Учебник для вузов по специальности "Менеджмент"

Одним из важных условий продвижения на верх служебной иерархии является диплом одного из престижных университетов по таким специальностям, как юрист, экономист или социолог (в нашей стране такую профессию имеют лишь 5,9% первых руково­дителей). Государственные и ведомственные программы, курсы повышения квалификации реализуются самими компаниями и спе­циально созданными организациями, поставляющими фирмам на­учно-методические материалы на коммерческой основе. Повыше­ние квалификации осуществляется различными методами: регу­лярно действующие семинары, конференции и симпозиумы, организация ознакомительных поездок и стажировок в другие страны. Своеобразна, необычна организация повышения квалификации в некоторых промышленных и торговых фирмах. Например, в пер­вый день обучения все учащиеся имеют на куртке 15—20 "лент позора" — по числу изучаемых дисциплин. После сдачи очередно­го экзамена снимается одна из "лент позора". Ежедневно каждый учащийся пишет отчет о ходе учебы и посылает его в свою фирму. Изучаются и запоминаются несколько десятков опасных для фир­мы ситуаций и перечень экстренных мероприятий по выводу фир­мы из кризисной обстановки и т.д. Широко применяется система ротации, т.е. плановое перемещение работника на различные уча­стки работы фирмы, "горизонтальное перемещение". Ротация для кандидата на руководящую должность обязательна, и проводится она около одного раза в пять лет. Среднее время пребывания со­трудника на одном посту: в отделе планирования — 5,1, в отделе сбыта — 4,9, в производственном отделе — 5,5, в НИОКР — 6,2 года [92]. Ротация и продвижение часто происходят одновре­менно.

Компании и фирмы Японии постоянно ищут приемы форми­рования управленческой системы с учетом оценки личности, с при­менением элементов демократизации при выдвижении на руково­дящие должности. Так, практикуется проведение конференций компании, где выборные представители обсуждают перспективы и кадровые возможности с проведением тайного голосования по выдвижению кандидатур на руководящие должности. Результаты голосования не объявляются, но учитываются высшим руковод­ством при новых назначениях. В большинстве фирм действует ме­тод периодических аттестаций всего персонала с применением ком­пьютерной системы оценки по различным видам деятельности (про­фессиональность, инициатива, дисциплина и т.д.).

Для деловой Японии характерна постоянная борьба с таким злом, как предоставление преимуществ, каких-то особых прав имеющим родственные связи или принадлежащим к привилегиро­ванному обществу. Запрещен, например, прием на работу детей сотрудников. Члены императорской семьи сами проявляют боль­шую коммерческую активность; они получают высокие доходы, являясь держателями акций всемирно известной фирмы "Хитачи" (ее название образовано от фамилии императорской семьи — Хитачиносия), а вступивший в 1989 г. на трон император Акихито сам в молодые годы занимался предпринимательской деятельнос­тью. Поиск новых методов управления и формирование воздей­ствия на личность и коллектив продолжаются постоянно.

Стратегические пути японского менеджмента существенно отличаются от европейских и американских тенденций. Несмотря на высокие темпы автоматизации и компьютеризации производ­ства японские специалисты не расценивают это направление раз­вития технической мысли как определяющее для получения весо­мого экономического эффекта. Предпринимаются настойчивые по­иски снижения сложности технологического оборудования при из­готовлении все более наукоемкой и сложной продукции. Цель этих усилий — разработать такую технологию и такую организацию производства, чтобы можно было изготавливать сложнейшие из­делия на основе стандартизированных и простых операций с помо­щью гибко переставляемого оборудования и с использованием труда операторов среднего профессионального уровня. При этом все незапрограммированные отклонения должны немедленно фиксиро­ваться и устраняться персоналом на уровне производственного участка, цеха, т.е. акцент делается не на применение сверхслож­ной автоматизированной техники, а на вовлечение в процесс уп­равления инициативы и самоконтроля низовых коллективов, ре­зервов, заложенных в "человеческом факторе". Вот убедительный пример преимуществ японского менеджмента по сравнению с аме­риканским: после приобретения одного из телевизионных заводов американской фирмы "Моторола ТВ" японской компанией "Мацусита" на этом предприятии практически без замены производствен­ного коллектива усилиями японских менеджеров удалось сокра­тить фонд гарантийного ремонта с 22 млн. до 3,5 млн. долл., умень­шить число производственных дефектов на 100 приемников со 140 до 6, сократить рекламации в первые 90 дней после продажи с 70 до 7% и снизить текучесть кадров с 30 до 1% в год. Впечатля­юще?!

Однако было бы наивным идеализировать японскую систему управления производством — у японской экономики, и общества есть свои серьезные проблемы. Среди них наиболее сложной явля­ется рост протекционизма во всем мире как защитная мера многих стран от растущего экспорта японских товаров. Япония имеет бес­прецедентное в истории положительное торговое сальдо, превы­шающее 100 млрд. долл., и при этом широко применяет торговые тарифные барьеры. Постоянно сталкиваясь с протекционизмом стран-конкурентов, японцы принимают ответные меры: проводят политику передислокации производственных мощностей в другие страны, создают совместные предприятия (при стабилизации по­литической и экономической обстановки в России можно рассчи­тывать, что эта тенденция коснется и нас). А главное — продолжа­ется интенсивная работа по увеличению производительности тру­да и улучшению качества на имеющихся мощностях (еще раз "вы­жимают сухое полотенце").

Особая тема для размышлений — организация обучения в Японии на всех уровнях, особенно в области гуманитарных наук и эстетики. Национальные праздники цветения сакуры, паломниче­ство к Фудзияме, а Сад камней, чайные церемонии... В любом круп­ном культурном центре мира всегда можно встретить туристов из Японии, уровень их образования и культуры очень высок, и, мо­жет, поэтому не особенно удивителен факт, отраженный в лите­ратуре о Японии, что глаз японца способен различать 47 оттенков цвета, а наш — всего 7! (Если верить этим обидным для нас данным, то это результат катастрофического унижения уровня гуманитарного образования в России. Но есть и еще один достоверный факт: сокращается и научный потенциал страны — за последние 20 лет в нашей стране лауреатов Нобелевской премии было мень­ше, чем в Швейцарии, все население которой меньше Москвы.) Кстати, еще немного о глазах японца. "У японца глаз, являясь органом зрения, одновременно является и органом речи: встретив взгляд другого, японец понимает движение его души, его чув­ства; для него глаза говорят в такой же мере, как и язык", — пишет в книге "Люди зрения" японский исследователь Кимура Седзабуро. И не случайно многие европейцы отмечают, что в элек­тричках и поездах метро большинство японцев сидят с закрытыми глазами, так как неучтиво рассматривать своих соседей, — тако­во требование национального японского этикета. Как следствие высокого благосостояния и изобилия, многие экономисты, ориен­тируясь на многовековой опыт истории, предсказывают неминуе­мое угасание того духа жертвенности, самоотверженности, кото­рый так характерен для современной Японии. "Ничто так не обре­чено на поражение, как успех", — авторитетно говорит крупный экономист Джим О'Тул, анализируя все более явственно проступающие симптомы "болезни развитых стран".

Об этом "синдроме Большого Бизнеса" говорит и глава одной из крупнейших фирм Японии "Омрон электронике" К. Татеиси, когда в этой фирме стали все явственнее проявляться симптомы стагнации и падения конкурентоспособности. Зная о своеобразной цикличности успехов и неудач большинства крупных компаний, К. Татеиси упорно искал и нашел средства борьбы с излишней централизованностью управления, боязнью руководителей принимать ответственные управленческие решения. Скандальный крах в конце 1997 г. одной из самых мощных банковских структур Япо­нии и необходимость получения срочной финансовой помощи в 1998 г. в размере 113 млрд. долларов наглядно показали миру, что не все благополучно в сфере управления финансами страны.

Серьезной угрозой повышению производительности труда яв­ляется еще одно следствие роста благосостояния японского обще­ства — старение населения из-за увеличения продолжительности жизни (она самая высокая в мире: 75,2 года для мужчин и 80,9 — для женщин) и низкого коэффициента рождаемости — 1,8%. По оценкам Международного валютного фонда (МВФ), расходы госу­дарства на выплату пенсий к 2025 г. вырастут почти в три раза, один пенсионер будет приходиться на трех работающих. Кстати, право на пенсию в Японии предоставляется в 55 лет, но часто ежемесячная пенсия не выплачивается, а выдается единовремен­но 5—6 годовых окладов, что позволяет жить на проценты с этой суммы без снижения уровня своих потребностей.

Япония прекрасно понимает угрожающие тенденции разви­тия своего общества и принимает активные контрмеры.

16.4. Формирование русской модели государственного и хозяйственного управления

Каждый народ творит то, что он может, исходя из того, что ему дано. Но плох тот народ, который не видит того, что дано именно ему, а потому ходит побираться под чужими окнами.

И. А. Ильин.

"О русской идее"

С начала 90-х годов формируется организационная структура рыночной экономики как альтернатива вертикально-командным структурам.

Значительный экономический эффект и развитие промышлен­ного и научно-технического потенциала страны ожидались от при­ватизации собственности. Утверждалось, что благодаря широко­масштабной приватизации будет осуществлена реорганизация сис­тем управления на всех иерархических уровнях, изменение регу­лирующих функций верхних ступеней управления, получит раз­витие система материального стимулирования и внутрифирмен­ного управления. Однако преодолеть спад производства и полу­чить экономический эффект в условиях приватизации удалось лишь в редких случаях. Например, АО "Тулачермет" в апреле 1993 г. существенно подняло среднюю зарплату, перечислило в фонд потребления 20% прибыли, а в фонд накопления 80% и выплатило по акциям 100% годовых.

Но в тех случаях, когда приватизация не опиралась на преоб­разования в управлении, объемы производства сократились, и боль­шинство предприятий оказались на грани банкротства. Приватиза­ционные процессы чаще всего можно назвать управленческим камуфляжем. Разрослись негосударственные структуры спекуля­тивно-посреднического типа, организация и деятельность которых далеки от принципов реформирования, действенного экономичес­кого регулирования, от реального влияния на преодоление эконо­мического и управленческого кризиса [87].

Приватизация дала за два года в бюджеты всех уровней лишь 1 трлн. руб. дохода, что в два раза меньше, чем доходы Венгрии от приватизации. Нанесен серьезный ущерб оборонной промышленно­сти, в частных руках иностранных компаний и криминальных струк­тур оказались машиностроение, нефтегазодобыча, водный, реч­ной и авиационный транспорт, объекты связи. Кроме преступных ошибок в реализации программы приватизации ход реформ сдер­живался отсутствием общей концепции организации управления экономикой на всех производственных уровнях, отсутствием обо­снованных принципов управления в новых условиях хозяйствова­ния, адекватных рыночному механизму. Фактически все государ­ственные структуры лишились реальных рычагов воздействия на протекающие в экономике процессы, на всех уровнях механизм управления не действует. И, наконец, события августа 1998 г., когда разразился общегосударственный политический, экономичес­кий и хозяйственный кризис... Таковы факты. Они не могут оста­вить равнодушными честных граждан России.

Ушла в безвозвратное прошлое советская система хозяйство­вания, основанная на ленинских принципах управления, на "един­ственно верном" учении марксизма-ленинизма, ушел из жизни и "моральный кодекс строителей коммунизма", и на их месте обра­зовался интеллектуальный вакуум, постепенно заполняющийся чуждыми нашей культуре идеями хищного личного обогащения любой ценой и пренебрежительного отношения к понятиям чести, достоинства, любви и братства. В переломные моменты истории, когда происходит пересмотр устаревших взглядов, всегда возни­кает множество новых идей, моделей и концепций, большинство которых расплывчато, неопределенно, не обосновано наукой и прак­тикой. В Швеции шутники называют это состояние общественной мысли "корпоративным маразмом", но очевидно, что через фазу поиска пройти нужно — только так может родиться модель рос­сийской системы управления на ее новом историческом этапе.

Людям свойственно преувеличивать масштабы тех перемен, свидетелями которых они являются, но ведь Россия уже неодно­кратно переживала "минуты роковые" и всегда возрождалась ве­ликой и сильной. Обретет она свое достойное место в мире и на этот раз. На чем основаны надежды на возрождение нашей страны в результате осуществления радикальных политических и эконо­мических преобразований? Очевидно, что не только на традици­онном русском "авось", нет, для оптимизма есть достаточно серь­езные основания. Следует вновь подчеркнуть, что Россия распола­гает колоссальным интеллектуальным и этическим потенциалом, мощной сельскохозяйственной и производственной базой. С боль­шими потерями, с обидными, ничем не оправданными ошибками, но все-таки удалось демонтировать основные элементы админист­ративно-плановой системы, наметился поворот к экономическим методам управления, заработал потребительский рынок.

Сейчас решается проблема выбора пути дальнейшего развития общества и специалисты различных отраслей науки внимательно изучают опыт управления в разных цивилизованных, передовых государствах. Ясно, что становление русского менеджмента не будет копированием американского, европейского или японского. Несомненно, что будет использован опыт многих стран и создана своя, характерная для условий России система управления. Однако следует решить, какая система управления обществом и производством более всего соответствует специфическим усло­виям России — американо-европейская или японская. Очевидно, что сравнительный анализ различных систем может быть плодотворным.

Такой многовариантный анализ проводился неоднократно. Наи­более глубокое сопоставление различных путей экономического развития и конкурентоспособности наций было выполнено в 1981—1984 годах специалистами Гарвардской школы бизнеса. Были рас­смотрены экономические тенденции развития девяти стран (США, Японии, Великобритании, Франции, Германии, Тайваня, Южной Кореи, Бразилии и Мексики), но мы рассмотрим результаты этой работы лишь по двум странам — США и Японии, в которых, по мнению ученых, доминируют крайние идеологии: индивидуализм и коллективизм (хотя, строго говоря, эти идеологии не представ­лены в чистом виде ни в одной из стран).

Концепция индивидуализма исходит из предположения, что в своих действиях человек ориентирован в первую очередь на свои собственные интересы и достигает целей в условиях конкурентной борьбы с другими личностями. Американский менеджер, как пра­вило, ориентирован на индивидуальные ценности, и идеальный тип такого руководителя — лидер, сильная личность, замыкаю­щая на себе весь процесс управления.

Коллективизм исходит из предпосылки, что каждый чело­век — член группы и не может считать себя свободным от групповых интересов и целей. Японский стиль управления ориентирован на групповую деятельность, каждый член коллектива, включая и руководителя, не мыслит себя вне общих задач. Эффективность работы японского менеджера — в обеспечении успешной деятельности возглавляемого им коллектива соратников, в применении таких методов воздействия, которые могли бы обеспечить добро вольную и максимальную реализацию творческого потенциала каждого.

Очевидно, что японский стиль управления ближе к русскому общинному мировоззрению, к традиционному синкретизму, целост­ности социально-духовной структуры общества, но все-таки для организации производства по японской модели необходимо, что­бы... в России жило больше японцев. Обобщенный сравнительный анализ американской и японской систем управления наглядно при­веден ниже.

  1. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности "Менеджмент". 2-е изд., изм и доп

    Список учебников
    В книге действительного члена Международной академии наук (Мюнхен, Германия), профессора В. И. Кнорринга впервые в отечествен­ной и зарубежной педагогической литературе процессы управления рассматриваются не только с позиции теории,
  2. Учебники для ссузов

    Учебники
    Единая всероссийская спортивная классификация 2007-2010 гг. ЗИМНИЕ ВИДЫ СПОРТА. / сост. А.К. Аветисян, Ю.Е. Осташенко, А.Н. Чесноков. - М.: Советский спорт, 2008.
  3. Программа междисциплинарного государственного экзамена по направлению подготовки «Менеджмент организации»

    Программа
    Программа государственного итогового междисциплинарного экзамена профессиональной подготовки менеджера по специальности 080507 «Менеджмент организации».
  4. Обеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой по заявленным к лицензированию образовательным программам (кафедра «Менеджмент») n п/п

    Программа
    Уровень, ступень образования,вид образовательной программы (основная/дополнительная), направление подготовки, специальность, профессия, наименование предмета,
  5. Программа итогового междисциплинарного экзамена для студентов очной (заочной) формы обучения по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»

    Программа
    В соответствии с законами Российской Федерации «Об образовании» (1995), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996), а также Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений
  6. Обеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой по специальности 030301. 65 «Психология» n п/п

    Документ
    Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика. Игорь Сергеевич Барчуков, Авенир Александрович Нестеров. – Москва: Академия, 2006.
  7. Учебник для вузов международный менеджмент (1)

    Список учебников
    М43 Международный менеджмент / Под ред. Пивоварова С. Э., Тарасевича Л. С., Майзеля А. И. — СПб: Питер, 2001. —576 с.: ил. — (Серия «Учебники для вузов»).
  8. Учебник для вузов международный менеджмент (2)

    Список учебников
    Второе издание учебника включает дополненный базисный материал по международ­ному бизнесу, освещающий с учетом специфики российской экономики зарубежную прак­тику и методику формирования стратегических и оперативных решений в международном менеджменте.
  9. Программа междисциплинарного экзамена по специальности 080105. 65 Финансы и кредит

    Программа
    Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080105.

Другие похожие документы..