Доклада Общественный Фонд «Международный Стандарт» в Республике Башкортостан. Адрес: 450095, г. Уфа, а/я №24, тел.: (3472)

4 июня 2005 года мировой суд Кировского района г. Уфы вынес приговор по делу о фальшивых бюллетенях, обнаруженных в типографии «Мир печати» накануне выборов президента Башкирии — в декабре 2003 года. Виновным в изготовлении фальшивого тиража избирательных документов признан директор типографии Марат Валеев. Суд приговорил его к штрафу в размере годового оклада (около 300 тыс. рублей).

Судебное разбирательство по делу о фальшивых бюллетенях длилось больше года, но по существу процесс завершился за два судебных заседания. Первое рассмотрение в Кировском мировом суде Уфы состоялось в июне 2004 года, а затем переносилось под разными предлогами. Второе заседание суда было назначено после того, как вмешалась прокуратура Башкирии: прокурор республики Александр Коновалов неоднократно направлял в суд протесты в связи «намеренным затягиванием судебного разбирательства». Судья, заслушав обвинителя и адвоката, приговорила Валеева к штрафу. Суд учел заявление адвоката Людмилы Злыдниковой, отметившей, что ее клиент «далек от политики» и совершил преступные действия «под угрозой насилия над ним и членами его семьи». В то же время представитель обвинения Рамиль Зайнетдинов требовал применения более жесткой меры в отношении директора типографии — лишения свободы на срок 1 год. Он заявил, что личности угрожавших не установлены, а директор типографии мог обратиться в правоохранительные органы с жалобой на давление, но не сделал этого, допустив, таким образом, возможность фальсификации итогов голосования.

Напомним, что уголовное дело по факту изготовления поддельных избирательных бюллетеней (статья 142-я УК РФ — «Незаконное изготовление, хранение, распространение избирательных бюллетеней») было возбуждено прокуратурой Башкирии в декабре 2003 года. В ночь на 4 декабря, перед первым туром выборов президента Башкирии, представители оппозиции обнаружили в типографии издательства «Мир печати» при администрации главы региона незаконный тираж бюллетеней для голосования. Первый зампрокурора Башкирии Владимир Коростылев по «горячим следам» заявил о том, что заказчиком преступления является глава администрации президента Башкирии Радий Хабиров. Однако через неделю Коростылев был переведен на работу в другой регион, а прокурор Башкирии Фарид Байков уволился по собственному желанию. Обвинение в изготовлении фальшивых бюллетеней было предъявлено директору типографии Марату Валееву. Материалы уголовного дела больше года без движения лежали в мировом суде Кировского района Уфы41.

«В ходе прошедших в республике выборов нарушений массового характера не зафиксировано, - сказал агентству «Башинформ» прокурор Башкортостана Александр Коновалов. - Но совсем гладко ни одни выборы не проходят. В республиканскую прокуратуру поступали отдельные жалобы на подкуп избирателей, на затрудненный доступ в избирательные участки наблюдателей и т.д. Но все эти нарушения носят единичный характер».

Выборы депутатов представительных органов власти — городских и районных советов. Довыборы депутатов законодательного Собрания РБ (30 октября 2005 г.)

В Башкирии 30 октября прошел второй этап выборов депутатов представительных органов власти — городских и районных советов. Голосование прошло в 54-х городах и районах, где сформированы 965 избирательных округов. Также 30 октября состоялись довыборы депутатов регионального парламента Госсобрания (Курултая) по четырем избирательным округам (Исянгуловскому, Железнодорожному, Гастелловскому, Толбазинскому).

В Калининском районе города Уфы избирательная комиссия отказалась регистрировать кандидата, признав поддельными 34 подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата. Районный суд, не привлекая дополнительных независимых экспертов, не проверяя данные подписи на подлинность, отказал в регистрации на основании лишь мнения подчерковедческой экспертизы стороны ответчика в судебном заседании.

Кандидатами в депутаты местных советов на этих выборах были зарегистрированы 2128 человек. При этом, по информации ЦИКа, в 959-ти округах выборы были альтернативными, еще в шести - безальтернативными (здесь зарегистрировано по одному кандидату). Проведение «выборов без выбора» в Башкирии разрешено новой редакцией Кодекса о выборах, однако положение распространяется только на муниципальные выборы. Для признания таких выборов действительными кандидату необходимо набрать 50% голосов плюс один голос. Прецедент безальтернативных выборов в республике был создан в избирательном округе N 4 (Уфа) 26 июня, на первом этапе формирования местных советов42.

Право на организацию местного самоуправления

22 марта 2005 года официально опубликован закон «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан». Закон осуществляет правовое регулирование организации местного самоуправления в нашей республике. Закон (за исключением ряда положений) вступает в силу с 1 января 2006 года.

В законе, в частности, определена структура органов местного самоуправления в Башкортостане. Ее составят: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган), контрольный орган и иные органы, которые сочтут нужным предусмотреть муниципальные образования в своих уставах. При этом представительный орган именуется «Советом», а местная администрация «Администрацией».

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом и наделяется уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Во время референдума (см. предыдущий раздел) жителям республики обещали право напрямую выбирать глав городов и районов. На самом деле процедура, прописанная в сложной формулировке референдума, предусматривала не прямые выборы глав, а добровольную передачу этой обязанности избирателями местным депутатам. Но и они, как установлено местным законом, эту функцию выполняют не напрямую. В действительности отбор кандидатов ведет специальная комиссия из восьми человек, возглавляемая чиновниками республиканского уровня.

Среди дополнительных требований к кандидатам на должность главы местной администрации муниципалитета, установленных Законом РБ о местном самоуправлении, есть следующее требование:

  • наличие стажа работы на должности руководителя, заместителя руководителя организации, государственного органа, органа местного самоуправления, руководителя их структурного подразделения не менее пяти лет или стажа муниципальной или государственной службы не менее трех лет.

Это означает, что на практике в главы местной администрации попадут в основном бывшие главы районных и городских администраций, назначаемые прежде Президентом РБ, то есть преданные государственной власти чиновники. Так и произошло. Вот как проходил отбор кандидатов на должность главы администрации городского округа Уфа.

8 декабря 2005 года в Уфе прошло итоговое заседание конкурсной комиссии, занимающейся отбором кандидатов на должность главы администрации городского округа Уфа, который теперь будет работать на контрактной основе. Состав конкурсной комиссии сформирован Советом городского округа и парламентом республики на паритетной основе. Совет делегировал в комиссию депутата Государственного Собрания - Курултая - РБ, генерального директора ОАО «УМПО» Юрия Пустовгарова, депутата Государственной Думы Марса Кальметьева, почетного гражданина Уфы Михаила Зайцева, руководителя исполкома Башкортостанского регионального отделения партии «Единая Россия» Исмагила Габитова, а парламентарии республики - руководителя Администрации Президента РБ Радия Хабирова, председателя Комитета Госсобрания по бюджету, налогам, финансам и вопросам собственности Льва Бакусова, депутата Государственного Собрания - Курултая - РБ, генерального директора ОАО «Башинформсвязь» Салавата Гайсина, депутата Государственного Собрания - Курултая - РБ, генерального директора ОАО «Башкирэнерго» Николая Курапова. На первом заседании комиссии ее председателем был избран Радий Хабиров - руководитель Администрации Президента РБ.

Состав конкурсной комиссии – чиновники, доказавшие в течение многих лет свою преданность высшему руководству республики. Эти люди могут выбрать только того человека, которого представит Президент РБ. Так и случилось.

Для соблюдения приличий на должность главы администрации городского округа Уфа претендовали два кандидата: нынешний мэр столицы Башкортостана Павел Качкаев и генеральный директор МУП «Уфаводоканал» Вячеслав Гордиенко (просто для наличия альтернативы). Они представили в конкурсную комиссию все необходимые документы, сдали квалификационный экзамен в Совете по местному самоуправлению при Президенте РБ. На втором заседании комиссии была определена форма проведения конкурса - собеседование. На конкурсном собеседовании Павел Качкаев и Вячеслав Гордиенко представили комиссии свои программы развития городского округа и предполагаемую структуру администрации. По итогам собеседования комиссия приняла решение о представлении обоих кандидатов для назначения на должность главы администрации Совету городского округа. На сессии Совета депутаты сделали «правильный» выбор: главой администрации стал Качкаев – бывший назначенец Президента Рахимова.

Первым делом, Павла Качкаева поздравил президент Башкирии Муртаза Рахимов. В конце своей речи о достижениях города и республики, он заявил, «все знали, что все депутаты отдадут голоса за Качкаева». Не остался в долгу перед словами президента и Павел Качкаев. Он поблагодарил его и депутатов за оказанное доверие: «Всегда бы так 32 и 0». Но тут же глава города был остановлен президентом, который заявил: «Хоть бы один против, а то, все газеты завтра напишут, что в Башкирии нет демократии».

Уже после избрания, один из депутатов горсовета, пожелавший остаться неизвестным, сказал: «То, что «выберут Павла Качкаева, в этом не было никакого сомнения, этот выбор был одобрен президентом». «Нам просто предложили за него проголосовать, ведь все мы понимаем, что летом нас - депутатов избрали, благодаря поддержке руководства республики и городской администрации», - заявил депутат. По его мнению, должность главы администрации так и осталась в хозяйственном статусе. Хотя теперь президент Башкирии не сможет уволить главу города только одним своим указом. Теперь по новому положения устава и заключенному контракту между горсоветом и главой МО Уфа, только горсовет своим волеизъявлением может отправить его в отставку. Впрочем, сделать это будет возможно по представлению президента, инициативной группы граждан или депутатов.43

Очень трудно расставаться с единоначалием республиканскому президенту. 24 июня 2005 г. в селе Кушнаренково премьер-министр Правительства Республики Башкортостан Р.И. Байдавлетов провел совещание с руководителями предприятий, организаций и хозяйств, депутатами районного и сельских Советов Кушнаренковского района. В работе совещания приняли участие Руководитель Администрации Президента Республики Башкортостан Р.Ф. Хабиров, заместитель Председателя Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан С.Т. Кусимов. Премьер-министр сообщил, что В.Д. Хафизов освобожден от обязанностей главы администрации Кушнаренковского района по собственному желанию и представил собравшимся Касаткина Сергея Степановича, на которого Указом Президента Республики Башкортостан возложено осуществление полномочий главы администрации Кушнаренковского района Республики Башкортостан44.

Де-факто ничего не поменялось в структуре местного самоуправления республики. Народ по-прежнему отстранен от управления государством на местном уровне.

Ситуацию усугубляет тот факт, что у местного самоуправления так и нет финансовой основы. Собственные доходы муниципальных образований (МО) в РБ составляют в местных бюджетах от 15 до 90%. По предварительным расчетам госчиновников, в 2006 году из 1020 муниципальных образований республики полностью обеспечены собственными доходами будут лишь 46. По замечанию главы администрации президента Башкирии Радия Хабирова, муниципальным образованиям «от потребительского менталитета необходимо избавляться». Он также заявил, что республика и впредь будет оказывать помощь МО, но вливания не покроют потребности муниципалитетов полностью, а потому местной власти «надо рассчитывать на себя».45

Права политической оппозиции

Любая оппозиционная деятельность республиканской властью воспринимается как расшатывание государственных устоев. Никаких прав у политической оппозиции в Башкортостане нет. О том, как нарушается в республике право оппозиции на митинги, изложено выше. Здесь лишь приведем характерный пример, подтверждающий отношение местной власти к любой оппозиции, как к экстремистской деятельности или как к уголовному преступлению.

Прокуратурой Башкирии возбуждено уголовное дело по статье 280, части 1 УК РФ по факту высказываний представителей объединенной оппозиции РБ на общереспубликанском митинге протеста, который прошел в Уфе 26 марта на площади перед городской мэрией и напротив Дома Республики. Об этом рассказал журналистам на прошедшей 8 апреля 2005 года пресс-конференции прокурор Башкирии Александр Коновалов.

Прокурор сказал, что дело было возбуждено по материалам, представленным органами внутренних дел Башкирии 1 апреля 2005 года. Прокуратура усматривает в высказываниях оппозиционеров состав уголовного преступления, в частности факты публичных призывов к экстремистским действиям. Об этом свидетельствуют видеозаписи, сделанные на митинге. Расследованием этих фактов занимается Управление федеральной службы безопасности по РБ. По словам А. Коновалова, в скором времени у ФСБ могут появиться конкретные вопросы к отдельным лицам из оппозиции. Кроме того, прокурор предостерег журналистов от распространения мнения некоторых членов оппозиции о том, что им «едва удается сдерживать революцию» в Башкирии. Это может быть расценено прокуратурой как провокация. «Я бы не стал делать из оппозиционеров национальных героев или революционеров. Пока это простая «уголовщина», - заявил А. Коновалов46.

  1. Доклада Общественный Фонд «Международный Стандарт» в Республике Башкортостан. Адрес: 450095, г. Уфа, а/я №24, тел.: (3472) (2)

    Доклад
    Территория республики составляет 143,6 тыс. кв. км. Республика состоит из 54 административных районов. На территории Башкортостана расположен 21 город.
  2. Общественный Фонд «Международный Стандарт»

    Доклад
    По сведениям Госкомстата РБ, в Башкортостане в отличие от других российских регионов сохраняется один из самых низких в стране прожиточных минимумов (восьмое место по России и первое в Приволжском федеральном округе).
  3. «за выдающийся личный вклад в развитие санаторно-курортной сферы» глава администрации краснодарского края а. Н. Ткачев

    Документ
    Лучшая здравница: НУЗ «САНАТОРИЙ «МЫС ВИДНЫЙ» ОАО «РЖД»; ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «САНАТОРИЙ ЮГ» ООО «АСТРАХАНЬГАЗПРОМ»; ОГУП САНАТОРИЙ «ОБУХОВСКИЙ»; ГУП САНАТОРИЙ «ЯНГАН-ТАУ», РБ.

Другие похожие документы..