Программа социально экономического развития республики татарстан

2.1.3. Основные мероприятия по совершенствованию

системы образования

2.1.3.1. Формирование многоуровневой системы общего и профессионального образования

В рамках направления планируется:

а) интегрировать все виды и уровни образования на принципах преемственности и непрерывности образовательного процесса, в том числе:

  • провести структурные преобразования в сфере общего образования с учетом необходимости введения предшкольного, предпрофильного и профильного образования;

  • провести реструктуризацию учреждений профессионального образования, оптимизировать сеть образовательных учреждений,отработать различные мо­дели интеграции начального и среднего, среднего и высшего профессио­нального образования;

  • укрепить материально-техническую базу образовательных учреждений;

  • обеспечить участие работодателей (заказчиков кадров) в повышении качества профессионального образования, в том числе в разра­ботке образовательных стандартов, согласующихся с современными квалификационными требованиями (профессиональными стандартами), в формировании заказа на подготовку специалистов, в целевой контрактной подго­товке кадров (в том числе, владеющих двумя государственными и не менее одним иностранным языками);

  • повысить качество профессиональ­ной подготовки на всех уровнях образования с ориентацией на между­народные стандарты качества, активизировать деятельность по интеграции профессионального образования с учетом тенденций развития рынка труда.

б) совершенствовать республиканскую систему повышения квалификации и профессиональной переподготовки;

в) сформировать механизмы развития национального образования в соответствии с культурно-историческими и духовно-нравственными потребностями народов Республики Татарстан:

  • разработать содержание национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов по предметам федерального перечня;

  • разработать государственные образовательные стандарты по татарскому языку и литературе, истории Татарстана, географии Татарстана;

  • разработать модель интенсивного изучения языков, основанную на принципах погружения в языковую среду.

г) разработать независимую общественно-государственную систему оценки качества образовательного процесса, в том числе:

  • создать систему мониторинга качества образования;

  • создать республиканские центры независимой аттестации и сертификации выпускников профессиональных учебных заведений.

д) сформировать системы научно-методической подготовки руководителей и педагогов к работе в новых условиях, в том числе:

  • провести реформирование методического обеспечения образования на основе научно-методических учреждений муниципального и республиканского уровня;

  • разработать программы подготовки руководящих и педагогических кадров к работе в системе инновационного образования.

2.1.3.2. Структурная перестройка системы общего, начального и среднего профессионального образования

Реформирование дошкольных образовательных учреждений

В рамках направления планируется организовать новые, менее затратные модели дошкольных учреждений, в том числе на основе кратковременного пребывания воспитанников.

Структурные преобразования общеобразовательных учреждений в сельской местности:

В рамках направления планируется:

а) реформировать образовательные учреждения в сельской местности в соответствии со следующими положениями:

  • каждый населенный пункт должен иметь начальную школу на родном языке или комплексы типа «начальная школа - детский сад» «школа-дом» в зависимости от количества обучающихся в данных образовательных учреждениях;

  • основные школы с количеством менее 40 обучающихся и средние с количеством менее 50 обучающихся преобразуются в начальные школы с переводом учащихся 5-11 классов в основные и средние школы с большей численностью (при условии реализации Программы «Школьный автобус»). При этом должны быть созданы условия для продолжения обучения на родном языке;

  • выделяются средние школы со статусом «базовая» с преобразованием близлежащих начальных, основных, средних школ в филиалы (структурные подразделения базовой средней школы).

Развитие общеобразовательных учреждений

В целях дальнейшего развития системы общего образования республики предполагается выполнить ряд организационно-педагогических мер, в том числе:

  • разработать гибкую систему профильного обучения на основе кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования;

  • создать сеть многопрофильных лицеев для учащихся 10-11 классов, обладающих широким спектром специализаций, в том числе на родном языке;

  • обеспечить подключение к глобальной информационной сети Интернет всех общеобразовательных учебных заведений. Создать условия для персонального доступа к компьютеру в объеме не менее 6 часов в неделю в рамках учебной и внеурочной деятельности учащихся;

  • создать в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования необходимых условий для обучения детей-инвалидов;

  • расширить сеть дистанционного образования для обучения детей –инвалидов на дому.

С целью реформирования системы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предполагается:

  • разработать меры по совершенствованию системы стимулирования семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

  • создать необходимые условия для подготовки воспитанников к самостоятельной жизни в условиях интернатного учреждения.

Развитие систем воспитания и дополнительного образования предполагает:

  • осуществление модернизации сети, укрепление материальной базы, компьютеризацию учреждений дополнительного образования детей;

  • разработку комплекса мер по совершенствованию летнего и зимнего отдыха, оздоровлению и занятости учащейся молодежи, в том числе нуждающихся в особой заботе государства.

Реформирование системы подготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих кадров образования:

а) разработать и внедрить механизм государственного регулирования процесса подготовки педагогических кадров, в том числе:

  • организовать систему довузовской подготовки будущих учителей;

  • разработать комплекс мер по совершенствованию системы подготовки будущих учителей и научно-педагогических кадров в высшей школе;

б) модернизировать систему дополнительного образования педагогических и управленческих кадров;

в) обеспечить эффективное взаимодействие общеобразовательных учреждений с вузами в подготовке педагогических кадров;

г) разработать комплекс мер, направленных на совершенствование подготовки кадров для учреждений дополнительного образования;

д) совершенствовать систему отбора и подготовки к педагогической профессии способных учащихся путем создания педагогических лицеев в городах и сельских районах.

2.1.3.3. Совершенствование организационно-экономического механизма развития системы образования

В рамках направления планируется:

а) реформировать механизм бюджетного финансирования учреждений общего образования, осуществить поэтапный переход на нормативное (подушевое) финансирование (преимущественно в городских школах);

б) развивать внебюджетную составляющую в деятельности образовательных учреждений:

  • упорядочить механизм взимания родительской платы, в учреждениях дополнительного образования детей в первую очередь, для профильных учреждений дополнительного образования с направлением средств на оплату и стимулирование работников, поддержку, укрепление и развитие материально-технической базы учреждений;

  • в дошкольных образовательных учреждениях внедрить долевое нормативное финансирование с целью использования совместных возможностей государства, органов местного самоуправления, ведомств и родителей, предполагающего следующее:

  • образовательные услуги в объеме государственного стандарта вне зависимости от формы собственности дошкольных учреждений финансировать за счет средств государства;

  • социальные услуги оплачивать родителями и дотировать за счет средств местного самоуправления на адресной основе в зависимости от материального благосостояния родителей;

  • расходы по развитию и содержанию материальной базы возложить на собственника;

  • содействовать формированию групп, осуществляющих свою деятельность на условиях самоокупаемости, созданию учреждений других организационно-правовых форм.

2.1.3.4. Расширение участия общества

в управлении качеством образования

Планируется создать:

  • систему Попечительских советов общеобразовательных учреждений, призванных усилить внимание, прежде всего, местного сообщества к проблемам развития образования, обеспечить приток в образовательные учреждения дополнительных ресурсов – финансовых, материальных, кадровых, их эффективное использование и общественный контроль за деятельностью администраций;

  • государственно-общественный научно-методический центр национального образования;

  • создать республиканскую сеть образовательных округов с целью обеспечения межмуниципальной кооперации в обеспечении независимой оценки качества образования, разработки эффективных механизмов реализации программы развития образования;

  • фонды развития общеобразовательных учреждений, аккумулирующих средства юридических и физических лиц и направляющих их на решение конкретных проблем данной сферы.

2.1.4. Ожидаемые результаты

Развитие системы образования республики будет производиться на основе республиканских целевых программ развития образования на 5-летний срок с ежегодной ее корректировкой.

Предполагается, что к 2010 году будут достигнуты следующие конечные результаты:

1. Будет сформирована комплексная система инновационного образования республики, что обеспечит кадровое сопровождение ежегодного прироста ВРП за счет инновационной деятельности в объеме не менее 2% .

2. Будет создана система открытого образования, в том числе условия для персонального доступа к информационным ресурсам в системе общего образования в объеме не менее 6 часов в неделю на каждого учащегося в рамках учебного плана и внеурочной деятельности.

3. Охват учащихся во внеучебное время общественно-востребованными формами занятости, творчества в педагогически контролируемой среде достигнет 75%, снизятся негативные проявления, у детей и молодежи возрастут лидерские качества, активная социальная позиция, гражданственность, конкурентоспособность.

4. В основном завершится структурная модернизация общего и профессионального образования, в том числе:

    • модернизация инфраструктуры образовательных учреждений в сельской местности;

    • перевод учреждений общего образования в городской местности на финансово-хозяйственную самостоятельность;

    • будет создана сеть многопрофильных лицеев;

    • будет обеспечен охват детей общественным дошкольным образованием на уровне 75%;

  • будет обеспечена подготовка кадров по востребованным рынком труда профессиям;

  • выпускники школ овладеют двумя государственными языками в объеме разработанных нормативов;

  • будет создана эффективная система обучения учащихся иностранным языкам;

  • в 2007 году в полном объеме будет введена в действие система государственного и корпоративного заказа на образовательные услуги в ведущие ВУЗы республики, стран ближнего и дальнего зарубежья;

  • будет обеспечен профессиональный рост работников образования, повышение качества педагогического труда за счет внедрения четких критериев оценки профессиональной квалификации руководителей системы образования и педагогов в процессе аттестации и повышения квалификации;

  • к 2008 году средняя заработная плата работников образования будет доведена до уровня минимального потребительского бюджета.

  1. Программа социально-экономического развития Республики Татарстан (2005 -2010 гг.)

    Программа
    Развитие социальной защиты - важнейшей регулятивной системы стабилизации политического и социально-экономического положения в обществе, нейтрализации негативных последствий острых противоречий в жизнедеятельности различных социально-демографических
  2. Программа социально экономического развития республики татарстан (2)

    Программа
    Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на период 2005-2010 гг. (далее Программа) разработана в соответствии с Посланием Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан, Посланием
  3. Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы I-IV

    Документ
    Обеспечить выполнение индикаторов оценки качества жизни населения, эффективности деятельности министерств, ведомств, включая выполнение индикаторов, характеризующих реализацию антикризисных мероприятий
  4. Отчет по выполнению Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан Плана Программы «Социально-экономического развития Республики Татарстан за Iполугодие 2008 года»

    Содержательный отчет
    В 2008 году согласно «Программе развития ТЭК Республики Татарстан на 2006-2020 годы» планируемый прирост запасов нефти по категориям А+В+С1 - 26,5 млн.
  5. Об утверждении программы социально-экономического развития республики татарстан на 2005 2010 годы (1)

    Статья
    предусматривать средства для реализации Программы при разработке проектов законов Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан на 2006 - 2010 годы;
  6. Об утверждении программы социально-экономического развития республики татарстан на 2005 2010 годы (2)

    Статья
    Стратегии социально-экономического развития развитых стран строятся на правильном позиционировании роли государства как регулятора социально-экономических процессов.
  7. Отчет по выполнению Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан Плана Программы «Социально-экономического развития Республики Татарстан за 2008 год»

    Содержательный отчет
    В 2008 году согласно «Программе развития ТЭК Республики Татарстан на 2006-2020 годы» планируемый прирост запасов нефти по категориям А+В+С1 - 26,5 млн.
  8. Программа «Использование результатов космической деятельности в целях социально-экономического развития Республики Татарстан (2008-2010 годы)»

    Программа
    (подпрограмма республиканской целевой программы «Развитие и использование информационных и коммуникационных технологий в Республике Татарстан («Электронный Татарстан» 2008 – 2010 годы)»
  9. Итоги социально-экономического развития Республики Татарстан в 2005 году Разработка и мониторинг программных документов социально-экономического развития республики

    Комплексный план
    В 2005 году Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан, ЦЭСИ Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан совместно с министерствами и ведомствами осуществило разработку следующих важнейших программных

Другие похожие документы..