Учебно-методический комплекс по социоло

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Омский институт (филиал)

Кафедра «Гуманитарные, естественнонаучные и правовые дисциплины»

Одобрено УМС Омского института

(филиала) РГТЭУ

Протокол № ________________

«___»__________20__г.

Председатель___________Власенко О.В.

Дополнение к

учебно - методическому комплексу

В.Л. Гречихиной, В.П. Потапова

СОЦИОЛОГИЯ

М.: Издательство Российского государственного торгово-экономического университета, 2007- 129 с.

Специальности: 080502 «Экономика и управление на предприятии

(торговли и общественного питания)»

080301 «Коммерция (торговое дело)»

080111 «Маркетинг»

080507 «Менеджмент организации»

Согласовано:

Учебный отдел Омского института

(филиала) РГТЭУ

«___»___________20__г.

__________ Радионова О.А.

Рекомендовано кафедрой:

Протокол №___________

«___»____________20__г.

Зав.кафедрой__________Ефимова С.В.

Омск 2011

Автор-составитель:

Денисов Виктор Петрович - старший преподаватель

кафедры «Гуманитарные, естественнонаучные и правовые дисциплины»

Учебно-методический комплекс по социологии составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям: 080507 «Менеджмент организации», 080111 «Маркетинг», 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)», 080301 «Коммерция (торговое дело)».

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и является обязательной для изучения.

Утвержден на заседании Учебно-методического совета Омского института (филиала) РГТЭУ «__»______20__г.,протокол № ___.

Согласования :

Заведующий кафедрой «Финансы и кредит

Омского института(филиала) РГТЭУ» __________Метелев С.Е.

Заведущий кафедрой «Менеджмент и маркетинг

Омского института (филиала) РГТЭУ» __________Безбородова Т.М.

Заведующий кафедрой «Экономика и бухгалтерский учет

Омского института(филиала) РГТЭУ» ___________Гончаренко Л.Н.

Заведующий кафедрой «Торговое дело

Омского института(филиала) РГТЭУ» ____________Худякова О.Д.

Заведующий кафедрой «Коммерция и логистика

Омского института(филиала) РГТЭУ» ____________Метелев И.С.

Зав.библиотекой _______________ Фоменчук Т.В.

© Омский институт (филиал) РГТЭУ, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Цели и задачи дисциплины 4

2. Требования к уровню освоения дисциплины 7

3. Объем дисциплины 8

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы 8

3.2. Распределение часов 13

по темам и видам учебной работы 13

4.Содержание курса 24

5.Темы практических и семинарских занятий 32

6. Задания для самостоятельной работы студентов 41

7. Темы рефератов и методические указания по их выполнению 42

8.Темы контрольных работ и методические указания по их выполнению 44

9. Методические указания по выполнению контрольных работ 51

10. Вопросы для подготовки к экзамену 54

11. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 57

11.1 Литература 57

11.2. Методическое обеспечение дисциплины. 62

Цели и задачи дисциплины

Актуальность изучения учебной дисциплины «Социология» в программе обучения специалистов экономического и управленческого профиля связана с современными задачами, решаемыми российским обществом. Они требуют от выпускников высших учебных заведений овладения конструктивными подходами и продуктивными технологиями для выполнения практических задач. От уровня овладения теоретико-методологическими и прикладными компонентами социологии во многом зависит успех в решении практических задач и авторитет профессионала. Знания, полученные по дисциплине «Социология» помогут будущему специалисту не просто хорошо разбираться в социальных явлениях и процессах, но и давать объективный научный анализ социальной реальности.

Учебная программа «Социология» составлена в соответствии с ГОС высшего профессионального образования, дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и является обязательной для изучения по специальностям: 080507 Менеджмент организации,080111 Маркетинг,080301 Коммерция (торговое дело),080502 Экономика на предприятии (торговли и общественного питания).

Целевое назначение предмета. Основной целью преподавания курса «Социология» в высшем учебном заведении экономического профиля является формирование научного представления о социологии как инструменте познания общества, знакомство с основными фундаментальными категориями и парадигмами социологической науки, использование методов прикладных социологических исследований в научной работе и будущей профессиональной деятельности, а также выработка навыков должной ориентации в системе жизненных ценностей.

Социология дает студентам необходимую базисную подготовку по теории и методологии анализа социальной жизни, вырабатывает мировоззренческие и ценностные критерии оценки общественных событий, умение применять знания в социальной практике.

Основная задача курса. Социология – одна из обширнейших областей научного знания, имеющая не только теоретическое, но и прикладное значение.

Курс социологии дает возможность студентам повысить уровень мировоззренческой культуры, социологического мышления, вводит их в круг фундаментальных понятий и проблем социологии, способствует использованию различных социальных технологий и принятию компетентных профессиональных решений, формированию представлений о факторах, темпах и тенденциях изменений в общественном развитии.

Основные задачи курса заключаются в следующем:

  • представить студентам современные взгляды на предмет, достижения и методы социологической науки, место социологии среди других дисциплин обществоведения;

  • ознакомить студентов с современной структурой социологической науки, с системой социологических понятий, сложившимися социологическими школами и методологиями;

  • сформировать у студентов научные представления об обществе как сложной, многоуровневой и полифункциональной социальной системе и функциях ее основных социальных институтов;

  • вырабатывать умение критически анализировать социальные явления и процессы, делать адекватные научно-теоретические и практические выводы;

  • дать необходимое представление о сути и особенностях социальных явлений и процессов, происходящих в России, определить критерии общественного прогресса и показателей развития человеческого потенциала.

Структура курса состоит из аудиторной (лекции и семинары) и самостоятельной работы с литературой, индивидуальных и групповых консультаций. Основной упор делается на формирование у студентов умения методологически верно применять полученные знания по социологии в жизни. Особое внимание уделяется развитию комплекса знаний по социологии и формированию навыков самостоятельной работы с методическим материалом. При организации самостоятельной работы студентов используется следующие формы: рефераты, собеседования, тесты, проблемные задания, составление программы конкретного социологического исследования в области экономики.

В методике преподавания много внимания уделяется развитию навыков системного мышления, комплексной оценки социальных явлений и процессов, формированию собственной активной жизненной позиции, обучению методам конкретного социологического исследования.

Формы организации учебного процесса: лекции, семинарские занятия, самостоятельная подготовка. Взаимосвязь самостоятельной работы студентов с аудиторной проявляется при написании и защите рефератов, составлении анкет для социологических исследований, всех форм интервьюирования.

Учебный процесс организуется на основе использования традиционных методов: посредством устного изложения материала, его обсуждения, показа (демонстрации) наглядных пособий, выполнения практических работ и самостоятельного освоения программы обучения,а так же с использованием инновационных технологий обучения.

В ходе освоения дисциплины студенты проходят социально-политическую практику, предполагающую социологические исследования в малой группе (студенческая группа, курс и пр.). Аттестация проводится в виде экзамена.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

Завершив изучение дисциплины «Социология», студент должен:

  • знать основные фундаментальные категории и проблемы современной социологической теории, историю и этапы развития социологии, основные функции социологии и сферы применения социологического знания, уметь отличать предмет социологии от предмета смежных дисциплин;

  • иметь представление о структуре социологического знания, теоретических концепциях отраслевых направлений, о социальных ценностях, нормах, образцах поведения, о социальных взаимосвязях на разных уровнях;

  • знать специфику общества как социальной системы и назначение социальных институтов;

  • иметь представление о специфике процессов модернизации в России, о тенденциях изменения российского социума, основных факторах, влияющих на образование новых страт, понимать механизм горизонтальной и вертикальной мобильности;

знать основные составляющие структуры личности,

основные этапы социализации личности, понятия социального статуса и социальной роли;

  • понимать сущность девиантного поведения, его социальные причины;

  • владеть основными методами прикладных социологических исследований (анкетированием, интервью, наблюдением, анализом документальных источников), уметь разрабатывать необходимый для этого инструментарий;

  • применять социологические методы исследования в экономической деятельности.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине Конфликтология Для направления/специальности 350400 «Связи с общественностью» (1)

    Учебно-методический комплекс
    5.3. Перечень наглядных и других пособий, методических указаний по проведению конкретных видов учебных занятий, а также методических материалов к используемым в учебном процессе техническим и компьютерным средствам.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине Конфликтология Для направления/специальности 350400 «Связи с общественностью» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Данный курс ориентирован на студентов четвертого года обучения в качестве общей профессиональной дисциплины курса при подготовке специалистов в области связей с общественностью.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы социологии и политологии» для специальностей: 080106. 51 Финансы (по отраслям)

    Учебно-методический комплекс
    Данный учебно-методический комплекс написан в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования. Учебно-методический комплекс содержит рабочую программу по дисциплине «Основы социологии
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организационная культура библиотеки» для студентов Института интеллектуальных ресурсов и информационных технологий специальность

    Учебно-методический комплекс
    Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области культуры и искусства СД.Ф.01 Менеджмент библиотечно-информационной деятельности:
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Введение в социологию» Для направления/специальности 04. 02. 01 «Социология»

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта высшего образования к обязательному минимуму содержания и уровня подготовки студентов по социологии.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология» Пятая редакция (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс рассмотрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-политических дисциплин ЯФ АТ и СО Протокол №_ от сентября 20__ г
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история политических и правовых учений» (для студентов заочного отделения и второго высшего образования)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «История политических и правовых учений» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов, обучающихся
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Криминология» печатается по решению кафедры «Уголовно-правовые дисциплины» иубиП от 30 сентября

    Учебно-методический комплекс
    Учебно–методический комплекс по дисциплине «Криминология» подготовлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Политология» Учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политическая модернизация. Политические технологии. Политический менеджмент.

Другие похожие документы..