Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина

Занятия 7. «Коллоквиум» 2 ч.

Цель:

1)закрепить знания студентов по изученным темам;

2)осуществить промежуточный контроль;

3) формировать личностно-профессиональную позицию;

4) воспитывать у студентов ответственное отношение к выбранной профессии и к результатам своей деятельности.

Форма проведения: «вертушка».

Ход занятия.

1.Понятие и становление психологической службы.

2.Психолог как личность и профессионал.

3.Нормативно-правовое обеспечение деятельности практического психолога в сфере образования.

4.Модели, концепции и формы работы психологической службы образовательного учреждения

5.Кабинет и документация психологической службы

6.Этапы организации психологической службы в образовательном учреждении; критерии эффективности профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С. Абрамова. – Москва, 1996.

  2. Битянова, М. Р.Организация психологической работы в школе [Текст] / М. Р. Битянова. - М. : Совершенство, 1997. - 298 с.

  3. Битянова, М. Р. Психолог в школе : содержание и организация работы [Текст] / М. Р. Битянова . - М. : Сентябрь, 1998.

  4. Изотова, Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении [Текст] : учебное пособие / Е. И. Изотова. -М. : Академия, 2007. - 288 с.

  5. Практическая психология образования [Текст] : учебное пособие / И. В. Дубровина [и др.] ; ред. И. В. Дубровина. - 4-е изд., перераб. и доп. -СПб. : ПИТЕР, 2007. - 592 с.

  6. Психологическая служба в практическом образовании [Текст] : Рабочая книга / Под ред. И.В.Дубровиной. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.

  7. Современная практическая психология [Текст] : учебное пособие / М. К. Тутушкина и др.; ред. М. К. Тутушкина. - М. : Академия, 2005. - 433 с.

ДЕ 3.«Направления профессиональной деятельности психолога образования»

Занятие 1. «Диагностическая работа в ГОУ». – 2 ч.

Цели:

1)закрепить знания студентов о диагностической работе как одном из направлений деятельности педагога-психолога;

2) формировать личностно-профессиональную позицию;

3) воспитывать у студентов ответственное отношение к выбранной профессии и к результатам своей деятельности.

Ход занятия.

Вопросы для обсуждения.

1.Специфика психодиагностического направления:

  • основная цель и задачи данного направления;

  • принципы организации психодиагностической деятельности;

  • этапы психодиагностического исследования;

  • требование к психологическому диагнозу или заключению;

  • требования к подбору методов и методик психодиагностики;

  • особенности психодиагностического направления с учетов половозрастных отличий (дошкольники, младшие школьники и т.д.);

  • требования к процедуре проведения обследования;

  • положительные и отрицательные моменты психодиагностики с использованием компьютерных технологий.

Практическое задание:

Студенты делятся на группы по 3 человека, им предлагается следующее задание:

постройте схему деятельности психолога, исходя из конкретной психологической

проблемы. Процесс диагностической работы занесите в таблицу.

1 ЭТАП

2 ЭТАП

3 ЭТАП

Постановка проблемы

Уточнение проблемы

Решение проблемы

Повод обращения

Психологическая проблема

Проверка на обоснованность

Выдвижение гипотез

Углубленная психодиагностика (выбор методик)

Содержание и формы работы

Литература:

  1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С. Абрамова. – Москва, 1996.

  2. Битянова, М. Р.Организация психологической работы в школе [Текст] / М. Р. Битянова. - М. : Совершенство, 1997. - 298 с.

  3. Битянова, М. Р. Психолог в школе : содержание и организация работы [Текст] / М. Р. Битянова . - М. : Сентябрь, 1998.

  4. Изотова, Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении [Текст] : учебное пособие / Е. И. Изотова. -М. : Академия, 2007. - 288 с.

  5. Практическая психология образования [Текст] : учебное пособие / И. В. Дубровина [и др.] ; ред. И. В. Дубровина. - 4-е изд., перераб. и доп. -СПб. : ПИТЕР, 2007. - 592 с.

  6. Психологическая служба в практическом образовании [Текст] : Рабочая книга / Под ред. И.В.Дубровиной. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.

  7. Современная практическая психология [Текст] : учебное пособие / М. К. Тутушкина и др.; ред. М. К. Тутушкина. - М. : Академия, 2005. - 433 с.

Занятие 2.«Психокоррекционная работа и психопрофилактическая работа в ГОУ». -4 ч.

Цели:

1)закрепить знания студентов о психокоррекционной и психопрофилактической работе как основных направлениях деятельности педагога-психолога;

2) формировать личностно-профессиональную позицию;

3) воспитывать у студентов ответственное отношение к выбранной профессии и к результатам своей деятельности.

Ход занятия.

Вопросы для обсуждения.

1.Психокоррекционное и развивающее направление:

  • цели и задачи данных направлений;

  • принципы организации коррекционно-развивающей работы;

  • выбор методов коррекции и развития;

  • формы организации коррекционно-развивающих занятий;

2.Психопрофилактическое направление и психопросвещение:

  • цели и задачи, роль психолога в данных направлениях,

  • формы и методы психопрофилактики и просвещения,

  • психопрофилактическая работа с учащимися,

  • психопросвещение педагогов и родителей,

  • альтернативные методы психопрофилактики и просвещения.

Практическое задание.

Студенты делятся на группы по 4 человека, им предлагается следующее задание:

вам предстоит запланировать в своей работе психопрофилактические мероприятия проводимые со школьниками различных параллелей (младший школьный возраст, среднее, старшее звено). Для этого вам необходимо опираться на знания об актуальных проблемах каждой возрастной группы, подобрать соответствующие возрасту формы и методы работы.

Затем происходит обсуждение результатов работы каждой подгруппы.

Литература:

  1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С. Абрамова. – Москва, 1996.

  2. Битянова, М. Р.Организация психологической работы в школе [Текст] / М. Р. Битянова. - М. : Совершенство, 1997. - 298 с.

  3. Битянова, М. Р. Психолог в школе : содержание и организация работы [Текст] / М. Р. Битянова . - М. : Сентябрь, 1998.

  4. Изотова, Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении [Текст] : учебное пособие / Е. И. Изотова. -М. : Академия, 2007. - 288 с.

  5. Практическая психология образования [Текст] : учебное пособие / И. В. Дубровина [и др.] ; ред. И. В. Дубровина. - 4-е изд., перераб. и доп. -СПб. : ПИТЕР, 2007. - 592 с.

  6. Психологическая служба в практическом образовании [Текст] : Рабочая книга / Под ред. И.В.Дубровиной. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.

  7. Современная практическая психология [Текст] : учебное пособие / М. К. Тутушкина и др.; ред. М. К. Тутушкина. - М. : Академия, 2005. - 433 с.

ДЕ 4.«Психологическая служба в образовательных учреждениях различного типа»

Занятия 1. «Психологическая служба в ДОУ». – 2 ч.

Цели:

1)закрепить знания студентов о работе психолога в ДОУ;

2) формировать личностно-профессиональную позицию;

3) воспитывать у студентов ответственное отношение к выбранной профессии и к результатам своей деятельности.

Ход занятия.

Выход в ДОУ

1.Знакомство с местом работы психолога.

2.Функции работы психолога в ДОУ.

3.Направления работы психолога.

4.Знакомство с документацией.

Задание для самостоятельной работы.

Литература:

  1. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов : Метод. разработки для школьного психолога. - Томск : Пеленг, 1992. - 88с.

  2. Диагностика развития познавательной сферы психики детей младшего дошкольного вораста [Текст] : (Метод.разраб.для студентов,воспитателей,метод,конс.). - Барнаул : Изд-во гос. пед. ин-та, 1992. - 16с.

  3. Дубровина, И.В. Школьная психологическая служба [Текст] / И.В. Дубровина. – Москва, 1991. – 256 с.

  4. Изотова, Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении [Текст] : учебное пособие / Е. И. Изотова. -М. : Академия, 2007. - 288 с.

  5. Подготовка ребенка к школе. - М. : [б. и.], 1991. - 135с.

  6. Практическая психология образования [Текст] : учебное пособие / И. В. Дубровина [и др.] ; ред. И. В. Дубровина. - 4-е изд., перераб. и доп. -СПб. : ПИТЕР, 2007. - 592 с.

  7. Руководство практического психолога [Текст] : Готовность к школе: Развивающие программы. - М. : Академия, 1997. - 128с.

  8. Шуман, С. Г. Родительские тревоги [Текст] : Из опыта работы психолого-педагогической службы / С. Г. Шуман . - М. : Педагогика, 1989. - 176 с.

Занятия 2. «Психологическая служба в общеобразовательных школах». – 2 ч.

Цель:

1)закрепить знания студентов о работе психолога в общеобразовательной школе;

2) формировать личностно-профессиональную позицию;

3) воспитывать у студентов ответственное отношение к выбранной профессии и к результатам своей деятельности.

Ход занятия.

Выход в общеобразовательную школу.

1.Знакомство с местом работы психолога.

2.Функции работы психолога в общеобразовательной школе.

3.Направления работы психолога.

4.Знакомство с документацией.

Задание для самостоятельной работы.

Литература:

  1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С. Абрамова. – Москва, 1996.

  2. Битянова, М. Р.Организация психологической работы в школе [Текст] / М. Р. Битянова. - М. : Совершенство, 1997. - 298 с.

  3. Битянова, М. Р. Психолог в школе : содержание и организация работы [Текст] / М. Р. Битянова . - М. : Сентябрь, 1998.

  4. Венгер, А. Л. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста [Текст] : Для дошкольных психологов / А. Л. Венгер. - Томск: Пеленг, 1993. - 69 с.

  5. Вульфов, Б. З. Школа и социальная среда : взаимодействие [Текст] / Б. З. Вульфов, В. Д. Семенов. - М.: Знание, 1981. - 96 с.

  6. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов : Метод. разработки для школьного психолога. - Томск : Пеленг, 1992. - 88с.

  7. Дубровина, И.В. Школьная психологическая служба [Текст] / И.В. Дубровина. – Москва, 1991. – 256 с.

  8. Жутикова, Н.В. Психологические уроки обыденной жизни [Текст] / Н.В. Жутикова. – Москва, 1988. – 178 с.

  9. Изотова, Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении [Текст] : учебное пособие / Е. И. Изотова. -М. : Академия, 2007. - 288 с.

  10. Практическая психология образования [Текст] : учебное пособие / И. В. Дубровина [и др.] ; ред. И. В. Дубровина. - 4-е изд., перераб. и доп. -СПб. : ПИТЕР, 2007. - 592 с.

  11. - Психодиагностические методы в работе с учащимися 3-4-х классов : Учебно-методическое пособие / сост. Д. В. Лубовский. - М. ; Воронеж : МОДЭК, 2003. - 80 с.

  12. Психологическая служба в практическом образовании [Текст] : Рабочая книга / Под ред. И.В.Дубровиной. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.

  13. Рабочая книга школьного психолога [Текст] / Под ред.И.В.Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991. - 303с

  14. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст] : Учебное пособие / Е. И. Рогов. - М. : ВЛАДОС, 1996. - 528 с.

  15. Самоукина, Н.В.Практический психолог в школе [Текст] : Лекции, консультирование, тренинги / Самоукина Наталья. - М.: ИНТОР, 1997. - 192с.

  16. Современная практическая психология [Текст] : учебное пособие / М. К. Тутушкина и др.; ред. М. К. Тутушкина. - М. : Академия, 2005. - 433 с.

  17. Шуман, С. Г. Родительские тревоги [Текст] : Из опыта работы психолого-педагогической службы / С. Г. Шуман . - М. : Педагогика, 1989. - 176 с.

  18. Фридман, Л.М. Педагогический опыт глазами психолога [Текст] / Л.М. Фридман. – Москва, 1987.

Занятия 3. «Психологическая служба в системе профессионального образования». -2 ч.

Цель:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (18)

    Учебно-методический комплекс
    С 77 Теория и методика обучения информатике [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И.В. Старовикова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (19)

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Р.М. Беликова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (62)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030600 (050502) «Технология и предпринимательство»
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (64)

    Учебно-методический комплекс
    Выписка из ГОС ВПО по направлению подготовки дипломированного специалиста 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»:
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (21)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (25)

    Учебно-методический комплекс
    П Коррекционная педагогика с основами специальной психологии [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.А. Першина; Бийский пед. гос.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (46)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030600 (050502.65) «Технология и предпринимательство (Технология агропромышленного производства)»
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (61)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (2)

    Учебно-методический комплекс
    П Психология развития и возрастная психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.
  10. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (5)

    Учебно-методический комплекс
    В Возрастная психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им.

Другие похожие документы..