Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Экономика и управление проектами для специальностей

Новокузнецкий филиал-институт

государственного образовательного учреждения

высшего профессионально образования

«Кемеровский государственный университет»

Факультет Экономический

Кафедра Экономики


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ДС. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ

Для специальностей 080502 - Экономика и управление на предприятии

Цикл дисциплин учебного плана ДС

Компонент учебного плана: ВУЗОВСКИЙ

Формы обучения ОЧНАЯ, ЗАОЧНАЯ

Новокузнецк






1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    1. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника. Цель и задачи изучения курса

Дисциплина «Экономика и управление проектами» изучается будущими экономистами-менеджерами по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятиях» (по отраслям), специализация «Промышленность». Дисциплина «Экономика и управление проектами» относится к циклу специальных дисциплин федерального компонента.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 06800 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)», квалификация – экономист-менеджер, утвержденный Министерством образования Российской Федерации в 2000 году.

Рабочая программа дисциплины «Экономика и управление проектами» разработана в полном соответствии с вышеизложенными требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по данной дисциплине.

Цель изучения дисциплины «Экономика и управление проектами» – усвоение студентами теоретических основ управления проектами, приобретение навыков и умений в области системной организации процессов разработки проектов и управления их реализацией, об управленческих решениях и действиях и роли экономиста на различных этапах проектного цикла.

Задачи дисциплины:

  • знание основ проектного анализа, составляющих и этапов осуществления проектов;

  • умение применить системный, процессный и ситуационный подходы при определении целей, планировании, оценке и реализации проектов;

  • проекты как способ осуществления перемен в организации;

  • изучение и применение методов управления проектами в системе стратегического планирования и управления, разработка адаптивных организационных структур;

  • информационное и организационно- экономическое обеспечение управления проектами на различных этапах его осуществления.

В результате изучения дисциплины будущий специалист экономист-менеджердолжен знать:

- основы проектного анализа, этапы осуществления проектов;

- содержание работ по организации управления проектами при их осуществлении;

- принципы, методы и процедуры технико-экономических исследований проектов и оценки их эффективности;

Будущий специалист экономист-менеджер должен уметь:

  • разработать стратегии проекта и концепции маркетинга, обеспечивающих успех проекта;

  • провести оценку влияния рисков на результаты осуществления проекта и разработать предложения по управлению ими;

  • провести финансовый и экономический анализ проекта для принятия решения и организации финансирования проекта;

  • разработать план и бюджет осуществления проекта и организовать их выполнение.

    1. Особенности изучения дисциплины

Особенностью изучения данной дисциплины является тесная взаимосвязь учебного материала с другими дисциплинами менеджмента, в частности, с управлением проектами, персоналом, производством, с финансовым менеджментом. Еще одна важная особенность – тесная взаимосвязь учебного материала с проблемами развития российской промышленности и российских предприятий.

Учебный процесс по данному курсу организован как сочетание лекций, практических занятий и самостоятельной работы студентов в соответствии с учебным планом по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)», специализация «Промышленность».

Изложение теоретического учебного материала осуществляется в форме лекций. Закрепление учебного материала производится в форме практических занятий по каждой прочитанной лекции. На практических занятиях используются следующие виды учебной работы: устный и письменный контроль знаний, защита контрольных работ. Самостоятельная работа студентов организуется по утвержденному графику в соответствии с учебными планами и предусматривает обязательное выполнение докладов и контрольных работ , подготовку к практическим занятиям по конкретным вопросам.

Необходимые знания для изучения дисциплины

Изучение дисциплины «Экономика и управление проектами» основано на использовании знаний, полученных студентом в рамках базовых дисциплин по экономике, финансам, анализу хозяйственной деятельности и управлению, организации производства, а также управление инвестициями и инвестиционное проектирование.

Полученные знания будут использованы в процессе дипломирования и профессиональной деятельности.

2 ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Контроль знаний студентов по дисциплине «Экономика и управление проектами» проводится по следующей схеме:

  • промежуточная аттестация знаний в семестре;

  • аттестация по итогам семестра в форме экзамена.

Материалы, определяющие порядок и содержание проведения промежуточных и итоговых аттестаций, включают:

  • контрольные вопросы по учебной дисциплине;

  • фонд контрольных заданий;

  • фонд индивидуальных практических заданий.

В процессе изучения дисциплины используются текущий и итоговый контроль, оценками «2», «3», «4», «5» определяется уровень знаний студентов.

Формами текущего контроля знаний студентов очной формы обучения являются:

- защита контрольных работ;

-устный опрос в соответствии с заданиями по практическим занятиям;

В качестве итогового контроля используется экзамен.

При оценке текущего уровня знаний студентов применяются следующие критерии:

Отметка «5» Учебный материал освоен правильно, глубоко, студент свободно владеет понятиями в области менеджмента качества. Ответ на занятии характеризуется применением научной терминологии, четкостью, логичностью, умением самостоятельно мыслить и делать выводы.

Отметка «4» Учебный материал освоен в целом правильно, студент в достаточном объеме владеет понятиями в области менеджмента качества. Ответ характеризуется правильным использованием понятий, логичностью, но отсутствует самостоятельное осознание проблемы, творческое мышление.

Оценка «3» Освоены базовые понятия учебного материала, студент овладел определенной системой знаний и способен решать типовые ситуации. Ответ отражает знание основных терминов, понятий, но отсутствует логика, аргументация, научный подход.

Оценка «2» Студент делает ошибки в определении базовых понятий, не разбирается в стандартных ситуациях и не может решить типовых задач, не умеет использовать правильно научные термины.

Условием допуска к экзамену для экономистов-менеджеровсчитается обязательное выполнение и защита контрольной работы, выполнение обязательных письменных работ по практическим занятиям.

При итоговой оценке уровня знаний студентов применяются следующие критерии:

Студент получает оценку «5» по дисциплине, если учебный материал освоен правильно, глубоко, студент свободно владеет понятиями в области менеджмента качества. Ответ на занятии характеризуется применением научной терминологии, четкостью, логичностью, умением самостоятельно мыслить и делать выводы.

Студент получает оценку «4» по дисциплине, если учебный материал освоен в целом правильно, студент в достаточном объеме владеет понятиями в области менеджмента качества. Ответ характеризуется правильным использованием понятий, логичностью, но отсутствует самостоятельное осознание проблемы, творческое мышление.

Студент получает оценку «3» по дисциплине, если освоены базовые понятия учебного материала, студент овладел определенной системой знаний и способен решать типовые ситуации. Ответ отражает знание основных терминов, понятий, но отсутствует логика, аргументация, научный подход.

Студент получает оценку «2» по дисциплине, если студент делает ошибки в определении базовых понятий, не разбирается в стандартных ситуациях и не может решить типовых задач, не умеет использовать правильно научные термины.

Вопросы к экзамену по дисциплине «Экономика

и управление проектами»
Раздел 1. Проект как объект управления

Тема 1.1 Роль и значение проектов для организации

  1. Понятия «проект», «программа», «управление проектами».

  2. Какую роль играют проекты в жизни организации?

  3. Признаки, характеристики и аспекты проекта как объекта управления.

  4. Классификация проектов.

Тема 1.2 Структура проекта

  1. Какое значение имеет структуризация (декомпозиция) проекта для управления?

  2. Установление целей, результатов, сроков и бюджета проектов.

  3. Три правила структурной декомпозиции проекта.

  4. Окружающая среда проекта.

Тема 1.3 Жизненный цикл проекта

  1. Жизненный цикл проекта и его фазы.

  2. Модель жизненного цикла проекта.

Тема 1.4 Состав участников и формирование команды проекта

  1. Участники проекта, их роли и функции.

  2. Формирование команды проекта.

  3. Жизненный цикл команды проекта.

  4. Специфические организационные структуры проектно- ориентированных компаний.

  5. Причины возникновения и авторы идей и проектов.

Раздел 2. Управление проектами

Тема 2.1 Управление на стадии генерации и отбора идей (целей)

  1. Проектно- ориентированные компании.

  2. По каким критериям производится отбор идей и проектов?

Тема 2.2 Управление на стадии разработки предпроектных материалов

  1. Технико-экономическое обоснование как основной предпроектный документ.

  2. Бизнес-план как основной предпроектный документ.

  3. Инвестиционный проект как основной предпроектный документ.

  4. Управление разработкой предпроектных материалов. Участники разработки.

Тема 2.3 Управление на стадии разработки проекта

  1. Процесс планирования проекта.

  2. Методы и модели планирования проекта.

  3. Составление календарного плана работ.

  4. Планирование стоимости и ресурсов проекта.

  5. Сводный план управления проектом.

  6. Организация контрактной работы по проекту.

  7. Методы управления по сводному плану проекта.

Тема 2.4 Управление реализацией проекта

  1. Управление изменениями по ходу реализации проекта.

  2. Контроль расходования средств.

Тема 2.5 Управление на завершающей стадии

  1. Этапы закрытия проекта.

  2. Методы анализа и оценки проекта после его завершения.

  3. Анализ эффективности осуществленного проекта.

  4. Анализ эффективности управления проектом.

Тема 2.6 Информационное обеспечение проекта

  1. Организация информационного обеспечения проекта.

  2. Использование информационных технологий и средств.

  3. Организация коммуникаций в системе «проект».

  4. Организация накопления опыта реализации проектов

Раздел 3. Модели и методы управления проектами

Тема 3.1 Управление изменениями в организации

  1. Изменения (перемены) в жизни организации.

  2. Сопротивление изменениям и способы их преодоления.

  3. Процесс управления изменениями (модель).

  4. Понятие «организационное развитие».

Тема 3.2 Маркетинг проектов. Анализ ситуаций

  1. В чем заключается маркетинг проектов?

  2. Маркетинговый анализ ситуации.

  3. Задачи маркетинга на различных этапах жизненного цикла проекта.

  4. Разработка новых видов товаров и услуг.

Тема 3.3 Обзор современных моделей и методов управления проектами

  1. В чем заключается эффективность использования современных методов управления проектами?

  2. Назовите наиболее употребляемые методы управления проектами.

  3. Схема организационного управления проектом.

  4. Общие научные методы и подходы в управлении проектами.

Тема 3.4 Разработка сетевых матриц управления проектами

  1. Сетевая матрица и ее построение.

  2. Матрица разделения административных задач.

  3. Информационно-технологическая модель управления.

Тема 3.5 Управление проектами по временным параметрам

  1. Задачи календарного планирования.

  2. Последовательность и взаимосвязь работ по проекту.

  3. Разработка календарного плана работ по проекту.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины (фтд. Р 04) Международный маркетинг Для специальности

    Учебно-методический комплекс
    Использование принципов и методов маркетинга приобретают особую актуальность во внешнеэкономической деятельности. Решения, принимаемые предприятием в этой области, могут иметь стратегический и оперативный характер.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. 02 Управление маркетингом (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    региональный, вузовский) Формы обучения очная, заочная Новокузнецк Новокузнецкий филиал-институт государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Кафедра
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. 02 Маркетинговые исследования (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Методические рекомендации преподавателю по организации аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов при изучении курса «Маркетингового исследования»
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Управление персоналом для специальности 080502 Экономика и управление на предприятии (промышленность)

    Учебно-методический комплекс
    Учебная дисциплина “Управление персоналом” предусматривается государственным стандартом специальности 061100 “Менеджмент организации” в цикле специальных дисциплин.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Р международные валютно-кредитные отношения (код и название дисциплины по учебному плану специальности) (1)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного об­разовательного стандарта высшего образования по специальности 080102 «Мировая экономика» и 080105 «Финансы и кредит».
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Р международные валютно-кредитные отношения (код и название дисциплины по учебному плану специальности) (2)

    Учебно-методический комплекс
    региональный, вузовский) Формы обучения очная, заочная Новокузнецк Новокузнецкий филиал-институт Кемеровского государственного университета Кафедра __экономической теории, экономического факультета название кафедры, факультет УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф 06 Маркетинг в отраслях и сферах деятельности (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Методические рекомендации преподавателю по организации аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов при изучении курса «Маркетинг в отраслях и сферах деятельности»
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины дс. В. Психология делового общения (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании основной образовательной программы специальности 040201 "Социология" по дисциплине «Психология делового общения»
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины (ДС. Р. 02) Исследование систем управления административно-организационной деятельностью (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Исследование систем управления: Учебник для вузов.- М.: Юнити-Дана, 2007. – 527 с.- (Серия «Профессиональный учебник: Менеджмент».– Рекомендовано Министерством образования РФ

Другие похожие документы..