Учебно-методический комплекс по дисциплине История России.

Основная часть

Основная часть курсовой работы посвящена решению задач поставленных во введении задач. Основная часть работы должна составлять не менее 70% ее полного объема. Она включает две-три главы, которые разбиваются на параграфы в соответствии с логической структурой изложения. Каждая глава состоит из двух параграфов, не менее. Желательно, чтобы главы и соответственно параграфы были примерно одинаковыми по объему. Деление работы на главы и параграфы должно служить логике раскрытия темы. Главы курсовой работы – это основные структурные единицы текста. Название каждой из них нужно сформулировать так, чтобы оно не оказалось шире темы по объему содержания и равновелико ей, так как глава представляет собой только один из аспектов темы и название должно отражать эту подчиненность. В основной части работы подробно излагаются ход вашего исследования, обосновываются и формулируются его промежуточные результаты. Принципиальными требованиями к основной части является доказательность, последовательность, отсутствие в ней лишнего, необязательного и загромождающего текст материала. Необходимо избегать логических ошибок, например, когда одинаково называют курсовую работу и одну из ее глав.

Оформление текста – одна из важнейших стадий работы над курсовой работой. Об оформлении нужно думать по ходу работы над темой, в процессе создания черновой рукописи. Ведь курсовая работа состоит не только из текстовой части, но включает в себя приложения, таблицы, диаграммы, иллюстрации и т.п. Все эти виды материала должны быть представлены в курсовой работе в соответствии с требованиями, предъявляемыми к работам, направляемым в печать.

Текстовой материал курсовой работы обычно содержит числительные, буквенные обозначения, цитаты, ссылки, перечисления и т.п. Количественные числительные записываются цифрами, если они являются многозначными, и словами, если они однозначны; например: десять автомобилей, а не : 10 автомобилей. Если при числительном даются в сокращенном обозначении единицы величины, то такое числительное (даже однозначное) записывается цифрами: например, 287 т. После сокращенной единиц меры, длины, массы, объема точка не ставится. При перечислении однородных величин и отношений сокращенное обозначение единицы величины ставится только после последнего числа.

Порядковые числительные пишутся словами: седьмой, двадцать пятый. Порядковые числители, обозначенные арабскими цифрами, не имеют падежных окончаний, если они стоят после существительного, к которому относятся, например: в гл. 11, на рис. 9, в табл. 6, и имеют падежные окончания, если они стоят перед существительным, например: 3-й раунд.

При перечислении нескольких порядковых числительных падежное окончание ставится только раз; например: капитан 1 и 2-го рангов.

Записанные римскими цифрами порядковые числительные падежных окончаний не имеют; например: IV курс, XX век (не: XX-й век).

В курсовых и других письменных работах часто используют сокращения. При этом применяются три основных способа: 1) сохраняется только первая (начальная) буква слова (город – г.); 2) сохраняется часть слова, отбрасываются окончание и суффикс (исторический – ист.); 3) пропускается несколько букв в середине слова, вместо которых ставится дефис (университет – ун-т). При этом сокращение должно оканчиваться на согласную и не должно оканчиваться на гласную, на мягкий и твердый знак.

Необходимо правильно оформлять общепринятые условные сокращения. После перечисления пишут: т.е. (то есть), и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное), и др. (и другие), и пр. (и прочие); при ссылках: см. (смотри); при цифровом обозначении веков и годов: в. (век), вв. (века), г. (год), гг. (годы).

Оформление цитат подчиняется следующим правилам. Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, она начинается с прописной (большой буквы). Если цитата включена на правах части в предложение авторского текста, она пишется со строчной (маленькой) буквы. Если в цитату вошла только часть предложения цитируемого источника, то либо после кавычки ставится многоточие и цитата начинается с большой буквы, либо цитата начинается с большой буквы и заканчивается многоточием; например: Г. Спенсер считал явления общественной жизни «…следующими общим мировым законам, как и все другие естественные явления».

Цитата начинается со строчной буквы и тогда, когда она органически входит в состав предложения, независимо от того, как она начиналась в источнике; например: П.А.Сорокин писал, что «уникальные условия революции дают возможность проверить многие социологические положения».

Ссылки в тексте на номер таблицы, страницы, главы пишут сокращенно и без значка №, например: табл. 2, с. 76, гл. 2. Если указанные слова не сопровождаются порядковым номером, то их следует писать в тексте полностью, без сокращений; например: «данные таблицы показывают, что...» и т.д.

Ссылку в тексте на отдельный раздел работы, не входящий в строй данной фразы, заключают в круглые скобки и используют сокращение «см.»; например: (см. приложение 1).

Подстрочные ссылки (сноски) печатают с абзацного отступа арабскими цифрами без скобки и размещают выше текста строки. От основного текста сноска отделяется сплошной короткой чертой. Нумерация ссылок осуществляется в последовательном порядке в пределах каждой страницы.

Перечисления, встречающиеся в тексте, рекомендуется оформлять следующим образом. Если перечисления состоят из отдельных слов или словосочетаний, то они пишутся в строчку и оформляются с помощью нумерации арабскими цифрами или латинскими буквами и запятых; например: В современной России можно выделить такие социальные слои: 1) верхний, 2) средний, 3) базовый, 4) нижний и 5) «социальное дно».

Если перечисления состоят из развернутых фраз со своими знаками препинания, то части перечисления чаще всего пишутся с новой строки и отделяются друг от друга точкой с запятой; например: Капиталистический строй характеризуется:

а) наличием буржуа и пролетариев;

б) ломкой старых социальных связей;

в) усиленной национальной интеграцией.

Цифровые данные, если они играют существенную роль в работе, представляют в виде таблиц.

Таблица – это система горизонтальных и вертикальных граф, снабженных краткими заголовками и порядковыми номерами. Нужно избегать повторов тематического заголовка в заголовках граф; не следует выносить в объединяющие заголовки повторяющиеся слова.

Основные заголовки (как правило, в единственном числе именительном падеже) в самой таблице пишутся с прописной буквы. Подчиненные заголовки пишут со строчной буквы, если они грамматически связаны с главным заголовком, и с прописной буквы, если такой связи нет. Заголовки (как подчиненные, так и главные) должны быть максимально точными и простыми.

Все таблицы, если их несколько, нумеруют арабскими цифрами в пределах всего текста. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись «Таблица…» с указанием порядкового номера таблицы; например: «Таблица 1» без значка № перед цифрой и точки после нее. Если в тексте работы только одна таблица, то номер ей не присваивают и слово «таблица» не пишут. Тематический заголовок таблицы располагают посередине страницы и пишут с прописной буквы без точки в конце.

При переносе таблицы на следующую страницу головку таблицы следует повторить и над ней поместить слова «Продолжение табл. 1»; заголовок таблицы не повторяют, если головка громоздкая, ее не дублируют, а пронумеровывают графы и повторяют их нумерацию на следующей странице.

Все цифровые данные должны быть логически однородными и сопоставимыми, основу их группировки должны составлять существенные признаки. При использовании таблиц, которые уже были опубликованы в печати, обязательно следует указать источник.

К фотографии прибегают, если необходимы особая документальность и наглядность изображения. В курсовой работе допустимо использование как ранее опубликованных фотографий, так и оригинальных фотографий автора. При этом к фотографиям предъявляются требования достаточной четкости и функциональности содержания, т.е. фотография должна отвечать замыслу работы и специфике положения, которое она должна проиллюстрировать.

Заключение

Заключение содержит сделанные автором работы выводы, итоги исследования. Эта часть, самая небольшая по объему, имеет особую важность. Поскольку именно здесь в завершенной и логической форме должны быть представлены итоговые результаты вашего труда. Заключение – это не просто суммирование достигнутых результатов, а своего рода синтез, органично соединяющий отдельные результаты по теме и совокупный итог вашей работы в целом. В заключении необходимо соотнести полученные выводы с целями и задачами, поставленными во введении, соединить в единое целое извлеченные выводы, оценить успешность собственной работы.

Заключение может быть построено в виде реферативного изложения содержания, когда дается краткий реферат-конспект положений, изложенных в работе. Заключение может быть написано в виде проблемного изложения основных положений работы.

Основные позиции, которые должны найти отражение в заключении:

  • следует доказать, что цель исследования достигнута

  • дать оценку решению поставленных задач

  • изложить основные выводы исследования

  • сформулировать дальнейшие перспективы исследования данной темы.

Объем заключения составляет от 5% до 10% от общего объема работы.

Список использованных источников и приложения

Вслед за заключением идет список использованных источников и литературы, который должен быть составлен в соответствии с установленными требованиями. Это перечень литературных и архивных источников, использованных автором в ходе работы автором над темой.

Каждый включенный в такой список источник необходимо отразить в работе. При ссылке на какие-то факты, взятые из работ других авторов или архивных материалов, следует обязательно указать в подстрочной сноске, откуда взяты приведенные материалы. Не стоит включать в библиографический список те источники, на которые нет ссылок в тексте курсовой работы, и которые вы использовали, а также энциклопедии, справочники, научно-популярные книги, газеты и архивные материалы.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части курсовой работы, помещают в приложении. По содержанию приложения очень разнообразны: копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, производственные планы и протоколы, отдельные положения из инструкций и правил, ранее неопубликованные тексты, переписка и т.п. По форме приложения могут представлять собой тексты, таблицы, графики, карты.

Приложения помещаются в конце курсовой работы. Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна продолжать общую нумерацию страниц основного текста.

Связь основного текста с приложениями осуществляется посредством ссылок, которые употребляются со словом «смотри», например: (см. приложение 1).

Библиографический аппарат – весьма значимая часть курсовой работы. Во-первых, это ценное указание на источники по теме исследования для тех, кто будет читать работу; во-вторых, он позволяет судить о научной культуре автора, глубине его проникновения в тему и этичности его позиции по отношению к авторам используемых источников. Библиографический аппарат курсовой работы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1. 84 «Библиографическое описание документа» и с учетом кратких правил «Составление библиографического описания» (2-е изд., доп. М.: Кн. Палата, 1991).

Отступление курсовых работ от требований ГОСТов (в частности ГОСТ 7.1 – 2003) называется как один из существенных недостатков. В связи с тем, что по написанию курсовой работы ГОСТа нет, требования, которые предъявляются к студентам, обучающимся по специальности 050401, 030401 «ИСТОРИЯ» следующие:

Курсовая работа носит учебно-исследовательский характер и в то же время должна опираться на новейшие достижения науки в своей сфере.

Необходимо правильно понимать сущность метода теоретического анализа и не сводить всю курсовую работу к переписыванию целых страниц из двух-трех источников. Чтобы работа не граничила с плагиатом, серьезные теоретические положения необходимо давать с ссылкой на источник. Причем это не должен быть учебник по данной дисциплине. Написание курсовой работы предполагает более глубокое изучение избранной темы, нежели она раскрывается в учебной литературе. Выполняя работу, не следует перегружать ее длинными цитатами из авторитетной исторической или теоретической литературы. Например, давая определение, надо своими словами изложить кто из ученых и в каких источниках дает определение или понятие это термина, и обязательно сравнить различные точки зрения, показать совпадения и расхождения, а также наиболее доказательные выводы в рассуждениях ученых. Важно проявить необходимую требовательность в отборе фактического материала, его систематизации, не допускать повторов, подмены анализа описанием фактов. Обращая внимание на стиль и язык изложения, следует обеспечить ясность выражения мыслей и четкость формулировок, точность определений, разнообразие употребляемой лексики, правильное использование специальных понятий и терминологии.

При оформлении научно-справочного аппарата курсовой работы следует учитывать следующие требования:

  • единообразие сносок на источники и историческую литературу;

  • точное название книг дается не на обложке, а по титульному листу либо по выходным данным, указанным на обороте титульного листа или на последней странице книги;

  • постраничные сноски печатаются через интервал;

  • таблицы, содержащие первичные исходные данные, следует оформлять в приложениях.

  • Различные служебно-вспомогательные материалы (инструкции, методики, бланки документов и др.), объемом превышающим ½ страницы курсовой работы следует выносить в приложения;

  • Рисунки (графики, диаграммы и схемы) и таблицы при возможности располагаются так, чтобы их можно было рассмотреть без поворота страницы или с поворотом по часовой стрелке (см. приложение 3);

  • Каждое приложение следует начинать с нового листа и обозначать в правом верхнем углу страницы, используя сквозную нумерацию.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии»

    Учебно-методический комплекс
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 050400.62 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ при очной форме обучения – 4 года.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии» специальность 050401 «История»

    Учебно-методический комплекс
    Учебный курс «История России первой половины XIX века» является необходимой частью системы подготовки профессиональных историков. Он относится к числу базовых дисциплин, изучаемых студентами исторического факультета.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии XX века» специальность 050401 «История»

    Учебно-методический комплекс
    Учебный курс «История России» является необходимой частью системы подготовки историков. Он относится к числу базовых дисциплин, изучаемых студентами исторического факультета.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии второй половины XIX начала XX века» специальность 050401 «История»

    Учебно-методический комплекс
    Учебный курс «История России второй половины XIX – начала XX вв.» является необходимой частью системы подготовки профессиональных историков. Он относится к числу базовых дисциплин, изучаемых студентами исторического факультета.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии. XX xxi века» для студентов III

    Учебно-методический комплекс
    Становление демократического государства, возрождение России, поиски модели общественного развития заставляют сегодня по-новому осмыслить драматичную историю нашего государства в ХХ в.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине история россии ХХ в. Специальность: История 030401. 65

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Истории России ХХ века» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и основной образовательной программой по специальности 030401.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине история россии начала ХХ в

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Истории России начала ХХ века» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и основной образовательной программой
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии 1917 2008 гг.» 050401 История (1)

    Учебно-методический комплекс
    У- Учебно-методический комплекс по дисциплине «История России 1917 – 2008 гг.» / Сост. Д.В.Ковалёв – Коломна: Коломенский государственный педагогический институт, 2008.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии 1917 2008 гг.» 050401 История (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «История России 1917– 2008 гг.» разработан в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки учителя по специальности 050401 «История»

Другие похожие документы..