Программа социально экономического развития республики татарстан

2.2. Политика в сфере здравоохранения

2.2.1. Цель и задачи модернизации здравоохранения

Цель:

  • сохранение и укрепление здоровья населения, повышение качества медицинской помощи населению Республики Татарстан.

Задачи:

  • реализация государственной социальной политики по охране здоровья населения с комплексом политических, экономических, экологических, технологических, правовых, социальных, медицинских, санитарно-гигиенических, противоэпидемических мер, направленных на создание благоприятных условий жизнедеятельности, сохранение и укрепление физического и психического здоровья, обеспечение качества и продолжительности активной жизни;

  • проведение в жизнь научной и экономически обоснованной стратегии по формированию здорового образа жизни, особенно молодежи и трудоспособного населения;

  • структурная перестройка системы здравоохранения, создание межрайонных специализированных центров, целенаправленное развитие наиболее приоритетных направлений (амбулаторно-поликлиническая помощь основанная на общей врачебной практике, кардиохирургия и сосудистая хирургия, онкология, травматология, акушерско-гинекологическая помощь и педиатрия);

  • оптимизация ресурсов здравоохранения, инновационное развитие, развитие внебюджетного здравоохранения. Направление ресурсов не на новое строительство, а на капитальный ремонт зданий и сооружений, обновление медицинского оборудования.

2.2.2. Анализ ситуации

В сложные годы социально-экономических преобразований в стране система здравоохранения Республики Татарстан обеспечила реализацию конституционного права граждан на охрану здоровья, сохранив государственный характер, доступность и бесплатность основных видов медицинских помощи.

Реформирование отрасли проводилось системно, на фоне ее последовательного развития. На принципиально иной основе была создана вертикаль управления. Организованы территориальные отделы и управления для реализации единой государственной политики в сфере охраны здоровья населения. Сформирована многоуровневая система оказания специализированной медицинской помощи. Созданы 143 межрайонных центра и отделения.

В республике был внедрен программно-целевой метод управления отраслью.

Новым механизмом обеспечения населения бесплатной медицинской помощью стала Программа государственных гарантий. Ее принятие обеспечило прозрачность движения финансовых ресурсов, упорядочило планирование объемов медицинской помощи.

По объему среднедушевых расходов на здравоохранение республика находится среди лучших регионов России.

За пять лет в отрасль привлечено более полутора миллиардов рублей иностранных и Российских инвестиций, в том числе 260 миллионов рублей на выполнение целевых программ.

С 1997 года объем финансовых средств, полученных медицинскими учреждениями от платных медицинских услуг, возрос в их консолидированном бюджете с 2% до 9,1 процента.

Ключевым вопросом для здравоохранения стало повышение структурной эффективности отрасли. Реструктуризации сети позволила сократить 24 процента коек круглосуточного стационара, в том числе в 2003 году 804 койки и в 2004 году 575 коек. Проводится централизация и реорганизация больниц и диспансеров. Число самостоятельных больничных учреждений сократилось на 26 процентов, а участковых больниц – на 65 процентов.

В целях обеспечения приоритетности внебольничной помощи доля расходов на внебольничную помощь в бюджете здравоохранения республики увеличена за 5 лет на 20 процентов.

В работу амбулаторно-поликлинических учреждений внедрены стационарозамещающие технологии лечения. С 1997 года в 1,9 возросло количество коек, в 2,4 раза – число пролеченных больных в дневных стационарах и стационарах на дому.

За 5 лет на 11,5%, или почти на 5 миллионов увеличилось число посещений, на 6% - количество амбулаторных операций, на 25% - функциональных и на 17% - лабораторно-диагностических исследований.

В республике реализуется Программа «Общеврачебная практика». 42 поликлиники трансформированы в центры общеврачебной практики. Врач общей практики стал реальностью. Подготовлено более 650 таких специалистов.

Высокими темпами идет рост структур частного здравоохранения. На начало 2004 года лицензии на занятие частной медицинской практикой имеют 597 врачей-предпринимателей и 543 организации частного здравоохранения.

В последние годы Министерством здравоохранения Республики Татарстан формируется система управления качеством медицинской помощи. Реализуется отраслевая Программа «Управление качеством в здравоохранении Республики Татарстан на 2004-2007 годы».

Сформирована система государственного контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств.

Доля затрат на лекарственное обеспечение в бюджете здравоохранения республики за последние 5 лет возросла на 3,3%.

В результате средняя занятость койки достигла плановых показателей, на 2,5 дня сокращена средняя длительность лечения. Несмотря на значительное сокращение круглосуточных коек, интенсификация работы позволила не сократить число пролеченных больных в стационарах.

В течение 4 лет наблюдается рост рождаемости. Важнейшим достижением стало снижение младенческой смертности до 10,8 (2001 г. – 12,6, 2003 г. – 10,8) и материнской – до 39,0 промилле.

В республике наметилась заметная динамика снижения таких тяжелейших заболеваний как туберкулез, наркомания и ВИЧ-инфекция.

Средняя продолжительность жизни в Татарстане на 3 года выше, чем в среднем в Российской Федерации, и составляет 67,6 лет.

Сегодняшняя модель здравоохранения сложилась в пору, когда каждый город и район создавал свою замкнутую самодостаточную систему здравоохранения. Скорее по политическим мотивам формировалась избыточная сеть медицинских учреждений, игнорировалась разумная кооперация. При явной достаточности зданий и сооружений финансовые ресурсы здравоохранения направляются на новое строительство в ущерб капитальному и текущему ремонту. Отсутствуют экономические оценки инвестиционных решений. На медицинские учреждения, в первую очередь в сельской местности, наряду с оказанием медицинской помощи возложена задача организации социальной помощи населению.

Несмотря на рост расходов на здравоохранение, ее доля в бюджете республики имела тенденцию к снижению. Крайне ограниченно выделялись средства на обновление материально-технической базы здравоохранения. В результате износ основного технологического оборудования достиг 70%. Более 60% медицинских учреждений нуждаются в капитальном ремонте. Наиболее изношена материально-техническая база медицинских учреждений в г.Казани.

Однако в целом при росте затрат на здравоохранение и проводимой реструктуризации, вот уже в течение ряда лет тарифы на питание и медикаменты при стационарном лечении остаются неизменными. А эти расходы все больше накладываются на плечи больных и их родственников.

Медленно в практическое здравоохранение внедряются современные дорогостоящие эффективные медицинские технологии, основанные на доказательной медицине. На стадии завершения находится проект строительства Межрегионального клинико-диагностического центра, в котором предполагается проводить более 2 тысяч операции в год на сердце и сосудах.

Республиканское здравоохранение имеет два самостоятельных малоинтегрированных сектора (поликлиника и стационар), не организованы новые подсистемы здравоохранения, занимающиеся медицинским патронажем, профилактикой и оздоровлением.

Система обязательного медицинского страхования не предусматривает финансирование профилактической работы в дошкольных учреждениях, школах и профессионально-технических училищах. Механизмы финансирования медицинской помощи не стимулируют перевод объемов медицинской помощи из стационаров на менее дорогостоящее звено.

В республике пока недостаточно развито добровольное медицинское страхование за личные средства граждан. Как правило, предоставляемые по ДМС услуги, дублируют программу ОМС. Более того, отдельные страховые компании направляют средства ДМС на содержание по смете расходов цеховой службы и иных дополнительных структур по оказанию медицинской помощи работающим, что противоречит принципам организации ДМС.

К сожалению, сегодня у населения отсутствует мотивация к сохранению и укреплению собственного здоровья, ведению здорового образа жизни, особенно среди молодежи и трудоспособного населения (в том числе отказ от курения и алкоголя, занятие физкультурно-оздоровительной работой и др).

Наиболее слабыми звеньями в структуре здравоохранения остаются материально-техническая база, оснащение оборудованием и кадровое обеспечение амбулаторно-поликлинических учреждений. Несмотря на возрастающий объем внебольничной помощи, ее качество и эффективность остаются крайне низкими. Например, за последние пять лет число умерших в стационаре колеблется в пределах 15% от всех умерших в республике. Эти данные говорят о высоком уровне смертности на дому, где невозможно обеспечить квалифицированную медицинскую помощь в критических ситуациях. По данным экспертов, практически 97 из 100 больных с инфарктом миокарда умирают на дому, что свидетельствует о недостатках в организации медицинской помощи, в первую очередь в амбулаторно-поликлиническом звене, где, вследствие низкой фондовооруженности, медицинская помощь не соответствует современным возможностям медицины.

Наиболее серьезной проблемой в республике остается высокий уровень смертности населения, особенно среди трудоспособного населения. Основная причина - это болезни сердечно-сосудистой системы.

В среднем каждый десятый житель республики страдает каким-либо заболеванием сердечно - сосудистой системы. Почти 40% смерти по данной причине составляют осложнения артериальной гипертонии – ишемическая болезнь сердца и мозговые инсульты.

Не удалось в полной мере реализовать программы предупреждения заболеваний, имеющих социальный характер, в первую очередь предупреждения онкологической заболеваемости.

Наблюдается динамичный рост онкологической заболеваемости. Треть пациентов обращаются за медицинской помощью на поздних стадиях болезни. В 2004 году запущенность злокачественных новообразований возросла на 2,5%.

Следовательно, есть основание говорить о недостаточной профилактической работе среди населения, онкологической настороженности.

Лидирующими причинами смертности трудоспособного населения являются травмы и отравления, растет число самоубийств.

Наблюдается рост частоты и тяжести дорожно-транспортного травматизма. Значительное число транспортных происшествий совершается в состоянии алкогольного опьянения.

К сожалению, до сих пор в обществе сохраняется стереотип пренебрежительного отношения к здоровью. Большинство наших граждан обращается за медицинской помощью поздно, когда уже необходимы серьезные вмешательства врачей.

Недостаточно сформирована система оценки и мониторинга эффективности деятельности учреждений здравоохранения. При проведении ведомственной экспертизы качества лечебно-диагностического процесса выявляются факты его нарушения в более 30 процентах случаях, что свидетельствует о проблемах в подготовке врачей.

Применяемая в здравоохранении тарифная система оплаты труда не способствует созданию мотивации качественной и эффективной работы. Уравниловка, основанная на единой тарифной сетке, способствовала распространению теневых выплат и «приватизации рабочих мест». Эта одна из болевых точек сегодняшнего здравоохранения.

Все это требует разработки стратегических планов развития и модернизации здравоохранения республики на среднесрочную и долгосрочную перспективу, направленных на повышение качества и эффективности его работы и снижение преждевременной смертности населения.

2.2.3. Основные направления действий

1) Осуществление мер по развитию мотивации к здоровому образу жизни, снижение воздействия на организм человека вредных факторов, создание медицинских учреждений нового типа - центров медико-социальной реабилитации, центров медицинских инноваций и оздоровления, профилактики и др. Формирование новых подсистем здравоохранения, занимающихся медицинским патронажем и оздоровлением.

2) Модернизация служб здравоохранения на основе создания модели единого экономического взаимодействия всех подсистем, занимающихся профилактикой, лечением, реабилитацией и физкультурно-оздоровительной работой.

3) Минимизация нового строительства, направление финансовых средств на капитальный ремонт зданий и сооружений, обновление медицинского оборудования.

Продолжение структурной перестройки системы здравоохранения, вместо маломощных специализированных отделений сельских и городских больниц создание крупных республиканских специализированных центров, Приоритетная поддержка республиканских клиник, в первую очередь Республиканской клинической больницы, Республиканской детской клинической больницы, Республиканского клинического онкологического центра, межрегионального клинико-диагностического центра и др., с созданием в них комфортных условий для пребывания больных и внедрение современных медицинских технологии.

Целенаправленное развитие наиболее приоритетных направлений (амбулаторно-поликлиническая помощь основанная на общей врачебной практике, кардиохирургия и сосудистая хирургия, онкология, травматология, акушерско-гинекологическая помощь и педиатрия);

4) Расширение форм собственности в здравоохранении за счет преобразования государственных медицинских учреждений и создание системы государственного, частного партнерства.

5) Совершенствование организации, управления и финансирования здравоохранения на основе перехода на государственный заказ на объемы медицинской помощи, размещаемые на конкурсной основе, и создание врачебного самоуправления.

6) Переход на отраслевую систему оплаты труда.

  1. Программа социально-экономического развития Республики Татарстан (2005 -2010 гг.)

    Программа
    Развитие социальной защиты - важнейшей регулятивной системы стабилизации политического и социально-экономического положения в обществе, нейтрализации негативных последствий острых противоречий в жизнедеятельности различных социально-демографических
  2. Программа социально экономического развития республики татарстан (2)

    Программа
    Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на период 2005-2010 гг. (далее Программа) разработана в соответствии с Посланием Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан, Посланием
  3. Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы I-IV

    Документ
    Обеспечить выполнение индикаторов оценки качества жизни населения, эффективности деятельности министерств, ведомств, включая выполнение индикаторов, характеризующих реализацию антикризисных мероприятий
  4. Отчет по выполнению Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан Плана Программы «Социально-экономического развития Республики Татарстан за Iполугодие 2008 года»

    Содержательный отчет
    В 2008 году согласно «Программе развития ТЭК Республики Татарстан на 2006-2020 годы» планируемый прирост запасов нефти по категориям А+В+С1 - 26,5 млн.
  5. Об утверждении программы социально-экономического развития республики татарстан на 2005 2010 годы (1)

    Статья
    предусматривать средства для реализации Программы при разработке проектов законов Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан на 2006 - 2010 годы;
  6. Об утверждении программы социально-экономического развития республики татарстан на 2005 2010 годы (2)

    Статья
    Стратегии социально-экономического развития развитых стран строятся на правильном позиционировании роли государства как регулятора социально-экономических процессов.
  7. Отчет по выполнению Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан Плана Программы «Социально-экономического развития Республики Татарстан за 2008 год»

    Содержательный отчет
    В 2008 году согласно «Программе развития ТЭК Республики Татарстан на 2006-2020 годы» планируемый прирост запасов нефти по категориям А+В+С1 - 26,5 млн.
  8. Программа «Использование результатов космической деятельности в целях социально-экономического развития Республики Татарстан (2008-2010 годы)»

    Программа
    (подпрограмма республиканской целевой программы «Развитие и использование информационных и коммуникационных технологий в Республике Татарстан («Электронный Татарстан» 2008 – 2010 годы)»
  9. Итоги социально-экономического развития Республики Татарстан в 2005 году Разработка и мониторинг программных документов социально-экономического развития республики

    Комплексный план
    В 2005 году Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан, ЦЭСИ Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан совместно с министерствами и ведомствами осуществило разработку следующих важнейших программных

Другие похожие документы..