить задания.

2. Для получения зачета студент должен подготовить реферат по самостоятельно выбранной теме, который содержит информацию, полученную после выполнения самостоятельного задания и изучения рекомендованной литературы. Необходимо приложить список использованной для подготовки реферата литературы, оформленный согласно общим правилам. Требования к оформлению: до 10 страниц формата А4 с параметрами: слева, справа, вверху, внизу — 2 см, нумерация страниц — внизу, по центру; шрифт Times New Roman 14, интервал 1,0, образец титульного листа — на кафедре.

3. Реферат для проверки сдать на кафедру социальной работы либо отправить по электронному адресу: ivanko79@

За помощь в создании пособия

автор выражает благодарность:

коллегам: д-ру соц. наук О. А. Волковой, д-ру соц. наук Ю. И. Тарскому, д-ру соц. наук Л. С. Яковлеву, канд. соц. наук О. В. Бессчетновой, канд. пед. наук Е. А. Власовой, канд. соц. наук М. М. Гладковой, канд. ист. наук Т. П. Дурасановой, канд. экон. наук А. О. Егоренко, канд. пед. наук Т. В. Егоровой, канд. пед. наук Л. А. Кабаниной, канд. техн. наук
А. Н. Клименкову, канд. пед. наук О. М. Никулиной, канд. пед. наук
Е. В. Родькиной, канд. пед. наук Л. Н. Смотровой, аспиранту А. М. Стельмах, канд. соц. наук И. А. Федотовой, канд. соц. наук Т. А. Юмашевой;

специалистам-практикам: Т. А. Голевой (ГУ «ЦСОН г. Балашова»), Л. В. Котельниковой (ГУ «Дом-интернат для престарелых и инвалидов
г. Балашова»), Е. В. Морозовой (ГУ СО СПДП «Возрождение»), И. А. Савельевой (ГУ «ЦСОН г. Балашова»), И. А. Столыга (депутат Мурманской областной Думы);

студентам факультета социальной работы Балашовского института (филиала) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»: А. Ю. Анисимовой, А. Ю. Аносовой, О. В. Бозриковой, Е. С. Жарковой, М. А. Жарковой, Е. Н. Катиной, Е. П. Савкиной, Н. Ю. Шалышкиной, Института социальных наук ГОУ ВПО «Иркутский государственный университет»: Л. А. Антоновой, М. О. Черкашиной.

Глава 1. Общие подходы к проблеме специфики управления
социальной работой в условиях малого города

  1. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Махачкала 2008

    Учебное пособие
    Вагабов М.В. – руководитель Центра исламских исследований при Дагестанском государственном университете, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации и Республики Дагестан.
  2. Учебное пособие Л. Б. Шнейдер* Г. В. Вольнова, М. Н. Зыкова психологическое консультирование рекомендованно Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по психологическим специальностям (1)

    Учебное пособие
    Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н. Психологическое кон­сультирование. Учебное пособие для студентов высших учебных за­ведений. Серия "Серебряная сова".
  3. Учебное пособие Л. Б. Шнейдер* Г. В. Вольнова, М. Н. Зыкова психологическое консультирование рекомендованно Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по психологическим специальностям (2)

    Учебное пособие
    В предлагаемом пособии по психологическому консультированию отдельные компоненты практического обучения объединяются в це­лое на основе единой модели профессиональной идентичности.
  4. Учебное пособие Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

    Учебное пособие
    Написано в соответствии с государственным стандартом по философии. Раскрыта сущность философии, ее основные проблемы и функции. Большое внимание уделено положению человека в мире культуры.
  5. Учебное пособие Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области физической культуры и спорта в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,

    Учебное пособие
    В учебном пособии представлены теоретические основы информатики и методы ее практического использования в профессиональной деятельности. Содержание учебного пособия соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта.
  6. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 033300 «Безопасность жизнедеятельности» Балашов

    Учебное пособие
    П84 Профессиональные болезни : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по специальности 0 00 «Безопасность жизнедеятельности» / авт.
  7. Учебное пособие рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности "Психология" Москва инфра-м 1997 (1)

    Учебное пособие
    Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности "Психология"
  8. Учебное пособие рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности "Психология" Москва инфра-м 1997 (2)

    Учебное пособие
    Учебное пособие содержит материалы стандартного курса "Экспе­риментальная психология" для психологических факультетов универ­ситетов. В нем изложены методологические основания психологичес­кого исследования, дана классификация
  9. Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция» Издательство норма москва, 2007 (1)

    Документ
    Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция»

Другие похожие документы..