Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии. XX xxi века» для студентов III

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМ. З. БИИШЕВОЙ

Кафедра истории Отечества и МПИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

«ИСТОРИЯ РОССИИ. XXXXI ВЕКА»

для студентов IIIIV- V курсов факультета башкирской филологии

Специальность 050302.65 – Родной (башкирский) язык и литература

Дополнительная специальность – История

Квалификация – учитель родного языка и литературы

Рабочая программа Составитель: к.и.н., доцент

обсуждена и утверждена Аллагулова Е.М..

на заседании кафедры

«_____»____________200__г.

Заведующий кафедрой _____________ профессор Самородов Д.П.

Стерлитамак 2008

СОДЕРЖАНИЕ

Учебная программа

Пояснительная записка………………………………………………………..3

I. Объем дисциплины и виды учебной работы...................................................4

II. Содержание дисциплины

2.1. Разделы дисциплины и виды занятий…………………………………..5

2.2. Содержание разделов дисциплины……………………………………..5

III. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.....23

IV. Содержание промежуточного и итогового контроля

4.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы студентов...................................................................24

4.2. Примерный перечень вопросов к экзамену..........................................25

4.3. Примерная тематика курсовых работ...................................................26

4.4. Примерный перечень вопросов, вынесенных на

государственный итоговый междисциплинарный экзамен по истории.............26

V. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

5.1. Рекомендуемая литература……………………………………………27

5.2. Средства обеспечения освоения дисциплины……………………….29

5.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины………………29

VI. Словарь основных терминов.......................................................................29

Рабочая программа

Пояснительная записка...................................................................................34

I. Разделы дисциплины и виды занятий (тематический план).......................35

II.Содержание разделов дисциплины и тем

2.1.Тематика лекций……………………………………………………….38

2.2. Тематика семинарских занятий………………………………………46

III. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

3.1. Методические указания для преподавателей .....................................53

3.2. Методические указания для студентов..............................................53

IV.Содержание итогового и промежуточного контроля.

4.1.Задания для самостоятельной работы студентов…………………….54

4.2.Творческие задания ………………..………………………………….55

4.3. Тематика курсовых работ…………………………………………….55

4.4. Контрольные тесты для внутрисеместровой проверки……………..56

4.5. Контрольные задания для проверки остаточных знаний…………..66

4.6. Перечень вопросов к курсовым экзаменам…………………………78

V.Материалы государственного итогового междисциплинарного

экзамена по истории…………………………………………………………..79

VI.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1.Рекомендуемая литература…………………………………………..80

6.2.Средства обеспечения освоения дисциплины……………………..82

VII.Словарь основных терминов…………………………………………….82

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Становление демократического государства, возрождение России, поиски модели общественного развития заставляют сегодня по-новому осмыслить драматичную историю нашего государства в ХХ в., которая проходила под знаком Русской революции.

История России в ХХ веке получила широкое освещение в отечественной историографии, которая создавалась, главным образом, в рамках марксистско-ленинской методологии. Кризис обществознания в наши дни привел к поискам новых методологических концепций. Однако ни одна из них не может еще дать полную, объективную картину исторического процесса в России ХХ в.

Данный период отечественной истории в наибольшей степени подвержен политической конъюнктуре, неоднократно обсуждался на высоком правительственном уровне. Взвешенное и объективное изучение и освоение особенностей исторических процессов в стране в переломные вехи ХХ столетия представляет собой основу не только профессиональной подготовки историка, но и формирования его мировоззрения. Это свидетельствует об актуальности учебной дисциплины, занимающей ведущее место среди дисциплин профессионального профиля.

Задача подготовки будущего специалиста-историка заключается, прежде всего, в осознании альтернативности исторического развития страны в наиболее переломные моменты, многовариантном видении исторических процессов представителями разных классов, различных исследовательских школ, решающей роли деятельности народных масс и политических деятелей.

Программа курса «История России. ХХ – начало XXI века» предполагает изучение «истории фактов» совместно с «проблемной историей», знакомство с дискуссиями между представителями различных школ, в том числе зарубежными авторами. Освоение курса требует внимательного изучения программы, стратегии и тактики основных политических партий, которые вершили судьбу страны. Современная учебная и научная литература изобилует сенсационными открытиями новых архивных материалов, эмоциональными оценками многих исторических фактов, публицистической заостренностью издаваемых работ.

Освоение данного курса опирается на широкие межпредметные связи, на интеграцию знаний социальной философии, новейшей истории зарубежных стран, исторической географии и демографии, истории политических партий, политологии, социологии, истории педагогики, истории культуры России и мировой культуры.

Только активное отношение к изучаемому предмету позволит будущему специалисту-историку понять смысл исторических процессов в России ХХ века на фоне многофакторной европейской и мировой истории.

Курс «Истории России ХХ – начала ХХI века» несет знаяительный потенциал в решении воспитательных задач – формировании мировозрения, патриотических чувств и гражданской ответственности.

Цель дисциплины:

- изучение совокупности фактов, событий и явлений истории России на основе анализа источников и исследовательской литературы.

Содержание дисциплины позволяет решить следующие задачи:

- проанализировать основные эпохи и важнейшие события отечественной истории;

- раскрыть взаимосвязь экономической, политической в культурной истории России;

- показать место России в мировом историческом процессе;

- представить состояние источников по всем периодам рос­сийской истории и перспективы ее расширения;

- дать анализ историографии дискуссионных проблем истории Отечества.

Дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональ­ной деятельности:

- учебно-воспитательная;

- научно-методическая;

- культурно-просветительная.

Изучение дисциплины «История России» способствует реше­нию следующих типовых задач профессиональной деятельности:

в области учебно-воспитательной деятельности:

- осуществление процесса обучения в соответствии с образо­вательной программой;

- планирование и проведение учебных занятий с учетом спе­цифики тем и разделов программы в соответствии с учеб­ным планом;

- использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения;

- применение современных средств оценивания результатов обучения;

- воспитание у учащихся уважительного отношения к куль­турно-историческому наследию;

в области научно-методической деятельности:

- анализ собственной деятельности с целью ее совершенство­вания;

в области культурно-просветительской деятельности:

- формирование общей культуры учащихся.

Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

  • основные эпохи и важнейшие события российской истории;

  • место и роль России во всемирном историческом процессе;

  • основные комплексы источников по истории России;

  • важнейшие историографические проблемы отечественной истории;

  • аспекты всех сторон исторического развития страны;

уметь:

  • решать исследовательские задачи с различных теоретико-методологических позиций;

владеть:

  • приемами и методами научного анализа и критики источников по истории России.

I. ОБЪЕМ ДИСИЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

6 семестр

7 семестр

8 семестр

9 семестр

Общая трудоёмкость

214

Аудиторские занятия

124

Лекции

66

20

20

12

14

Практические занятия (семинары)

58

14

16

18

10

Лабораторные работы

-

Самостоятельная работа

90

30

20

20

20

Курсовые работы/рефераты

*

курсовые

Вид итогового контроля

экзамен

экзамен

экзамен

Курс «Истории России ХХ – начала ХХI века», общим объемом 214 часов (включая часы на аудиторную и самостоятельную работу), изучается студентами первого курса в течение 6,7,8,9 семестров. Формой итогового контроля знаний студентов является курсовой экзамен, который сдают студенты в конце 6,7,8,9 семестра. При этом курсовой экзамен включает проверку знаний причинно-следственных связей, дат, конкретно-исторических событий, терминов и понятий, карты. Важным показателем является умение экзаменуемого оперировать в своем ответе ссылками на соответствующие положения в учебной и научной литературе; раскрывать суть концепции того или иного историка; ориентироваться в многообразии историографических и методологических школ; проводить анализ источников и литературы. Формами промежуточного контроля знаний студентов являются коллоквиумы, контрольные работы, задания по конспектированию научных статей, монографий и другой научной литературы. В целом программа нацеливает студентов на самостоятельное осмысление общего и особенного в истории России и других стран, выявление основных закономерностей и направлений исторического развития.

Изучение курса «Истории России ХХ – начала ХХI века» заканчивается сдачей итогового междисциплинарного государственного экзамена, в который включены вопросы и по курсу «Истории России ХХ – начала ХХI века». Особенностью итогового междисциплинарного экзамена является проверка не только конкретно-исторических знаний студентов, но и знаний в области источниковедения, историографии, методики исторического исследования.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии XX века» специальность 050401 «История»

    Учебно-методический комплекс
    Учебный курс «История России» является необходимой частью системы подготовки историков. Он относится к числу базовых дисциплин, изучаемых студентами исторического факультета.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность дисциплины: Русская литература ХIХ века представляет собой важнейший период в русском литературном процессе, можно утверждать, кульминацию в развитии русской литературы в целом.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)

    Учебно-методический комплекс
    В основу настоящей программы положены типовые программы для педагогических вузов: Программы пединститутов. Русская литература XIX века. Для специальности № 2101 «Русский язык и литература» с доп.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине “История мировой и отечественной культуры” для студентов специальности 03. 04. 01 “история” Категория слушателей

    Учебно-методический комплекс
    История мировой и отечественной культуры. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030401 – «История». – Сибай: РИЦ СИБашГУ, 2010. - с.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История отечественного государства и права» для студентов юридических вузов москва (1)

    Учебно-методический комплекс
    УЧЕБНО- Методический комплекс по дисциплине «История отечественного государства и права» для студентов юридических вузов. – М.: изд. Академии бюджета и казначейства, 2010 «__» с.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История отечественного государства и права» для студентов юридических вузов москва (2)

    Учебно-методический комплекс
    История отечественного государства и права как научная дисциплина изучает историко-правовые явления и факты, относящиеся к историческому пространству Российского государства.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине “История мировой и отечественной культуры" для студентов специальности 03. 04. 01 “история" Категория слушателей

    Учебно-методический комплекс
    ББК дневного отделения специальности «История» по «Истории мировой и отечественной культуры» рекомендован кафедрой новой и новейшей истории Сибайского института (филиала) Башкирского государственного университета.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине история россии начала ХХ в

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Истории России начала ХХ века» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и основной образовательной программой
  9. Учебно-методические материалы по дисциплине «История отечественного государства и права» для студентов дневного отделения

    Литература
    -почему вопрос о том, как и кем было создано русское государство впервые приобрел политическую остроту при преемниках Петра I, а затем в первой половине XIX, позднее же – в советской и немецкой историографии 30-х годов XX в.

Другие похожие документы..