Программа социально экономического развития республики татарстан

Проект

22.09.13 13:55

ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

НА 2005-2010 ГОДЫ

Казань 2005

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

I. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 5

II.СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 18

2.1. Политика в сфере образования 18

2.2. Политика в сфере здравоохранения 29

2.3. Политика в сфере культуры 41

2.4. Молодежная политика, политика в сфере физической культуры, спорта и туризма 51

2.5. Трудовые отношения и занятость населения 62

2.6. Социальная защита населения 74

2.7. Жилищная политика и развитие жилищно-коммунального хозяйства 84

III. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА 94

3.1. Создание благоприятного предпринимательского климата 94

3.2. Инвестиционная политика 104

3.3.Межбюджетные отношения 114

3.4.Структурная политика 123

3.5.Инновационное развитие экономики. 137

3.6. Развитие инфраструктуры непроизводственных отраслей 142

3.7. Развитие инфотелекоммуникационной, транспортной и производственной инфраструктуры 157

3.8. Развитие информатизации 195

3.9.Развитие промышленности 211

3.10. Развитие аграрно–промышленного комплекса 223

3.11. Развитие архитектуры и градостроительства 232

3.12. Развитие строительного комплекса 236

3.13. Земельная реформа и развитие рынка недвижимости. Управление государственной собственностью. 245

3.14. Внешнеэкономическая деятельность 256

3.15.Охрана окружающей среды и рациональное природопользование 261

3.16.Региональная экономика. Размещение производительных сил. 279

IV. РАЗВИТИЕ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ НАУКИ 319

V. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ 333

ВВЕДЕНИЕ

Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на период 2005-2010 гг. (далее Программа) разработана в соответствии с Посланием Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан, Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 11.06.04 г. № 802-р и в соответствии с Федеральной целевой программой «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 и на перспективу до 2015 г.), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.01 г. № 717.

Программа представлена тремя частями:

Часть I. Доклад по Программе социально-экономического развития Республики Татарстан на период 2005-2010 годы.

Часть II. Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на период 2005-2010 гг.

Часть III. Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на период 2005-2010 гг. Рабочие материалы.

Разделение Программы на три части обусловлено ориентацией различных заинтересованных сторон при ознакомлении с Программой на различный уровень детализации материалов.

Программа разработана исходя из принципов ее преемственности с «Программой экономического и социального прогресса Республики Татарстан на 1996-2001 годы» и с «Основными направлениями стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан на 2001-2006 годы».

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.05.2000 г. № 371 «О мерах по реализации системы индикативного управления экономикой Республики Татарстан» программирование в республике ведется на трехлетний период в скользящем ежегодном режиме. Программой задан внешний пятилетний контур для этих периодов.

Следует также отметить, что основные разделы программы уже в процессе разработки программы нашли свое развитие в проектах разрабатываемых программ, либо в уже принятых программах.

I. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

1.1.Миссия государства, цель государственной политики

Стратегии социально-экономического развития развитых стран строятся на правильном позиционировании роли государства как регулятора социально-экономических процессов. Необходимо, чтобы была сформирована стратегия объединения целей и ресурсов развития как потенциал долговременного роста. Этот тезис и был положен в основу разработки Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы.

Миссией органов государственной власти Республики Татарстан является обеспечение социально-экономической самодостаточности республики.

Главной целью Программы является обеспечение качества жизни населения республики на уровне не ниже нормативного.

Индикатор качества жизни определяется совокупностью параметров, характеризующих доходы граждан, продолжительность жизни, обеспеченность жильем, уровень образования, обеспеченность социальной инфраструктурой, уровень преступности, соотношение уровней смертности и рождаемости, доверие к власти. Сегодня значение этого параметра составляет 0,705. К 2010 году будет достигнут нормативный уровень «1». С тем, чтобы не было высокой поляризации населения по этому индикатору, к 2010 году должны быть достигнуты следующие параметры:

  • число малообеспеченных граждан не более 7%;

  • инфраструктурная обеспеченность социальной сферы – на уровне нормативной;

  • обеспеченность жильем (кв. м общей площади) – 23 кв. м;

  • число муниципальных образований, не обеспечивающих финансирование закрепленных расходных полномочий за счет собственных доходов без учета средств, поучаемых из бюджетов других уровней не более 30%, (к 2015 году не более 15%).

  • средняя продолжительность жизни составит в 2010 году 69,1 лет, в 2015 –70,2 лет.

Прогнозные значения основных параметров, характеризующих качество жизни, приведены в таблице 1.

Основными направлениями деятельности Правительства в области социально-экономического развития республики на период 2005 –2010 годы будут:

  • структурные изменения в экономике;

  • снижение коррупции;

  • обеспечение уровня экономической самодостаточности граждан, их семей, хозяйствующих субъектов, муниципальных районов и городских округов;

  • обеспечение энергетической безопасности;

  • обеспечение взаимодействия органов власти всех уровней в связи с наличием потенциальных угроз в социально-экономической, природной и техногенной сферах;

  • дальнейшая интеграция республики в информационное пространство России и мирового сообщества.

Ниже по разделам приведены основные задачи, которые необходимо будет решить для достижения поставленной цели на основе достижения уровня валового регионального продукта, достаточного для решения поставленных задач.

В области государственного управления в экономике будут усилены акценты на создание системообразующих компаний с участием государства.

Государство, как собственник, до 2007 года «уйдет» из хозяйственной деятельности отрасли жилищно-коммунального хозяйства; до 2010 года не менее половины сельскохозяйственной продукции будет производиться в частном секторе. Число государственных предприятий к 2007 году составит не более 1%. Число убыточных предприятий составит не более 5% (без учета предприятий, находящихся в процессе банкротства).

Для государства как власти основными задачами будут:

  • развитие инновационной и инвестиционной инфраструктуры, обеспечивающей прогнозные темпы роста валового регионального продукта (ВРП), доли инновационной продукции в составе ВРП (ежегодный рост не менее 2%), увеличение доли ВРП от предпринимательской деятельности малого и среднего бизнеса (не менее 30% в 2010 году и 37% в 2015 году). Будут созданы к 2010 году не менее 7 технопарков и индустриальных парков с общим объемом добавленной стоимости около 2-х млрд. рублей в год;

  • обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти. В 2005году результаты оценки их деятельности будут включены в реестр публичных информационных ресурсов;

  • четкое разделение полномочий исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления в части исполнения государственных полномочий, находящихся в ведении республиканских органов власти;

  • создание условий для эффективного функционирования органов местного самоуправления. В 2005 году будут разработаны в полном объеме нормативные правовые акты Республики Татарстан, обеспечивающие функционирование муниципальных образований;

  • обеспечение выполнения основных государственных социальных гарантий;

  • оптимизация государственных расходов;

  • создание системных основ взаимоотношений общества и органов государственной власти, направленных на предупреждение всех форм проявления коррупции;

  • обеспечение уровня оплаты труда наемным работникам организаций бюджетной сферы, находящихся в ведении Республики Татарстан, обеспечивающего уровень жизни выше черты бедности;

  • разработка и введение в действие административных регламентов;

  • государственная поддержка товаропроизводителей в виде кредитов, лизинга, государственного заказа на производство и поставку товаров и услуг для государственных нужд, участия в инвестиционных проектах, продвижения товарной продукции системообразующих предприятий республики на международные рынки;

В реальном секторе экономики приоритетными направлениями будут:

  • поддержка «сильных» товаропроизводителей, производящих товары-лидеры, к которым относятся:

продукция переработки нефти всех переделов (шины, полиэтилен, каучук и др.);

нефть;

авиатехника;

автомобили;

продукция деревообработки;

  • развитие межотраслевых кластеров.

Успех преобразований, проводимых в республике, будет зависеть от поддержки этих преобразований населением, различными группами элит. Поэтому очень важно обеспечить баланс интересов между тремя основными субъектами – государством, бизнесом и населением. При этом следует иметь в виду, что с 2006 года в республике начнет функционировать система местного самоуправления. В круг вопросов, решение которых станет компетенцией органов местного самоуправления, кроме вопросов местного значения войдут отдельные государственные полномочия. Учитывая, что в соответствии с федеральным законодательством органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, тем более становится важным создание эффективной системы совместного управления, взаимодействия этих типов власти. В связи с этим с 2005 года в рамках административной реформы будет модернизирована система взаимоотношения исполнительных органов власти с местными органами. Основные принципы ее модернизации сохранятся теми же, что и при реализации первого этапа административной реформы в Республике Татарстан 2001 года, а именно:

  • переход на функциональный тип управления;

  • введение системы административных регламентов;

  • вывод из органов исполнительной власти функций, не являющихся функциями государственного управления;

  • оптимизация числа органов исполнительной власти и количества работающих в них; повышение за счет этого уровня оплаты труда государственных гражданских служащих Республики Татарстан;

  • публичность деятельности органов государственной власти, что будет обеспечено публикацией результатов действующей сегодня системы государственного заказа на управление.

1.2. Анализ ситуации, характеристика проблем

Республика Татарстан занимает выгодное геополитическое положение на востоке европейской части России, находясь на пересечении важнейших магистралей, соединяющих восток и запад, север и юг страны, имеет достаточную ресурсную обеспеченность (нефть, водные, лесные, земельные ресурсы).

На территории республики площадью 67,8 тыс. кв. км (0,4% общей площади Российской Федерации) проживают 3,77 млн. человек (2,6% общей численности населения Российской Федерации).

Республика Татарстан входит в Приволжский федеральный округ и является одним из наиболее экономически развитых субъектов Российской Федерации с мощным промышленным потенциалом и стабильным сельским хозяйством. По общему рейтингу среди регионов Приволжского федерального округа республика устойчиво занимает первое место.

Промышленность Республики Татарстан представляют топливная, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение электроэнергетика, пищевая, легкая промышленность, промышленность строительных материалов, лесная и деревообрабатывающая промышленность.

Разработка и реализация крупномасштабных экономических и социальных программ, в том числе не имеющих аналогов в Российской Федерации (ликвидация ветхого жилья, газификация, развитие нефтегазохимического комплекса, энергосбережение, адресная социальная защита населения и др.) позволили органам государственной власти республики сосредоточить ресурсы на ключевых направлениях.

Значительные усилия и средства были направлены на поддержку республиканских товаропроизводителей с использованием различных мер: предоставление налоговых льгот и кредитов, реструктуризация долгов, проведение взвешенной тарифной политики, обеспечение предприятий сырьем и заказами (в том числе и госзаказом) в целях максимальной загрузки мощностей, использование различных форм лизинга, развитие внутриреспубликанской и межрегиональной кооперации. Была введена система индикативного управления, благодаря которой стало возможным с необходимой точностью оценивать экономическое состояние всех территорий, хозяйствующих субъектов и эффективность менеджмента.

  1. Программа социально-экономического развития Республики Татарстан (2005 -2010 гг.)

    Программа
    Развитие социальной защиты - важнейшей регулятивной системы стабилизации политического и социально-экономического положения в обществе, нейтрализации негативных последствий острых противоречий в жизнедеятельности различных социально-демографических
  2. Программа социально экономического развития республики татарстан (2)

    Программа
    Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на период 2005-2010 гг. (далее Программа) разработана в соответствии с Посланием Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан, Посланием
  3. Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы I-IV

    Документ
    Обеспечить выполнение индикаторов оценки качества жизни населения, эффективности деятельности министерств, ведомств, включая выполнение индикаторов, характеризующих реализацию антикризисных мероприятий
  4. Отчет по выполнению Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан Плана Программы «Социально-экономического развития Республики Татарстан за Iполугодие 2008 года»

    Содержательный отчет
    В 2008 году согласно «Программе развития ТЭК Республики Татарстан на 2006-2020 годы» планируемый прирост запасов нефти по категориям А+В+С1 - 26,5 млн.
  5. Об утверждении программы социально-экономического развития республики татарстан на 2005 2010 годы (1)

    Статья
    предусматривать средства для реализации Программы при разработке проектов законов Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан на 2006 - 2010 годы;
  6. Об утверждении программы социально-экономического развития республики татарстан на 2005 2010 годы (2)

    Статья
    Стратегии социально-экономического развития развитых стран строятся на правильном позиционировании роли государства как регулятора социально-экономических процессов.
  7. Отчет по выполнению Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан Плана Программы «Социально-экономического развития Республики Татарстан за 2008 год»

    Содержательный отчет
    В 2008 году согласно «Программе развития ТЭК Республики Татарстан на 2006-2020 годы» планируемый прирост запасов нефти по категориям А+В+С1 - 26,5 млн.
  8. Программа «Использование результатов космической деятельности в целях социально-экономического развития Республики Татарстан (2008-2010 годы)»

    Программа
    (подпрограмма республиканской целевой программы «Развитие и использование информационных и коммуникационных технологий в Республике Татарстан («Электронный Татарстан» 2008 – 2010 годы)»
  9. Итоги социально-экономического развития Республики Татарстан в 2005 году Разработка и мониторинг программных документов социально-экономического развития республики

    Комплексный план
    В 2005 году Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан, ЦЭСИ Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан совместно с министерствами и ведомствами осуществило разработку следующих важнейших программных

Другие похожие документы..