Учебно-методический комплекс по дисциплине История России.

5.Темы практических и/или семинарских занятий

Раздел 1. Славяне

ТЕМА 1. «Восточные славяне в древности». (семинарское занятие - 4 часа).

Цель занятия:

Изучить основные проблемы происхождения славян, их общественный строй, хозяйственное устройство, расселение, культуру, обычаи, верования.

Вопросы к теме:

1. Проблема происхождения славян.

2. Общественный строй восточных славян - военная демократия. Община.

3. Хозяйственное устройство восточных славян.

4.Расселение восточных славян, территория и соседи.

5. Культура.

6. Язычество.

7. Быт.

Литература:

1. Третьяков П.Н. Восточнославянские племена. - М.,1953.

2. Третьяков П.Н. У истоков древнерусской народности. Л., 1970.

3. Древние славяне и их соседи / Огв. Ред. Кухнаренко Ю.В. - М., 1970.

4. Славяне накануне образования Киевской Руси. - М.,1963.

5. Кобычев В.П. В поисках прародины славян. - М., 1973.

6. Мавродин В. В. Происхождение русского народа. Л, 1978.

7. Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М.,1979.

8. Рыбаков Б.А. Геродотова 'Скифия". - М.,1979.

9. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. - СПб.,1914.

Раздел 2. Земля и власть в Древней Руси конца IХ - начала ХIII в.

ТЕМА 2: «Развитие феодальных отношений в Киевской Руси вXI-XII вв. (семинар)

Цель занятия:

Выяснить как происходил процесс складывания на Руси феодальных отношений, особенности его генезиса.

Вопросы к теме:

1. Особенности генезиса и развития феодального строя

2. Феодальное хозяйство в Киевской Руси XI-XII вв.

3. Сельская община в Киевской Руси XI-XII вв.

4. Челядь и холопы.

5. Смерды.

6. Рядовичи.

7. Закупы.

Литература:

1 Новосельцев А.П. Пути развития феодализма. – М., 1972.

2. Очерки истории русской деревни X-XIII вв. / Ред. Рыбаков Б.А. – М., 1956.

3 .Пьянков А.П. Происхождение общественного и государственного строя Древней Руси. – Минск, 1980.

4. Греков Б.Д. Киевская Русь. -М.,1953.

5.Зимин А.А. Холопы на Руси.- М. 1973.

6. Смотрите дополнительную литературу в Практикуме по истории с древнейших времен до конца XVIII века / Составитель В.П. Глаголев.- М, 1976. С .4-5.

7. Мавродин В.В. Образование древнерусского государства и формирование древнерусской народности. – М., 1971.

8. Рыбаков В.А. Киевская Русь русские княжества. – М., 1960.

9. Фроянов И.Я. Киевская Русь: очерки социально-политической истории. – М., 1980.

10. Свердлов Н.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. – М., 1983.

6. Тематика курсовых/контрольных работ/рефератов и методические указания по их выполнению

  1. Проблема происхождения славян в научной литературе.

  2. Восточные славяне во второй половине II тыс. н.э.: территория расселения и соседи.

  3. Хозяйство восточных славян.

  4. Язычество восточных славян.

  5. Образование Древнерусского государства.

  6. Общественный строй Киевской Руси.

  7. Новгородская земля во времена раздробленности.

  8. Русь и Орда: спорные вопросы истории взаимоотношений.

  9. Образование Российского централизованного государства.

  10. Иван Грозный и оценка его правления.

  11. История государственных символов России.

  12. История календаря в России.

Методические рекомендации по написанию, оформлению и защите курсовых (контрольных) работ

В соответствии с государственным образовательным стандартом по специальности 030401.65 «История» в высших учебных заведениях Российской Федерации предусмотрено написание курсовых работ.

Курсовая работа – это настоящее студенческое научное исследование. Поскольку пишется она по специальным предметам, назначение ее в том, чтобы выяснить, насколько студент овладел навыками самостоятельной научной деятельности, необходимыми для высокопрофессиональной деятельности будущего специалиста.

Цель курсовой работы:

а) закрепить, углубить и расширить теоретические знания по историческим дисциплинам;

б) выработать умение формулировать суждения и выводы, логически последовательно и доказательно их излагать;

в) выработать умение публичной защиты;

д) подготовить студента к более сложной задаче – выполнению дипломной работы.

Курсовая работа является одной из важнейших форм учебного процесса. Она направлена преимущественно на практическую подготовку и выполняется в соответствии с учебными планами. Написание курсовой работы предусмотрено учебным стандартом только по специальным дисциплинам. В течение учебного года пишется всего одна курсовая работа.

Тематика курсовых работ должна отвечать учебным задачам теоретического курса, быть увязана с практическими задачами народного хозяйства и науки, быть реальной.

При выборе темы курсовой работы должны учитываться два важных фактора; во-первых, тематика исследований, предлагаемая научными руководителями и, во-вторых, научные интересы самого студента. При этом выбранная тема студента должна быть также заранее утверждена научным руководителем, а затем на заседании кафедры. Тема курсовой работы должна отвечать профилю специальности «История».

Выбрав темы курсовой работы, студент пишет заявление на имя заведующего кафедрой с названием избранной темы и предполагаемого научного руководителя. Откорректировав с помощью научного руководителя проблемы исследования и его характер, студент должен разобраться со степенью изученности данной темы, обозначит для себя хронологические рамки исследуемой проблемы, составить предварительный план содержания курсовой работы.

План курсовой работы согласовывается с научным руководителем и в дальнейшем он может уточняться в зависимости от хода изучения проблемы, наличия собранного материала. С помощью научного руководителя составляется план изучения источников и литературы. Студент самостоятельно подбирает основные источники и литературу, подготовленный список согласовывается с научным руководителем. Совместно с научным руководителем составляется график консультаций. Черновой вариант должен быть представлен за месяц до защиты курсовой работы.

Первый этап работы над курсовой работой включает сбор материалов, накопление информации на основе изучения литературы по теме исследования. К ней относятся нормативно-правовые источники, опубликованные и неопубликованные документы (архивные), статьи из газет и журналов. Возможно использование электронных документов, полученных при помощи Интернета. На этом этапе следует воспользоваться услугами библиографического отдела областной и городской библиотек, библиографическими справочниками, электронными каталогами, электронными ресурсами.

Следующий этап – изучение, обобщение, критическое осмысление в процессе ознакомления источников и литературы. Следует внимательно относиться к источникам и литературе, проверять достоверность содержащихся в них сведений путем сопоставления их с другими источниками. На этом этапе студент делает необходимые выписки, которые будут использоваться в курсовой работе. Все выписки должны сопровождаться полным библиографическим описанием источника, из которого они взяты. Библиографическое описание включает: автора, название источника, места издания, название издательства, год издания, если речь идет о периодической печати, то и числа и месяца издания, указание страницы. В выписках сделанных из архивных документов следует назвать номер фонда, описи, дела и листа.

Требования, предъявляемые к курсовой работе, можно объединить в три группы: требования к структуре; требования к содержанию (основной части); требования к оформлению.

Структура курсовой работы должна способствовать раскрытию избранной темы:

  • иметь титульный лист

  • содержание (оглавление)

  • введение

  • основную часть

  • заключение

  • список использованных источников и литературы

  • приложения.

Титульный лист

Титульный лист (см. приложение 1) является первой страницей курсовой работы и заполняется по строго определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. Далее через три строки в правом углу указывается название кафедры, на которой пишется курсовая работа. В среднем поле дается заглавие курсовой работы, которое проводится после слова «тема» и заключается в кавычки. После заглавия курсовой работы к правому краю титульного листа указывается фамилия и инициалы студента, а также его принадлежность к пятому курсу очного отделения и шифр из номенклатуры специальности выпускника.

Далее, ниже по правому краю титульного листа указывается фамилия и инициалы научного руководителя, а также его ученое звание и ученая степень. В нижнем поле указываются место выполнения курсовой работы и год ее написания (без слова «год»).

После титульного листа помещается оглавление (см. приложение 2), в котором приводятся заголовки всех глав, параграфов и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки в оглавлении должны точно повторять заголовки в тексте. Нельзя сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации следует располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени помещают на три - пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинаются с прописной буквы, точку в конце заголовка не ставят. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Введение

Введение является наиболее ответственной частью курсовой работы, поскольку содержит в сжатой форме все фундаментальные положения, обоснованию которых посвящена работа. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяется общая цель курсовой работы, конкретные ее задачи и методы исследования. Обоснование актуальности темы не должно быть чересчур пространным и многословным. Тем не менее, основная задача студента состоит в том, чтобы сделать его убедительным. С точки зрения композиционной структуры курсовой работы обоснование актуальности темы должно занимать примерно 0.5 – 1 страницу введения и содержать объяснение того, почему к данной теме целесообразно обратиться именно сейчас, какова научная и практическая необходимость, в каком состоянии находятся современные научные представления о предмете исследования.

Далее следует остановиться на описании степени разработанности темы в научной литературе. Здесь необходимо привести названия основных источников, охарактеризовать сложившиеся подходы и методы, отметить и оценить индивидуальный вклад в разработку проблемы различных ученых. Вместе с тем следует показать, что еще осталось неразработанного в ней, чтобы было понятно, с какой целью вы за нее беретесь.

Затем нужно переходить к довольно трудному этапу – формулировке цели и задач своей работы. При определении целей и задач исследований необходимо правильно их формулировать. Эта формулировка должна быть по возможности четкой и краткой. Ее назначение – определить стратегию и тактику написания работы. Так в качестве цели не следует указывать «сделать». Правильно будет использовать глаголы «раскрыть», «определить», «установить», «показать», «выявить» и т.д. Безусловным требованием к тексту курсовой работы является соответствие сформулированной цели и выполнение поставленной задачи. Как правило, при написании курсовой работы цель ставится одна, она отражает главную суть вашей работы.

Объем введения занимает 10% из общего объема работы.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии»

    Учебно-методический комплекс
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 050400.62 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ при очной форме обучения – 4 года.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии» специальность 050401 «История»

    Учебно-методический комплекс
    Учебный курс «История России первой половины XIX века» является необходимой частью системы подготовки профессиональных историков. Он относится к числу базовых дисциплин, изучаемых студентами исторического факультета.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии XX века» специальность 050401 «История»

    Учебно-методический комплекс
    Учебный курс «История России» является необходимой частью системы подготовки историков. Он относится к числу базовых дисциплин, изучаемых студентами исторического факультета.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии второй половины XIX начала XX века» специальность 050401 «История»

    Учебно-методический комплекс
    Учебный курс «История России второй половины XIX – начала XX вв.» является необходимой частью системы подготовки профессиональных историков. Он относится к числу базовых дисциплин, изучаемых студентами исторического факультета.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии. XX xxi века» для студентов III

    Учебно-методический комплекс
    Становление демократического государства, возрождение России, поиски модели общественного развития заставляют сегодня по-новому осмыслить драматичную историю нашего государства в ХХ в.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине история россии ХХ в. Специальность: История 030401. 65

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Истории России ХХ века» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и основной образовательной программой по специальности 030401.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине история россии начала ХХ в

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Истории России начала ХХ века» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и основной образовательной программой
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии 1917 2008 гг.» 050401 История (1)

    Учебно-методический комплекс
    У- Учебно-методический комплекс по дисциплине «История России 1917 – 2008 гг.» / Сост. Д.В.Ковалёв – Коломна: Коломенский государственный педагогический институт, 2008.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии 1917 2008 гг.» 050401 История (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «История России 1917– 2008 гг.» разработан в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки учителя по специальности 050401 «История»

Другие похожие документы..