Отчет орезультатах самообследования По специальности 032015 (050717) Специальная дошкольная педагогика и психология По состоянию на 09. 2008 года

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕНННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАРЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА

ОТЧЕТ

О результатах самообследования

По специальности 032015 (050717) Специальная дошкольная педагогика и психология

По состоянию на 1.09.2008 года

Утвержден Советом факультета 12.09.2008 года

Протокол № 1

Декан_________________факультета

________________________________

12.09.2008

Петрозаводск 2008

АННОТАЦИЯ

Отчет выполнен по результатам самообследования на факультете дошкольной и социальной педагогики и психологии проводившегося в течение 2007-2008 учебного года. В ходе самообследования анализировалась подготовка студентов по специальности 032015 (050717)Специальная (дошкольная) педагогика и психология. В отчете приведены результаты анализа организационно-правового обеспечения образовательной деятельности; структуры, содержания и оценки качества профессиональной подготовки студентов; учебно-методической работы, воспитательной и внеучебной деятельности, результатов научно-исследовательской работы, состояние материально-технической базы, социально-бытовых условий, международного сотрудничества.

  1. ОБЩИЕ СВЕДЕДЕНИЯ

Факультет дошкольной и социальной педагогики и психологии был создан в 1986 г. как отделение факультета начальных классов Карельского государственного педагогического института Ордена «Знак Почета». Был осуществлен прием 50 человек на 1 курс очного отделения и 50 человек на 1 курс заочного отделения по специальности 0307 - педагогика и психология (дошкольная). В 1987 г. образована кафедра дошкольной педагогики и психологии заведующей кафедрой стала доцент, канд. мед. наук Гольдфельд И.Л. Деканом факультета с 1986 года по настоящее время к.б.н., доцент Власова Л.П.

Приказом Ректора № 109 от 06.10.1988 года отделение дошкольной педагогики и психологии было преобразовано в самостоятельный факультет. В 1990 г. на основании решения Ученого совета института от 06.06.1990 г. изменилась структура факультета. Кафедра педагогики и психологии дошкольного воспитания была разделена на две кафедры: физического и психического здоровья ребенка (зав. кафедрой Гольдфельд И.Л., доцент, канд. мед. наук ) и педагогики и методики дошкольного воспитания (зав. каф. - Румянцева А.С., старший преподаватель).

В аттестуемый период времени на факультете функционирует две кафедры: дошкольной и социальной педагогики - заведует кафедрой к.п.н., доцент Фадеева М.В., физического и психического здоровья ребенка - зав. кафедрой старший преподаватель Сидловская О.П.

В 1993 г. Совет факультета дошкольного образования принимает решение о завершении приема по специальности «Дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Детская практическая психология», и решает вопрос об открытии новой специальности «032000 - коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная)».

Профессорско – преподавательский состав факультета ДиСПП четко отслеживает тенденции тех изменений, которые происходят в социально – экономической и политической жизни российского общества. По данным статистики ежегодно увеличивается число детей с различными нарушениями физического и психического здоровья. Здоровье детского населения определяют экологические, биологические и социальные факторы. Их сочетанное влияние отражается крайне неблагоприятно. Остро стоит вопрос о ранней диагностики, коррекции и профилактики нарушений психофизического развития детей в период детства. Детское население Республика Карелия остро нуждается в квалифицированной помощи специалистов психологов, дефектологов, логопедов. Это послужило основой для принятия решения об открытии на базе факультета специальности, ориентирующих молодых специалистов на работу с детьми с различными нарушениями развития. Квалификация, которая присваивается выпускникам по данной специальности позволяет быть востребованными и конкурентоспособными на рынке образовательных услуг. Будущие специалисты имеют широкую, разноплановую подготовку. Их трудовая деятельность может осуществляться в учреждениях различного типа и вида, т.е. они имеют возможность сопровождать детей с различными нарушениями при разных формах дизонтогенеза. Теоретическая и практическая подготовка выпускников позволяет им в дальнейшем быть высококвалифицированными специалистами и самостоятельно осуществлять постдипломное образование с учетом специфики контингента детей. Организация работы на факультете со студентами данной специальности рассматривается как непрерывный процесс профессионально–личностного роста будущих специалистов.

Факультетом, под руководством декана факультета Власовой Л.П., была проведена огромная работа по подготовке пакета документов для лицензирования данной специальности в 1996 г. как дополнительной, а затем, в 1999 г. и как основной (Председатель совета - доктор пед. наук, профессор Перова М.И., экспертное заключение дал зав. кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии МГПУ доктор пед. паук, профессор В.И. Сильверстов. - приказ МО РФ № 257 от 07.09.99).

В 1995 г., на основании приказа МО РФ №244 от 17.05.1995 г., образован учебно-педагогический комплекс «Контакт» (приказ ректора №93 от 26.09.1995). На основании этого приказа 11.01.1995 г. был составлен договор об организации совместной деятельности КГПИ и Петрозаводского педагогического училища №2, согласно которому осуществлялась совместная подготовка кадров с высшим образованием на основе единых учебных планов по специальности: 030900 Педагогика и психология дошкольная. Дополнительная специальность: Специальная (дошкольная) педагогика и психология

В дальнейшем Петрозаводское педагогическое училище № 2, благодаря совместной деятельности с КГПУ, реорганизовано было в Социально-педагогический колледж (СПК). Первые годы на базе училища реализовывался сопряженный план подготовки специалистов, который осуществлялся при активном участии преподавателей факультета дошкольного образования. Программа подготовки будущих педагогов дошкольного образования рассматривалась как многоуровневая: первый уровень высшего педагогического образования – на базе СПК, второй уровень – профессиональная подготовка в педагогическом университете, на факультете дошкольного образования. Общий срок обучения по сквозным программам составлял 6 лет (3+3). Учебный план, содержание и технологии профессиональной подготовки отвечал принципу научно - практической преемственности и позволял студентам глубоко осваивать дополнительную специальность, расширять профессионально-личностную осведомленность, совершенствоваться в научно-исследовательской деятельности. В настоящее время в связи с реорганизацией социально-педагогического колледжа и перехода на многоуровневую систему подготовки педагогических кадров это сотрудничество изменилось.

Приказом по ГОУ ВПО «Карельский государственный педагогический университет» № 14а от 29 января 2004 года факультет дошкольного образования переименован в факультет дошкольной и социальной педагогики и психологии, на котором и находится кафедра Физического и психического здоровья ребенка (кафедра ФиПЗР). Переименование обусловлено направлениями профессиональной подготовки студентов, осуществляемыми на факультете.

В течение 2007-2008 учебного года на факультете и кафедре ФиПЗР проводилась работа по самоаттестации. На основании приказа ректора университета Гриппа С.П. был составлен план самоаттестации, график самоаттестации и подготовки документов к лицензионной экспертизе и государственной аккредитации. В течение апреля 2008 года комиссия в составе проректора университета по учебной работе Бурдюговой Н.А. и представителем учебно-методического управления проверила различные аспекты деятельности факультета и кафедры ФиПЗР (ПРИКАЗ ПО УН_ТУ, ПО ФАКУЛЬТЕТУ). 26 июня 2008 г. на Совете университета обсуждался вопрос о готовности факультета к государственной аттестации по специальности. РЕЗУЛЬТАТ (ПРОТОКОЛ)

Для оценки качества подготовки специалистов во втором семестре 2007-2008 учебного года была организована комплексная оценка. Использовались различные методы и приемы: выполнен анализ документации, проведены срезы знаний на всех курсах по дисциплинам предметной подготовки, студенты приняли участие в Федеральном Интернет-экзамене по блокам общегуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГСЭ), общих математических и естественнонаучных дисциплин (ЕН) и общепрофессиональных дисциплин (ОПД) - (студенты факультета активно участвуют в Интернет-экзамене с 2006 года). Полученные результаты и конкретные мероприятия по повышению качества теоретической и практической компетенции обсуждались на заседаниях кафедры (протокол № от) и методических Советах (протокол № от).

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ.

В своей деятельности факультет руководствуется Законом РФ «Об образовании», Законом РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (2006г.), Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05 апреля 2001 года № 264 (с изменениями от 17 сентября 2001 года), уставом КГПУ, нормативными актами Минобразования РФ и др. органов исполнительной власти. Образовательная деятельность факультета дошкольной и социальной педагогики и психологии осуществляется в соответствии с лицензией (№001597) регистрационный №1562 от 29 января 2004 года (ИНН 1001040618), действителен до 29 апреля 2009 года и свидетельством о государственной аккредитации, регистрационный № 1429 от 23 апреля 2004 года (№001486).

Кафедра Физического и психического здоровья ребенка функционирует при факультете дошкольной и социальной педагогики и психологии ГОУ ВПО «Карельский государственный педагогический университет» расположена по адресу: г. Петрозаводск, ул. Ленина, 29 (ауд. 418).

К аттестации предъявляется специальность: 032015 – Специальная (дошкольная) педагогика и психология (050717)

Все требования, предусмотренные лицензией, соответствуют фактическим условиям на момент самообследования. Имеет место соответствие заявленной подготовки специалиста (по очной и заочной формам) фактической подготовке на момент самообследования. Квалификация профессорско-преподавательского состава и учебно-методическое обеспечение соответствует нормативам, установленным в лицензии.

Основным заказчиком специалистов вобласти коррекционной педагогики и специальной психологии является Министерство образования Республики Карелия.

Управление факультетом осуществляется в соответствии с Уставом КГПУ на основе нормативной документации на принципах сочетания единоначалия и коллегиальности.

Общее руководство осуществляет выборный представительный орган – Совет факультета, в который входят члены кафедры Фи ПЗР.

Порядок формирования ученых Совета факультета, выборов декана и заведующих кафедрами определяется положениями, утвержденными ученым Совета университета.

Декан факультета избираются тайным голосованием на срок 5 лет на Совете факультета из числа наиболее квалифицированных и авторитетных научно-педагогических работников факультета в порядке, определяемом Уставом университета. Руководство деятельностью кафедры осуществляет ее заведующий, прошедший конкурсный отбор на ученом Совете университета с последующим заключением контракта сроком, как правило, на 5 лет.

Состав Совета факультета утверждается ректором университета на 3 года. В Совете факультета 20 человек, из них 55% (11 человек) – кандидаты и доктора наук. Полномочия Совета факультета прописаны в Уставе вуза и Положении о Совете. Работа Совета факультета планируется на год, ежегодно проводится 8-9 заседаний. Председатель Совета факультета Власова Л.П., доцент, канд. биол. наук, декан факультета. Секретарь Совета факультета – Гольдфельд И.Л., доцент, кандидат мед. наук. Протоколы заседаний заполняются своевременно, в соответствии с нормативными документами сдаются в архив.

На Совете факультета за последние пять лет решались вопросы о реализации новых специальностей, рассматривались и утверждались изменения в учебных планах в соответствии с государственными образовательными стандартами 2005 года, рассматривались требования к организационно-методическому обеспечению учебного процесса, утверждались графики учебного процесса, сроки межсессионной аттестации, планы учебно-методической работы на факультете, воспитательной работы со студентами, планы повышения квалификации преподавательского состава факультета, переход на многоуровневую систему подготовки специалистов в контексте идей модернизации отечественной системы образования.

На Совете факультета заслушиваются отчеты заведующих кафедрами по учебно-методической работе, итоги воспитательной работы со студентами, отчеты о научной работе кафедр, деятельности студенческого научного общества (СНО), итоги межсессионной аттестации и итоги сессий, вопросы охраны здоровья, вопросы профессиональной ориентации и трудоустройства выпускников факультета, в том числе по лицензируемой специальности. По итогам года на Совете факультета обсуждались отчеты о работе за год по всем направлениям деятельности, утверждался план работы факультета на предстоящий учебный год, график учебного процесса, сроки педагогической практики студентов, допуск к защите дипломных проектов, также рассматривались конкурсные дела преподавателей, утверждались зав. кафедрами.

На Совете факультета рассматривались основные направления совершенствования учебного процесса, мероприятия по дальнейшему улучшению подготовки кадров, рекомендации в аспирантуру, утверждались кандидатуры председателей государственных аттестационных комиссий и их отчеты. На Совете факультета также утверждались все рабочие учебные планы по рекомендации кафедр или Методических советов, рабочие программы и учебно-методические комплексы учебных дисциплин по специальностям.

Практически по каждому рассматриваемому вопросу принимаются решения Совета факультета, контроль за их исполнением возложен на секретаря Совета факультета – доцента Гольдфельд И.Л., в функционал которой входит обязанность отчитываться о выполнении принятых решений (один раз в год).

Декан факультета подчиняется непосредственно ректору университета. Декан руководит учебной, воспитательной и научной работой на факультете; отвечает за создание и реализацию учебных планов, руководит составлением расписаний учебных занятий, экзаменационных сессий, контролирует их исполнение; готовит приказы о переводе студентов с курса на курс, о допуске к государственным экзаменам и защите дипломных работ, об отчислении и восстановлении студентов, предоставлении им академических отпусков, назначении стипендии, поощрении студентов и сотрудников факультета; допускает студентов к сдаче и пересдаче экзаменов, назначает старост групп; руководит работой Совета факультета; организует работу по связям с выпускниками факультета; организует профориентационную работу и прием на факультет, формирует академические группы, участвует в работе ГАК; руководит работой по трудоустройству выпускников; отвечает за развитие материально-технической базы факультета; осуществляет связь факультета с органами и учреждениям образования, обеспечивает установление форм планирования и отчетности, руководит старостатом и т.д.

  1. Отчет орезультатах самообследования Факультета дошкольной и социальной педагогики и психологии по состоянию на 12. 09. 2008 года Утвержден Советом факультета 12. 09. 2008 года (Протокол №1)

    Содержательный отчет
    Отчет выполнен по результатам самообследования факультета дошкольной и социальной педагогики и психологии, проводившегося в течение 2007-2008 учебного года.

Другие похожие документы..