Педагогические условия формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

- определены критерии готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности: мотивационный (степень преобладания внутренней мотивации и внешней положительной мотивации будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности), когнитивный (степень адекватности знаний и представлений о содержании профессии офицера внутренних войск, профессионально обусловленных требованиях к личности офицера внутренних войск), деятельностный (способность будущего офицера внутренних войск к решению профессиональных задач), рефлексивный (осознание будущим офицером внутренних войск себя в качестве субъекта профессиональной деятельности, самооценка профессионально-значимых личностных качеств), а также уровни её сформированности (высокий, оптимальный, адаптивный);

- выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности: внедрение в образовательный процесс военного вуза личностно-ориентированных педагогических технологий; реализация в образовательном процессе военного вуза интегративного спецкурса «Профессиональная деятельность офицера внутренних войск»; практико-ориентированная направленность процесса формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в обогащении теоретических основ процесса профессиональной подготовки офицерских кадров для внутренних войск МВД России путем системного анализа понятия, структуры, содержания, уровней готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности, исходя из сущности, содержания и особенностей профессиональной деятельности офицера внутренних войск; в дополнении научного представления о формировании готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности путем разработки структурно-функциональной модели исследуемого процесса с учетом особенностей организации образовательного процесса в военных институтах внутренних войск МВД России; в дополнении теории профессиональной подготовки офицерских кадров знаниями о влиянии специально спроектированных и реализованных в образовательном процессе военного вуза внутренних войск педагогических условий на эффективность формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности.

Практическая значимость работы. Основные положения и выводы, содержащиеся в исследовании, выявленные и экспериментально обоснованные педагогические условия формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности направлены на совершенствование профессиональной подготовки офицерских кадров для внутренних войск МВД России. В образовательном процессе военных вузов внутренних войск МВД России реализовано научно-методическое обеспечение процесса формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности:

- спроектированная модель формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности рассматривается как практическое средство повышения качества профессиональной подготовки офицерских кадров для внутренних войск МВД России;

- разработанный и апробированный в рамках исследования интегративный курс «Профессиональная деятельность офицера внутренних войск» применяется как элемент профессиональной подготовки будущих офицеров внутренних войск;

- критерии и методики диагностики уровня готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности, рассматриваются как элемент системы оценки качества подготовки офицерских кадров для внутренних войск.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется обоснованностью избранных теоретико-методологических позиций, логикой построения исследования, адекватностью избранных методов исследования поставленным задачам, репрезентативностью и достаточным объемом экспериментальной базы исследования, четкой организацией экспериментальной работы, применением математических методов обработки и анализа экспериментальных данных.

Основные положения выносимые на защиту:

1. Профессиональная деятельность офицера внутренних войск, ввиду своей общественной значимости, характеризуется высокой степенью социальной ответственности, традиционностью ценностных ориентаций, строгой регламентацией условий её осуществления. Исходя из этого, для успешного осуществления этого вида деятельности наибольшее значение имеют такие свойства и качества личности как активное положительное отношение к избранной профессии, устойчивые профессиональные мотивы и намерения, стремление и склонность к овладению профессией офицера внутренних войск и последующей реализации себя в этой профессии.

2. Готовность будущего офицера внутренних войск к профессиональной деятельности рассматривается как целостное личностное образование, обеспечивающее выполнение им функций, адекватных потребностям профессиональной деятельности офицера внутренних войск МВД России, и представляющее собой систему качеств личности будущего офицера, выражающуюся в активном положительном отношении к профессиональной деятельности офицера внутренних войск, стремлении заниматься ею, наличии адекватного целостного представления о будущей профессиональной деятельности, представлении о себе как о её субъекте, владении способами решения профессиональных задач. Указанная система качеств личности представлена совокупностью взаимообусловленных и взаимосвязанных компонентов: мотивационного, когнитивного, деятельностного, рефлексивного.

При этом формирование готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности понимается нами как целенаправленное, специально организованное педагогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса в военном институте внутренних войск МВД России, обеспечивающее развитие целостного личностного образования будущих офицеров внутренних войск – готовности к профессиональной деятельности.

3. Разработанная структурно-функциональная модель позволяет представить формирование готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности как целостный процесс, обладающий основными характеристиками педагогического процесса – целостностью, системностью, цикличностью и технологичностью, и представляет собой единство взаимосвязанных структурных блоков: целевого (совокупность иерархически взаимосвязанных целей, определяющих выбор способов, действий, выступающих средством управления и сверки результатов действий с прогнозируемым итогом в процессе профессиональной подготовки), содержательного (система знаний, умений, опыта деятельности и опыта отношений,усвоение которой обеспечивает формирование готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности), организационно-деятельностного (совокупность организационных форм, методов и технологий обучения и воспитания, реализуемых в целях формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности), оценочно-результативного (система критериев и показателей, используемых для определения результативности процесса формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности).

4. Важными педагогическими условиями формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности в образовательном процессе военного вуза внутренних войск являются:

- внедрение в образовательный процесс военного вуза личностно-ориентированных педагогических технологий;

- реализация в образовательном процессе военного вуза интегративного спецкурса «Профессиональная деятельность офицера внутренних войск»;

- практико-ориентированная направленность процесса формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности.

5. Критериями и показателями готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности определены: мотивационный (степень преобладания внутренней мотивации и внешней положительной мотивации будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности), когнитивный (степень адекватности знаний и представлений о содержании профессии офицера внутренних войск, профессионально обусловленных требованиях к личности офицера внутренних войск), деятельностный (способность будущего офицера внутренних войск к решению профессиональных задач), рефлексивный (осознание будущим офицером внутренних войск себя в качестве субъекта профессиональной деятельности, самооценка профессионально-значимых личностных качеств).

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и получили одобрение на межвузовских научно-практических конференциях в Новосибирском военном институте внутренних войск МВД России (2007, 2008 гг.), международной научно-практической конференции в Новосибирском государственном педагогическом университете (2009 г.), межвузовской научно-практической конференции в Саратовском военном институте внутренних войск МВД России (2010 г.), международной научно-практической конференции в Петропавловском высшем военном командном училище внутренних войск республики Казахстан (2011 г.).

Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры военной педагогики и психологии Новосибирского военного института внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России, кафедры педагогики и психологии факультета начальных классов Новосибирского государственного педагогического университета. Основные результаты исследования, теоретические положения и научно-методические материалы используются в образовательном процессе Новосибирского военного института внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России, Саратовского военного института внутренних войск МВД России, Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России.

Структура диссертации соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Вовведении обоснована актуальность темы исследования, определены объект и предмет, цель исследования, сформулированы гипотеза, задачи исследования, определены научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, ее этапы.

В первой главе «Теоретические основы процесса формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности» проводится теоретико-методологический анализ исследуемой проблемы, анализируются сущность и особенности профессиональной деятельности офицера внутренних войск, уточняется содержание понятия «готовность будущего офицера внутренних войск к профессиональной деятельности» как целостного личностного образования, описывается структура и содержание модели формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности.

В первом параграфе «Профессиональная деятельность офицера внутренних войск: сущность, структура, особенности» профессиональная деятельность офицера внутренних войск, как составное понятие, рассматривается с позиций двух распространенных научных категорий «деятельность» и «профессия».

Исходя из основных положений теории деятельности, разработанных П.Л. Гальпериным, А.Н. Леонтьевым, С.Л.Рубинштейном, Д.Б. Элькониным и др., выделен ряд принципов и закономерностей деятельности, имеющих важное методологическое значение для нашего исследования: предметность и субъектность деятельности, единство строения внутренней и внешней деятельности, принцип развития и историзма.

Рассмотрение данных положений позволило сделать вывод, что при подготовке будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности необходимо учитывать, что формирующиеся у будущего офицера представления о профессиональной деятельности, во внешнем плане существующие как совокупность нормативных требований к деятельности, переходя во внутренний план, претерпевают изменения, обусловленные субъективными факторами. С другой стороны, формирование у будущего офицера внутренних войск адекватного целостного представления о профессиональной деятельности является одним из условий эффективности профессиональной деятельности.

В исследовании мы исходили из того, что профессиональная деятельность – это, прежде всего, трудовая деятельность, которая обладает рядом специфических характеристик, обусловленных своеобразием природы данного вида деятельности. Исходя из этого, в работе рассмотрены основные характеристики трудовой деятельности и выделены те из них, которые наиболее значимо влияют на процесс профессиональной подготовки будущих офицеров внутренних войск. Во-первых, ученые отмечают особенность мотивации трудовой деятельности, проявляющейся в смещении цели деятельности с неё самой на её продукт. Во-вторых, отмечается, что в труде существенное значение имеет не только его операциональная сфера, «техника труда», но и отношение человека к труду (К.А. Абульханова-Славская, Э.Ф. Зеер). В-третьих, протекание трудовой деятельности, её осознание и субъективное восприятие человеком во многом зависит от общественного содержания, которое заключает в себе эта деятельность, т. е. от объективных общественных условий.

Изучение научной литературы показало, что, по мнению ряда исследователей (Е.А. Климов, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников и др.), профессиональная деятельность является одним из основных компонентов профессии. Анализ профессиональной деятельности офицера внутренних войск, в контексте тех исследований, где базовым является понятие «профессия», позволил выделить ряд особенностей, составляющих её исторически обусловленную сущность. В частности, нами отмечено, что одной из значимых составляющих исторического процесса обособления профессиональной деятельности офицера является её превращение из «сопутствующего» занятия определенных социальных групп в «дело всей жизни» человека, то есть изменение мотивационной основы профессиональной деятельности офицера, проявившееся в появлении собственно «профессиональной мотивации».

Кроме того, в исследованиях, посвященных анализу профессий, в качестве одного из важнейших выделяется социальный аспект рассмотрения данного феномена. В частности, Е.А. Климов в числе прочего рассматривает профессию «как общность людей, выполняющих определенные трудовые функции, имеющих общественно полезный характер». То есть представители одной профессии, осуществляющие, соответственно, одинаковую или сходную профессиональную деятельность являются определенной социальной группой. И как следствие такой группе присущи определенные социально-психологические характеристики: групповые нормы, ценности, особенности мировоззрения, стереотипы поведения и т.д., которые играют огромную роль, как на этапе профессионального становления личности, так и в процессе осуществления им профессиональной деятельности.

  1. Формирование готовности будущих офицеров тыла к управленческой деятельности 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Саратовский военный институт ВВ МВД РФ»
  2. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  3. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (2)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  4. Формирование адаптивного правового поведения в экстремальных ситуациях будущих офицеров внутренних войск мвд россии 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Саратовский военный институт внутренних войск МВД России»
  5. Формирование готовности к организаторской деятельности будущих офицеров тыла 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «25» марта 2010 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.243.12 при Саратовском государственном университете имени Н.
  6. Формирование профессиональной компетентности курсантов военного вуза будущих офицеров рвсн 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    ФГКОУ ВПО «Московский университет МВД РФ», доцент кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях учебно-методического комплекса «Специальная тактика»
  7. Формирование готовности будущих офицеров тыла к иноязычной коммуникации на основе использования компьютерных средств обучения 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «8» октября 2009 г. в 10:00 часов на заседании диссертационного Совета Д 212.243.12 при Саратовском государственном университете имени Н.
  8. Формирование экологической ответственности в процессе профессиональной подготовки будущих офицеров 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 24 марта 2010 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.243.12 при Саратовском государственном университете имени Н.
  9. Педагогическая концепция формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума 13. 00. 08 - теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Официальные оппоненты: Липский Игорь Адамович, засл. деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор (АОУ «Институт переподготов- ки и повышения квалификации руководя- щих кадров и специалистов системы со­- циальной защиты

Другие похожие документы..