Предисловие ocr-редактора

Но вдумываясь в логику «физиогномического» хода рассуждений, мы видим странную вещь: человек в его конкретном воплощении, в его биографизме также оказывается невостребованным, хотя он как жизненность, вне которой культура себя не реализует, заявляется в качестве принципа физиогномического подхода. Возможно, что проблема биографии человека как формулы творчества, соединяющей индивидуально-уникальное с культурно значащим, в принципе неразрешима, хотя, обладая провоцирующим стимулом, побуждает нас углубляться, решая ее вновь и вновь, в тайны культуры и человеческого творчества.

Не упуская из виду поучительного опыта Шпенглера, мы, однако, склонны искать решение проблемы взаимоотношений человека и его эпохи, шире — культуры, на путях иных, более гармоничных согласований, уточняя понимание все более конкретными понятиями.

Тип культуры — это некий интеграл биографических типов делающих ее людей. Биографический тип — это, прежде всего, структурная характеристика индивидуального жизненного состояния, воспроизводящего в сжатой форме единичной жизни конкретного человека основные жизненные состояния века и согласующегося с ними. И между ними нет генетической зависимости, а имеется взаимная обусловленность.

Пишущие в наши дни склонны более внимательно отнестись к драматической, по сути, жизни Декарта — драматизму, проистекающему из странной противоречивости его века. Это век, оцени

Там же, с. 227-228.

518

ваемый как время первых буржуазных революций: Нидерланды, Англия выходят на новую общественно-хозяйственную линию развития, предопределившую последующую историю Европы. Формируется гражданское общество и его политическая философия. Права на жизнь, на личную собственность, на свободу не только провозглашаются в этот век, но обосновываются и в конце концов начинают утверждаться*. Но как! В обстановке диктатуры, революционного террора в Англии, преодоления абсолютистских притязаний последних Стюартов и оранжистов. На континенте же абсолютизм только утверждается. Он еще только будущее Европы — и недалекое. Именно во Франции он расцветет почти в классическом совершенстве в эпоху Людовика XIV, хотя и после смерти Декарта, но в тот же век. Два принципа — принцип государственности и принцип частной жизни встали отныне перед европейским человеком как экзистенциальная дилемма, решать которую он обречен вплоть до наших дней. Выбирая первый, человек растворялся в организме государства, олицетворяя собой какую-то его функцию. Так, во Франции того времени человек оказывался значим лишь настолько, насколько он был значим как придворный. Декарт же выбрал формулу жизни согласно основным принципам гражданского общества. В этом он согласовался с глубинной тенденцией своего времени, не утвердившей себя, однако, в качестве законной и общепризнанной. Он воплотил эти принципы как способ частной жизни, как утверждение ценности бытия частного человека. Ему был чужд политический и публицистический темперамент Дж. Локка. Но и осознание себя как придворного, как члена общества сеньориального типа еще не вполне покинуло Декарта. Он, тяготясь светской жизнью, еще вынужден соотноситься с ее принудительными условностями. Он еще испытывает зависимость от двора и через сильных мира сего пытается решить некоторые житейские проблемы.

XVII век, о чем чуть ранее говорилось, — время бурного разрешения уже векового религиозного раскола. Как он значим оказался для Европы! Кровавая Тридцатилетняя война, ставшая средством решения конфликта, закончилась не только опустошением Центральной Европы, не только формированием в ней двух миров: католической и протестантской Европы, — она привела к сдвигу и перестройке психических основ личности, в результате которых сформировался новый психический тип человека. Появле

См.: Э. Ю. Соловьев. Феномен Локка. — В кн.: Прошлое толкует нас. М., 1991, с. 146-166.

ние этого типа означало окончательный выход европейца из средневековья. Человеку этого типа свойственно строить свою жизнь, полагаясь на индивидуальную предприимчивость, изворотливость и умение, а не подчиняясь цеховому, корпоративному принципу. Человек воочию увидел, что не государство, не церковь, не община или цеховые гарантии обеспечат его бытие: они оказались в тяжелую годину безразличны к нему, даже враждебны. Одни рухнули, другие, как государство, его грабили. Хотя вера и двигала людьми, но церковная организация потеряла свой сакральный авторитет. Католическая контрреформация на долгое время сделала из церковной организации механизм подавления, источник страха.

Стали классикой положения В. Зомбарта, И. Вебера о значении иудаизма и протестантизма для развития духа предпринимательства и деловой активности. Как бы ни уточняли эти положения последующие исследователи, основной принцип, связывающий эти сферы культуры и жизни, видимо, верен. Но на что меньше обращается внимания, так это на то, что он имеет отношение и к развитию науки. В странах католической реакции — Испании, Италии она постепенно приходит в упадок; центры ее активного развития смещаются на север: в Швейцарию, Англию, Голландию, центральные и северные части Германии. Франция занимает двойственное положение ввиду неопределенности религиозной ситуации. Варфоломеевская ночь имела для гугенотов значение парализующего шока, но сломить их не удалось. В последующем установился довольно шаткий компромисс. Он не допустил разгула инквизиции, терпимость стала некоей нормой, впрочем, возмущавшейся некоторыми эксцессами ригоризма, как правило в ответ на формальный религиозный деспотизм иезуитов в сочетании с деморализацией общества. Декарт остался внешне правоверным католиком. Он не упускал, где считал нужным, подчеркнуть свой католицизм. Возможно, субъективно он был честен. Но человек разума, человек уникальной способности к рациональной (не мистически пылкой) саморефлексии, он не мог удовлетвориться мыслями о церкви и Боге, обычными для рядового мирянина. Проблему церкви он решил как человек XVII века, а проблема Бога, как он ее представил в своих трактатах, не удовлетворила никого из его последователей и оппонентов. Она стала одной из причин острейших дискуссий, повлиявших на судьбу картезианства после смерти мэтра. Его определенно подозревали в склонности к протестантизму, которую небезосновательно видели и в общем духе его философствования, и в жизненной установке человека буржуазного типа, и

в частностях генезиса его идей. Как известно, в протестантизме получил своеобразное преломление августинизм. Сочинения отца западной церкви, величайшего автора католицизма парадоксальным образом стимулировали дух антикатолического диссидентства. Вопрос этот непростой, и он породил обширную литературу. Заметим только, что большое впечатление производила августиновская установка на самоанализ, на требование к человеку самому держать ответ перед своим Богом, который соотносится с ним без посредников, — а равно и суровый дух этики без экзальтации и внешних демонстраций веры. Августин влиял на французских янсенистов и близкого к ним Паскаля. Был близок к нему и Декарт. Известен факт, что только по прочтении трактата Декарта с формулировкой cogito было обращено внимание автора на ее совпадение с аналогичной мыслью Августина в его сочинении «О Граде Божием». Действительно, Августин признал мысль, и притом в ее сущностно ориентированном состоянии, как мысль о Творце и себе самом в отношении к Нему, принципиальным онтологическим достоянием человека. Впрочем, представляется неоправданным полное отождествление того, что имел в виду Августин, с принципом cogito, ориентирующим на ясное разумение. Тем не менее связь очевидна. Что это? Случайность совпадения идей, не столь уж редкая в истории человеческой мысли? Конечно, нет. Заметим хотя бы то, что христианство вообще открывает субъективный мир человека в той его масштабности и антропологическом значении, каких не могла представить античная философия. Ни демон Сократа, к голосу которого он прислушивается и согласно совету которого, воспринимаемому только внутренним слухом, поступает, ни размышления стоика-императора Марка Аврелия и более тонкие и сложные — Сенеки и Эпиктета не могут в этом отношении сравниться с тем, что дано в «Исповеди» Блаженного Августина. Средний человек, по замечанию французского медиевиста М. Блока, был чрезвычайно занят миром своих чувствований, переживаний, фантазий и сновидений, ибо они были явлениями жизни самого главного в нем — его души. Таким образом, структурно идея Декарта запрограммирована самим духом христианства и до него не раз воспроизводилась различным образом в качестве принципа единственного достоверного основания существования человека. Шпенглер был в известном смысле прав, когда утверждал, что в отношении идей XVII век дал не так уж много оригинального, чего бы не знало средневековье. Но, тем не менее, Декарт далеко не человек средневековья. Его cogito действительно было новым при

нципом не только по способу формулировки, но и по смыслу, сообщенному ей, а затем — по той роли, которую оно сыграло в системе рационального самоопределения человека и его деятельности. Поэтому именно картезианский принцип был положен в XX веке в основу экзистенциально-феноменологических размышлений о человеке, его сознании и его мире, а не августинианский, хотя в родословной экзистенциализма Августин занимает уже почти обязательное первое место.

Конечно, тот факт, что различные мыслители апеллируют к некоему общему источнику или авторитету, — еще недостаточное основание для их объединения в одну традицию или школу. Но с учетом других деталей он все же значим.

Декарт — основатель нового рационализма. Мы это подчеркиваем, ибо рационализм был чтим и в средние века. Даже Пьер Абеляр не начинает традицию схоластического рационализма, в ней присутствуют фигуры теоретически и более значимые: Фома Аквинат, Уильям Оккам, Роджер Бэкон... вплоть до Рамэ. Последнее имя особенно значимо в ряду непосредственных предшественников Декарта, хотя К. Фишер не обратил на него должного внимания. Следовательно, стоит вопрос: в чем отличие Декарта от рационализма прежнего времени. Считается неприличным, учитывая борьбу Декарта со схоластизированным Аристотелем и его сторонниками, сопоставлять Картезиуса со схоластами. Но без этого не обойтись. Какой бы острой ни была критика, она не снимает вопроса о сути дела и о том, чем продуктивно новым замещается старая доктрина.

Конечно, Декарт в своей критике не имел в виду схоластику вообще, а тем более в ее исторически прогрессивной форме периода Высокого Средневековья. Неясно, насколько знакома она была ему в нетеологической форме. Другой мыслитель — Лейбниц, более начитанный по этой части, более чуткий к вопросам логики, оказался куда справедливее, высоко оценивая логические «суммы» схоластов. История науки, правда, уже в XX веке, подтвердила верность интуиции Лейбница. Декарт отрицает или низко ценит научное достоинство логики в ее силлогистическом модусе. В хитросплетениях и казусах фигур силлогизмов исчезает мысль, содержание, нет движения к новому умственному приобретенью. Старый рационализм имел две ипостаси: риторико-диалектическую и логико-силлогистическую. Ни одна из них не годилась в качестве органона науки. Новое в понимании Декарта — это методизм, т. е. организованное, регулируемое правилами движение мысли, в про

цессе которого приобретаются новые истины либо обосновываются и упорядочиваются уже имеющиеся. Но и здесь необходима оговорка. У него был предшественник и в этом: это упомянутый выше Пьер Рамэ. Об этом мыслителе непростой судьбы крайне мало известно, и он почти списан в архив историко-научных диковинок. Но в истории сдвига от средневековой культуры к новой он одна из ключевых фигур. Преодолевая инерцию схоластики, он выходит на пути методического истолкования движения научной мысли. Критикуя Эвклида, он вменяет ему в вину именно отсутствие метода, некоей регулятивности движения мысли*. Возможно, что критика не вполне по адресу, да и сам метод Рамэ еще не может четко представить в его существе. В его трактовке не выявлены две важные стороны, Рамэ не выработал представления об объективных основаниях метода, которые делают его обязательным и общезначимым, и не уяснил природу его регулярности в виде системы конечных четко и однозначно сформулированных правил, связанных со структурно-количественными свойствами объекта, а не его качественностью. Декарт стоит несравненно выше Рамэ и поэтому бесспорно признан основателем рационализма науки и философии Нового времени.

Время меняет оценки людей, событий и даже целых эпох. Суда истории нет — это в значительной степени бессмысленная риторическая фигура, и напрасно ей придают какое-то священное значение. Но меняются во времени не только оценки — куда важнее, что меняются сами их объекты. Бывает так, что размываются их очертания, и они исчезают, как бы растворяясь в окружающем их фоне. Но бывает и так, что они подвергаются некоей констелляции, как бы коснеют, упрощаются, резко и однозначно очерчиваются, лишаясь качества и глубинного изменения. Люди вдруг начинают послушно соответствовать своим терминам-определителям: рационалист, мистик, вульгарный материалист, агностик... Образы и схемы, выкованные в классических монографиях, академических исследованиях, престижных энциклопедиях, скрывают живых личностей, которые выросли на почве раздираемых несогласиями динамичных эпох, отзывающихся в их душах сумятицей чувств и неустойчивостью влечений. В каком-то смысле это относится и к Декарту, кристальная ясность суждений которого, ставшая эталоном рационалистического пуризма, провоцирует нас на то, чтобы видеть его личность в одномерной рационалистической плоскости. Возвращая ее к создавшему Декарта времени, мы обретаем единственную возможность в физиономии века различить черты облика одного из его творцов.

Матвиевская Г. Л. Петрус Рамус. М., 1974. с. 48.

Именной указатель

Абеляр П. 71

Августин 50-55, 66, 68, 73, 75, 83, 122, 140, 141, 147, 149-151, 207, 214, 428-430, 457, 463-465

Аверроэс 73, 87-89

Авиценна 73

Агрикола Р. 87

Агриппа фон Неттесгейм 99, 101

Александр Афродизийский Экзегет 87

Альберт Великий (Магнус) 73, 75

Анаксагор 22, 23, 27

Анастасий, епископ Александрийский 50

АндреВ. 184

Ансельм Кентерберский 66-69, 336

Арий, пресвитер 50

Аристотель 22, 26, 27, 29, 38, 39, 70-72, 75, 86-88, 196, 207, 214, 304, 307, 418, 480

АрминийЯ. 178

Арно А 151, 152, 168, 240, 241, 267, 424-431, 433, 441, 450, 457

Архимед 325, 326

АхиллиниА 87

БёмеЯ. 103

Бальбоа 124

Бальзак 194, 203, 204, 207

Бауэр Б. 50

Бейль П. 6

Бекман И. 178, 201, 245, 290

Беллармин, кардинал 133

Беренгар Турский 65, 66

Беркли Дж. 158, 482

Бернулли 295

Берюлль, кардинал 194, 197, 198, 301

БецаТ. 107

деБон 194, 228, 230, 288

Бонавентура 102

Бонифаций УШ, папа 61-63, 77

Борджиа Ц. 92

Браге Т. 124, 126-128, 182, 384, 386, 389

Бруккер И. Я. 6

Бруно Дж. 106-114,116, 117, 132

Бурден, патер 169, 241, 250, 262, 265, 289, 424, 426, 431, 432, 446, 447

БурманФ. 449-452

Бэкон Ф. 158, 163, 196, 198, 300, 304, 307, 308, 425, 457

Валла Л. 86,87

Ванини Л. 116, 117, 132, 252, 257

Васко да Гама 123

Вейгель В. 101, 103

Вергилий 207

Виллебресье 194, 197

Виссарион Никейский, кардинал 95

Вольтер 158

Вольф X. 158

Воэций Г. 179, 207, 208, 246-258, 265, 270

Галилей Г. 110, 128-135, 153, 194, 225-227, 229, 230, 295, 362, 381, 388-391

ГарвейУ. 225, 248, 400, 401

Гарди 194

Гассенди П. 193, 196, 240, 241, 262, 424, 425, 427, 428, 431, 433, 434, 436, 444-446, 450, 457

Гейлинкс А. 460, 477

Генрих Ш, король Франции 108, 147

Генрих IV, император 62

Генрих IV, король Франции 168, 169

Гераклит 19-21, 23, 304

Гёте И. В. 99

Гоббс Т. 158, 196, 240, 241, 424, 428, 431, 433, 434, 438, 440, 444, 446, 447, 450, 457, 467

Гогенштауфены 62, 63, 83

ГомарусФ. 178

Гомер 207

Гораций 227

Горгий 23

Грациан 62, 74

Григорий I, папа 60

Григорий VII Гильдебранд, папа 50, 61-66, 77, 136

Гус Я. 136

Густав Адольф, король Швеции 209, 274, 279, 285, 287

Гуттен У. фон 98, 141

Данте 82-84, 86, 93, 102, 113, 115, 123

ДезаргЖ. 194,196,241

Демокрит 21, 425

Диоген Лаэрций 6

Диоклетиан, римский император 47

Дионисий Ареопагит 56

Дрейк Ф. 124

Дуне Скот И. 71, 75-77, 109

Елизавета, пфалыцграфиня 208-212, 214-218, 243, 259, 264, 267, 270, 273, 281, 284, 289, 415, 468, 472

Жерсон И. 102

Жибьеф, патер 194,238,241

Зенон 20

Зороастр 96

Иннокентий Ш, папа 61, 62, 65, 77, 115,136

Иннокентий X, папа 152

Иоанн, апостол 96

Иоанн Скот Эриугена 64-66

Иоанн Стобей 6

Кабрал П. А. 124

Кальвин Ж. 55, 107, 140, 141, 143, 150

КампанеллаТ. 112-116

Кант И. 17, 128, 159, 460, 480, 484, 485

Кардано Дж. 105

Карл Великий, император 60

Карл П Лысый, король франков 64

Катерус 239, 241, 424, 431, 437, 443

Кеплер И. 248, 389

Кирилл, патриарх Александрийский 50

Клерселье К. 263, 264, 289, 291, 292, 294, 295

Колумб X. 123, 124, 130, 135

Кондильяк Э. Б. де 271

Константин Великий, римский император 47, 61, 86

Коперник Н. 110, 124, 127-131, 133, 135, 225, 230, 362, 384, 386, 389, 390

Кортес Ф. 124

Ксенофан 20

Кузанский Н. 85, 110, 111

Лабади 208, 217

Ламетри Ж. О. де 271, 272, 482

Ланфранк 65, 66

Лев I, папа 60

Лев X, папа 84

Левкипп 21

Лейбниц Г. В. 158, 163, 164, 184, 190, 191, 211, 218, 295, 351, 460, 480, 481

ЛессингГ. Э. 41

Ливий 91

Лойола И. 144, 145

Локк Дж 158, 481

Ломбард П. 74, 75

Лоренцо П Медичи 92

Лукреций 109, 425

Луллий Р. 108, 109

Людовик Баварский, император 79

Людовик ХШ, король Франции 169, 181, 195, 266

Людовик XIV, король Франции 169, 210

Лютер М. 55, 63, 102, 108, 136, 138, 140-142, 144, 150, 153, 303

Магеллан Ф. 124

Мазарини, кардинал 266

Макиавелли Н. 90-94, 106, 109, 113, 115, 144, 150, 215

Мальбранш Н. 218, 460, 477, 484

Мария Медичи, королева Франции 176

Медичи, флорентийский род 90

Медичи К. 95

Мейстер Экхарт 102, 103

Меланхтон Ф. 142

Мелисс 20

Мерсенн М. 169, 175, 193, 194, 197, 201, 205, 224-226, 228, 230, 236, 238-241, 251, 267, 294, 424

Мидорж 175, 194

Монтень М. де 117-119, 199, 200, 294, 304

Мочениго Дж. 108

МурГ. 424

Нерон, римский император 47

Несторий, патриарх Константинопольский 50

Николай I, папа 61, 64, 66

Николай V, папа 84, 86

НифоА 87

НоксДж. 143

Нумений 96

Ньютон И. 129131,381

ОккамУ. 71,77,79

принц Оранский 177, 179, 193, 211, 254, 260, 261

Орфей 37

Осиандер 128

Павел, апостол 44, 46, 56, 96, 140, 145

Павел Ш, папа 128

Павел V, папа 133

Парацельс 100, 101, 103

Парменид 20

Паскаль Б. 151-153, 262, 295, 391, 392

Пасхазиус Р. 65

Патрицци Ф. 106, 113, 114

Пени У. 217

Петр, апостол 44-46, 60, 61, 145

Пико, аббат 194, 201, 262, 289

Пико делла Мирандола 97, 98

Писарро 124

Пифагор 17, 25, 36, 37, 96, 109, 441

Платон 24, 25, 27, 34, 37, 39, 71, 88, 95, 96, 106, 109, 304, 395, 433

Плетон Г. Г. 95

Плотин 34, 36, 96

Поло М. 123

Помпонацци П. 87, 89, 90, 94, 117

Порфирий 34, 47, 70, 326, 360

Прокл 34, 36, 55, 95, 96

Протагор 23

Птолемей 125, 126, 384, 390

Рамус П. 87

Региус 244-249, 270-272, 289, 460

Рейхлин И. 97, 98, 142

Ренери Г. 244-247, 460

Риенцо К. ди 83

Ришелье, кардинал 195, 196, 203,

205, 266

Роберваль 392

Росцелин И. 69, 70, 77

Руссо Ж. Ж. 118, 119

Рюисброк И. 102

Сабунде Р. де 118

Секст Эмпирик 6

Сенека 207, 212, 266, 415

Сервет М. 107

Сократ 17, 24, 25, 29, 42, 112, 306

Спиноза Б. 158, 163, 164, 211, 216, 350, 351, 429, 460, 465, 466, 477-481, 485

Стэнли Т. 6

Сюсо 102

Тассо Т. 84

Таулер И. 102

Телезио Б. 104-106, 113, 114

Тертуллиан 58

Тициан 107

Торричелли Э. 392

Урбан УШ, папа 133

Фауст 66, 99, 165, 166, 185

Феодосии Великий, римский император 47

Фердинанд П, император 180, 181

Феррье 194

Филон Александрийский 37, 40, 96

Фичино М. 95

Флюдд М. 193

Фома Аквинат 73-76, 89, 107,

113, 115, 207, 454

Франк С. 103

Фрейнсгейм И. 279, 281-284

Фридрих V Пфальцский 180,181, 208, 209

Христина, королева Швеции 274, 275, 281, 282, 284, 285, 287, 415

Цвингли У. 55,140-143

Цельс 47

Цицерон 87

Шампо В. 69

Шанду 196,197,220,305

Шаню П. 263, 264,268, 269, 274, 275, 278, 279, 281283, 285, 286, 290, 291

Шаррон П. 119

Швенкфельд К 103

Шпенер Ф. 208

Шюрман А М. фон 207, 208,

212, 214, 217

Элли П. де 102

Эмпедокл 21, 23

Эпикур 109, 240, 425, 457

Эразм Роттердамский 97,141

Юлиан, римский император 47

Юм Д. 158

Ямвлих 34, 36, 96

Янсений К. 150-152

В 1994 ГОДУ

ИЗДАТЕЛЬСТВО «МИФРИЛ»

И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ СТУДИЯ

КНИЖНОГО ИСКУССТВА «ЧИСТОЕ ПОЛЕ»

ПРИСТУПИЛИ К ИЗДАНИЮ

ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ

«ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ»

КУНО ФИШЕРА

ЭТО ДЕВЯТЬ МОНОГРАФИЙ,

ПОСВЯЩЕННЫХ КРУПНЕЙШИМ

ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ

ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

ЭТО ЕДИНСТВО ЗАМЫСЛА

И САМОДОСТАТОЧНОСТЬ КАЖДОЙ

ОТДЕЛЬНОЙ КНИГИ,

ЭТО ИСЧЕРПЫВАЮЩАЯ ПОЛНОТА

И БЛЕСТЯЩИЙ СТИЛЬ ИЗЛОЖЕНИЯ,

ЭТО ИМЕНА:

БЭКОН • ДЕКАРТ • СПИНОЗА

ЛЕЙБНИЦ • КАНТ • ФИХТЕ

ШЕЛЛИНГ • ГЕГЕЛЬ

ШОПЕНГАУЭР

У ВАС В РУКАХ ПЕРВАЯ КНИГА СЕРИИ

ДЕКАРТ. ЕГО ЖИЗНЬ, СОЧИНЕНИЯ И УЧЕНИЕ

ПЕРЕВОД ЗАНОВО СВЕРЕН С ОРИГИНАЛОМ

ПО ЧЕТВЕРТОМУ ЮБИЛЕЙНОМУ ИЗДАНИЮ,

СНАБЖЕН ВСТУПИТЕЛЬНЫМИ СТАТЬЯМИ

И ПОДРОБНО ОТКОММЕНТИРОВАН

ФОРМАТ 60 X 90 / 16

ОБЪЕМ 35 ПЕЧАТНЫХ ЛИСТОВ

ЖЕСТКИЙ ПЕРЕПЛЕТ (7А)

ЗАВЕРШАЕТСЯ ПОДГОТОВКА К ПЕЧАТИ

ДВУХТОМНИКОВ, ПОСВЯЩЕННЫХ

ФИХТЕ и КАНТУ

ПО ВОПРОСАМ ПРИОБРЕТЕНИЯ

ОПТОВЫХ ПАРТИЙ

РЕКОМЕНДУЕМ ОБРАЩАТЬСЯ

НЕПОСРЕДСТВЕННО В ИЗДАТЕЛЬСТВО

ТЕЛЕФОНЫ В СПб.: 5522653, 5508670 (Т/ФАКС)

Издательство просит извинения

за допущенную ошибку —

по техническим причинам

на с. 501 пропущен текст

следующих примечаний:

251 См.: там же, с. 507.

252 См.: там же, с. 546-553.

253 См.: там же, с. 542-545.

254 См.: там же, с. 542-543.

255 См.: там же, с. 552.

256 См.: там же, с. 513-514.

257 См.: там же, с. 572.

258 См.: там же, с. 503-504.

Редакторы

А. Г. Наследников

И. Ю. Славина

Компьютерная верстка

А. Г. Стебунова,

С. В. Паутова

Компьютерный набор: А. Старовойтовой

КУНО ФИШЕР

ИСТОРИЯ НОВОЙ ФИЛОСОФИИ ДЕКАРТ: ЕГО ЖИЗНЬ, СОЧИНЕНИЯ И УЧЕНИЕ,

ЛР N 070819 от 15.01.1993

Подписано в печать 12.05.94

Формат 60 х 90 / 16. Печать офсетная.

Бумага офсетная. Тираж 5 000 ЭКЗ;

Заказ N 3120

ТОО «Мифрил» 197000, С.-Петербург, ул. Курчатова, 10

Санкт-Петербургская типография N 1 ВО «Наука» 199034, Санкт-Петербург, В-34, 9-линия, 12

  1. Osr за: Берг Михаил. Литературократия

    Урок
    Проблемы успеха, власти литературы и социальной ценности различных литературных практик, как мне кажется, никогда не занимали меня ни как писателя, ни как редактора «Вестника новой литературы».
  2. Предисловие (212)

    Документ
    Эркки Калеви Асп (род. в 1930 г.) — известный социолог, профессор социологии и доктор филосо­фии, автор многих интересных работ по различным социальным проблемам.
  3. Субботин В. А. Великие открытия. Колумб. Васко да Гама. Магеллан

    Книга
    Имена Колумба, Магеллана и, чуть меньше, Васко да Гама многие знают понаслышке. Эта научно-популярная книга проливает свет на детали их путешествий, жизни и общий характер и нравы той исторической эпохи (конец XIVв.
  4. Предисловие (псрл, том. 32, 1975)

    Документ
    В томе тридцать втором Полного Собрания Русских Летописей помещены летописи и хроники, содержащие историю Великого княжества Литовского в целом, а также отдельных местностей Белоруссии.
  5. В. И. Бахмин > Я. М. Бергер > Е. Ю. Гениева > Г. Г. Дилигенский > В. Д. Шадриков

    Документ
    Институт «Открытое общество» — американская благотворительная организация, учрежденная финансистом и филантропом Джорджем Соросом, оказывающая поддержку проектам в области образования, культуры, а также в сфере развития гражданского
  6. Предисловие (24)

    Документ
    В книге «Суда-ловушки против подлодок» описана отчаянная попытка ВМС США противостоять «блицкригу» германских подлодок у восточного побережья Америки во Второй мировой войне.
  7. Предисловие (171)

    Документ
    Современные устройства звуковоспроизведения представляют собой слож­ный комплекс, состоящий из ряда автономных систем (акустические системы, источники звуковых сигналов, системы усиления сигналов и т.
  8. Рассказов содержание: "Абсолютная пустота" (предисловие)

    Рассказ
    Темнота и плесень Ты ФОРМУЛА ЛИМФАТЕРА Цезарий Стшибиш "Некробии" Черная комната профессора Тарантоги Экстелопедия Вестранда ФОРМУЛА ЛИМФАТЕРА - Милостивый государь минутку. Простите за навязчивость Да, знаю мой вид
  9. Книга вчк. Вдвух томах. Том 1 ocr черновол В. Г. «Красная книга вчк. Т. 2 е изд.»

    Книга
    Возросший интерес к истории советского общества вызвал потребность и в литературе о Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности – одном из важнейших органов, осуществлявшем

Другие похожие документы..