Учебная рабочая программа дисциплины возрастная психология севастополь

Подростковый возраст. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возрасту. Классические исследования кризиса подросткового возраста.

  • Подростковый возраст. Общение со взрослыми и сверстниками.

  • Подростковый возраст. Чувство взрослости. Образцы ориентации на взрослость.

  • Подростковый возраст. Когнитивное развитие в подростковом возрасте. Познавательные интересы и их изменение.

  • Личность подростка. Особенности идентификации с собственным «Я».

  • Специфические поведенческие реакции детского и подросткового возраста. Общая характеристика.

  • Специфические поведенческие реакции детского и подросткового возраста: Реакции отказа. Дифференциальная диагностика и коррекция.

  • Специфические поведенческие реакции детского и подросткового возраста: Реакции имитации. Дифференциальная диагностика и коррекция.

  • Специфические поведенческие реакции детского и подросткового возраста: Реакции протеста. Дифференциальная диагностика и коррекция.

  • Специфические поведенческие реакции подросткового возраста: Реакция эмансипации. Дифференциальная диагностика и коррекция.

  • Специфические поведенческие реакции подросткового возраста: Реакция группирования. Дифференциальная диагностика и коррекция.

  • Специфические поведенческие реакции подросткового возраста: Компенсация и гиперкомпенсация. Дифференциальная диагностика и коррекция.

  • Специфические поведенческие реакции подросткового возраста: Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением.

  • Акцентуации характера у подростков. Общая характеристика.

  • Акцентуации характера у подростков: Гипертимная акцентуация. Диагностика и пропедевтика психосоциальной дезадаптации.

  • Акцентуации характера у подростков: Циклоидная акцентуация Диагностика и пропедевтика психосоциальной дезадаптации.

  • Акцентуации характера у подростков: Эмоционально-лабильная акцентуация. Диагностика и пропедевтика психосоциальной дезадаптации.

  • Акцентуации характера у подростков: Астено-невротическая акцентуация. Диагностика и пропедевтика психосоциальной дезадаптации

  • Акцентуации характера у подростков: Истероидная акцентуация. Диагностика и пропедевтика психосоциальной дезадаптации.

  • Акцентуации характера у подростков: Шизоидная акцентуация. Диагностика и пропедевтика психосоциальной дезадаптации.

  • Акцентуации характера у подростков: Эпилептоидная акцентуация. Диагностика и пропедевтика психосоциальной дезадаптации.

  • Смешанные и промежуточные типы акцентуаций.

  • Фасилитация как фактор личностного развития.

  • Ассертивность как показатель личностной зрелости.

  • Субъект-субъектное взаимодействие в педагогическом процессе.

  • Психология юношеского возраста. Юность и юношество в исторической перспективе. Задачи развития в юности. Формирование идентичности.

  • Юность. Профессиональное и личностное самоопределение.

  • Иерархия критериев личностного развития в период взрослости.

  • Ранняя взрослость (Молодость). Задачи развития в ранней взрослости.

  • Психосоциальное развитие в ранней взрослости. Личность, семья и работа: социальный контекст развития взрослого человека.

  • Профессиональная самореализация. Проблема профессионально обусловленных кризисов развития личности.

  • Средняя взрослость. Физическое и когнитивное развитие. «Время расцвета» или «начало конца»?

  • Кризис середины жизни.

  • Задачи психосоциального развития в среднем возрасте.

  • Постоянство и перемены в профессиональной жизни в среднем возрасте. Меняющаяся семья.

  • Поздняя взрослость (зрелость). Физическое и когнитивное развитие.

  • Характеристика «кризиса 55 лет». Определение жизненной перспективы.

  • Современные взгляды на явление старения: четыре периода поздней взрослости.

  • Задачи развития в поздней взрослости. Смена социального статуса. Семейные и межличностные отношения.

  • Социальная политика и пожилые люди. Эйджизм и стереотипы в отношении к старости.

  • Смерть и умирание. Мысли о смерти и страх смерти. Завершение полного жизненного цикла.

  • Жизненная мудрость как личностное новообразование.

  • Критика теории инволюции.

  • Фасилитация личностного развития в пожилом и старческом возрасте.

  • Механизмы развития личности и её социального бытия.

  • Теория позитивных личностных изменений.

  • Рациогуманистический подход к проблеме развития личности в онтогенезе.

  • Социальная ситуация развития. Психологическое содержание и основные структурно-функциональные характеристики.

    X. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА: дидактический раздаточный материал иллюстративные материалы, схемы, таблицы к различным темам курса.

    XI. РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

      1. Литература на печатных носителях

    Основная литература

    1. Кулагина И. Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ "Сфера", 2004. - 464 с

    2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ.вузов./ В.С. Мухина. - 7-е изд., стереотип. - М.: Изд.центр "Академия", 2002. – 456 с.

    3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник/ Л.Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 442 с.

    4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов/ Л.Ф. Обухова. - М.: Высшее образование: МГППУ, 2007. - 460 с. - (Основы наук)

    5. Савчин М.В. Вікова психологія: Навч. посібник/ М.В. Савчин, Л.П. Василенко. - Киiв: "Академвидав", 2005. - 360 с.

    Дополнительная литература:

    1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре/ В.В. Абраменкова. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2000. - 416 с.

    2. Авдеева Н. Н. Становление образа себя у детей первых трёх лет жизни // Вопросы психологии. – 1996. – №1. – С. 5-14.

    3. Аверин В.А. Психология развития детей дошкольного возраста/ Аверин В.А. - СПб.: Михайлова В.А., 2000. - 64 с.

    4. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. – М.:«Прогресс». – 1985. – 319с.

    5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: /Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М., 1997. – 352с.

    6. Вайзер Г.А. Смысл жизни и двойной кризис в жизни человека // Психологический журнал. – 1998. – № 5.

    7. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ Сост. и науч. ред. В.С. Мухина,, А.А. Хвостов. - М.: Изд.центр "Академия", 2000. - 624 с

    8. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Составители И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М., 1999.

    9. Выготский Л.С. Психология развития человека/ Л.С. Выготский. - М.: Изд-во Смысл, 2004, Изд-во Эксмо. - 1136 с.: ил. - (Серия "Библиотека всемирной психологии")

    10. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1992. – 1-2. – С.22-33.

    11. Гамезо М. В., Герасимова В. С., Горелова Г. Г., Орлова Л. М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. – М., 2001.

    12. Детская психодиагностика и профориентация: Для студентов вузов/ Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 384 с.

    13. Деркач А.А. Акмеология: Учебное пособие. – СПб., 2003. – 256с.

    14. Козлов А.А. Старость: социальная разобщенность или целостность // Мир психологии. – 1999. – № 2. – С.80-96.

    15. Кон И.С. Психология ранней юности/ И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.: ил

    16. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей/ И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1980. - 192 с.

    17. Крайг Г. Психология развития/ Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2002. - 992 с.

    18. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб.пособие/ Т.Д. Марцинковская. - М.: Изд.центр "Академия", 2001. - 544 с

    19. Несух Ю. Развитие познавательных процессов детей младшего и среднего школьного возраста // Школьный психолог. – 2004. – № 9. – С.1.

    20. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе. – М., 2001.

    21. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе/ Р.В. Овчарова. - М.: ТЦ "Сфера", 1996. - 240 с

    22. Першина Л.А. Возрастная психология: Учеб.пособие для вузов/ Л.А. Першина. - М.: Академический Проект, 2004.- 256 с.

    23. Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб. завед./ Т.М. Марютина; Ред. Т.Д. Марцинковская. - М.: Изд.центр "Академия", 2001. - 352 с

    24. Психология старости и старения: Хрестоматия: Учебное пособие для студ.психол.фак.высш.учеб.завед./ Сост. О.В. Краснова,, А.Г. Лидерс. - М.: Изд.центр "Академия", 2003. - 416 с

    25. Пинякова С.Е., Андреев Н.В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости // Вопросы психологии. – 1998. – № 2.

    26. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие/ Под ред. Л.А. Головей,, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. - 694 с.

    27. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов/ А.А. Алексеев; Под ред. А.И.Щербакова. - М.: Просвещение, 1987. - 255 с

    28. Прихожан А.М. О возрастном подходе в нравственном воспитании детей // Вопросы психологии. – 1981. – № 2. – С.147-148.

    29. Поливанова К. Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. – 1996. – №1. – С. 20-34.

    30. Райгородский Д.Я. Учебное пособие по психологии старости. Для факультетов: психологических, медицинских и социальной работы./ Д.Я. Райгородский. - Самара: Изд.Дом "БАХРАХ-М", 2004. - 736 с

    31. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии./ Е.С. Романова. - СПб.: Речь, 2002. - 416 с. - (Психологический практикум)

    32. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы/ Под ред. И.В. Дубровина. - М.: Изд.центр "Академия", 1995. - 170 с

    33. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие/ Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 460с.

    34. Слободчиков В.И. Категории возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. – 1991. – №2.

    35. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие для учителей и родителей/ В.Г. Степанов. - М.: Изд.центр "Академия", 1996. - 320 с

    36. Телегина Э. Д., Тагай В. В. Особенности взаимосвязи творческого мышления и зрительного восприятия у младших школьников // Вопросы психологии. – 2003. – №5. – С. 47.

    37. Цукерман Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема // Вопросы психологии. – 2001. – №5. – С. 19.

    38. Чудновский В. Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни // Вопросы психологии. – 2003. – №3. – С. 3.

    39. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. – М., 1991

    40. Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2003. Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Семенюк Л.А. – М., 2004. - 400 с.

    41. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования./ В.А. Худик. - Киiв: Освіта, 1992. - 220 с.: ил

    11.2. Список литературы в электронном виде

    Основная литература

    1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию/ Г.С. Абрамова. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 264 с.

    2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М., 1997.- 352с.

    3. Кураев Е.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология:курс лекций.- Ростов-на-Дону, 2002.

    4. Гамезо М.В. Возрастная психология: Личность от молодости до старости: Учеб.пособие./ М.В. Гамезо. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 272 с

    5. Ефимкина Р.П. Детская психология. Методические указания / Автор-составитель Р.П. Ефимкина.- Новосибирск: Научно-учебный центр психологи НГУ, 1995.

    6. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.– 32 с.

    7. Крайг Г. Психология развития/ Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2002. - 992 с.: ил. - (Серия "Мастера психологии")

    8. Марцинковская Т.Д. История детской психологии: Учебник для студ. пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 272 с.

    9. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: Учебник/ Под ред. Марцинковской Т.Д.- М.: Гардарики, 2000.-255 с.

    10. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ.вузов./ В.С. Мухина. - 7-е изд., стереотип. - М.: Изд.центр "Академия", 2002.

    11. Нариси становлення та розвитку дитячої психології: Навчальний посібник для вищих навчальних закладів.- К.: НПУ ім.. М.П. Драгоманова, 1999.- 205 с.

    12. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. -- М., Российское педагогическое агентство. 1996, - 374 с.

    13. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с..

    14. Рыбалко Е. Ф.Возрастная и дифференциальная психология. – СПб.: Питер, 2001. – 224 с.

    15. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие/ Е.Е.Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 460 с

    16. Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр. / Сост. Семенюк Л.А. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2003. - 400 с.

    17. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко.- Москва: Педагогика, 1989.

    18. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1975.

    Дополнительная литература

    1. Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студ. вузов. — 2-е изд., стереотип. — М.:Издательский центр «Академия», 1999. — 320 с.

    2. Ануфриев А.Ф.,. Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. — М.: Издательство "Ось-89", 1997. - 224 с. (Практическая психология).

    3. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях.- М.: Изд-во: Института Психотерапии, 2001.

    4. Венгер А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. - Москва-Рига: Педагогический Центр «Эксперимент», 2000

    5. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка // Вестник Московського университета. Серия 14. Психология.- 1991.- №4.- С.5-18.

    6. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Издательская программа «Академия», 1995

    7. Камин А. А. Детское воровство. – Н.Новгород, 1998.

    8. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста.- М.: Просвещение, 1988.- 190 с.

    9. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков // Психология индивидуальных различий. Тексы./ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова.- М.: Изд-во МГУ, 1982.- С.288-318.

    10. Личность и проблемы развития: Сборник работ молодых ученых/ Отв. ред. Е.А. Чудина. — М.: Издательство Института психологии РАН, 2003. — 127с.

    11. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога.- М.: Изд-во Эксмо, 2005.- 896 с.

    12. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной.- 4-е издание.- Екатеринбург: Деловая книга, 2000.-176 с.

    13. Психология подростка. Хрестоматия./ Составитель Ю.И. Фролов. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 526 с.

    14. Раттер М. Помощь трудным детям. Пер. с англ. Е. Алексеевой, С. Нуровой. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.- 432 с.

    Программа разработана

    кандидатом психол. наук доцентом Авдеевой И.Н.

    Рабочая учебная программа утверждена на заседании

    кафедры общей психологии «____» _____________ 2009г., Протокол № __ .

    Зав. кафедрой психологии

    кандидат психол. наук, доцент_________________Л. В. Скрипко

    1. Учебная и рабочая программы дисциплины «Организация и руководство дошкольным воспитанием» группа днм6 з

      Руководство
      Курс «Организация и руководство дошкольным воспитанием» ставит своей целью вооружить студентов знаниями, умениями в области организации работы по дошкольному воспитанием, управлению им в различных его звеньях; обеспечить научную и
    2. Учебно-методический комплекс к дисциплине проблемы психологии трудновоспитуемых детей

      Учебно-методический комплекс
      Курс «Проблемы психологии трудновоспитуемых детей» является составной частью фундаментальной подготовки специалиста - практического психолога. Учебная дисциплина «Проблемы психологии трудновоспитуемых детей» помогает студенту понять
    3. Рабочая программа по истории для 8-11 классов.

      Творческая работа
      Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образова­ния на базовом уровне и примерной программы по истории.
    4. Рабочая учебная программа дисциплины «методика организац ии художественно-речевой деятельности детей дошкольного возраста» отрасль

      Рабочая учебная программа
      • со структурой, образной основой художественно-речевой деятельности, ее содержанием в разных возрастных группах с особенностями художественно-эстетического восприятия художественных произведений детьми разного возраста;
    5. Учебное пособие состоит

      Учебное пособие
      Вы приняли ответственное решение стать юрис-тами. Первый шаг на пути к осуществлению этоймечты вам поможет сделать настоящее учебное по-собие, которое по своему содержанию соответствует какшкольным программам, так и программам всту-пительных
    6. Программа дисциплины «Экономические и политические проблемы постсоветского пространства» для направления 032301. 65 (2)

      Программа дисциплины
      освоение курса предполагает предварительное знакомство студентов с содержанием учебных дисциплин: “Политико-экономическая география мира”, “Новые угрозы глобального развития” и “Международные политические институты и организации”.
    7. Программа дисциплины «Экономические и политические проблемы постсоветского пространства» для направления 032301. 65 (3)

      Программа дисциплины
      дать студентам целостное представление о сумме объективных политических и социально – экономических взаимовлияющих процессов, одновременно находящихся под воздействием широкой гаммы внешних факторов и тенденций, проходящих на постсоветском пространстве.
    8. Программа дисциплины «Экономические и политические проблемы постсоветского пространства» для направления 032301. 65 (4)

      Программа дисциплины
      «Процесс формирования СНГ, базовые документы. Эволюция СНГ: этапы, достижения, проблемы. Экономическое, политическое и военное сотрудничество в рамках СНГ.
    9. Программы высшего профессионального образования (2)

      Реферат
      Программы дополнительного профессионального образования (программы, завершающиеся присвоением дополнительной квалификации, программы повышения квалификации,

    Другие похожие документы..