Конкурс инновационных образовательных проектов модернизации образования «Инновации 2010»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ

Второй краевой конкурс инновационных образовательных проектов модернизации образования «Инновации – 2010»

ПРОЕКТ

ГУМАННАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ.

Автор Филимонова Ирина Васильевна

методист МОУ ДПОС «ЦИКТ»

с. Карагай 2010г

Номинация: управленческий проект (работа с кадрами)

Автор проекта Филимонова Ирина Васильевна

Место работы: МОУ ДПОС «Центр информационных и коммуникационных

технологий»

Должность: методист по инновационной деятельности

Почтовый адрес: 617210, Пермский край, с. Карагай, ул. Калинина, 29

Контактные телефоны: 34 297 32689, сот. 89526626414

ivkraeva@mail.ru

Аннотация

Реформы образования, нормативные документы Правительства РФ и Министерства образования и науки требуют постоянного совершенствования профессионального мастерства педагогов. Ведь ни одна реформа невозможна без активного целенаправленного участия в ней педагогических кадров, без применения современных образовательных технологий, адекватных требованиям времени. Так как современная парадигма образования делает акцент на самом человеке, его внутреннем мире, на процессах самопознания, саморазвития, самореализации, то процессы гуманизации образовательного процесса становятся приоритетными в педагогической деятельности. Поэтому особую актуальность приобретает использование гуманно-личностной технологии в образовательном процессе. Это обусловлено ещё и тем, что она предполагает новый тип взаимоотношений со всеми участниками образовательного процесса, особенно с детьми: субъект – субъектный, который наиболее эффективен в отношениях с современными детьми. Всё это обусловило выбор темы данного управленческого проекта.

Теоретическое обоснование разработки проекта

Пристальное внимание современного общества к проблемам гуманизации образования во многом связано с эволюцией философских воззрений, в соответствии с которыми в центр научной картины мира выдвигается человек, духовные основы Бытия. Гуманизм становится качественной мерой культуры и критерием степени её современности. В научно-образовательном пространстве приоритетными становятся нравственные вопросы, духовность общества, гуманистические ценности, «человеческое измерение». Происходит качественно новое приращение к древнему постулату: человек есть мера всех вещей. Этот постулат выражает новое философско-антропологическое понимание Бытия, так как без соответствующих человеческих качеств невозможно решение никаких других проблем.

Гуманизация образования относится к глобальным проблемам современности. Складываются новые социокультурные основания инновационной педагогической деятельности, которые определяют истинный смысл, сущность и цель современной парадигмы образования, когда делается акцент на самом человеке, его внутреннем мире, на процессах самопознания, саморазвития, самореализации.

В деятельности педагогов, использующих традиционные методы обучения и воспитания, возникают противоречия, обострение которых связано с внедрением федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, предполагающего «переход от предметноцентрированной модели образования к модели личностноцентрированного образования, к партнёрским отношениям между различными институтами, к социализации личности, к открытой образовательной среде». Этот переход могут обеспечить только педагоги, реализующие в своей практической деятельности принципы гуманной педагогики. ( в том числе гуманно-личностную технологию Ш. Амонашвили). Это требует изменения сложившихся стереотипов педагогической практики и пересмотра утвердившегося мировоззрения. Гуманизация есть концентрированное выражение нового содержания, новых отношений между субъектами образования, нового взаимодействия между ними, основанного на принципах со-организации, со-управления. Работа в лаборатории организуется на принципах диалогического взаимодействия. Гуманизация рассматривается и как принцип, и как ресурс управления.

Поэтому необходимо создать условия на уровне района для сетевого взаимодействия лучших учителей, реализующих инновационные практики, базирующиеся на технологии гуманной педагогики.

Актуальность темы

Цели развития российского образования отражены в Концепции модернизации российского образования до 2010 года, где отмечено, что «Школа в широком смысле этого слова должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны». Отсюда следует, что во многом успех модернизации образования, переход всей системы на качественно новый уровень зависит от нравственной позиции педагога, руководителя, или как точно подметил М.М. Поташник «Качество образования определяется его мировоззренческой направленностью». Сейчас эта проблема приобретает особую актуальность, так как отличительной чертой стандартов нового поколения является ориентация на достижение планируемых результатов, и на первый план выдвигаются результаты личностного развития, в основе которых лежит духовно-нравственное начало, затем метапредметные и предметные знания. Эффективное личностное развитие воспитанников могут обеспечить те образовательные учреждения и педагоги, которые используют в образовательном процессе гуманно-личностную технологию, реализуют на практике принципы гуманизации образования. Данные положения определяют актуальность этого проекта.

Анализ исходной ситуации

Решая поставленные перед школой образовательные и воспитательные задачи, находясь в изменившейся социальной и образовательной реальности, педагог ищет новые подходы во взаимодействии с учащимися и родителями. В районе уже много лет идёт работа по освоению современных образовательных технологий, способствующих реализации модели личностноцентрированного образования. В марте 2009 года для всех педагогов в районе прошёл пятидневный авторский семинар академика Российской академии образования, доктора психологических наук, профессора Ш.А. Амонашвили по теме: «Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе».

Работа в этом направлении требует и изменения мировоззрения педагогов, и изменения форм и методов работы. И для поддержки тех педагогов и руководителей образовательных учреждений, которые решили совершенствовать своё профессиональное мастерство, планируется организация системной и сетевой работы по реализации гуманно-личностной технологии в образовательном процессе. С этой целью создаётся лаборатория гуманной педагогики. В рамках данной лаборатории будет организована работа проектно - обучающих и проектно-экспертных семинаров, проектных творческих групп педагогов, научно-практических конференций, дискуссионных площадок, мастер-классов.

Участниками проекта являются не только организаторы проекта, но и педагоги, и руководители ОУ (целевая группа). Партнёрами выступают: учёные ПКИПКРО, АНО «Эврика – Пермь», педагоги гимназии №11 им. С. Дягилева г. Пермь, Лаборатория гуманной педагогики МГПУ.

Проблема, предполагаемый масштаб её решения

Продвижению процесса гуманизации нет идеологического противодействия, однако, нет и существенных успехов в этом направлении. Центральная проблема, возникающая сегодня в педагогической науке и практике – рассогласование между исходными гуманистическими целями, принципами образования, которые признаются большинством педагогов и механизмами их реализации. Ведь в наше время необходимость гуманизации школы и системы образования вряд ли у кого вызывает сомнения. Проблема простирается на поиск способов её решения, так как альтернативой технократическому вызову может стать только гуманистическая ориентация, объявляющая человека высшей ценностью на земле, и на этой основе решающая проблемы: «человек и мир», «человек и природа», «человек и общество», человек и человек».Проблему обуславливают следующие причины:

  • сложность в изменении мировоззренческих установок педагогов;

  • недостаточный уровень педагогической компетентности в вопросах гуманно-личностной технологии;

  • отсутствие необходимой среды общения, моральной и материальной поддержки новаторов.

В современном образовании появилось множество новых педагогических течений, обучающих и воспитательных систем и технологий. Учителю, руководителю трудно ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий. И даже теоретическое знание некоторых из них не всегда является гарантом их успешного применения в своей деятельности. Противоречия между всё возрастающим объёмом педагогических течений и технологий, никогда не прекращающейся реформой системы образования и реальной возможностью эффективно использовать имеющиеся знания в педагогической практике позволяет сформулировать проблему: что необходимо сделать, чтобы педагоги и руководители эффективно использовали гуманно-личностную технологию для повышения качества образовательного процесса, и своего профессионального роста.

Эта проблема актуальна для нашего района, так как большинство педагогов побывали на пятидневных авторских курсах Ш.А. Амонашвили по гуманно-личностной технологии и у многих появилось желание реализовать её на практике. Поэтому все желающие (по нашему мнению это около ста человек) будут участвовать в реализации данного проекта.

Цель проекта: создание условий для организации работы районной лаборатории гуманной педагогики, направленной на эффективное использование гуманно-личностной технологии как фактора развития профессиональных компетентностей педагогов и руководителей.

Задачи:

1. Содействовать повышению профессиональной компетентности работников образования.

2. Стимулировать творческую активность педагогов.

3. Расширить возможности профессионального и личностного общения педагогов и руководителей.

4.Апробировать и освоить эффективные методы гуманно-личностной технологии.

5. Провести мониторинг по совершенствованию педагогического мастерства и творческого потенциала педагогов и руководителей ОУ.

Гипотеза:

Реализация принципов гуманизации образовательного процесса создаёт благоприятные условия для развития учащихся, улучшает взаимопонимание, взаимоотношения, взаимодействия между участниками образовательного процесса, возрастает осознанная активность и творческая инициатива педагогов и руководителей, что приведет к повышению качества образования.

Концепция проекта

Гуманистические отношения знаменуют собой подлинный прорыв в будущее, позволяя построить необходимую и достаточную для сегодняшнего уровня развития модель общества, модель школы и человеческих взаимоотношений. И если, как писал русский философ И.А. Ильин, для науки центра мира нет, то для педагогики этот центр есть, и им является человек – руководитель, учитель, работающий с ним в одной команде, и, конечно, ребёнок, как субъект собственного развития, эмоционально-комфортные условия для которого ему создаёт школа. Гуманистическая педагогика, подчёркивал философ В.А. Кайдалов, возможна только при одном непременном условии: при формировании у учителя и ученика развитой способности к философствованию, т.е. к той духовной деятельности, которая связана с постановкой и решением смысло-жизненных мировоззренческих проблем в сфере образования, как важнейшей сфере человеческого бытия.

Концептуальное обоснование проекта сделано на основе анализа нормативно-правовой базы федерального и муниципального уровней. В Комплексном проекте модернизации образования важное значение придаётся повышению профессионализма педагогов. Стандарты второго поколения также предъявляют особые требования к уровню подготовки педагогов, и в них особое внимание уделяется духовно-нравственной составляющей образовательного процесса, установлению субъект-субъектных отношений между участниками образовательного процесса, что предполагает в первую очередь гуманизацию образовательного процесса. В президентской инициативе «Наша новая школа» выделено как главное направление – «Развитие учительского потенциала», что предполагает «постоянное повышение их квалификации, а также пополнение школ новым поколением учителей, любящих и умеющих работать с детьми». Кроме того, отмечено, что эффективные способы работы лучших учителей должны находить распространение в системе повышения квалификации педагогических кадров, то есть «обучение действием» должно войти в традицию. Такую работу и планируется организовать в рамках работы лаборатории гуманной педагогики. Министерство образования и науки РФ вынесло на общественное обсуждение проект профессионального стандарта педагогической деятельности, где определены требования к профессиональным качествам педагога, даны характеристики компетентностей, в том числе компетентности личностного развития. (Вестник образования №7 2007 г.). Проект разработан в логике Программы развития системы образования Карагайского района, где выделен отдельный блок «Научно-методическое обеспечение развития системы образования района», главной целью которого является создание условий для повышения профессиональной компетентности и личностного развития работников образования.

Проект является практико-ориентированным, так как каждый участник лаборатории будет опытным путём в практической педагогической деятельности реализовывать гуманно-личностную технологию. При этом будет проводиться анкетирование педагогов по изменению их мировоззрения, по развитию их профессиональных компетентностей и творческого потенциала.

Планируемые результаты:

Планируемые результаты

Критерии оценки

1.Организовать работу лаборатории гуманной педагогики

1.План работы лаборатории гуманной педагогики

2.Анализ выполнения плана

2.Апробировать методы гуманно-личностной технологии в образовательной деятельности, (образовательном процессе).

1.Работа творческих групп по реализации принципов гуманной педагогики.

2.Методические и дидактические материалы педагогов по реализации принципов, форм и методов работы гуманной педагогики в практической деятельности.

3.Организовать работу постоянно действующего семинара для руководителей ОУ по духовно-нравственной тематике.

1.План работы семинара, согласованный с руководителями ОУ.

2.Рефлексивное мнение руководителей по итогам семинара.

4.Создание банка обмена аудио и видеоматериалов

Наличие фильмов, дисков и их востребованность участниками семинара

5.Разработать диагностические методики, контрольно измерительные материалы, позволяющие оценить саморазвитие педагогов и совершенствование уроков.

1.Наличие анкет

2.Результаты мониторинга

6.Содействовать повышению профессиональной компетентности педагогов и руководителей.

1.Творческие отчёты педагогов

2.Проведение фестиваля открытых уроков

3.Выступления на научно-практических конференциях различных уровней.

4.Проведение «круглых столов» по данной тематике.

5.Проведение межрайонных педчтений по вопросам гуманизации образования.

7.Трансляция опыта постоянно действующего семинара руководителей и педагогов в образовательные учреждения

Проведение подобных семинаров в школах

8.Расширить возможности профессионального и личностного общения педагогов и руководителей. Разработать сетевую модель взаимодействия педагогов, способствующую их творческому развитию и удовлетворению их профессиональных потребностей.

1.Активизация взаимодействия педагогов и руководителей друг с другом во временных творческих группах

2.Удовлетворённость руководителей, педагогов профессиональным общением (анкета, рефлексивные листы)

3.Работа районного сайта «Гуманная педагогика»

4.Дистанционное консультирование

  1. Конкурс инновационных образовательных проектов модернизации образования «Инновации 2010» (4)

    Конкурс
    В новой национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сказано, «что в ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования,
  2. Конкурс инновационных образовательных проектов модернизации образования «Инновации 2010» (2)

    Конкурс
    «Главным результатом модернизации школы должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
  3. Конкурс инновационных образовательных проектов модернизации образования «Инновации 2010» (3)

    Конкурс
    Комплексный подход к содержанию духовно-нравственного воспитания и обеспечению единства эстетического и гуманитарного образования через деятельность школьного клуба «ДАР».
  4. Краевой конкурс инновационных индивидуальных образовательных проектов модернизации образования «Инновация 2010». Проект

    Конкурс
    Данный проект предполагает создание методического банка компетентностно-ориентированных заданий, которые будут использованы в курсе изучения географии материков и океанов в 7 классе.
  5. Краевой конкурс инновационных индивидуальных образовательных проектов модернизации образования «Инновации 2010» проект

    Конкурс
    Современное инновационное образование предусматривает значительное расширение роли информационных технологий. Но, не секрет, все это сопровождается определёнными проблемами со здоровьем, как педагогов, так и детей.
  6. Итоги работы образовательных учреждений и управления общего и профессионального образования Чайковского муниципального района в 2009 2010 учебном году

    Документ
    В 2009 - 2010 учебном году деятельность образовательных учреждений и управления общего и профессионального образования была направлена на обеспечение эффективности модернизационных процессов в системе образования Чайковского муниципального
  7. Образования, науки и инноваций (3)

    Документ
    В настоящее время идет процесс пополнения и корректировки банка Сводных данных о международных мероприятиях. По мере накопления информации и ее аналитической обработки предполагается направлять в виде брошюр заинтересованным организациям
  8. Сводные данные международных мероприятий в области образования, науки и инноваций на 2011г

    Документ
    Сводные данные международных мероприятий в области образования, науки и инноваций издаются в виде брошюр с 1986 г. и рассылаются по министерствам, ведомствам и организациям, федеральным и региональным центрам России и др.
  9. Положение о Международной выставке-ярмарке инновационных образовательных проектов 2011

    Документ
    Выставка-ярмарка инновационных образовательных проектов -2011(далее Ярмарка) проводится Министерством образования Ульяновской области и Ульяновским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования на основании

Другие похожие документы..