1 Социум - особенная часть мира. Общество - сложная, динамично развивающаяся система Мы живем в мире людей. Наши желания и планы не могут быть реализованы б

1.8. Процессы глобализации и становление единого человечества

Ученые отмечают, что современный мир, с одной стороны, многообразен и противоречив, с другой — целостен и взаимосвязан. Рассмотрим эти особенности подробнее. О многообразии современного мира говорят такие факты: на планете Земля живут более 6 млрд человек, представляющих три основные (экваториальная, монголоидная и европеоидная) и несколько переходных расовых групп, объединенных в более чем 1000 этносов, говорящих на разных языках, количество которых не поддается точному подсчету (от двух до трех тысяч) и которые подразделяются на 23 языковых семьи; в современном мире существует более 2000 независимых государств, самостоятельно проводящих внутреннюю и внешнюю политику, имеющих разнообразные формы правления и территориального устройства, эти государства различаются по уровню экономического развития и уровню жизни людей. Наряду со странами, обладающими высокоразвитой экономической структурой и обеспечивающими высокий уровень доходов граждан, существуют десятки государств, сохраняющих примитивную хозяйственную систему и низкий уровень жизни. Многообразен также религиозный облик современного мира. Основная часть человечества придерживается одной из мировых религий: христианства, ислама или буддизма. Другие исповедуют индуизм, иудаизм, даосизм, конфуцианство, местные традиционные верования. Многие придерживаются атеистических убеждений; велико многообразие культур, национальных и местных традиций, образов жизни и стилей поведения.

Многообразие современного мира объясняется различием природных и климатических условий, определяющих своеобразие отношений конкретного общества и природного мира; спецификой исторического пути, пройденного народами и государствами; разнообразием внешних влияний; множеством закономерных и случайных событий, не всегда поддающихся учету и однозначному истолкованию.

Ученые предлагают различные подходы к типологии современного мира, выделению в нем сходных общностей. Наиболее распространенным является выделение в современном мире двух общественных типов — традиционного и так называемого «западного». Тенденция к многообразию современного мира не противоречит выводу о его целостности и взаимосвязанности. Факторами его целостности являются: а) развитие средств коммуникации. Современное общество становится обществом информационным. В единый информационный поток соединяются практически все регионы планеты; б) развитие транспорта, сделавшее современный мир «маленьким», доступным для передвижения; в) развитие техники, в том числе военной, с одной стороны, превращающее мир в единое технологическое пространство и сделавшее реальной угрозу уничтожения человечества — с другой; г) развитие экономики. Производство, рынок стали действительно мировыми, экономические, финансовые, производственные связи являются важнейшим фактором единства современного человечества; д) острота глобальных проблем, которые могут быть решены только совместными усилиями мирового сообщества.

Отмеченные процессы являются элементами глобализации, в которой реализуется тенденция к единству и целостности современного мира. Глобализация становится ведущей тенденцией развития, главным вызовом современной эпохи. Все теснее и теснее становятся связи между странами и регионами мира, многие вопросы выходят за рамки государств и приобретают транснациональный характер. Мы являемся свидетелями процесса интеграции народов и государств в единое мировое сообщество — пространство, функционирующее на основе единых стандартов, норм, правил поведения, ценностей. Очевиднее всего глобализация проявляется в таких явлениях, как действующая по всему миру сеть закусочных «Макдональдс», компания «Кока-кола».

Глобализация наступает вместе с автомобилями, бытовой техникой, стандартами потребления словно океанская волна, которой так трудно противостоять. Хорошо это или плохо? Можно ли вообще в подобной системе координат оценить всю сложность и противоречивость этого явления, ведущего к унификации мира?

Идея объединения людей в планетарном масштабе не нова. О едином мировом государстве мечтали и просветители и утописты. Много лет назад, на заре советского государства, руководители большевистской партии мечтали о единой Земшарии с единым центром управления экономикой как результате победоносной мировой революции. Поэт Маяковский определил эту мечту как жизнь «единым человечьим общежитием». Но осуществление интеграции в мировом масштабе, вопреки чаяниям большевиков, стало возможным именно на путях капиталистического развития.

Основой процесса глобализации стало формирование мирового рынка, обеспечивающего свободный приток капиталов, выходящий за рамки национальных экономик, доступ крупнейших компаний к источникам сырья, где бы они не находились, конкуренцию на мировом рынке труда. Институтами экономической глобализации стали созданные после Второй мировой войны Всемирный банк, Международный валютный фонд, Мировой банк реконструкции и развития, а также усиливающиеся в последние десятилетия крупнейшие транснациональные корпорации. Политическая глобализация затрагивает всемирные интересы и сопровождается введением в мировую практику новых механизмов обеспечения безопасности, таких как миротворческие операции, международные санкции, антитеррористическая борьба. Институтами глобальной политики стали Организация Объединенных Наций, созданная в 1945 году, региональные интеграционные структуры, прежде всего ЕЭС, Совет Европы и др.

Глобализация экономики и политики дополняется развитием информационных технологий и средств связи, формированием единого мирового информационного пространства. Благодаря сети Интернет любая информация в считанные секунды способна преодолевать расстояния в десятки тысяч километров. Кроме того, можно говорить о создании мировой массовой культуры. Нашумевшие премьеры голливудских блокбастеров, например, знаменитого «Властелина колец», практически одновременно проходят в разных странах на континентах. Весь мир закупает и смотрит бесконечные бразильские «мыльные оперы», читает книги о Гарри Поттере, слушает модные музыкальные хиты. Все унифицируется, подгоняется под единые стандарты производства и потребления. Адепты глобализации убеждены в ее благотворном воздействии на мировое сообщество, в том, что ее плоды будут полезны людям во всем мире, что в итоге на всей земле победят и утвердятся гуманистические демократические ценности, генерируемые западноевропейской цивилизацией.

Однако столь оптимистический сценарий столкнулся реалиями жизни и вызвал сильнейшее противодействие со стороны национальных культур, групп и движений, не заинтересованных в поглощении своих традиционных ценностей агрессивной западной культурой.

Глобализация породила сложный комплекс противоречий и вызвала к жизни противоположный процесс — антиглобализм.

Безусловно, процесс глобализации влечет за собой включение национальных экономик в эффективные международные связи и контакты, повышает стандарт и качество жизни многих народов, но наряду с этим растет и количество проблем. Экономикоцентризм идеологии и практики глобализации определяет потребительское отношение к окружающей среде, духовной культуре. В условиях глобализации все подчиняется экономическому росту. Зачастую в ущерб гуманитарным интересам и ценностям. Нещадная эксплуатация природных ресурсов приводит к возникновению экологических проблем.

Экономика эпохи глобализации все больше внимания уделяет не производственной деятельности, а финансовым отношениям. Господствующие на мировом рынке транснациональные корпорации, названные теоретиком антиглобализма Д. Коргеном «империями нового корпоративного колониализма», мало учитывают интересы и потребности местного населения с его исторически сложившимися устоями и традициями. Вместо национально ориентированных экономик складывается отстраненный и бездушный глобальный рынок, задающий единые вкусы и стереотипы потребления.

Культ экономики, потребительства, денег угрожает самым сущностным гуманитарным основам человеческого бытия. Ведь сказано: «Не хлебом единым жив человек». Не менее важную, а может быть и более значимую роль играют политические институты, культура. Поэтому задачей, стоящей перед современным человечеством, можно считать обеспечение непротиворечивого единения экономических, политических и культурных процессов.

Глобализация, словно паровой каток, укладывающий асфальт, безразлична к национальной специфике, традициям. Она сопровождается стремительной экспансией западных ценностей и западного образа жизни, вестернизацией, вступает в противоречие с традициями и культурой. Увеличивается разрыв между богатыми и бедными странами. Богатые, мировой «север», становятся еще богаче и могущественнее, все более превращаясь в замкнутый элитарный клуб вершителей судеб мира, а бедные, мировой «юг», становятся беднее и в принципе неспособны приблизиться к более или менее приемлемым стандартам жизни. Известный политолог С. Хантингтон признает, что «навязывание миру западных ценностей по своим последствиям аморально» и ведет к борьбе с вестернизацией, к рецидивам традиционализма.

Для нас стало уже привычным, что во время проведения встреч на высшем уровне представителей ведущих стран мира — «Большой восьмерки», Всемирного экономического форума и т. д. происходят и массовые выступления антиглобалистов. Молодые люди, студенты сжигают государственные флаги ведущих стран, разбивают витрины кафе «Макдональдс», автомобили, выражая тем самым протест против унификации, подчинения своих стран интересам транснациональных компаний. И этот протест объединяет разные доселе политические силы.

Ущемленные в своих интересах круги в разлчных странах и регионах мира ищут ответы на вызовы глобализации. Одним из подобных ответов является рост экстремизма, радикализма, международный терроризм.

В современную эпоху важно правильно и четко осмыслить свои национальные интересы, ответить на вопрос, как и в какой степени сочетаются они с глобализацией, понять свою специфику, найти оптимальное для каждой страны сочетание универсалий и уникального, присущего только данной стране и ее народу.

Представляется бесспорной правота англичанина Коукера: «Бросит ли снова Россия вызов Западу, зависит от того, будет ли складывающееся в ней общество таким же отвлеченным и умышленным, как прежде. Если оно растеряет свои ценности, пытаясь стать таким, каким его хочет видеть Запад, то не сможет модернизироваться. Культура его уникальна. И модернизация должна сохранить эту уникальность, а не нивелировать ее. Россия никогда не станет частью западного политического сообщества, или, если на то пошло, западного мира».

Подобные слова можно адресовать не только России, но и многим другим странам и регионам.

1.9. Глобальные проблемы человечества

На протяжении многих веков и даже тысячелетий люди решали извечные вопросы о смысле своего бытия, о путях улучшения мира, о совершенствовании природы. Рубеж третьего тысячелетия, начало новой эры принесли человечеству такие потрясения и проблемы, которые до сих пор не волновали умы и чувства людей. По сути это проблемы, накопленные всем ходом предшествующей истории, но приобретшие особенную актуальность в современный период.

Поэтому сегодня мы чаще говорим не о «вечных вопросах», а об «угрозах и вызовах». Эти слова звучат со страниц газет, в речах президентов, политиков, представителей средств массовой информации, ученых.

Под вызовами и угрозами исследователи понимают совокупность проблем, обрушивающихся на людей в определенную эпоху и являющихся отличием этой эпохи. И от того, насколько успешно удается людям найти ответы на эти вызовы, зависит, порой дальнейшее выживание человечества.

Эти вызовы нельзя однозначно оценить ни как положительные, ни как отрицательные. Это — то новое, неизведанное, которое сметает на своем пути старое, с неизбежностью ведет к смене устаревших общественных структур, стереотипов, ценностей, жизненных ориентиров. Серьезному испытанию подвергаются все традиционные отношения и нормы. И подчас именно это новое, неизвестное, то, чему нельзя научиться на опыте предков, пугает своей новизной.

Ученые относят к вызовам новым для человечества явлениям, имеющим позитивное значение, — повсеместное развитие демократических порядков, утверждение в практике народов и государств мирных путей разрешения конфликтных ситуаций, обеспечение свободного и быстрого доступа людей к информации.

Так, в современном цивилизованном мире повсеместно осуждается национализм, расизм, нетерпимое отношение к людям другого цвета кожи, другой культуры. Любые проявления подобного поведения рассматриваются людьми как дикость. Общепризнанными в мире стали основные права и свободы человека.

Но в то же время нельзя не выделить и то, что несет человечеству серьезную опасность и угрожает самим основам его существования. В отличие от термина «вызовы» мы применим к характеристике этих явлений термин «угрозы». Современный российский ученый Р. Б. Рыбаков называет три основные группы угроз:

Угрозы природе. К их числу относятся экологические и техногенные катастрофы, загрязнение окружающей среды вредными выбросами, проблемы прироста народонаселения.

Угрозы здоровью людей. Это распространение наркотиков, СПИДа. В последние годы эти проблемы становятся для нашей страны одними из ведущих национальных угроз. Кроме опасности для физического здоровья, усиливается угроза здоровью духовному; стремительно падает уровень культуры, происходит коммерциализация, подмена высокого искусства дешевыми штампами и подделками.

Угрозы стабильному развитию общества. Ученый выделяет среди них различные социальные беды, голод, нищету, безграмотность, безработицу. Масштабы этих бед все более и более охватывают слаборазвитые страны, «мировой юг».

В числе важнейших угроз современности — войны и терроризм.

Существуют и иные классификации этих вызовов, называемых также глобальными проблемами современного человечества. Они являются характерными современного мира. И в прежние времена существовали вопросы, которые можно отнести к категории общечеловеческих, — это вопросы ­войны и мира, голода, распространения страшных болезней. Но никогда еще они не стояли настолько остро, чтобы у людей возникали вопросы: быть или не быть человечеству завтра? Выживет ли человеческий род или погибнет, уничтожив вместе с собой и свою зеленую планету? Именно такого типа проблемы и получили название глобальные.

Глобальные проблемы человечества касаются всех землян, невзирая на их государственную принадлежность. Современный человек наконец-то осознал, что Земля не так велика, как ему казалось прежде. Мир хрупок, хрупка жизнь человека и всех обитающих на нашей планете существ. Многое надо решить человечеству для продолжения своего существования. Парниковый эффект и скорое истощение ресурсов, перенаселенность ряда регионов и опасность ядерной войны — все это лишь малая часть того, что угрожает жизни на земле.

Классификация глобальных проблем. Можно выделить экологические, социальные, политические и экономические проблемы, относящиеся к категории глобальных. К экологическим относят такие проблемы, как «парниковый» эффект, «озоновые дыры», истребление лесов, загрязнение атмосферы, вод мирового океана, истощение почв и многие другие. Социальные проблемы — это огромное число неграмотных людей, сложная демографическая ситуация и морально-этические проблемы. К политическим проблемам относятся в первую очередь вопросы международного терроризма, угрозы локальных войн, опасность глобальной войны.

Экономические проблемы — это истощение ресурсов и разделение мира на полюса экономического развития, проблемы обеспечения продовольствием и НТР.

  1. 1 Социум — особенная часть мира. Общество — сложная, динамично развивающаяся система

    Документ
    Оглавление1. Общество - стр. 2-292. человек - 30-643. познание - 64-754. духовная ЖИЗНЬ общества - 75-1005. экономическая сфера - 100-1376. социальные отношения - 138-1707.
  2. 1 Социум – особенная часть мира. Общество – сложная, динамично развивающаяся система

    Документ
    Человек живет в мире людей. Его желания и интересы не могут быть реализованы без помощи и участия тех, кто его окружает, находится рядом. Для каждого из нас это прежде всего родители, братья, сестры, учителя, одноклассники, соседи,
  3. Мы живем в мире мифов и стереотипов, не замечая подчас, что они уже устарели и стали тормозить развитие той или иной деятельности. На рубеже ХХ-ХХI веков это пр

    Документ
    Мы живем в мире мифов и стереотипов, не замечая подчас, что они уже устарели и стали тормозить развитие той или иной деятельности. На рубеже ХХ-ХХI веков это произошло с деятельностью по обеспечению информационной безопасности (ДОИБ),
  4. Мы посоветовались и решили назвать эту передачу "Суть времени" не потому, что есть забавное созвучие между названиями "Суд времени" и "Суть времени", а потому

    Документ
    Мы посоветовались и решили назвать эту передачу "Суть времени" не потому, что есть забавное созвучие между названиями "Суд времени" и "Суть времени", а потому, что действительно хотим обсуждать суть времени,
  5. План документа (1)

    Закон
    Постановление Правительства РФ "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы" от 16.
  6. План документа (2)

    Закон
    Постановление главы администрации Новосибирской области «Об одобрении концепции оздоровления, отдыха и занятости детей в Новосибирской области на 2002-2005 годы» от 02.
  7. К особенностям ассоциатов с географическим признаком, объективирующих концепт sibirien в немецкой концептуальной картине мира

    Документ
    По мнению Ю.С. Степанова «концепт - это форма воплощения культуры в сознании человека» [2] и, таким образом, являясь концептом культуры того или иного народа и будучи всесторонне исследованным, может стать ключом к её пониманию.
  8. Человек есть тайна Яхочу разгадать ее, чтобы быть человеком

    Документ
    Если бы у нас была наука, обладающая достаточным мужеством и достаточным чувством ответственности, чтобы заниматься человеком, а не просто механизмами жизненных процессов,
  9. Обязательное изучение педагогики во всех высших образо­вательных учреждениях России предусмотрено учебными пла­нами. Она изучается и в системе среднего, а порой

    Документ
    Обязательное изучение педагогики во всех высших образо­вательных учреждениях России предусмотрено учебными пла­нами. Она изучается и в системе среднего, а порой и началь­ного профессионального образования сотрудников правоохра­нительных

Другие похожие документы..