Педагогические условия формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

ОЦЕНОЧНО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК

мотивационный

когнитивный

рефлексивный

знания курсантов о явлениях и понятиях, отражающих сущность профессиональной деятельности офицера.

способность будущего офицера к решению профессиональных задач, как стандартных, так и нетипичных, требующих творческого подхода.

степень осознания будущим офицером себя в качестве субъекта профессиональной деятельности

высокий

оптимальный

адаптивный

деятельностный

степень преобладания внутренней мотивации профессиональной деятельности в структуре мотивации личности будущих офицеров


Содержательный блок разработанной нами модели представляет собой систему знаний, умений, опыта деятельности и опыта отношений, усвоение которой обеспечивает формирование готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности. Структура и содержание указанной системы определяется исходя из содержания выделенных нами компонентов готовности будущего офицера внутренних войск к профессиональной деятельности.

Организационно-деятельностный блок представляет собой совокупность организационных форм, методов и технологий обучения и воспитания, реализуемых в целях формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности. Формирование готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности осуществлялось путем интеграции проектируемой нами модели в следующие элементы образовательного процесса: учебные занятия по основной образовательной программе; система факультативных занятий; войсковая стажировка.

Оценочно-результативный блокопределяет эффективность функционирования предлагаемой модели и связан с разработкой соответствующих критериев, показателей и уровней, которые разрабатывались исходя из структуры и содержания исследуемой готовности, с учетом специфики профессиональной деятельности офицера внутренних войск.

Таким образом, разработанная структурно-функциональная модель позволяет представить формирование готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности как целостный процесс, обладающий основными характеристиками педагогического процесса – целостностью, системностью, цикличностью и технологичностью. Основываясь на указанном представлении моделируемого процесса, в исследовании определены педагогические условия, оказывающие существенное влияние на достижение цели моделируемого процесса. Кроме того, разработанная модель стала основой для проведения опытно-экспериментальной работы по формированию готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности, описанной во второй главе диссертации.

Во второй главе «Реализация педагогических условий формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности» описано содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по реализации педагогических условий формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности

В первом параграфе описывается организация и методикаопытно-экспериментальной работы по реализации педагогических условий формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности. Экспериментальная работа проводилась в течение 2007-2011 гг. в батальоне курсантов Новосибирского военного института внутренних войск МВД России и состояла из ряда этапов: констатирующий (оценка исходного уровня готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности в экспериментальной и контрольной группах), формирующий (реализация в образовательном процессе военного института комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности), контрольный (оценка уровня готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности после реализации педагогических условий, сравнение его с результатами констатирующего эксперимента).

Во втором параграфе раскрывается процесс реализации выявленных педагогических условий формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности: внедрение в образовательный процесс военного вуза личностно-ориентированных педагогических технологий; реализация в образовательном процессе военного вуза интегративного спецкурса «Профессиональная деятельность офицера внутренних войск»; практико-ориентированная направленность процесса формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности.

Первое из названных педагогических условий основано на положениях личностно-ориентированного подхода, предполагающих обеспечение и поддержку процессов самопознания, самостроительства и самореализации личности, развития индивидуальности, востребованность личностных функций обучающегося. Реализация данного педагогического условия осуществлялась на занятиях спецкурса «Профессиональная деятельность офицера внутренних войск», а также на учебных занятиях по дисциплинам «Служебно-боевой применение внутренних войск», «Организация повседневной деятельности подразделений», «Морально-психологическое обеспечение служебно-боевой деятельности».

Одним из направленийреализации рассматриваемого педагогического условия мы избрали применение технологии проблемного обучения с целью создания качественно новых содержательных форм учебного общения, изменяющих позицию курсанта в учебной деятельности. Технология проблемного обучения реализовывалась в ходе лекций, семинаров, групповых и практических занятий и позволила создать условия для приобретения будущими офицерами внутренних войск опыта работы с проблемными ситуациями, определения объема и содержания информации, необходимой для их разрешения, целеполагания и планирования деятельности по решению профессиональных задач.

Другим направлением реализации рассматриваемого педагогического условия являлосьприменение технологии разработки личностно-ориентированных ситуаций. В ходе данной работы организовывалось включение курсантов в решение ситуаций, которые в зависимости от основного содержания мы условно разделили на следующие типы: ситуации определения отношения; ситуации выбора стратегии поведения; ситуации выбора жизненной стратегии.

На основе результатов педагогического наблюдения, организованного в ходе реализации личностно-ориентированных педагогических ситуаций можно сделать вывод, что данная технология способствовала формированию у курсантов активного положительного отношения к будущей профессиональной деятельности, формированию и актуализации системы знаний о профессиональной деятельности, овладению способами решения профессиональных задач, рефлексивному отношению курсантов к собственной деятельности.

Следующее педагогическое условие формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности предполагает реализацию в образовательном процессе военного вуза интегративного спецкурса «Профессиональная деятельность офицера внутренних войск».

Проектирование и реализация указанного спецкурса осуществлялось в соответствии со сложившимися в педагогической науке взглядами на интеграцию как процесс и результат формирования целостности знаний, способов и видов деятельности, а также ценностных отношений. При проектировании спецкурса «Профессиональная деятельность офицера внутренних войск» мы исходили из того, что это интегративный, обобщающий курс по отношению к ряду военно-профессиональных дисциплин. Он базируется на знаниях, полученных в процессе изучения тактики, служебно-боевого применения внутренних войск, организации повседневной деятельности, методики морально-психологического обеспечения и других учебных курсов и способствует их расширению и углублению.

В основу построения интегративного спецкурса «Профессиональная деятельность офицера внутренних войск» нами положена совокупность ведущих идей и понятий, позволяющих раскрыть перед будущими офицерами целостную картину профессиональной деятельности офицера внутренних войск, дать систему знаний о наиболее обобщенных способах её осуществления, показать место и роль военно-профессиональных знаний и умений в профессиональной деятельности офицера внутренних войск. Кроме того, спецкурс является условием актуализации знаний курсантов о профессиональной деятельности, стимулом к их активному расширению, способствует актуализации потребности в самосовершенствовании, самореализации через профессиональную деятельность, порождает стремление к самооценке, соотнесению своих способностей с требованиями профессиональной деятельности.

Следующим педагогическим условием формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности является практико-ориентированная направленность данного процесса.

Проанализировав сведения, содержащиеся в изученной нами литературе, и выделив основные подходы к пониманию сущности практико-ориентированности профессиональной подготовки под формулировкой «практико-ориентированная направленность формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности» нами понимается ориентация этого процесса на формирование у будущих офицеров внутренних войск способности к решению практических задач целеполагания и планирования деятельности на базе общепринятых средств деятельности, преобладание практической деятельности курсантов во всех формах подготовки.

Для обеспечения практико-ориентированной направленности формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности нами были созданы определенные условия. Во-первых, тот или иной элемент профессиональной деятельности, включаемый в содержание практического занятия, был представлен именно как элемент деятельности, с указанием его места и выполняемой функции. Во-вторых, каждый элемент профессиональной деятельности обладал целостностью, то есть представлял собой полный цикл деятельности от целеполагания (или принятия цели) до рефлексии.

Одним из важнейших средств обеспечения практико-ориентированной направленности формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности является войсковая стажировка, которая обладает широкими возможностями по формированию готовности к профессиональной деятельности. В целях наиболее полного использования этих возможностей, в ходе экспериментальной работы нами были внесены некоторые изменения в организацию и ход войсковой стажировки.

Изменения в программе предполагали подготовку к стажировке и практическую работу курсантов в ходе стажировки в соответствии с основными видами профессиональной деятельности офицера внутренних войск, внедрение четкой системы планирования курсантами своей работы, расширение завершающего этапа стажировки. Этот этап был ориентирован на осознание курсантом, произошедших с ним изменений, главная роль отводилась индивидуальной рефлексии, способствующей продвижению курсанта в субъектности по отношению к своей профессии и профессиональной роли офицера внутренних войск.

Анализ результатов экспериментальной работы по формированию готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности представлен в третьем параграфе второй главы диссертации.

В соответствии с выделенными критериями и показателями готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности был организован констатирующий эксперимент, целью которого являлось определение в экспериментальной и контрольной группах начального уровня исследуемой готовности.

Сравнение результатов диагностики готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности, проводившееся по итогам констатирующего эксперимента с помощью U-критерия Манна-Уитни по мотивационному и рефлексивному критериям и с помощью *-критерия Фишера по когнитивному и деятельностному критериям, выявило отсутствие статистически значимых различий между экспериментальной и контрольной группами по всем выделенным критериям.

Формирующий эксперимент проводился в рамках разработанной нами модели формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности. Общая схема экспериментальной работы соответствовала организационно-деятельностному блоку названной модели.

После завершения формирующего эксперимента была организована диагностика исследуемой готовности в экспериментальной и контрольной группах. Диагностика проводилась по схеме аналогичной констатирующему этапу эксперимента. Сравнение результатов диагностики уровня готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности в экспериментальной группе до и после формирующего эксперимента представлено в таблице 1.

Определение значимости и достоверности положительного сдвига в уровне готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности в экспериментальной группе производилось с помощью G-критерия знаков. Во всех взводах экспериментальной группы типичным сдвигом является положительный, нетипичным – отрицательный. Количество нетипичных сдвигов в экспериментальной группе меньше критических значений для соответствующих объемов групп при p≤0,01. Таким образом, можно сделать вывод, что преобладание в экспериментальной группе положительных сдвигов не является случайным.

Таблица 1. Диагностика готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности в экспериментальной группе до и после формирующего эксперимента

Критерий

Результаты до форм. эксп.

Результаты после форм. эксп.

Изменение

значений индексов

Качеств.

хар-ка

Индекс

Качеств.

хар-ка

Индекс

Мотивационный1

впм-вом-вм

М = 2,06

вм-впм-вом

М = 3,21

+ 1,15

Когнитивный2

Ос- 14

Оу- 18

Сл- 24

К = 56

(24,8%)

Ос- 53

Оу- 48

Сл- 49

К = 151

(66,9%)

+ 95

(+42,1%)

Деятельностный3

Процесс – 26

Рез-т – 40

Д = 33

(26,4%)

Процесс – 91

Рез-т – 96

Д = 93

(74,6%)

+60

(+48,2%)

Рефлексивный4

-

Р1 = 14

Р2 = 36

-

Р1=27

Р2=52

+ 13

+ 16

1«ВПМ-ВОМ-ВМ» – распределение типов мотивации в общей структуре мотивационного компонента готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности, где ВМ – внутренняя мотивация, ВПМ – внешняя положительная мотивация, ВОМ – внешняя отрицательная мотивация. «М» – индекс, характеризующий степень преобладания внутренней мотивации и внешней положительной мотивации в структуре мотивационного компонента готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности.

2«ОС – 14; ОУ – 19; СЛ – 26» – распределение выполненных заданий по блокам: объективная сторона профессиональной деятельности (ОС – содержание деятельности, ОУ – условия осуществления деятельности), субъективная сторона профессиональной деятельности (СЛ – требования, предъявляемые к личности офицера). «К» – индекс, характеризующий сформированность когнитивного компонента готовности, выраженный в количестве выполненных заданий, как в абсолютном, так и в процентном представлении.

3«Процесс – 21; Рез-т – 12» количество профессиональных задач, в которых правильно описан процесс решения и количество профессиональных задач, в которых получен правильный результат. «Д» – индекс, характеризующий способность к решению профессиональных задач, выраженный в общем количестве решенных задач, как в абсолютном, так и в процентном представлении.

4«Р1» – индекс отражающий результаты диагностики самооценки, выраженный в количестве набранных баллов по набору шкал «Самооценка». «Р2» – индекс, отражающий результаты диагностики профессионального самосознания, выраженный в количестве набранных баллов по набору шкал «Профессиональное самосознание»

Определение статистической значимости различий в результатах диагностики уровня готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности в экспериментальной группе до и после формирующего эксперимента, а также их сравнение с результатами диагностики в контрольной группе проводилось, как и на констатирующем этапе экспериментальной работы, с помощью U-критерия Манна-Уитни по мотивационному и рефлексивному критериям и с помощью *-критерия Фишера по когнитивному и деятельностному критериям.

Анализ экспериментальных данных, представленных в таблице 1, обнаружил статистически значимые различия (при p≤0,01) по всем критериям готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности в экспериментальной группе до и после формирующего эксперимента, а также по сравнению с результатами диагностики в контрольной группе.

В контрольной группе до и после формирующего эксперимента, несмотря на небольшой количественный рост всех показателей готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности, обнаружены статистически значимые различия только по когнитивному критерию (при p≤0,05). Однако значительное превосходство результатов диагностики в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой позволяет утверждать, что именно реализованные в ходе формирующего эксперимента педагогические условия формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности положительно повлияли на формирование готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности.

В заключении диссертации изложены основные научные результаты, полученные при решении задач исследования и подтверждающие выдвинутую гипотезу.

В ходе исследования на основе сущностных характеристик профессиональной деятельности офицера внутренних войск МВД России уточнено понятие «готовность будущего офицера внутренних войск к профессиональной деятельности», выявлена её структура и содержание основных компонентов: мотивационного, когнитивного, деятельностного, рефлексивного.

Разработана структурно-функциональная модель формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности, определены её структурные компоненты: целевой, содержательный, организационно-деятельностный, оценочно-результативный. Определены критерии сформированности готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности (мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный), а также отобраны соответствующие диагностические методики.

Обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, способствующие повышению эффективности формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности в рамках разработанной модели: внедрение в образовательный процесс военного вуза личностно-ориентированных педагогических технологий; реализация в образовательном процессе интегративного спецкурса «Профессиональная деятельность офицера внутренних войск»; практико-ориентированная направленность процесса формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы позволил сделать вывод, что реализация в образовательном процессе военного вуза модели и педагогических условий формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности способствовала формированию у будущих офицеров внутренних войск активного положительно отношения к профессиональной деятельности офицера внутренних войск, адекватных представлений и знаний о её содержании и условиях осуществления, а также о требованиях, предъявляемых к личности офицера внутренних войск. Повысился уровень владения курсантами способами практической деятельности, способности к актуализации профессиональных компетенций в процессе решения профессиональных задач. Реализованные педагогические условия также способствовали формированию адекватной самооценки профессиональной подготовленности и личностных качеств, осознанию будущими офицерами внутренних войск себя в качестве субъекта профессиональной деятельности.

Таким образом, проведенное исследование и полученные в ходе экспериментальной работы результаты подтверждают выдвинутую гипотезу и позволяют сделать вывод о достижении цели и решении задач исследования.

Дальнейшее исследование проблемы формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности может быть продолжено в следующих направлениях: разработка дидактического обеспечения формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности на основе современных информационно-коммуникационных технологий; создание системы методов педагогической поддержки формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности; разработка и реализация многоуровневой системы формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности.

Основные положения и результаты исследования отражены в публикациях автора.

1. Левин, Е.М. Реализация в образовательном процессе военного вуза интегративного спецкурса «Профессиональная деятельность офицера внутренних войск». [Текст] / В.А. Беловолов, Е.М. Левин // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – №10. – С. 22–31. – 0,6 п.л. – (реферируемое издание).

2. Левин, Е.М. Готовность будущего офицера к профессиональной деятельности как психолого-педагогическое явление. [Текст] / В.А. Беловолов, Е.М. Левин // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – №9. – С. 41–50. – 0,6 п.л. – (реферируемое издание).

3. Левин, Е.М. Профессиональная деятельность офицера ВВ МВД России как психолого-педагогическое явление. [Текст] / В.А. Беловолов, С.В. Бунин, Е.М. Левин // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – №10. – С. 21–31. – 0,6 п.л. – (реферируемое издание).

4. Левин, Е.М. Основные подходы к анализу профессиональной деятельности офицера внутренних войск МВД России. [Текст] / Е.М. Левин // Перспективы развития внутренних войск Республики Казахстан в современных условиях: материалы междунар. науч.-практ. конф. – Казахстан, Петропавловск: ПВВКУ ВВ РК, 2011 – 0,6 п.л.

5. Левин, Е.М. Готовность будущего офицера ВВ МВД России к профессиональной деятельности. [Текст] / Е.М. Левин // Современные педагогические технологии обучения как средство интенсификации образовательного процесса в вузе: материалы межвузовск. науч.-практ. конф. – Саратов: СВИ ВВ МВД России, 2010 – 0,6 п.л.

6. Левин, Е.М. Проблемы формирования ценностных ориентаций личности будущего офицера. [Текст] / Е.М. Левин // Образование и культура в развитии современного общества: материалы междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: НГПУ, 2009 – 0,3 п.л.

7. Левин, Е.М. Профессия офицера и развитие военного образования в России (исторический аспект). [Текст] / Е.М. Левин // Комплексная оценка деятельности вуза как отражение качества подготовки офицерских кадров: материалы межвузовск. науч.-практ. конф. – Новосибирск: НВИ ВВ МВД России, 2009 – 0,5 п.л.

8. Левин, Е.М. Готовность специалиста к профессиональной деятельности как психолого-педагогическая проблема. [Текст] / Е.М. Левин // Основные направления совершенствования образовательного процесса в военном институте: материалы межвузовск. науч.-практ. конф. – Новосибирск: НВИ ВВ МВД России, 2008 – 0,7 п.л.

9. Левин, Е.М. Профессиональная деятельность офицера как основа построения содержания обучения в военном вузе. [Текст] / Е.М. Левин // Повышение эффективности образовательного процесса как важнейший фактор качественной подготовки офицерских кадров для ВВ МВД России: материалы межвузовск. науч.-практ. конф.– Новосибирск: НВИ ВВ МВД России, 2007 – 0,5 п.л.

  1. Формирование готовности будущих офицеров тыла к управленческой деятельности 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Саратовский военный институт ВВ МВД РФ»
  2. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  3. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (2)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  4. Формирование адаптивного правового поведения в экстремальных ситуациях будущих офицеров внутренних войск мвд россии 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Саратовский военный институт внутренних войск МВД России»
  5. Формирование готовности к организаторской деятельности будущих офицеров тыла 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «25» марта 2010 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.243.12 при Саратовском государственном университете имени Н.
  6. Формирование профессиональной компетентности курсантов военного вуза будущих офицеров рвсн 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    ФГКОУ ВПО «Московский университет МВД РФ», доцент кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях учебно-методического комплекса «Специальная тактика»
  7. Формирование готовности будущих офицеров тыла к иноязычной коммуникации на основе использования компьютерных средств обучения 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «8» октября 2009 г. в 10:00 часов на заседании диссертационного Совета Д 212.243.12 при Саратовском государственном университете имени Н.
  8. Формирование экологической ответственности в процессе профессиональной подготовки будущих офицеров 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 24 марта 2010 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.243.12 при Саратовском государственном университете имени Н.
  9. Педагогическая концепция формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума 13. 00. 08 - теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Официальные оппоненты: Липский Игорь Адамович, засл. деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор (АОУ «Институт переподготов- ки и повышения квалификации руководя- щих кадров и специалистов системы со­- циальной защиты

Другие похожие документы..