Программа социально экономического развития республики татарстан

Несмотря на стабильный рост основных показателей работы производственного сектора в республике в настоящее время имеются серьезные проблемы, от решения которых зависит дальнейшее социально-экономическое развитие республики, а значит, стабильность экономики, уровень жизни населения. Основными из них можно назвать следующие:

1. Изменения в налоговом и бюджетном законодательстве, действующие с 2004, 2005 годов, влекут за собой значительное сокращение доходной части бюджета республики.

В связи с этим в условиях недостаточности доходных источников первоочередной задачей является расширение налогооблагаемой базы за счет увеличения выпуска высокорентабельной продукции и освоения производства новой конкурентоспособной продукции.

Кроме того, одной из главных задач на ближайший период, в рамках предоставленных бюджетных возможностей и перспектив экономического развития, становится принятие решений по оптимизации бюджетной сети, развитию внебюджетных направлений в отраслях социальной сферы и реформированию предприятий в области ЖКХ, здравоохранения, образования и других отраслей.

2. С введением на территории Республики Татарстан в полном объеме Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 1 января 2006 года будут разграничены доходные источники и расходные полномочия между республиканским уровнем власти и органами местного самоуправления. Возникает определенная проблема с финансированием сложившейся на сегодня в городах и районах социальной инфраструктуры. В отдельных населенных пунктах социальная инфраструктура избыточна и муниципальные образования будут не в состоянии себя полностью обеспечить. В связи с оптимизацией сети бюджетных учреждений важнейшей задачей является определение механизмов бюджетного выравнивания муниципальных образований.

По данным Республиканского Государственного унитарного предприятия БТИ Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан в республике находятся около 650 тыс. объектов недвижимости, принадлежащих физическим лицам до 1 января 2000 года, без регистрации права собственности или не имеющих инвентаризационной оценки. Таким образом, исходя из средней инвентаризационной стоимости указанных объектов, местные бюджеты ежегодно недополучают более 90 млн. рублей налоговых доходов.

В целях пополнения доходной части местных бюджетов необходимо принять исчерпывающие меры к привлечению физических лиц – владельцев объектов недвижимости к государственной регистрации права собственности на данные объекты, для чего изыскать возможность по выделению средств из местных бюджетов для проведения технической инвентаризации и оформления права собственности физических лиц на эти объекты.

3. Определив стратегическую цель социально-экономической политики Республики Татарстан как повышение качества жизни населения, необходимо реализовать меры по повышению уровня заработной платы. От решения этой проблемы зависит реформирование отраслей социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и др. Налицо отраслевые диспропорции в уровне оплаты труда.

Серьезную озабоченность вызывает уровень заработной платы работников бюджетной сферы и отрасли сельского хозяйства.

4. В 2005 году на рынке труда республики сохраняются тенденции роста регистрируемой безработицы. Численность зарегистрированных безработных в целом по республике составила на начало 2003 года 23,1 тыс. человек, на начало 2004 года - 24,5 тыс. человек, на начало 2005 года – 27,7 тыс. человек. При этом практически не уменьшается число вакансий. Оплата труда на этих рабочих местах, как правило, ниже среднереспубликанской.

5. Фактически отсутствует информация о профессиональной миграции. Нет ответа на вопрос – сможет ли имеющийся потенциал кадров реализовать процессы производства высокотехнологичной продукции, и, в конечном счете, реализовать данную Программу?

6. Недопустимо высока численность занятых на «сером» рынке труда.

7. Медленно развивается процесс внедрения инновационной деятельности во все сферы экономики и социальной сферы, что не позволяет необходимыми темпами развивать производство высокотехнологичной продукции.

8. Проблемы государственного управления – это проблемы оптимизации системы государственного управления, включая организационную структуру органов исполнительной власти. Предстоящая работа должна осуществляться в рамках административной реформы, проводимой на федеральном уровне. Исполнительные органы государственной власти должны быть также конкурентоспособны.

9. В области охраны окружающей среды необходимо найти решение такой проблемы как высокий уровень загрязнения окружающей среды, вызванный, в том числе экономическими проблемами в районах нефтедобычи, нефтепереработки и нефтехимии.

10. Невысока доходность государственного имущества и земли, в связи с чем требуются кардинальные изменения в области управления государственной собственностью Республики Татарстан.

11. Особого внимания требуют проблемы в отрасли жилищно-коммунального хозяйства, такие как: низкое качество предоставления жилищно-коммунальных услуг, убыточность отрасли в условиях рыночного функционирования, высокий уровень износа жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения. Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из самых затратных отраслей экономики, что вызвано не только недостатком финансовых средств, но и неудовлетворительной организацией работы отрасли, устаревшей структурой управления. Предприятия жилищно-коммунального хозяйства работают не в эксплуатационном, а в аварийном режиме.

12. Повышение эффективности производства промышленной продукции связано с решением таких проблем в промышленности, как низкая рентабельность производства в ряде отраслей, высокий уровень износа основных фондов на отдельных предприятиях, недостаточная загруженность производственных мощностей, высокая доля неиспользуемого имущества, высокая ресурсоемкость продукции и др. Например, физический износ основных фондов энергосистемы республики (около 70%) является сдерживающим фактором развития энергетического комплекса, имеющего первостепенное значение для экономического развития республики.

13. Дополнительным сдерживающим фактором развития легкой промышленности является проблема продвижения продукции отрасли, завоевание собственного татарстанского рынка с постепенным вытеснением ряда наименований товаров, ввозимых в республику.

14. В рамках решения вопросов повышения качества бытового обслуживания сельского населения, повышения заработной платы сельскохозяйственным производителям, повышения качества и объемов производства сельскохозяйственной продукции необходимо решить комплекс проблем развития потребительской кооперации, развития межотраслевых кластеров и системы «сквозных заказов» на продукцию сельхозназначения крупными торговыми комплексами.

15. Несмотря на рост объема инвестиций в основной капитал, сложившиеся темпы явно недостаточны для широкомасштабного обновления и модернизации основных производственных фондов на базе современных технологий. Создание стабильного инвестиционного климата в республике связано с решением следующих проблем:

  • неразвиты механизмы государственного протекционизма стратегически важных для республики инвестиционных проектов;

  • низкая привлекательность для инвестирования не сырьевых секторов экономики, отсутствие стимулов для добывающих отраслей для вложения капитала в другие секторы экономики;

  • низкая инвестиционная привлекательность предприятий:

  • из-за отсутствия бизнес-планов инвестиционных проектов, представляющих интерес для стратегических инвесторов, отсутствие обязательных международных стандартов отчетности;

  • из-за отсутствия программ и проектов, направленных на повышение самодостаточности предприятий, эффективное использование амортизационных отчислений и прибыли на развитие и реконструкцию производства и других.

II.СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Цели социальной политики

Целью социальной политики является обеспечение баланса социально-экономических интересов различных групп населения.

2.1. Политика в сфере образования

2.1.1. Цели и задачи

Цели:

  • обеспечение потребностей отраслей экономики и социальной сферы в высокопрофессиональных и конкурентоспособных кадрах;

  • обеспечение доступности и повышение качества образовательных услуг;

  • обеспечение взаимовыгодной и тесной интеграции образования, производства и науки на основе создания эффективной системы мотивации научных кадров к решению приоритетных социально-экономических задач Республики Татарстан;

  • усиление языковой подготовки учащихся дошкольного, общего, начального, среднего и высшего профессионального образования;

  • создание условий, способствующих духовно-нравственному, физическому развитию учащихся, формированию у них толерантности, предприимчивости, ответственной жизненной позиции.

Задачи:

а) формирование эффективной многоуровневой системы общего и профессионального образования, в том числе:

  • обеспечить интеграцию всех видов и уровней образования на основе принципов преемственности и непрерывности образовательных программ;

  • создание необходимой кадровой и материально-технической и нормативно-правовой базы для введения предшкольной подготовки детей дошкольного возраста;

  • осуществление перестройки профессионально-квалификационной структуры начального, среднего и высшего профессионального образования в соответствии с потребностями республики;

б) модернизация образовательных технологий образования на основе дальнейшей информатизации, межрегиональной и международной кооперации научно-педагогического потенциала;

в) внедрение независимой общественно-государственной системы оценки качества образовательного процесса;

г) обеспечение доступности информационных ресурсов для всех уровней образования;

д) формирование эффективной кадровой политики, предусматривающей систему отбора одаренной молодежи, подготовки их в педагогических учебных заведениях и их профессиональной адаптации;

е) совершенствование организационно-экономического механизма управления системой образования;

ж) создание условий для самореализации личности в свободное от учебы время, в том числе:

  • сохранение, дальнейшее укрепление и развитие инфраструктуры учреждений дополнительного образования детей;

  • разработка и реализация программ дополнительного образования детей, учитывающих культурно-этнические традиции народов республики;

  • развитие объединений учреждений дополнительного образования детей, осуществляющих обучение и воспитание на государственных языках Республики Татарстан и языках других народов республики, иностранных языках, а также оздоровительных профильных лагерей, реализующих лингвистические программы.

2.1.2. Анализ ситуации в системе образования

В Республике Татарстан действует исторически сформировавшаяся, многоуровневая система образования, представляющая собой важный элемент ее экономики и социальной сферы, которая обладает значительными творческими ресурсами в системе воспитания детей и молодежи.

Образование, как важнейший фактор формирования инновационной экономики Республики Татарстан, постоянно наращивает свое влияние на все стороны жизни республики.

При этом очевидна необходимость существенных изменений в самой системе образования, которые продиктованы:

  1. ускорением темпов социально-экономического развития республики, расширением возможностей политического и социального выбора, и, следовательно, необходимостью повышения уровня готовности граждан к такому выбору;

  2. социально-экономическими изменениями предыдущих лет и неоднозначной, противоречивой реакцией со стороны молодого поколения, в том числе и негативной;

  3. усилением пропаганды через средства массовой информации, прежде всего телевидения, массовой культуры, навязыванием определенного образа жизни, противоречащего духовно-историческим традициям народов Республики Татарстан;

  4. ростом конкуренции, глубокими структурными изменениями на рынке труда в сфере занятости, определяющими постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;

  5. дефицитом и возрастанием роли кадров высокой квалификации;

  6. интеграцией в мировое образовательное пространство.

В сфере образования требуется акцентировать внимание на таких проблемах как:

  • коррумпированность системы;

  • недостаточное качество образования в малокомплектной сельской школе при более высоком уровне затрат на нее;

  • постепенный и прогнозируемый на ближайшую перспективу в связи с введением профильного образования рост расходов на образование в целом;

  • «некорвентируемость» дипломов ВУЗов за рубежом;

  • низкий уровень использования информационных образовательных технологий при современном уровне информатизации;

  • несоответствие современной системы дополнительного образования детей интересам и потребностям населения в качественных образовательных услугах;

  • отсутствие у образовательных учреждений соответствующих возможностей для реализации здоровьесберегающих технологий.

В этой ситуации необходимо разработать комплекс мер, направленных на решение актуальных задач развития образования.

  1. Программа социально-экономического развития Республики Татарстан (2005 -2010 гг.)

    Программа
    Развитие социальной защиты - важнейшей регулятивной системы стабилизации политического и социально-экономического положения в обществе, нейтрализации негативных последствий острых противоречий в жизнедеятельности различных социально-демографических
  2. Программа социально экономического развития республики татарстан (2)

    Программа
    Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на период 2005-2010 гг. (далее Программа) разработана в соответствии с Посланием Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан, Посланием
  3. Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы I-IV

    Документ
    Обеспечить выполнение индикаторов оценки качества жизни населения, эффективности деятельности министерств, ведомств, включая выполнение индикаторов, характеризующих реализацию антикризисных мероприятий
  4. Отчет по выполнению Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан Плана Программы «Социально-экономического развития Республики Татарстан за Iполугодие 2008 года»

    Содержательный отчет
    В 2008 году согласно «Программе развития ТЭК Республики Татарстан на 2006-2020 годы» планируемый прирост запасов нефти по категориям А+В+С1 - 26,5 млн.
  5. Об утверждении программы социально-экономического развития республики татарстан на 2005 2010 годы (1)

    Статья
    предусматривать средства для реализации Программы при разработке проектов законов Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан на 2006 - 2010 годы;
  6. Об утверждении программы социально-экономического развития республики татарстан на 2005 2010 годы (2)

    Статья
    Стратегии социально-экономического развития развитых стран строятся на правильном позиционировании роли государства как регулятора социально-экономических процессов.
  7. Отчет по выполнению Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан Плана Программы «Социально-экономического развития Республики Татарстан за 2008 год»

    Содержательный отчет
    В 2008 году согласно «Программе развития ТЭК Республики Татарстан на 2006-2020 годы» планируемый прирост запасов нефти по категориям А+В+С1 - 26,5 млн.
  8. Программа «Использование результатов космической деятельности в целях социально-экономического развития Республики Татарстан (2008-2010 годы)»

    Программа
    (подпрограмма республиканской целевой программы «Развитие и использование информационных и коммуникационных технологий в Республике Татарстан («Электронный Татарстан» 2008 – 2010 годы)»
  9. Итоги социально-экономического развития Республики Татарстан в 2005 году Разработка и мониторинг программных документов социально-экономического развития республики

    Комплексный план
    В 2005 году Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан, ЦЭСИ Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан совместно с министерствами и ведомствами осуществило разработку следующих важнейших программных

Другие похожие документы..