Учебная рабочая программа дисциплины возрастная психология севастополь

Тема 4. Младший школьный возраст.

Роль школьного образования в психическом развитии человека.

Кризис перехода к школьному обучению, его содержание и особенности протекания. Варианты неблагоприятного течения кризиса. Пропедевтика и коррекция неблагоприятного течения кризиса.

Характеристика социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность как ведущая деятельность. Структура и общие закономерности формирования учебной деятельности (Д.Б.Эльконин). Значение форм совместной со сверстниками учебной деятельности для психического развития младшего школьника (Г.А.Цуккерман). Основные стадии адаптации ребенка к школе как процесса освоения новой социальной ситуации развития и овладения учебной деятельностью. Причины школьной дезадаптации. Развитие мотивов учения. Динамика изменения отношения к учению на протяжении младшего школьного возраста.

Место других видов деятельности в психическом развитии младшего школьника (игра, спорт, занятия искусством, изобразительная деятельность, музыкальная деятельность, начальные формы труда).

Социальная жизнь младших школьников. Особенности общения со сверстниками. Дружба в младшем школьном возрасте, ее возрастно-психологические особенности, стадии развития (Р.Селман). Социальный статус и отношения со сверстниками. Кооперация, соревнование и конфликты в детских группах. Психология отношений внутри классного коллектива. Индивидуальные и половые различия в общении и взаимоотношениях между сверстниками.

Содержание обучения как основного источника умственного развития в школьном возрасте. Возрастные особенности и возрастные возможности усвоение знаний. Проблема формирования основ научного мышления в начальной школе (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов). Теория планомерного формирования умственных действий и понятий и ее значение для оптимизации учебной деятельности (П.Я.Гальперин). Проблема интеллектуализации психических процессов, их осознания и произвольности. Особенности развития речи в младшем школьном возрасте. Проблема осознания речи, ее элементов, ее функций и форм при разных вариантах обучения (Д.Б.Эльконин, А.К.Маркова, С.Н.Карпова).

Особенности развития восприятия и внимания. Формирование наблюдательности. Память младшего школьника, пути повышения ее эффективности. Особенности развития мышления и воображения.

Особенности развития Я-концепции. Начальные формы рефлексии, формирование самооценки в связи с развитием учебной деятельности. Развитие мотивационно-потребностной и волевой сферы. Особенности усвоения моральных норм, понятия справедливости и правил поведения.

Неблагоприятные варианты психического развития младших школьников: хроническая неуспешность, уход от деятельности, негативистическая демонстративность, вербализм, интеллектуализм. Причины формирования, принципы и приёмы диагностики и коррекции. Фасилитация личностного развития младших школьников. Психотехнологии фасилитативного взаимодействия в начальной школе.

Тема 5. Подростковый возраст .

Проблема «кризиса» подросткового возраста. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возрасту. Роль полового созревания. Роль гетерохронности органического, полового и социального развития в возникновении подросткового возраста (Л.С.Выготский). Социально-историческая природа подросткового возраста. Роль культурных институтов в процессе социализации подростков. Переход от социализации к индивидуализации как основная характеристика подросткового возраста. Индивидуальные и половые различия в темпах и характере физического, умственного и социального развития подростков.

Теории подросткового возраста (Ст.Холл, Э.Шпрангер, Ш.Бюлер, Э.Эриксон, К.Левин, Ж.Пиаже). Психологическая характеристика подросткового возраста в трудах Л.С.Выготского. Развитие интересов (доминант) в подростковом возрасте. Проблема ведущей деятельности подростка (Д.Б.Эльконин, Д.И.Фельдштейн). Роль общения со сверстниками в психическом развитии подростка. Коллектив сверстников и взаимодействие в нем как моделирование отношений взрослых членов общества. «Кодекс товарищества». Дружба у подростков и ее особенности в связи с половыми различиями. Чувство взрослости как основное психологическое новообразование подросткового возраста, специфическая форма самосознания (Д.Б.Эльконин). Виды взрослости, пути и условия ее формирования. Роль образцов. Становление нового типа взаимоотношений со взрослыми.

Учебная деятельность подростков. Развитие познавательных мотивов. Избирательность отношения к учебным предметам. Изменение характера отношений с учителем. Другие виды деятельности подростка и их значение для психического развития. Опосредованность, осознанность и произвольность как основные показатели развития познавательных процессов. Развитие формально-операционального интеллекта.

Формирование личности в подростковом возрасте. Задача реконструкции телесного образа Я. Синдром дисморфофобии. Поло-ролевая идентификация.

Основные закономерности развития самосознания. Формирование самооценки. Уровень притязаний подростка. Возникновение идеалов как воплощение уровня притязаний. Причины нарушения формирования самооценки. Аффект неадекватности.

Развитие аффективно-потребностной сферы. Обострение потребности в личностно-ориентированном общении, самоутверждении и социальном признании. Развитие воли. Формирование направленности личности. Развитие моральных суждений и нравственных убеждений в подростковом возрасте. Формирование характера. Типы акцентуаций личности в подростковом возрасте. Специфические поведенческие реакции подросткового возраста. Психологические предпосылки перехода к юношескому возрасту.

Фасилитация личностного развития подростков. Технология возвышающей коммуникации. Психотехника актуализации субъектного опыта участников учебного процесса.

Тема 6. Юношеский возраст.

Место юношеского возраста в периодизации целостного жизненного цикла (Э.Шпрангер, Ш.Бюлер, А.Фрейд, К.Левин, Э.Эриксон, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин). Переходный характер юношеского возраста. Юношеский возраст в различных культурах. Проблема ведущей деятельности юношеского возраста. Формирование профессиональной направленности и предварительное профессиональное самоопределение как ведущее новообразование юношеского возраста. Психологические особенности выбора профессии. Учебная деятельность в юношеском возрасте. Переход к самообразованию и самовоспитанию. Развитие абстрактного, дивергентного и гипотетикодедуктивного мышления. Кросс-культурные различия в формировании формально-логических структур интеллекта. Формирование индивидуального стиля мышления.

Развитие общения в юношеском возрасте. Принадлежность к группе. Неформальные и формальные молодежные объединения и группировки. Феномен «молодежной субкультуры», его психологическое значение.

Сексуальное поведение и профилактика его нарушений. Построение нового типа взаимоотношений с родителями.

Развитие самосознания как достижение личностной идентичности (Э.Эриксон). Статусы идентичности (Д.Марсиа), Условия осуществления выбора в профессиональной, идеологической и сфере межличностных отношений. Нарушения формирования идентичности. Основные закономерности развития самосознания. Развитие образа Я. Развитие мотивов самовыражения и самореализации на основе самопознания личности. Формирование ценностно-смысловой сферы. Развитие морального сознания. Мечты и идеалы в юношеском возрасте, их психологическая роль для развития личности. Самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе как основное новообразование юношеского возраста.

Развитие воли и способности к самоуправлению. Развитие субъектной активности и становление субъектности.

Девиантное поведение, его причины и предупреждение.

Тема 7. Психология взрослой личности.

Критерии «зрелой взрослости». Соотнесение хронологического, биологического, психологического и социального возраста. Легальный и функциональный возраст (Д.Биррен). Задачи развития как основа выделения периодов зрелости (Р.Хевигхерст, Д.Левинсон). Смена иерархии критериев психического развития во взрослом возрасте..

Молодость как начальный этап зрелости и вступления во взрослую жизнь. Молодость как «время путешествий» - поиски себя и переход к стабильному образу жизни. Создание «мечты» и направленное формирование стабильной структуры жизни. Задачи развития: осознание себя во взрослом статусе и принятие социальной ответственности, прав и обязанностей, овладение профессией и начало профессиональной деятельности, поиск и выбор друга и вступление в брак, формирование отцовской и материнской позиции, воспитание детей, формирование образа и стиля жизни и круга общения.

Переход к средней зрелости как нормативный кризис (около 30 лет), обусловленный расхождением между идеальной моделью «мечты» образа жизни и реальностью. Переживание чувства утраты жизни и давления времени. Пути выхода из кризиса: личностно-смысловая перестройка, коррекция жизненных планов и образа жизни. Средняя зрелость (середина жизни). Расцвет творческой активности и профессиональной деятельности. Самоактуализация. Формирование потребности передачи опыта другим, наставничества. Возрастание потребности в достижениях и социальном признании, особая сензитивность к социальным оценкам. Построение карьеры. Психологическая «цена» самоактуализации и самореализации.

Переход к зрелости (около 40 лет) как нормативный кризис в развитии, «перелом жизни». Осознание утраты молодости и реальности смерти. Изменение восприятия временной перспективы. Начало снижения физических сил и возможностей. Переживание «символической смерти» молодости. Изменение личностного отношения и смысловая перестройка сознания, изменение иерархии мотивов. Возрастание потребности в продуктивном самовыражении. Индивидуализация и формирование самодостаточности и независимости.

Зрелость как «вершина» жизненного пути. Профессиональная деятельность как ведущая деятельность данного периода. Основные задачи развития: сохранение супружеских отношений, воспитание детей, достижения в карьере, развитие форм досуга и хобби, принятие и приспособление к изменениям организма, принятие ответственности за стареющих родителей... Особенности социальной активности в зрелом возрасте. Формы участия в общественной деятельности. Развитие самодостаточности и особенности общения. Одиночество в зрелом возрасте и его следствия.

Проблема развития познавательных процессов в зрелом возрасте. Теория стадиальности развития интеллекта в зрелости К.Шайо. Постформальные операции в период зрелости. Факторы, влияющие на развитие интеллекта в зрелости. Критика теорий зрелости как «психической окаменелости». Возможности обучения в зрелых возрастах. Стабильность и изменения личности в зрелости (Э.Эриксон, Д.Левинсон, С.Гоулд).

Причины нормативного кризиса 50-55 лет (изменение социальной ситуации развития и возрастная перестройка организма). Период старения и старости. Биологические и социальные факторы старения. Историческая изменчивость оценки старости и старения. Роль психологического и личностного факторов в процессе старения. Возрастные изменения восприятия, внимания, памяти, мышления в период старения и возможности их компенсации. Профилактика старения. Задачи развития: принятие и освоение новых социальных ролей, адаптация к потере физических возможностей, подведение итогов жизни и ее принятие, развитие личностной позиции в отношении смерти, возможность сохранения самостоятельности и независимости. Развитие потребности в передаче накопленного опыта, уважении и самоутверждении.

Выход на пенсию. Проблема участия в трудовой деятельности в старости, ее значение для сохранения нормальной жизнедеятельности и долголетия. Значение общественных интересов для формирования деятельной старости. Жизненная мудрость как личностное новообразование, результат разрешения кризиса между личностной интеграцией и распадом и отчаянием. Влияние истории жизненного пути на процесс старения. Особенности общения и межличностных отношений в старости. Одиночество в старости. Критика теории инволюции. Компенсаторные механизмы в период старения. Культурные традиции отношения к смерти и подготовки к ней. Виды психологической помощи безнадежно больным людям. Проблема долголетия и жизнеспособности. Факторы долголетия. Старость как социальная проблема.

Фасилитация личностного развития в пожилом и старческом возрасте. Концепции циклического и последовательного развития личности в онтогенезе.

V. СТРУКТУРА ЗАЧЕТНОГО КРЕДИТА КУРСА

Тема

Количество часов, отведенных на:

Лекции

ПЗ

СР

ИР

Содержательный модуль I. Методологические основы возрастной психологии

Тема 1. Предмет возрастной психологии.

1

2

Тема 2. Методы возрастной психологии.

1

2

Содержательный модуль II . Проблема условий и движущих сил психического развития в онтогенезе.

Тема 3. Проблема психического развития ребенка в зарубежной психологии.

8

Тема 4. Проблема движущих сил психического развития в онтогенезе в отечественной психологии.

1

6

Тема 5. Проблема возраста и возрастной периодизации .

1

4

Содержательный модуль III. Особенности психического развития личности на различных возрастных стадиях.

Тема 6. Младенческий возраст .

2

4

Тема 7. Психическое развитие ребёнка раннего возраста.

2

4

Тема 8. Дошкольный возраст.

4

2

4

Тема 9. Младший школьный возраст.

4

2

12

Тема 10. Подростковый возраст .

4

2

4

Тема 11. Юношеский возраст.

2

2

Тема 12. Психология взрослой личности.

2

6

Обобщение знаний по курсу

20

11

Всего

24

6

78

11

VI. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

  1. Учебная и рабочая программы дисциплины «Организация и руководство дошкольным воспитанием» группа днм6 з

    Руководство
    Курс «Организация и руководство дошкольным воспитанием» ставит своей целью вооружить студентов знаниями, умениями в области организации работы по дошкольному воспитанием, управлению им в различных его звеньях; обеспечить научную и
  2. Учебно-методический комплекс к дисциплине проблемы психологии трудновоспитуемых детей

    Учебно-методический комплекс
    Курс «Проблемы психологии трудновоспитуемых детей» является составной частью фундаментальной подготовки специалиста - практического психолога. Учебная дисциплина «Проблемы психологии трудновоспитуемых детей» помогает студенту понять
  3. Рабочая программа по истории для 8-11 классов.

    Творческая работа
    Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образова­ния на базовом уровне и примерной программы по истории.
  4. Рабочая учебная программа дисциплины «методика организац ии художественно-речевой деятельности детей дошкольного возраста» отрасль

    Рабочая учебная программа
    • со структурой, образной основой художественно-речевой деятельности, ее содержанием в разных возрастных группах с особенностями художественно-эстетического восприятия художественных произведений детьми разного возраста;
  5. Учебное пособие состоит

    Учебное пособие
    Вы приняли ответственное решение стать юрис-тами. Первый шаг на пути к осуществлению этоймечты вам поможет сделать настоящее учебное по-собие, которое по своему содержанию соответствует какшкольным программам, так и программам всту-пительных
  6. Программа дисциплины «Экономические и политические проблемы постсоветского пространства» для направления 032301. 65 (2)

    Программа дисциплины
    освоение курса предполагает предварительное знакомство студентов с содержанием учебных дисциплин: “Политико-экономическая география мира”, “Новые угрозы глобального развития” и “Международные политические институты и организации”.
  7. Программа дисциплины «Экономические и политические проблемы постсоветского пространства» для направления 032301. 65 (3)

    Программа дисциплины
    дать студентам целостное представление о сумме объективных политических и социально – экономических взаимовлияющих процессов, одновременно находящихся под воздействием широкой гаммы внешних факторов и тенденций, проходящих на постсоветском пространстве.
  8. Программа дисциплины «Экономические и политические проблемы постсоветского пространства» для направления 032301. 65 (4)

    Программа дисциплины
    «Процесс формирования СНГ, базовые документы. Эволюция СНГ: этапы, достижения, проблемы. Экономическое, политическое и военное сотрудничество в рамках СНГ.
  9. Программы высшего профессионального образования (2)

    Реферат
    Программы дополнительного профессионального образования (программы, завершающиеся присвоением дополнительной квалификации, программы повышения квалификации,

Другие похожие документы..