Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина

Задачи и функции детском дошкольном учреждении. Социальное развитие детей дошкольного возраста. Диагностическая работа в ДОУ. Развивающая работа психолога в ДОУ. Работа с родителями и воспитателями.

Литература :

  1. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов : Метод. разработки для школьного психолога. - Томск : Пеленг, 1992. - 88с.

  2. Диагностика развития познавательной сферы психики детей младшего дошкольного вораста [Текст] : (Метод.разраб.для студентов,воспитателей,метод,конс.). - Барнаул : Изд-во гос. пед. ин-та, 1992. - 16с.

  3. Изотова, Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении [Текст] : учебное пособие / Е. И. Изотова. -М. : Академия, 2007. - 288 с.

  4. Психологическая служба в практическом образовании [Текст] : Рабочая книга / Под ред. И.В.Дубровиной. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.

  5. Подготовка ребенка к школе. - М. : [б. и.], 1991. - 135с.

  6. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст] : Учебное пособие / Е. И. Рогов. - М. : ВЛАДОС, 1996. - 528 с.

  7. Руководство практического психолога [Текст] : Готовность к школе: Развивающие программы. - М. : Академия, 1997. - 128с.

Лекция 2.«Психологическая служба в общеобразовательных школах». – 2 ч.

Общеобразовательная школа как место работы педагога-психолога. Работа психолога в начальных классах. Работа психолога в средних и старших классах. Психолог в общеобразовательной негосударственной школе.

  1. Изотова, Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении [Текст] : учебное пособие / Е. И. Изотова. -М. : Академия, 2007. - 288 с.

  2. Психологическая служба в практическом образовании [Текст] : Рабочая книга / Под ред. И.В.Дубровиной. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.

  3. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М. Р. Битянова. - М. : Совершенство, 1997. - 298 с.

Лекция3. «Психологическая служба в системе профессионального образования». – 4 ч.

Задачи и функции психолога, работающего в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Специфика работы психолога в учреждениях НПО и СПО. Психологическая служба в вузе.

Литература:

  1. Изотова, Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении [Текст] : учебное пособие / Е. И. Изотова. -М. : Академия, 2007. - 288 с.

  2. Психологическая служба в практическом образовании [Текст] : Рабочая книга / Под ред. И.В.Дубровиной. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.

Лекция4. «Психологическая служба в системе специального образования». – 2 ч.

Общие положения организации деятельности психолога в системе специального образования. Закономерности отклоняющегося развития как основание деятельности психолога в системе специального образования. Сопровождение как основная стратегия деятельности психолога. Работа психолога с родителями и педагогами.

Литература:

  1. Изотова, Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении [Текст] : учебное пособие / Е. И. Изотова. -М. : Академия, 2007. - 288 с.

  2. Психологическая служба в практическом образовании [Текст] : Рабочая книга / Под ред. И.В.Дубровиной. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.

  3. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования [Текст] : Метод. пособие. – М.: АРКТИ, 2005. 336 с.

Практическая часть

(практические занятия)

ДЕ 1.«Психологическая служба в системе образовании»

Занятие 1. «Актуальные и перспективные проблемы психологической службы в образовании». - 2 ч.

Цели:

1) закрепить представления о психологической службе в образовании, формировать целостный подход к организации психологической работы в школе;

2) формировать личностно-профессиональной позиции;

3) воспитывать ответственное отношение к выбранной профессии и к результатам своей деятельности.

Задания для самостоятельной работы

1.Подобрать примеры по теме.

2.Просмотреть все журналы “В.П.”, “П.Ж.”,”Вестник МГУ”,”Пс. н. и образование”,”Мир психологии”, “Прикладная психология’ (1999-2008).

Ход занятия

Вопросы для обсуждения.

1.Теоретическая и практическая необходимость организациипсихологической службы в образовании.

2.Современные проблемы и состояние психологической службы в образовании.

Деловая игра

«Нужен ли психолог в школе и надолго ли он в школе?» (автор – М.Р.Битянова)

Практическое задание для с-р:

1.Составить каталог периодических изданий по предмету «Психологическая служба в образовании».

Литература:

1.Битянова, М. Зачем школе психолог? [Текст] / М. Р. Битянова // Практическая психология и психоанализ. - 1997. - №2.

2.Битянова ,М. Р. Психолог в школе : содержание и организация работы [Текст] / М. Р. Битянова . - М. : Сентябрь, 1998.

3.Дубровина, И.В. Психологическая служба образования: научные основы, цели и средства [Текст] // Психология наука и образование. – 1998. - №9.

4.Гуткина, Л.И. Детский профессиональный психолог в школе [Текст] //Школа здоровья.-1994.-№1.

7.Шарапановская,Е.В. Направление деятельности школьного психолога [Текст] //Новая школа,-1994.-№1.

8.Я работаю психологом [Текст] // Под ред. И.В. Дубровиной.- М, 1999.

Занятие 2. «Психолог как личность и профессионал». – 4 ч.

Цель:

1) познакомить студентов с требованиями, которые предъявляются к педагогу-психологу;

2) формировать у студентов личностно-профессиональную позицию;

3) воспитывать у студентов ответственное отношение к выбранной профессии и к результатам своей деятельности.

Ход занятия

Вопросы для обсуждения.

1.Требования к личности психолога

2.Психограмма профессии

3.Права и обязанности практического психолога в системе образования

4.Должностные обязанности практического психолога в системе образования

5.Профессиональная этика

6.Варианты профессиональных позиций

Практическое задание.

1. Работа с опросником «Уровень личностной зрелости».

2. Задание «Мой этический кодекс».

Задание для с-р:

1. Написать эссе «Идеальный психолог».

2. Законспектировать статью (Пахальян, В.Э. Каким должен и каким может быть психолог, работающий в системе образования? [Текст] / В.Э. Пахальян // Вопросы психологии. – 2002. – №6. – С. 103-113).

Литература:

  1. .Гуткина, Л.И. Детский профессиональный психолог в школе [Текст] //Школа здоровья.-1994.-№1.

  2. Пахальян, В.Э. Каким должен и каким может быть психолог, работающий в системе образования? [Текст] / В.Э. Пахальян // Вопросы психологии. – 2002. – №6. – С. 103-113.

  3. Профессиональный кодекс этики для психологов. Мадрид [Текст] // Вопросы психологии. – 1990. – №5. – С. 158-161.

  4. Степанова, М.А. О критериях профессионализма школьного психолога // В.п. – 2002. - №1.

  5. Степанова, М.А. Профессия: практический психолог [Текст] / М.А. Степанова // Вопросы психологии. – 2001. – №5. – С. 80-85.

  6. Степанова, М.А. Психология в образовании: психолого-педагогическое взаимодействие [Текст] / М.А. Степанова // Вопросы психологии. – 2003. – №4. – С. 76-84;

  7. Этический кодекс российского психологического общества. – СПб., 2003. ttp: // /rpo/codel.htm

ДЕ 2.«Организация деятельности практического психолога в системе образования»

Занятие 1. «Формы работы психолога в образовательном учреждении». – 2 ч.

Цели:

1) закрепить знания студентов о формах работы психолога;

2) формировать личностно-профессиональную позицию;

3) воспитывать у студентов ответственное отношение к выбранной профессии и к результатам своей деятельности.

Ход занятия

Практическое задание.

Студенты разбиваются на 4 группы и им предлагается следующее задание:

сформулируйте цели и задачи психологической службы в школе относительно каждой категории лиц образовательного процесса:

  • администрации,

  • педагогического коллектива,

  • школьников,

  • родителей.

Перечислите те направления и формы работы, которые осуществляет психолог относительно каждой категории. Приведите примеры.

Затем обсуждаются результаты работы каждой группы.

Литература:

  1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С. Абрамова. – Москва, 1996.

  2. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М. Р. Битянова. - М. : Совершенство, 1997. - 298 с.

  3. Битянова, М. Р. Психолог в школе : содержание и организация работы [Текст] / М. Р. Битянова . - М. : Сентябрь, 1998.

  1. Изотова, Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении [Текст] : учебное пособие / Е. И. Изотова. -М. : Академия, 2007. - 288 с.

  2. Практическая психология образования [Текст] : учебное пособие / И. В. Дубровина [и др.] ; ред. И. В. Дубровина. - 4-е изд., перераб. и доп. -СПб. : ПИТЕР, 2007. - 592 с.

  3. Психологическая служба в практическом образовании [Текст] : Рабочая книга / Под ред. И.В.Дубровиной. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.

  4. Современная практическая психология [Текст] : учебное пособие / М. К. Тутушкина и др.; ред. М. К. Тутушкина. -М. : Академия, 2005. - 433 с.

Занятие 3. «Кабинет психологической службы». – 2 ч.

Цель:

1) закрепить знания студентов о требованиях предъявляемых кабинету психологической службы;

2) формировать личностно-профессиональную позицию;

3) воспитывать у студентов ответственное отношение к выбранной профессии и к результатам своей деятельности.

Ход занятия

Практическое задание.

Выход в школу – знакомство с кабинетом психолога.

Задание для с-р.

Разработать собственную модель оформления кабинета психолога.

Литература:

  1. Изотова, Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении [Текст] : учебное пособие / Е. И. Изотова. -М. : Академия, 2007. - 288 с.

  2. Организационно-методическое обеспечение деятельности психолога в образовательном учреждении [Текст]: методич. пособие / Авт.-сост. О.А.Белобрыкина. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО; Изд-во НГПУ, 2008. – 256 с.

  3. Теория и практика психологической службы в образовании: учебное пособие Текст] / Авт.-сост. О.А.Белобрыкина. – 2-е изд., доп. – Омск: Изд-во ОмГПУ; Изд.дом «Наука»,2008. – 572 с.

Занятия 4. «Документация психологической службы». – 2 ч.

Цели:

1)познакомить студентов с документацией психологической службы;

2)научить заполнять документацию;

3) формировать личностно-профессиональную позицию;

4) воспитывать у студентов ответственное отношение к выбранной профессии и к результатам своей деятельности.

Ход занятия

Вопросы для обсуждения.

Пакет документов педагогов-психологов образовательных учреждений Алтайского края.

Требования к заполнению документации.

Практическое задание:

Заполнение основных форм документации.

Литература:

  1. Изотова, Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении [Текст] : учебное пособие / Е. И. Изотова. -М. : Академия, 2007. - 288 с.

  2. Организационно-методическое обеспечение деятельности психолога в образовательном учреждении [Текст]: методич. пособие / Авт.-сост. О.А.Белобрыкина. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО; Изд-во НГПУ, 2008. – 256 с.

  3. Теория и практика психологической службы в образовании: учебное пособие Текст] / Авт.-сост. О.А.Белобрыкина. – 2-е изд., доп. – Омск: Изд-во ОмГПУ; Изд.дом «Наука»,2008. – 572 с.

Занятия 5. «Планирование психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении». – 2 ч.

Цели:

1)сформировать целостный подход к организации психолого-педагогического сопровождения в школе;

2)учить студентов планировать свою деятельность;

3) формировать личностно-профессиональную позицию;

4) воспитывать у студентов ответственное отношение к выбранной профессии и к результатам своей деятельности.

Ход занятия

Вопросы для обсуждения.

1.Цель и задачи психолого-педагогического сопровождения.

2.Концептуальные и содержательные следствия сопровождения.

3.Функционально-ролевые следствия сопровождения.

4.Алгоритм планирования психолого-педагогического сопровождения.

5.Алгоритм планирования психодиагностического направления.

6.Алгоритм планирования ПМПк.

Литература:

  1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С. Абрамова. – Москва, 1996.

  2. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М. Р. Битянова. - М. : Совершенство, 1997. - 298 с.

  3. Битянова, М. Р. Психолог в школе : содержание и организация работы [Текст] / М. Р. Битянова . - М. : Сентябрь, 1998.

Занятие 6. «Условия и критерии эффективности профессиональной деятельности психолога». - 2 ч.

Цели:

1) познакомить студентов с критериями эффективности профессиональной деятельности;

2) формировать личностно-профессиональную позицию;

3) воспитывать у студентов ответственное отношение к выбранной профессии и к результатам своей деятельности.

Ход занятия

Вопросы для обсуждения.

1.Условия эффективности профессиональной деятельности педагога-психолога.

2.Критерии эффективности профессиональной деятельности педагога-психолога.

Задание для самостоятельной работы.

Написать самоанализ.

Литература:

  1. Изотова, Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении [Текст] : учебное пособие / Е. И. Изотова. -М. : Академия, 2007. - 288 с.

  2. Организационно-методическое обеспечение деятельности психолога в образовательном учреждении [Текст]: методич. пособие / Авт.-сост. О.А.Белобрыкина. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО; Изд-во НГПУ, 2008. – 256 с.

  3. Теория и практика психологической службы в образовании: учебное пособие Текст] / Авт.-сост. О.А.Белобрыкина. – 2-е изд., доп. – Омск: Изд-во ОмГПУ; Изд.дом «Наука»,2008. – 572 с.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (18)

    Учебно-методический комплекс
    С 77 Теория и методика обучения информатике [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И.В. Старовикова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (19)

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Р.М. Беликова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (62)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030600 (050502) «Технология и предпринимательство»
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (64)

    Учебно-методический комплекс
    Выписка из ГОС ВПО по направлению подготовки дипломированного специалиста 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»:
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (21)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (25)

    Учебно-методический комплекс
    П Коррекционная педагогика с основами специальной психологии [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.А. Першина; Бийский пед. гос.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (46)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030600 (050502.65) «Технология и предпринимательство (Технология агропромышленного производства)»
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (61)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (2)

    Учебно-методический комплекс
    П Психология развития и возрастная психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.
  10. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (5)

    Учебно-методический комплекс
    В Возрастная психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им.

Другие похожие документы..