Учебник для вузов по специальности "Менеджмент"
К
КАНАЛЫ СВЯЗИ — совокупность устройств, предназначенных для передачи и приема информации, одно из основных понятий теории связи и кибернетики.
КАНАЛЫ СБЫТА — важная составляющая организации сбыта продукции. Основная характеристика К. с. — количество промежуточных уровней, т.е. посредников, получивших право на сбыт продукции.
КАТАРСИС (от греч. katharsis — очищение) — по Аристотелю, очищение духа при помощи "страха и сострадания", а также эстетическое воздействие искусства на человека; в теории психоанализа один из методов психотерапии, в физиологии — облегчение после большого напряжения мыслей и чувств.
КВОТА — 1) норма, количественное ограничение экспортируемых товаров; 2) доля прибыли членов картеля, определяемая в соответствии со степенью их участия в производстве и сбыте продукции.
КИБЕРНЕТИКА (от греч. kybernetike — искусство управления) — наука об управлении, регулировании, связи, приеме, обработке и выдаче информации в любых сложных динамических системах.
КОМПРОМИСС — достижение соглашения путем взаимных уступок и согласования спорных позиций, взглядов, мнений.
КОНКУРЕНЦИЯ — борьба между производителями товаров, предприятиями торговли за более выгодные условия реализации продукции и получение максимальной прибыли, действенный механизм регулирования общественного производства и ценообразования.
КОНСЮМЕРИЗМ — общественное движение в защиту прав потребителей, за охрану окружающей среды, против хищнического бизнеса.
КОНТРОЛЬ — комплекс методов, позволяющих сравнить достигнутые результаты с запланированными. Основные требования к К. — оперативность, гласность и объективность; в психологическом аспекте К. должен выполнять не только карательные функции, но и должен быть формой проявления внимания к труду работника, фактором мотивации его трудовой деятельности.
КОНФЛИКТ — столкновение мнений, оценок, позиций, противоборствующих сил, очевидное свидетельство неблагополучия в коллективе.
КОНФОРМИЗМ (от лат. conformis — подобный) — социально-психологический феномен, выражающийся в готовности человека соглашаться с мнением коллектива, приспосабливаться к общественному мнению, избегать проявления своего несогласия и споров, пассивно принимать существующий порядок вещей.
КООРДИНАЦИЯ — одна из функций управления, направленная на обеспечение взаимосвязи действий управляющего и производственного персонала, согласование действий, приведение управленческих решений в соответствие с поставленными задачами.
Л
ЛИДЕР (от англ. leader — ведущий руководитель) — личность, пользующаяся авторитетом, большим влиянием в коллективе. Не всегда руководитель предприятия является одновременно и лидером, хотя это сочетание особенно желательно.
ЛИЦЕНЗИЯ (от лат. licentia — право, свобода) — разрешение на выполнение какого-нибудь вида деятельности (право на ведение внешнеторговых операций, использование изобретения, на рыбную ловлю или охоту и т.п.).
ЛОГОРРЕЯ — одностороннее непрерывное говорение, при котором собеседник практически лишен возможности как-то вмешаться или хотя бы комментировать разговор.
M
МАРКА ТОВАРНАЯ — система символов, знаков, эмблем, применяющаяся для идентификации товара известного производителя и позволяющая отличать товар от изделий конкурентов.
МАРКЕТИНГ — наука управления предприятием, изучающая методы наиболее полного удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах в условиях рыночных отношений.
МЕНЕДЖМЕНТ (от англ. to manage — управлять) — управление производством, промышленно-торговой фирмой в условиях рыночной экономики. Менеджер является профессиональным управляющим, обладающим специальными знаниями, способностями и навыками в области организации производства и управления.
МЕТОДЫ ИСКУССТВА УПРАВЛЕНИЯ — совокупность приемов, позволяющих человеку принимать нетривиальные решения в условиях дефицита информации, способы достижения поставленных целей в производственных и межличностных отношениях.
МЕТОДЫ САМОВОСПИТАНИЯ — система приемов, позволяющих выполнять сложный процесс самоанализа, целенаправленно сравнивать свое поведение с критериями совести, чести, достоинства, самооценка адекватности поступков своим нравственным целям и возможностям, развитие лучших, социально ценных свойств личности.
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ — способы обеспечения непрерывного и целенаправленного воздействия на управляемый объект, которым может быть технологическая установка, коллектив или отдельная личность.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ — система обобщенных взглядов на окружающую действительность, убеждения, идеалы, принципы, формирующая нормы поведения, интересы и отношение к обществу.
МОДА (от лат. modus — мера, правило) — преобладание определенных вкусов в какой-либо сфере жизни или культуры. М. на короткий срок отражает вкусы некоторых слоев общества на внешнее оформление предметов быта, одежды, обуви, а также на художественные произведения.
МОДЕЛИРОВАНИЕ — исследование явлений, процессов путем создания их моделей, один из основных методов теории познания; в теории управления особую роль играют методы экономико-математического моделирования, которые позволяют провести многовариантный анализ ситуации или процесса и разработать для реализации оптимальный план действий.
МОНОПОЛИЯ — исключительное право на какой-либо вид деятельности, на промышленное производство или торговую деятельность.
МОРФОЛОГИЯ — наука о структуре и форме. Методы М. применяются для анализа и синтеза организационных структур управления.
МОТИВАЦИЯ — побуждения, стимулирующие деятельность человека или коллектива, направленные на достижение индивидуальных потребностей или общих для организации целей.
Н
НАЦИЯ (от лат. natio — племя, народ) — историческая, культурная и территориальная общность людей. Искусство управления рекомендует учитывать Н. принадлежность личности в процессе общения.
НОРМА УПРАВЛЕНИЯ — установленное экспериментально и организационно оформленное среднее количество сотрудников, подчиненных одному руководителю. Н. у. зависит от сложности управляемого процесса, оснащенности труда руководителя техническими средствами управления, знаний и опыта руководителя.
О
ОРГАНИЗАЦИЯ — обеспечение взаимодействия частей целого. О. как функция управления обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности управляемой системы на всех ее иерархических уровнях.
ОХЛОКРАТИЯ (от греч. ochlos — толпа, чернь) — власть толпы, беззаконие, создающее условия для возникновения бунта и других противоправных действий.
П
ПАТЕРНАЛИЗМ (от лат. pater — отец) — основная часть учения "школы человеческих отношений", утверждающая важность и целесообразность установления между работодателем и исполнителем психологического консенсуса, общих задач и интересов.
ПЛАНИРОВАНИЕ — разработанный порядок, последовательность осуществления каких-либо мероприятий, выполнения работ. В управлении П. является важнейшим этапом подготовки и реализации программы действий, который определяет цели, а также методы и средства, необходимые для выполнения поставленных задач.
ПОЗИТИВИЗМ — одно из направлений философии, утверждающее, что подлинные (позитивные) знания являются результатом исследований специализированных отраслей научных знаний и стоят вне мировоззренческих проблем.
ПОПУЛИЗМ (от лат. populus — народ) — одна из форм общественного поведения государственных, политических деятелей, рассчитанная на приобретение популярности в обществе путем эффектной подачи на собраниях, митингах, в прессе простейших и понятных массам идей.
ПОДСИСТЕМА — выделенная из системы часть целого (декомпозиция), обладающая информационными связями с другими подсистемами управленческой структуры.
ПРАГМАТИЗМ (от греч. pragmatos — дело, действие) — практическая полезность деятельности, направленная на решение практических задач и удовлетворяющая в основном лишь основные потребности личности или общества.
ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ (от лат principium — начало, основа) — основные исходные положения, определяющие закономерности формирования управляемой системы: ее структуру, методы воздействия на коллектив, систему мотивации и стимулирования, особенности технологии и технического оснащения управленческого труда.
ПРИОРИТЕТ (от лат. prior — первый, старший) — первенство во времени в осуществлении какой-либо деятельности, первенство в реализации изобретений, открытий и новых технологий.
ПСИХОАНАЛИЗ — одно из направлений "глубинной" психологии и психотерапии, которое рассматривает влияние на поведение людей бессознательных влечений и мотиваций и изучает психическую структуру личности.
Р
РЕГУЛИРОВАНИЕ — одна из основных функций управления, обеспечивающая поддержание постоянства или изменение по намеченному плану основных параметров производственного процесса.
РЕКЛАМА (от лат. reclamо — выкрикиваю) — выдача потребителю информации о потребительских свойствах товара. Р. является одним из составляющих маркетинговой деятельности предприятия и требует от исполнителей профессионализма и творческой фантазии.
РЕКРЕАЦИЯ — методы, позволяющие восстановить силы человека, затраченные им в процессе трудовой деятельности.
РЕЛАКСАЦИЯ — расслабление или существенное снижение мускульной и психической активности человека, позволяющие обеспечить отдых, покой при переутомлении.
РЕФЛЕКСИЯ — самонаблюдение, глубокое размышление, направленное на осмысление поступков и своего общественного поведения.
РИТОРИКА — разработанная античными мыслителями наука об ораторском искусстве и о мастерстве излагать мысли устно и письменно.
С
СБЫТ — система организационных, маркетинговых и торговых мероприятий по реализации на рынке каких-либо товаров. Решения по организации С. продукции весьма ответственны, так как они в конечном итоге определяют успех производственной и торговой деятельности предприятия.
СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА — изучение продавцом потребностей общества и определение той доли рынка сбыта по предметно-товарному и демографическому принципу, которая может быть успешно освоена продавцом.
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ — освобождение, независимость индивидуального и общественного сознания от влияния религии, обращение, отказ от власти и собственности религиозной в пользу светской.
СИНЕРГИЯ (от греч. synergos — совместный, согласованный) — особенность сложных систем, в которых сумма составляющих ее элементов, свойства и возможности целого превышают свойства и возможности ее частей. Это уникальное свойство больших систем особенно ярко выражается в их самоорганизации и возможности влиять на поведение системы путем воздействия на ограниченное число параметров.
СКЕПТИЦИЗМ — философское учение, основанное на выражении сомнения в существовании надежных критериев истины и в непогрешимости основных религиозных и философских догм; крайняя форма С. — агностицизм.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ — подготовка и реализация генеральной, основной программы, направленной на достижение цели в любой области деятельности. С. у. обеспечивает способы и формы планирования, подготовки, а также методы осуществления управляющего воздействия на объект управления для достижения поставленных целей.
СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИОННАЯ — форма организации иерархической системы, обеспечивающая устойчивую взаимосвязь между составляющими систему элементами. Основные типы организационных структур: линейная, функциональная, матричная, дивизионная, продуктовая.
Т
ТАРИФ ТАМОЖЕННЫЙ — налог, которым облагаются товары, ввозимые в страну. Т. т. не только способствует пополнению государственной казны, но и служит защите интересов отечественных производителей.
ТЕЗАУРУС (от греч. thesauros — сокровище) — словарь, алфавитный перечень, в котором единицы текста заменяются стандартизированными словами и выражениями.
ТИПОЛОГИЯ — способ расчленения и классификации объектов системы по какому-то основному, кардинальному признаку, что позволяет установить общность связей, функций элементов исследуемой управленческой структуры.
ТОВАР — продукт труда, изготовленный для продажи. Товаром может быть физический предмет, услуга, технология — важно, что этот товар необходим покупателю и продавец стремится удовлетворить спрос на товар возможно более полно.
ТОВАРНЫЙ ЗНАК — система символов, легко узнаваемых знаков и эмблем, объединяемых понятием торговая марка, и обеспеченная правовой защитой. Т. з. является одним из объектов промышленной, фирменной собственности.
У
УЧЕТ — сбор и обработка информации о наличии и рациональном использовании материальных, финансовых и трудовых ресурсов предприятия для оптимизации планирования и управления. Основные виды У. — статистический, бухгалтерский, оперативно-производственный. Анализ динамики производственных показателей позволяет определить тенденции развития производства.
Ф
ФАКТОРИНГ — способ ведения финансовых расчетов по схеме предприятие — экспортер, при котором платежные документы выставляются не покупателю, а банку — посреднику, расположенному в стране покупателя.
ФРАНЧАЙЗИНГ — юридически оформленные долговременные партнерские отношения между крупной "материнской" компанией (франчайзер) и фирмой-оператором, реализующей продукцию (франчайзи). Пример франчайзинга — компания "Макдоналдс", передающая владельцам ресторанов отлаженную технологию и мобильную рекламу.
ФРУСТРАЦИЯ — стойкое состояние угнетенности и расстройства человеческой психики, разочарования, потери веры и жизненных ориентиров. Возникает при неудовлетворенности работой, своим социальным положением, при появлении непредвиденных трудностей и проявляется в душевной напряженности, обидчивости и даже в крайней агрессивности.
Х
ХАРИЗМА (от греч. charisma — милость, божественный дар) — исключительная одаренность, обаяние; X. личность — авторитетный человек, обладающий исключительными качествами: мудростью, праведностью, смелостью.
ХОЛДИНГ — способ осуществления контроля совместной деятельности предприятий обычно одной отрасли производства путем владения контрольного пакета акций или других ценных бумаг при сохранении членами холдинговой компании хозяйственной и правовой самостоятельности.
Э
ЭКСТРАВЕРТНОСТЬ — по К. Юнгу, психологическая особенность личности, ориентированной на внешний мир, проявляющей интерес к деятельности с внешними объектами.
ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ — метод, допускающий распространение выводов, полученных при изучении части целого, на другую его часть, что позволяет установить общие тенденции развития изучаемого явления.
ЭМБАРГО — наложение государством запрета на ввоз иностранными фирмами отдельных видов товаров (например, оружия, наркотиков, продуктов низкого качества и т.п.) или на вывоз драгоценных металлов, иностранной валюты.
1 Кнорринг В.И. Искусство управления. – М.. 1997.
1 Только в марте 1996 г. разбирались два международных конфликта: о поставке в Россию из США куриных окорочков, содержащих вредные для здоровья людей добавки (гормон роста, антибиотики, тиреостатики) и о производстве в Великобритании говядины, зараженной вирусом "коровьего бешенства".
1 В СССР отдельные ведомства имели банки данных в своей области деятельности, но они не были общедоступными.
1 Таблица приводится по книге: Егоршин А.П. Управление персоналом.
1 Римский клуб был создан в 1968 г. как международная неправительственная организация, объединяющая ученых, политических деятелей, специалистов в области управления, экспертов и т.д. Организатор — вице-президент компании "Оливетти" Аурелио Печчеи.
1 За последние годы в нашем обществе явно наметился рост интереса к дореволюционному прошлому России, к судьбе аристократии, дворянского сословия, которое, увы, обречено на окончательное вымирание. Теперь часто слышишь добрые, справедливые слова в адрес дворянства, сыгравшего колоссальную роль в истории государства Российского и так безжалостно уничтоженного за годы советской власти. Но как прекрасно сказал Андрей Георгиевич Битов: "Это сытая либерально-каннибальская справедливость в отношении наверняка поверженного и даже переваренного противника: покойничек был неплох на вкус..."
1 Если число всех сочетаний из п различных идей по r будет
то это число по всем rбудет
1 Любопытно, что обоняние воспринимается правым полушарием мозга и расположенной там лимбической системой (Р-формация) и способно воздействовать на самые сокровенные глубины мозга, хранящие память о начале животного мира на Земле.
Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности "Менеджмент". 2-е изд., изм и доп
Список учебниковВ книге действительного члена Международной академии наук (Мюнхен, Германия), профессора В. И. Кнорринга впервые в отечественной и зарубежной педагогической литературе процессы управления рассматриваются не только с позиции теории,Учебники для ссузов
УчебникиЕдиная всероссийская спортивная классификация 2007-2010 гг. ЗИМНИЕ ВИДЫ СПОРТА. / сост. А.К. Аветисян, Ю.Е. Осташенко, А.Н. Чесноков. - М.: Советский спорт, 2008.Программа междисциплинарного государственного экзамена по направлению подготовки «Менеджмент организации»
ПрограммаПрограмма государственного итогового междисциплинарного экзамена профессиональной подготовки менеджера по специальности 080507 «Менеджмент организации».Обеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой по заявленным к лицензированию образовательным программам (кафедра «Менеджмент») n п/п
ПрограммаУровень, ступень образования,вид образовательной программы (основная/дополнительная), направление подготовки, специальность, профессия, наименование предмета,Программа итогового междисциплинарного экзамена для студентов очной (заочной) формы обучения по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»
ПрограммаВ соответствии с законами Российской Федерации «Об образовании» (1995), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996), а также Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведенийОбеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой по специальности 030301. 65 «Психология» n п/п
ДокументБарчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика. Игорь Сергеевич Барчуков, Авенир Александрович Нестеров. – Москва: Академия, 2006.Учебник для вузов международный менеджмент (1)
Список учебниковМ43 Международный менеджмент / Под ред. Пивоварова С. Э., Тарасевича Л. С., Майзеля А. И. — СПб: Питер, 2001. —576 с.: ил. — (Серия «Учебники для вузов»).Учебник для вузов международный менеджмент (2)
Список учебниковВторое издание учебника включает дополненный базисный материал по международному бизнесу, освещающий с учетом специфики российской экономики зарубежную практику и методику формирования стратегических и оперативных решений в международном менеджменте.Программа междисциплинарного экзамена по специальности 080105. 65 Финансы и кредит
ПрограммаПрограмма итогового междисциплинарного экзамена по специальности составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080105.