Информационный бюллетень 21 июня 2012 года

Государственный долг России – минимальный среди стран «восьмёрки», «двадцатки», да и БРИКС тоже, и на 1 мая 2012 года составлял 9,2 процента. При этом внешний долг России всего 2,5 процента. Также отмечу, что Россия – одна из трёх стран «двадцатки», которые имеют бездефицитный бюджет. Я об этом ещё скажу.

Вместе с тем текущие макроэкономические показатели вполне приемлемые и хорошие. Это не повод для нас впадать в эйфорию. Мы хорошо видим серьёзные долгосрочные и среднесрочные вызовы для нашей экономики. Экономика всё ещё не диверсифицирована. Значительная часть добавленной стоимости создаётся в сырьевых секторах экономики. Велика доля неконкурентных старых производств, сохраняется высокий уровень зависимости России от цен на нефть. Нам нужно понизить опасно высокую планку ненефтегазового дефицита. Это, как я сказал на форуме «двадцатки», в известной степени ахиллесова пята нашей экономики. В эпоху высокой глобальной волатильности такая экономика очень уязвима и подвержена значительным рискам. Вот почему России необходим не просто бездефицитный бюджет, а бюджет, что называется, с запасом прочности, рассчитанный не на нефтегазовый доход. Он должен быть рассчитан на несырьевые доходы и уже во вторую очередь – на поступления от продажи углеводородов.

Поэтому в ближайшее время будет принято новое так называемое бюджетное правило. Его логика в том, чтобы объём наших обязательств, бюджетных расходов, долгосрочных инвестиционных программ, в которых участвует государство, не был привязан к текущей цене на нефть. Что касается рентных сверхдоходов, то они будут прежде всего направляться на пополнение резервов.

Одновременно Центробанк продолжит гибкую курсовую политику. Сегодня она уже вносит большой вклад в уменьшение зависимости реальной экономики, наших производителей от колебаний внешней конъюнктуры, снижает интерес к спекулятивным валютным операциям и позволяет сдержать инфляцию.

Обращаю внимание, мы не отступим от принципа свободного движения капитала и не будем вводить здесь какие-либо ограничения. Хорошо понимаем, как важна определённость в этом вопросе для инвесторов, которые планируют вкладывать свои капиталы в Россию. Хочу обратить ваше внимание, уважаемые коллеги, на то, что даже в самый сложный период кризиса (в 2009 году) Правительство Российской Федерации не пошло на ограничения вывоза капитала. Мы действительно потеряли значительный объём ресурсов, но исходили из долгосрочных интересов экономики России. А долгосрочные интересы требуют доверия со стороны инвесторов. Намерены продолжить такую политику и в будущем.

Прошедший период показал, что резкие, грубые решения и административные запреты в экономике не работают. Чтобы эффективно противостоять экономической турбулентности, у государственных и финансовых властей должен быть целый набор антикризисных инструментов и, конечно, достаточный объём внутренних суверенных ресурсов, которые можно задействовать в любой ситуации.

В этой связи напомню ситуацию прошлой осени ещё раз. Тогда банки во многих странах мира столкнулись с кризисом ликвидности. Совместные действия наших финансовых властей: и Министерства финансов, и Центрального банка Российской Федерации – обеспечили бесперебойную работу российской банковской системы. Только один Минфин в короткие сроки предоставил кредитным учреждениям страны более 30 миллиардов долларов ликвидности, причём не распечатывая при этом резервные фонды России, а они у нас достаточно солидные.

Международные резервы Центрального банка (мы третьи по объёму в мире) на 8 июня текущего года составили свыше 512 миллиардов долларов. Кроме этого у нас есть резервные фонды Правительства Российской Федерации: резервный фонд для оперативного решения текущих проблем составляет более 60 миллиардов долларов, и Фонд национального благосостояния, из которого мы поддерживаем пенсионную систему, составляет ещё 85,5 миллиарда долларов США.

Хочу подчеркнуть, сегодня в распоряжении России есть достаточно резервов и целая линейка механизмов антикризисного быстрого реагирования, включая предоставление субординированных кредитов, госгарантий, программы стимулирования спроса и поддержки занятости. Весь этот арсенал, что называется, проверен в деле, он доказал свою эффективность в период 2008–2009 годов. И мы готовы его оперативно и в полном объёме задействовать в случае возникновения тех или иных негативных ситуаций в мировой экономике.

Между тем мы осознаём, что и вероятный кризис может быть иным как по длительности, так и по характеру возможных проявлений. Поэтому считаю актуальным создание полномасштабной системы прогнозирования и управления рисками. Мы такую систему будем развивать. Я ещё будучи Председателем Правительства попросил коллег подумать над созданием такой системы. Новый состав Правительства продолжает эту работу.

Продолжение следует.

Поздравление Антонису Самарасу с победой на выборах в парламент Греции и с назначением на должность Премьер-министра

Владимир Путин поздравил Антониса Самараса с победой возглавляемой им партии «Новая демократия» на выборах в парламент Греческой Республики и с назначением на должность Премьер-министра Греции.

В телеграмме глава Российского государства выразил уверенность, что большой политический опыт Антониса Самараса будет способствовать решению непростых задач, стоящих перед Грецией и греческим обществом, а также подчеркнул необходимость дальнейшего развития российско-греческого диалога по вопросам двусторонней и международной повестки дня.

Поздравление Сальману Бен Абдель Азизу Аль Сауду с назначением наследным принцем

Владимир Путин поздравил Сальмана Бен Абдель Азиза Аль Сауда с назначением наследным принцем, заместителем председателя Совета министров, министром обороны Королевства Саудовская Аравия.

Глава Российского государства выразил надежду, что деятельность наследного принца будет способствовать всестороннему развитию российско-саудовских отношений в интересах народов двух стран, мира и стабильности в зоне Персидского залива и на Ближнем Востоке в целом.

Сообщения пресс-службы Правительства России

Председатель Правительства России Д.А.Медведев прибыл с рабочим визитом в Федеративную Республику Бразилия, где примет участие в третьей сессии Конференции ООН по устойчивому развитию «РИО + 20»

Председатель Правительства России Д.А.Медведев поздравил Премьер-министра Греческой Республики А.Самараса с его назначением на этот пост

В поздравительной телеграмме, в частности, говорится:

«В России дорожат традиционно дружескими отношениями и конструктивным партнёрством с Грецией. Убеждён, что дальнейшее укрепление обоюдовыгодного сотрудничества в полной мере отвечает коренным интересам народов наших стран».

Сообщения Министерства иностранных дел России

О телефонном разговоре Министра иностранных дел России С.В.Лаврова со специальным посланником ООН/ЛАГ по Сирии К.Аннаном

1222-21-06-2012

21 июня состоялся телефонный разговор Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова со специальным посланником ООН/ЛАГ по Сирии К.Аннаном по его инициативе.

Обсуждались вопросы налаживания международного взаимодействия с целью скорейшего достижения политико-дипломатического урегулирования кризиса в САР.

21 июня 2012 года

Интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова российским и белорусским СМИ по случаю 20-ой годовщины установления дипотношений между Российской Федерацией и Республикой Беларусь

1218-21-06-2012

С.В.Лавров: Прежде всего, хочу поздравить всех вас с памятной датой –20-летием установления дипломатических отношений между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Наши страны очень близки, а наши народы являются братскими. Есть и другие даты, которые мы отмечаем вместе, например, 2 апреля – День единения народов России и Белоруссии, 8 декабря – дата подписания в 1999 г. Договора о создании Союзного государства. С тех пор двусторонние связи развиваются динамично. По каким-то вопросам, прежде всего, по торгово-экономическим мы больше двигаемся в рамках «тройки» Таможенного союза и Единого экономического пространства с прицелом на создание Евразийского экономического союза. По другим вопросам, таким как обеспечение безопасности, внешнеполитическая координация и гуманитарное взаимодействие, большую динамику имеют наши контакты в рамках Союзного государства с учетом того, что они дополняются соответствующими совместными проектами и программами в рамках Организации Договора о коллективной безопасности и Содружества Независимых Государств.

Вопрос: В связи с тем, что Россия завершает процесс присоединения к ВТО, будет ли она оказывать содействие своим партнерам по Таможенному союзу при их вступлении в эту организацию?

С.В.Лавров: Содействие подключению к ВТО Белоруссии и Казахстана является одной из важных составляющих нашего сотрудничества в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. Формы содействия, которое Россия готова и будет оказывать Минску и Астане, могут быть самыми разнообразными. Прежде всего – дипломатические каналы, по которым мы будем направлять соответствующие сигналы государствам-членам ВТО, участвующим в переговорах с Белоруссией и Казахстаном. Наши три страны уже делегировали целый ряд вопросов, которые регулируются Всемирной торговой организацией, на уровень Евразийской экономической комиссии. Так что взаимодействие здесь будет самым плотным.

Повторю, Россия будет оказывать такую помощь как по двусторонним каналам, так и в качестве участницы Евразийской экономической комиссии.

Вопрос: Как Вы отметили, создание Союзного государства является результатом взаимоотношений Белоруссии и России за последние 20 лет. Многое сделано в области экономики, координации деятельности во внешней политике, расширения и уравнивания прав граждан. Однако некоторые эксперты говорят, что по мере становления Единого экономического пространства, создания Единого евразийского союза Союзное государство может «раствориться».

Как, на Ваш взгляд, наиболее эффективно использовать потенциал Союзного государства России и Белоруссии в дальнейших интеграционных процессах и можно ли его дальше развивать?

С.В.Лавров: Я уже сказал, что по некоторым вопросам, прежде всего в экономике, объективно наши страны достигли большего именно в рамках «тройки», поскольку мы фактически создаем общий рынок. По другим вопросам – в области безопасности, внешней политики и в целях гуманитарного сотрудничества – Союзное государство имеет большую динамику.

Коротко отвечу на ваш вопрос следующим образом: если другие страны будут готовы подтягиваться к стандартам, которые мы создали в рамках Союзного государства, то уверен, Москва и Минск будут только рады. Но речь не идет о том, чтобы «растворять» Союзное государство в каких-то структурах, которые являются менее «продвинутыми» во всех областях, а не только в экономической.

Вопрос: Ряд экспертов заявляют, что для интеграции на постсоветском пространстве характерны некоторая инертность и апеллирование к советскому опыту, а у молодого поколения в странах СНГ это вызывает скепсис. Каким Вам видится интеграционная, объединительная идея, которая будет интересна не только старшему поколению, но и молодежи России, Белоруссии, Казахстана и Украины?

С.В.Лавров: Дело не в том, чтобы искусственно создавать привлекательность тому или иному проекту. Интеграционные процессы, развивающиеся на постсоветском пространстве, прежде всего в рамках Союзного государства России и Белоруссии и «тройки» с участием Казахстана, объективно несут выгоду странам, народам и в конечном итоге каждому жителю. Потому что чем свободней мы обмениваемся товарами, капиталами, услугами, рабочей силой и обеспечиваем общение людей, тем лучше живет человек.

Пока, на ранней стадии, наверное, не все еще почувствовали преимущества от такой интеграции, но они будут с каждым днем ощущаться все больше. Я очень рассчитываю, что СМИ начнут уделять теме таких преимуществ достаточно серьезное внимание, в том числе с прицелом на молодежную аудиторию, ведь молодежь – будущее наших стран и всего мира. Мы это понимаем, поэтому в рамках Союзного государства существенные акценты делаются на работе с молодежью. В структуре СНГ действуют Совет по делам молодежи и Стратегия молодежного сотрудничества на среднесрочную и долгосрочную перспективы. Проводятся различные мероприятия, фестивали, встречи. Чем больше молодые люди будут общаться, тем лучше для наших стран. Намерены эти вопросы всемерно поддерживать и продвигать подобные проекты взаимодействия.

Вопрос: Сергей Викторович, учитывая непростые отношения Минска и Запада, в том числе и вопрос введения экономических санкций, какие скоординированные совместные действия могут предприниматься Россией и Белоруссией?

С.В.Лавров: Что касается односторонних экономических санкций в качестве средства принуждения, то мы по принципиальным соображениям выступаем против использования такого рода инструмента в политике кого бы то ни было. Тем более, когда идет речь о близких нам государстве и народе.

Соответствующие демарши уже предпринимались – совместное заявление президентов Российской Федерации и Республики Беларусь о недопустимости подобных методов в межгосударственных отношениях и совместное заявление правительств России, Белоруссии и Казахстана с изложением таких же оценок и позиций. Думаю, что санкции никогда не приносят результата, которого хотят те, кто за них агитирует. Я имею в виду, прежде всего, односторонние санкции, потому что санкции, принимаемые коллективно в рамках Совета Безопасности ООН, предусмотрены Уставом Организации и являются частью международного права. Но с этим инструментом нужно обращаться предельно осторожно. Односторонние же санкции, как правило, приводят только к одному – те или иные вопросы, которые хотят решить с помощью санкционного давления, просто «загоняются в угол».

В принципе, методы изоляции партнера, а не его вовлечения в диалог – всегда контрпродуктивны. Мы предпочитаем при всех сложных ситуациях полагаться на вовлечение и диалог, какие бы трудные вопросы ни возникали в повестке дня отношений между государствами.

Вопрос: Россия и Белоруссия неоднократно заявляли о необходимости реформировать систему наблюдения за выборами по линии БДИПЧ ОБСЕ. Как, на Ваш взгляд, это можно сделать? Какие совместные действия двух стран на этом направлении можно ожидать?

С.В.Лавров: Российская Федерация и в национальном качестве, и как член Организации Договора о коллективной безопасности, у которой есть своя позиция на этот счет, выступает за то, чтобы навести в деле наблюдения за выборами общеприемлемый понятный порядок. Сейчас эти функции, в основном, ассоциируются с деятельностью ОБСЕ, точнее с ее Бюро по демократическим институтам и правам человека. Однако БДИПЧ, будучи уполномоченным на осуществление такой работы, не имеет четких правил, которые лежали бы в основе наблюдения за выборами и опирались на единые критерии, а не двойные стандарты, как это происходит сейчас. К сожалению, наши западные партнеры категорически отказываются обсуждать подобные правила.

Мы убеждены, что только межправительственные решения о том, каким образом, в каких количествах и на каких принципах осуществляется наблюдение за выборами, могут обеспечить на практике принцип равноправия, заложенный в основу ОБСЕ и, конечно, ООН. На столе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе лежит предложение ОДКБ, активными соавторами которого были Россия и Белоруссия, о том, чтобы одобрить базовые принципы наблюдения за общенациональными выборами в государствах-участниках ОБСЕ. Мы настояли на том, чтобы эта проблематика не «заматывалась». Проведено несколько мероприятий по теме анализа осуществления наблюдения за выборами. Буквально в июле этого года пройдет очередной семинар по сравнительному анализу избирательных законодательств и электорального мониторинга, на котором Российскую Федерацию будет представлять Председатель ЦИК В.Е.Чуров. Кроме того, летом этого года состоится Парламентская ассамблея ОБСЕ, где наши делегации будут продвигать проект соответствующего решения, призванного обеспечить единый подход к организации наблюдения за выборами. В декабре предстоит заседание Совета министров иностранных дел ОБСЕ, на котором мы тоже будем предлагать проект решения, предусматривающего одобрение разработанных ОДКБ базовых принципов наблюдения за выборами, о которых я упомянул.

  1. Информационный бюллетень 4 июня 2012 года

    Информационный бюллетень
    Приветствие Министра иностранных дел России С.В.Лаврова участникам Второй отчетно-выборной конференции Императорского Православного Палестинского Общества
  2. Информационный бюллетень 13 июня 2012 года

    Информационный бюллетень
    Поздравление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова Министру иностранных дел Канады Дж.Бэрду по случаю 70-летия установления дипломатических отношений
  3. Информационный бюллетень 27 июня 2012 года

    Информационный бюллетень
    Выступление заместителя Министра иностранных дел России А.В.Грушко на Ежегодной конференции ОБСЕ по обзору проблем в области безопасности (ЕКОБ-2012),
  4. Информационный бюллетень 20 июня 2012 года

    Информационный бюллетень
    О встрече специального представителя Президента Российской Федерации по Ближнему Востоку, заместителя Министра иностранных дел России М.Л.Богданова с помощником Президента Сирии Б.
  5. Информационный бюллетень 21 мая 2012 года

    Информационный бюллетень
    Председатель Правительства Российской Федерации Д.А.Медведев, прибывший в США на встречу глав государств и правительств «Группы восьми», принял участие в рабочем обеде,
  6. Информационный бюллетень 5 мая 2012 года

    Информационный бюллетень
    Комментарий официального представителя МИД России А.К.Лукашевича в связи с предстоящим заседанием Совета министров иностранных дел государств – членов Шанхайской организации сотрудничества
  7. Информационный бюллетень 13 июля 2012 года

    Информационный бюллетень
    О телефонном разговоре статс-секретаря – заместителя Министра иностранных дел России Г.Б.Карасина с первым заместителем Министра иностранных дел Белоруссии И.
  8. Информационный бюллетень 5 апреля 2012 года

    Информационный бюллетень
    Выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на встрече с профессорско-преподавательским составом и студентами Бакинского филиала Московского государственного университета им.
  9. Информационный бюллетень 23 июля 2012 года

    Информационный бюллетень
    Председатель Правительства России Д.А.Медведев направил Премьер-министру Израиля Б.Нетаньяху телеграмму соболезнования в связи с гибелью израильских граждан в результате террористического акта в болгарском городе Бургас

Другие похожие документы..