Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека Свердловской области в 2010 году

Доклад о деятельности Уполномоченного

по правам человека Свердловской области

в 2010 году

Человек в эпоху модернизации

Где тонко – там и рвётся: это показал глобальный кризис 2008-2009 годов. Без серьёзных реформ стране невозможно противостоять любым рискам, которых накопилось много как внутри государства, так и в мировом пространстве. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев поставил задачу модернизации государственной и общественной жизни. И следом за этим последовал ряд законов о реформировании ключевых сфер. Но, как это часто бывает в России, где долгие столетия подряд сверху предлагаются серьёзные перемены, в низах сохраняется не только спокойствие, а частенько идет сопротивление реформам. Людям кажется, что их помощи в проведении реформ не требуется

Сам факт, что не растёт количество групп населения, заинтересованных в проведении модернизации, говорит о необходимости анализа причин, тормозящих процесс преобразования в стране.

Одних слово «модернизация» пугает, поскольку с ним связаны риски оптимизации. Других отпугивают ошибки, которые заложены в понятия, подчеркну – чьи-то чиновничьи понятия – ускорения реформ. Третьи говорят об экологических, технологических рисках для населения.

Можно ещё приводить десятки причин того, что мешает реформам. Но одна из основных причин состоит в том, что кроме руководства государства и области, мало кто видит модернизацию в комплексе. Чиновники забывают или не понимают, ради чего и кого модернизация задумана.

Одним кажется, что это исключительно техническое перевооружение, другим – экономические реформы. Мало кто представляет себе это в связке с реформированием общественных отношений, а многие даже не видят необходимости учитывать духовно-нравственные ценности, культурную составляющую жизни страны.

Наглядным примером боли за сельскую школу и её учеников может служить письмо от учителей Меркушинской школы Верхотурского уезда, полученное Уполномоченным по правам человека области.

«Наша школа является сельской малокомплектной, именно такой школой, которой грозит закрытие - в первую очередь, потому что она не подходит под новые стандарты, предлагаемые проектом «Наша новая школа».

Конечно, в проекте все написано гладко и красиво, трудно не согласиться с тем, что школе необходимо качественное оснащение как учебных кабинетов, так и всей хозяйственной части. Но настораживает то, как все это будет выглядеть в реальности. Ясно, что каждую сельскую школу таким образом оборудовать не смогут. Более того, с учетом особенностей Верхотурского района можно смело утверждать, что ни однусельскую школу невозможно будет переоборудовать таким образом, чтобы она соответствовала требованиям проекта. Значит восемь сельских школ нашего района будут попросту закрыты, поскольку проще и дешевле довести до соответствующего уровня городские школы, а детей либо подвозить, (а это значит, что ребёнок будет в дороге от 90 до 20 километров в одну сторону ежедневно, то есть дорога до школы в одну сторону займет 1-2 часа), либо организуют для них интернат.

Считаем, что наряду с проектом городских школ необходимо создать проект новой школы для села.

Также считаем необходимым коренным образом пересмотреть систему распределения средств, где ключевым моментом будет не количество учащихся, а качество образования и воспитательной работы конкретной школы. Качество образования не следует приравнивать к качеству оснащенности кабинетов, а оценивать конкретные результаты работы. При выделении средств, оказывать предпочтение тем школам, где выпускники лучше сдали ЕГЭ, выше количество медалистов, больший процент участников и победителей олимпиад, конкурсов и конференций различного уровня. Также поощрять школы, где поставлена воспитательная работа, поставлена на деле, а не в виде отчётов на бумаге, наименьший процент антисоциальных явлений и правонарушений, дети показывают высокие результаты в спортивных соревнованиях, творческой деятельности.

Если наше государство на самом деле заинтересовано развитием качества образования, то зачем же ломать сложившуюся систему, дающую высокие стабильные результаты и строить очередную утопию, проводить эксперименты над детьми. Ведь не раз уже проходили на горьком опыте, как легко сломать систему (к примеру, детские образовательные учреждения) и как трудно потом к ней вернуться».

Конечно, эта школа сохранена и она очень нужна России. Тем не менее, Уполномоченного не может не волновать появившееся противоречие качества и доступности. Этот очень важный аспект необходимо анализировать руководителям всех ветвей власти. Ценой успешности реформы не должны стать жертвы со стороны любой группы населения, иначе, что это будет за успех. Президент Д.А. Медведев неоднократно отмечал, что модернизация – это, конечно, не самоцель. Это лишь инструмент, с помощью которого мы сможем решить давно назревшие проблемы в экономике, в социальной сфере, поддержать тех, кто в этом нуждается, и создать условия для раскрытия способностей тех, на кого мы очень надеемся, то есть наших детей, нашей молодежи.

Сегодня наиболее серьезным изменениям подверглись суд, милиция, пенитенциарная система страны. Но до результатов, которые требуются человеку и государству, пока ещё далеко. Шаги, которые предпринимает Президент России, необходимы, но ведь Президент далеко, а здесь, на местах своё видение реформ.

Вряд ли способствует переменам к лучшему та путаница с выплатой осуждённым положенных им денег: заработной платы, пенсии, пособий по инвалидности, переводов от близких. Кому-то кажется это мелочью, но Уполномоченный весь год занимался этими жалобами. В итоге выяснилось, что правоохранительные органы во главе с Прокуратурой Свердловской области выявили серьёзные правонарушения в этих же колониях с расходованием государственных средств. Мы работали параллельно. Но к результату пришли одинаковому. Там, где обирали, с нашей точки зрения, осуждённого, там же и государство страдало.

Всё это говорит об очень серьезном внимании, которое требует человек в эпоху реформ. Когда человеку наносится ущерб, тогда и государство в целом не выигрывает от тех действий, которые кто-то называет модернизацией.

Назрела реформа милиции, и не только в сфере работы с человеком, эта необходимость просто вопиюща, но и в сфере защиты экономических интересов страны.

В данном докладе приводится не один пример, где было необходимо своевременное вмешательство милиции. Этого не произошло. В результате – вольно чувствуют себя люди, по которым, как говорится, тюрьма плачет. А сироты остались без жилья, а работники ООО «Тавдаводоканал» без зарплаты, благополучная семья – без вещей, которые вынесли воры, которых никто не искал.

Анализируется в докладе ситуация с миграцией, поскольку отсутствие серьезной политики в этой сфере вызвало немало нареканий населения. И снова: многие конфликты породило бездействие милиции.

В решении всех этих вопросов сильно отстает законотворчество. Не только по времени, но и по качеству. Если уж что и необходимо модернизировать в современную эпоху, так это право. Право должно повернуться к человеку. На наше счастье Конституция Российской Федерации это позволяет. Она провозглашает – человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

И здесь Президент страны являет собой образец для подражания. Сильнейшие поправки в Уголовное право, которые гуманизируют наказание, потрясли не только юридическую общественность. Конечно, право-

защитники рады этому шагу, без которого любые слова о модернизации права оставались бы словами. Но что беспокоит? Не подведут ли Президента, оценят ли его шаг те, во имя снисхождения к которым сделаны эти поправки.

Очень хочется надеяться, что модернизация права будет поддержана. И следом за Президентом к этому присоединятся и другие политики и руководители.

Невозможна модернизация без консолидации гражданского общества. Пока его тоже назначают сверху. А движение снизу часто финансируется кем-то из политиков, бизнесменов в свою пользу.

Уполномоченный предлагает принять за образец организации работы Совет по делам инвалидов при Губернаторе Свердловской области. Здесь Губернатор и инвалиды на равных. Губернатор слушает, соглашается, спорит... Члены совета предлагают, спорят, советуют. Уполномоченный убежден, здесь нас ждут перемены. Такие, какие нам и нужны.

Увы, не все руководители готовы так слушать общественников. И далеко не все общественники готовы к конструктивному диалогу с губернатором. И этот обоюдный процесс шагов власти и общества навстречу друг другу должен ускориться.

Конечно, сегодняшний уровень и власти, и общества очень вырос. Но недоверие остается прежним. Часть руководителей считает общественников такими же «крикунами», с которыми они боролись лет 15 назад. А общественники считают чиновников чёрствыми и бездушными, которые их выгоняли из кабинетов лет 10 назад. Переговорные площадки, которые проходят у Уполномоченного по правам человека Свердловской области, часто заканчиваются тем, что эти люди выходят из кабинетов вместе, стараясь найти компромисс. И помощь Уполномоченного как посредника в их споре им больше не нужна.

Модернизация невозможна без всесторонне развитой личности. Можно это назвать расхожим штампом. Но вся беда, что изучая документы по модернизации, Уполномоченный не видит в них таких понятий как духовные, нравственные ценности. Такое впечатление, что кто-то надеется провести модернизацию без культуры. Более того, часто звучат призывы отказаться от наших традиций, где человек – коллективист, где человек живет общественной моралью, где человек человеку друг.

Нам нельзя жить другими ценностями. Мы живем в России. И жизнь показала, что молодежь, воспитанная на долларовых идеалах, не смогла заменить старшее поколение, чтобы вести страну вперед.

Но молодежь двухтысячных очень настроена на самореализацию. Ей нужны семейные ценности, она не мыслит себя без общества. Она ценит образование. Ей можно доверить модернизацию.

С целью изучения рисков модернизации, повышения доверия населения к этому процессу, Уполномоченный решил с этого года Общественный совет Уполномоченного по правам человека поменять с демографических проблем, которые область изучила, поняла и приняла, на совет «Модернизация и человек». В основе нашей работы будет человек, его достоинство.

Модернизация в самом начале. Уполномоченный считает, что в области идут позитивные перемены в сфере труда для работников промышленности. Губернатор в целом оценивает итоги года в этой сфере достаточно высоко, поэтому Уполномоченный анализирует проблемы труда в сфере ЖКХ. В одиночку, силами только областной власти, здесь не справиться. Нужны консолидированные усилия всех структур власти и общества. Впрочем, как и в модернизации всех сфер жизни человека и государства. Об этом доклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области за 2010 год.

Обращения граждан к Уполномоченному – это всегда сигнал о том, что люди не могут свою проблему решить. Уполномоченный по правам человека является одним из государственных институтов, который обеспечивает не только текущую работу с поступившими обращениями и жалобами, но и ежегодно выносит на обсуждение обобщённую информацию о сферах общественных отношений, где законы не работают или не соблюдаются.

В ежегодном докладе о деятельности Уполномоченного, подготовленного в соответствии со статьей 13 Закона Свердловской области «Об Уполномоченном по правам человека в Свердловской области» приведены ситуации, являющиеся наиболее типичными, свидетельствующие о массовых нарушениях прав. Уполномоченный надеется, что законодатели дополнительно увидят направления развития законодательства для устранения выявленных нарушений и совершенствования механизмов защиты, гарантированных Конституцией РФ прав и свобод.

Языком статистики

В 2010 году Уполномоченному по правам человека Свердловской области поступило 5466 обращений граждан о нарушении их прав и свобод, в 2009 году – 4971 письменное обращение.

В течение года Уполномоченным и работниками его аппарата было принято 4848 граждан по вопросам защиты их прав, лично Уполномоченным принято 1437 граждан, это на 223 больше, чем в 2009 году.

Состоялось 13 выездных приемов Уполномоченного по правам человека в городских округах, муниципальных образованиях и сельских поселениях с посещением социальных объектов, воинских частей, органов внутренних дел, учреждений исполнения наказаний.

Более половины всех поступивших жалоб и заявлений поступило от женщин, они обращаются как за защитой своих прав, так и прав детей и родственников.

Большая часть нуждающихся в правовой защите – это социально незащищенные слои населения: пенсионеры, ветераны и инвалиды – их обращения составляют около 22,85%; от лиц, находящихся в учреждениях уголовно-исправительной системы, и их родственников поступило 21,52%; от иностранцев, лиц без гражданства и переселенцев 2,24% обращений; от военнослужащих и их родственников – 2,67%; от опекунов и сирот, несовершеннолетних детей и их представителей – 10,78% и иных категорий – 39,94%.

Наибольшее число жалоб связано с нарушением социальных прав граждан – около 54,11% от общего числа всех поступивших обращений. Почти треть из них связана с нарушением жилищного законодательства.

Количество обращений, связанных с нарушением трудовых прав составило 7,59%; нарушение права на охрану здоровья и медицинскую помощь – 3,26%; нарушение прав на социальное обеспечение и мер социальной поддержки и социальных гарантий составило – 6,98%; 10,25% связано с нарушением права на защиту семьи, материнства и детства; 3,73% от числа обращений, это на 1,18% больше прошлогоднего, связано с нарушениями права на образование (по-видимому, такое увеличение числа обращений связано с реформой образования).

Значительно выросло количество обращений по жилищно-коммунальным проблемам – по сравнению с 2009 годом более чем на 2%.

6,83% всех обращений связаны с нарушением личных прав и свобод граждан, большую часть из которых составляют обращения, жалобы и заявления по вопросам приобретения гражданства, выдачи паспортов и регистрации.

3,47% обратившихся заявили о нарушении экономических прав, большую часть из которых составляют обращения по вопросам возврата вкладов и страхованию, вопросам землепользования.

Большее количество обращений от лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, связано с правом на судебную защиту и справедливое разбирательство 6,64% и нарушением прав обвиняемых и осуждённых в местах лишения свободы 9,15%.

Жалобы на действия правоохранительных органов составляют 7,32%, это почти на 2 процента меньше, чем в 2009 году.

9,08% составляют благодарности граждан. Нам этот показатель очень дорог, и он остаётся стабильным в течение трёх лет.

Права задержанных и арестованных

ТРИ РЕФОРМЫ:

МИЛИЦЕЙСКАЯ, СУДЕБНАЯ, ТЮРЕМНАЯ

Милицейская реформа: когда профессор в группе риска…

  1. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека свердловской области в 2007 году

    Доклад
    Все доклады, которые готовлю по итогам года, про­пущены через сердце. Состоялись тысячи встреч с раз­ными людьми, а вопрос возникает один и тот же: поче­му столь красивые, щедрые, добрые люди не могут быть спокойны за своё завтра.
  2. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека свердловской области в 2008 году

    Доклад
    Читая очередное письмо в адрес Уполномоченного по правам человека Свердловской области, иногда диву даешься: у нас ли это, в наше ли время, и не строчки ли это из какого-то романа.
  3. Отчет подготовлен в соответствии со статьей 14 Областного закона «Об Уполномоченном по правам человека Свердловской области»

    Содержательный отчет
    Отчет подготовлен в соответствии со статьей 14 Областного закона «Об Уполномоченном по правам человека Свердловской области» и направляется в Законодательное Собрание Свердловской области, Губернатору Свердловской области, Председателю
  4. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (2)

    Доклад
    Построение правового государства и гражданского общества во многом зависит от уровня организации системы образования и просвещения в области прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
  5. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (7)

    Доклад
    Образование и просвещение в области прав человека представляет собой важное условие создания эффективной системы предупреждения правонаруше-ний, формирования культуры прав человека.
  6. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Свердловской области в 2011 году (1)

    Доклад
    В музее Бориса Николаевича Ельцина в Уральском федеральном университете накануне 80‑летия первого Президента Российской Федерации Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Петрович Лукин сравнил демократию
  7. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Свердловской области в 2011 году (2)

    Доклад
    В музее Бориса Николаевича Ельцина в Уральском федеральном университете накануне 80 летия первого Президента Российской Федерации Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Петрович Лукин сравнил демократию
  8. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (1)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  9. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (4)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального

Другие похожие документы..