Учебник / Под ред. С. П. Карпова. 4-е издание. М: Изд-во Моск ун-та; Изд-во «Высшая школа», 2003. 640 с

 

 

  

 

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ.

1 и 2 том.

Под редакцией С.П.Карпова

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «История»

4-е издание

Издательство Московского университета

«Высшая школа»

2003

 

УДК 93/99(075.8) ББК 63.3(0)4я73 И90

 

Редколлегия:

М.А. Бойцов, Л.M. Брагина, С.П. Карпов, А.А. Сванидзе, В.И. Уколова, Н.А. Хачатурян

Рецензенты:

кафедра истории древнего мира и средних веков Московского педагогического университета

(зав. кафедрой д-р ист. наук, проф. О.Ф. Кудрявцев); доктор исторических наук В.П.Буданова

 

И90

 

История средних веков: В 2 т. Т. 1: Учебник / Под ред. С.П.Карпова. — 4-е издание. — М: Изд-во Моск. ун-та; Изд-во «Высшая школа», 2003. — 640 с.

ISBN 5-211-04818-0 (Т. 1) ISBN 5-211-04820-2 (Изд-во Моск. ун-та) ISBN 5-06-004656-7 (Т. 1) ISBN 5-06-004670-2 (Изд-во «Высшая школа»)

 

Первый том учебника охватывает раннее и развитое Средневековье (V—XV вв.). Написанный заново наиболее известными учеными и преподавателями средневековой истории из МГУ и других университетов, а также институтов Российской Академии наук, он отражает современные достижения медиевистики и дает полное представление о европейской средневековой цивилизации.

Для студентов исторических факультетов.

 

ISBN 5-211-04818-0 (Т. 1)

ISBN 5-211-04820-2 (Изд-во Моск. ун-та)

ISBN 5-06-004656-7 (Т. 1)

ISBN 5-06-004670-2 (Изд-во «Высшая школа»)

УДК 93/99(075.8) ББК 63.3(0)4я73

© Изд-во Моск. ун-та, 2003.

 

 

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. 1 том.

Предисловие

Двухтомный учебник «История средних веков» для студентов университетов и вузов гуманитарного профиля охватывает, согласно принятой периодизации, историю V— середины XVII столетий. В первом томе излагается история раннего (V— середина XI в.) и развитого (вторая половина XI—XV вв.), во втором томе — позднего средневековья, или начала раннего нового времени (XVI — первая половина XVII вв.). Поскольку развитие ряда стран Европы происходило асинхронно, в ряде случаев применительно к ним общие хронологические рамки корректируются. Например, история Византии до XII в. отнесена к раннему средневековью, а период развитого средневековья в Италии, напротив, начинается не с середины XI столетия, а с рубежа X—XI вв.

Авторы стремились отразить в учебнике новые достижения исторической мысли и той полидисциплинарной науки о средневековье, которая называется медиевистикой. Как цивилизационный, так и формационный подходы не отвергаются, а синтезируются, с учетом их сильных и слабых сторон. Естественно, все многообразие бурной и насыщенной событиями эпохи невозможно воссоздать ни в одном учебнике. Поэтому главной задачей было отразить важнейшие процессы и закономерности развития средневекового общества, отдельных регионов и стран Западной Европы и Византии, включив материал, необходимый для подготовки профессионального историка. История России, южных и западных славян, стран Азии и Африки в средние века по учебным планам исторических факультетов университетов изучается в виде отдельных курсов и не включена в настоящий учебник. Так как целью авторов было представить разные стороны средневековой цивилизации в органическом единстве, основные направления развития культуры средних веков и эпохи Возрождения, напротив, показаны на страницах этой книги, хотя в ряде университетов они также являются предметом особых курсов.

3

Учебник является новым изданием, но опирается на традиции, заложенные выдающимися медиевистами академиками П. Г. Виноградовым, Д.М. Петрушевским, Е.А. Косминским, С.Д. Сказкиным, и на опыт предшествующих университетских учебников, подготовленных в МГУ в 1966, 1977 и 1990 гг.

В написании и подготовке учебника принимали участие профессора и преподаватели кафедры истории средних веков исторического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, научные сотрудники Института всеобщей истории и Института славяноведения и балканистики Российской Академии наук. СВ. Близнюк составлена хронологическая таблица к тому; H. M. Богдановой написаны разделы «Обращение Константина», «Оформление христианской догматики. Вселенские соборы», «Учение о спасении», «Церковь и таинства» в главе 7; М.А. Бойцовым — § 4 в главе 6, § 1 в главе 12; Л.М. Брагиной — § 3 в главе 6, глава 13 (за исключением раздела «Итальянские морские республики»), глава 23; В.М. Володарским — §2 в главе 12; А.Я. Гуревичем — глава 15; Т.П. Гусаровой — глава 16; Е.В. Гутновой — главы 4 и 11, § 1 в главе 6; СП. Карповым — предисловие, главы 9, 18, раздел «Источники по истории XI—XV вв.» в главе 2, раздел «Итальянские морские республики» в главе 13; Г. Г. Литавриным — главы 5 и 22; A.A. Сванидзе — главы 8 и 19; Л.Е. Семеновой — глава 17; В.И. Уколовой — глава 21; Н.Ф. Усковым — глава 7 (за исключением разделов «Обращение Константина», «Оформление христианской догматики. Вселенские соборы», «Учение о спасении», «Церковь и таинства»), глава 20; И. С. Филипповым — глава 2 (за исключением раздела «Источники по истории XI—XV вв.»), глава 3, § 2 в главе 6; H.A. Хачатурян — главы 1 и 10; С.Д. Червоновым — глава 14.

После кончины Е.В. Гутновой, С. Д. Червонова их разделы были отредактированы редакционной коллегией.

Приложенная к учебнику библиография содержит рекомендательный список основных публикаций источников и научной литературы по истории средних веков. В составлении карт к учебнику принимала участие Т.П. Гусарова, Генеалогические таблицы правящих династий составлены М.А. Бойцовым, О.В.Дмитриевой и СП. Карповым.

В научно-технической подготовке издания принимали участие М.А. Бойцов и Н.Ф. Усков.

Введение

Глава 1. Сущность понятий «средние века» и «феодализм»

История народов и государств современной Европы началась в эпоху, условно определяемую в исторической литературе как «средневековье». Со времен античности понятие Европы (от семитского корня Эреб),отождествляемое с географическим определением «Запад», противопоставлялось Азии (корень Асу),или Востоку. Термин Европа, действительно, заключает в себе некую территориальную целостность народов и государств, история которых обнаруживает общность экономического, социально-политического и духовного развития. Вместе с тем, своеобразие ее западной части, отчетливо определившееся именно на этапе средневековой истории, позволяет выделить Западную Европу в качестве локальной цивилизации, существующей в рамках более крупного цивилизационного единства, каким является Европа в целом.

Географический смысл понятия Западной Европы не совпадает с историческим и предполагает прибрежную полосу на западной оконечности евразийского континента, с мягким морским климатом.

Историческое понятие Западной Европы

Историческое понятие Западной Европы на этапе средневековья включает в себя историю таких стран, как Англия, Франция, Германия, Швейцария, Бельгия и Голландия, государств Пиренейского и Апеннинского полуостровов, скандинавских стран — Дании, Норвегии, Швеции, а также Византии, преемницы Восточно-Римской империи. Пограничное положение последней страны и ее огромное влияние на судьбы всей европейской цивилизации предопределило принадлежность ее истории как Западу, так и Востоку.

В первые века нашей эры большая часть Западной Европы была заселена кельтскими народами, частично романизованными и включенными в состав Римской империи; затем, в эпоху Великого переселения народов эта территория стала местом расселения германских племен, тогда как Восточная Европа стала местом расселения и исторической активности главным образом славянских народов.

7

§ 1. Содержание терминов «средние века» и «феодализм» в исторической науке

Содержание терминов «средние века» и «феодализм» менялось вместе с развитием европейского исторического знания.

Термин «средние века» — перевод с латинского выражения medium aevum (средний век) 1 — был впервые введен итальянскими гуманистами. Римский историк XV в. Флавио Бьондо, написавший «Историю от падения Рима», пытаясь осмыслить современную ему действительность, назвал «средним веком» период, который отделял его эпоху от времени, служившего гуманистам источником вдохновения — античности. Гуманисты оценивали в первую очередь состояние языка, письменности, литературы и искусства. С позиций высоких достижений культуры Возрождения средние века им виделись как период одичания и варваризации античного мира, как время испорченной «кухонной» латыни. Эта оценка надолго укоренилась в исторической науке.

В XVII в. профессор Галльского университета в Германии Й. Келлер ввел термин «средние века» в общую периодизацию всемирной истории, разделив ее на античность, средневековье и новое время. Хронологические рамки периода были обозначены им временем от разделения Римской империи на Западную и Восточную части (завершилось в 395 г. при Феодосии I) до падения Константинополя под ударами турок в 1453 г.

В XVII и особенно XVIII в. (веке Просвещения), которые ознаменовались убедительными успехами светского рационального мышления и естественных наук, критерием периодизации всемирной истории стало служить не столько состояние культуры, сколько отношение к религии и церкви. В понятии «средние века» появились новые, по преимуществу уничижительные, акценты, из-за которых история этого периода стала оцениваться как время стеснения умственной свободы, господства догматизма, религиозного сознания и суеверий. Начало нового времени, соответственно, связывалось с изобретением книгопечатания, открытием европейцами Америки, Реформационным движением — явлениями, которые существенно расширили и изменили умственный кругозор средневекового человека.

Романтическое направление в историографии, возникшее в начале XIX в. в значительной мере как реакция на идеологию Просвещения и систему ценностей нового буржуазного мира, обострило

1 Отсюда и название науки, изучающей историю средних веков, — медиевистика.

8

интерес к средневековью и на какое-то время привело к его идеализации. Преодолеть эти крайности по отношению к средневековью позволили изменения в самом процессе познания, в способах постижения европейским человеком природы и общества в целом.

На рубеже XVIII и XIX вв. два достижения методологического характера, важных для развития исторического познания, существенно углубили понятие «средние века». Одним из них явилась идея непрерывности общественного развития, сменившая теорию круговорота, или циклического развития, идущую от античности, и христианскую идею конечности мира. Это позволило увидеть эволюцию западноевропейского средневекового общества от состояния упадка к экономическому и культурному подъему, хронологическим рубежом которого явился XI век. Это было первое заметное отступление от оценки средневековья как эпохи «темных веков».

Вторым достижением следует признать попытки анализа не только событийной и политической по преимуществу, но и социальной истории. Эти попытки привели к отождествлению термина «средние века» и понятия «феодализм». Последнее распространилось во французской публицистике накануне Французской революции 1789 г. как производное от юридического термина «феод» в документах XI—XII вв., обозначавшего земельное имущество, переданное в пользование за службу вассалу его сеньором. Его аналогом в германских землях являлся термин «лен». История средних веков стала пониматься как время господства феодальной, или ленной системы общественных связей в среде феодалов — земельных собственников.

Существенное углубление содержания анализируемых терминов дала наука середины — конца XIX столетия, достижения которой были прежде всего связаны с оформлением новой философии истории — позитивизма. Направление, принявшее новую методологию, явилось первой наиболее убедительной попыткой превращения истории собственно в науку. Ее отличали стремление заменить историю как занимательный рассказ о жизни героев историей масс; попытки комплексного видения исторического процесса, включая и социально-экономическую жизнь общества; исключительное внимание к источнику и разработке критического метода его исследования, который должен был обеспечить адекватное толкование отраженной в нем действительности. Развитие позитивизма началось с 30-х годов XIX в. в трудах О. Конта во Франции, Дж. Ст. Милля и Г. Спенсера в Англии, однако результаты новой методологии в исторических исследованиях сказались позже, ко второй половине века. Суммируя итоги историографии XIX в., следует подчеркнуть, что чаще всего историческая

9

17

во-первых, при условии, если признается своеобразие его конкретно-исторических вариантов и не только возможность, но неизбежность их расхождения с абстрактной моделью, созданной исследователями. Неслучайно в исторической науке используется понятие «классичности» того или иного явления, процесса, варианта развития. Под ним подразумевается только факт наиболее полного совпадения модели и ее реального воплощения;

во-вторых, представление о стадиальности развития должно дополняться признанием многоукладности господствующей общественной системы на каждой из стадий. Степень выраженности «сопутствующих» укладов, их соотношение с «ведущим» на данном этапе, глубина и темпы преодоления исторически изжитых форм зависят от конкретно-исторических условий, часто выходящих за временные пределы стадии; следовательно,

в-третьих, стадиальный принцип членения исторического процесса должен быть органически увязан с особенностями цивилизационного развития, связанного с факторами долговременного воздействия (природные условия, особенности этногенеза и социальной психологии, религия, тип общины — восточной, греческой и римской, германской, славянской и др.).

  1. 1 и 2 том. Под редакцией с. П. Карпова.

    Документ
    Первый том учебника охватывает раннее и развитое Средневековье (V—XV вв.). Написанный заново наиболее известными учеными и преподавателями средневековой истории из МГУ и других университетов, а также институтов Российской Академии
  2. Чернов С. З., Шульгин П. М. K 90 Культурный ландшафт как объект наследия. Под ред. Ю. А. Ведени­на, М. Е. Кулешовой (1)

    Книга
    Андреева Е. Д., Веденин Ю. А., Ведерникова Н. М., Горбунов А. В., Джонс М., Иванова И. Г., Исаченко Т. Е., Калуцков В. Н., Козыкин А. В., Кулешова М. Е.
  3. Чернов С. З., Шульгин П. М. K 90 Культурный ландшафт как объект наследия. Под ред. Ю. А. Ведени­на, М. Е. Кулешовой (2)

    Книга
    K 90 Культурный ландшафт как объект наследия. Под ред. Ю. А. Ведени­на, М. Е. Кулешовой.— М.: Институт Наследия; СПб.: Дмитрий Буланин, 2004.— 620 с., ил.
  4. А. В. Карпов (отв ред.), Л. Ю. Субботина (зам отв ред.), А. Л. Журавлев, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, Ю. К. Корнилов, В. А. Мазилов, Ю. П. Поваренков, В. Д. Шадриков

    Документ
    А. В. Карпов (отв. ред.), Л. Ю. Субботина (зам. отв. ред.), А. Л. Журавлев, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, Ю. К. Корнилов, В. А. Мазилов, Ю. П. Поваренков, В.
  5. Тесты [Текст] : учебное издание / Б. Б. Асмонтас. М.: Изд-во «владос-пресс»

    Тесты
    Айсмонтас, Б.Б. Общая психология. Тесты [Текст] : учебное издание / Б.Б. Асмонтас. – М.: Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003. –192 с. – 10 экз. – ІЅBN 5-305- 79-3.
  6. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (64)

    Основная образовательная программа
    1.1. Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования (ПООП ВПО) по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент» (профиль «Управление малым бизнесом») является системой учебно-методических документов,
  7. Образовательная программа высшего профессионального образования по направлению 080500 «Менеджмент» (код, наименование образовательной программы)

    Образовательная программа
    Агабекян И. П. English for managers = Английский язык для менеджеров: учеб. пособие для студентов вузов по нелингвист. спец. / Проспект, 2006. 352 с.
  8. Образовательная программа высшего профессионального образования по специальности «080505. 65 «Управление персоналом»

    Образовательная программа
    Колесникова Н. Н. Английский язык для менеджеров: учеб. для студентов сред. проф. образования по спец. 0602-Менеджмент / М.: Академия, 2004. 304 с. Допущено министерством образования РФ
  9. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (216)

    Основная образовательная программа
    - уметь логически верно, аргументировано и ясно выстаивать устную и письменную речь, свободно владеет литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке,

Другие похожие документы..