Учебно-методический комплекс по дисциплине История России.

4.Содержание курса

Раздел 1: Славяне

Тема 1. Проблема происхождения славян.

Дискуссия о времени и возмож­ныx территориях расселения. Эгноним «славяне» В источниках. Русы. Дискуссия об этнической принадлежности русов. Этноним «русь» В западноевропейских, византийских, восточных источниках.

Появление славян на исторической карте в VIв. Направление славянской экспансии. Склавены и анты Иордана, Прокопия Кессарийского, Маврикия Стратега, Фофилакта, Симокатты, Сообщение о социальном строе, характере рабства, быте славян.

Археологические данные о славянах VI-VII вв. Миграция сла­вян на Балканы, в Западную Европу. Проникновение в Испанию и Малую Азию. Славянские миграции на Восточно - Европейскую равнину второй половины 1 тыс. н.э. Славяне VI-VIII вв. в Сред­нем Преднепровье.

Истоки древнерусской народности. Этнический аспект обра­зования Древнерусского государства. Славянские «племена»-зем­ли по Повести временных лет.

Раздел 2. Земля и власть в Древней Руси конца IХ - начала ХIII в.

Тема 2. Образо­вание древнерусского государства.

Вопрос о роли славян, русов и варягов в образовании Древнерусского государства. Норманская теория и ее критика. Борьба вокруг норманской теории. Проис­хождение варягов. Происхождение княжеской династии - Кий, Рюрик, Олег и Игорь. Легендарный характер летописных извес­тий о ранней истории Древней Руси.

Тема 3. Вопрос о форме государственного устройства Киевской Руси.

Новгород и Киев - политические центры Древней Руси. Конф­ликт Игоря с древлянами 945 г. Монополизация полюдья в руках династии Рюриковичей. Ограниченность княжеской власти.

Расширение земель Руси при Владимире: собирание государ­ства при увеличение числа данников. Установление политической гегемонии киевского княжеского дома. Отмена полюдья. Сыновья Владимира - князья - «наместники». Вопрос о «лествичной си­стеме» и завещание Ярослава Мудрого. Начало срастания «земли» и «власти».

Социальный строй Древней Руси, его специфика. Основные концепции и их обоснование. Территориальная община как осно­ва социальной структуры, ее эволюция. Роль вече в политической жизни Руси. Народные движения Х-ХI вв. Место боярства в со­циальной структуре Руси. Пути возникновение городов.

«Закон Русский» - «Русская Правда». Дискуссия о происхож­дении и характере распространения «Русской Правды». «Правда Ярослава» как регулятор отношений новгородцев с князем. «Правда Ярославичей» - закон княжеского домена.

Категории населения: свободные и челядины, смерды, заку­пы, холопы, рядовичи.

Тема 4. Крещение Руси. Распространение государства на Руси в IX-X вв.

Крещение «Руси» В 867 г. патриархом Фотием, «русская митропо­лия» В Тмутаракани. Христиане - дружинники Игоря. Существо­вание в Киевской Руси местных христианских общин. Поездка Ольги в Византию в 959 г. и принятие ею христианства. Князь Владимир. Летописные версии о месте принятия им крещения. Крещение Руси в 988 г. Компилятивный характер летописных ста­тей о крещении Руси.

Ярослав и появление метрополии Византийского подчинения на Руси. Первый митрополит-русин Илларион. Зависимость русской церкви от Константинополя. Языческие традиции в христианской Руси. Значение принятие христианства.

Тема 5. Внешнеполитическое положение Руси в IX-XI вв.

Волго-Бал­тийский и Дунайско-Днепровский пути. «Путь из варягов в греки». Славянизация территорий.

Проблема леса и степи (земледельцы и кочевники). Хазария, передвижение венгров с востока, печенеги, появление половцев, возникновение у них государства. Миграция мирного населения из приграничных территорий на северо-восток.

Возникновение Волжской Булгарии. Роль Великого Булгара в торговле по Волго-Балтийскому пути. Поход Святослава на Бул­гарию. Тмутараканская Русь.

Политические отношения с Польшей и Моравией. Установле­ние отношений со Швецией. Шведо-варяжская дружина. Дипло­матические браки Ярослава. Византия. Колонии русов в Кон­стантинополе. Торговые договоры Руси с Греками, военные стол­кновения с ними.

Тема 6. Русь эпохи феодальной раздробленности.

Феодальная раздроб­ленность как закономерный и прогрессивный этап в обществен­ном развитии, ее место в общем ходе развития.

Социально-экономические изменения на Руси в ХII – начале ХIII вв. Подъем уровня сельского хозяйства. Рост городов и их территорий. Преобладание в городах торгового и ремесленного населения. Высвобождение людских ресурсов для производительно­го труда - основа прогрессивного развития в период феодальной раздробленности.

«Пространная правда». Создание системы -полусамостоятель­ных княжеских государств. Дискуссия о хронологии феодальной раздробленности.

Изменение границ племенных территориальных объединений как свидетельство создания системы государственных отношений. Экономическая основа дробление, земель и межкняжеских столк­новений.

Объективная необходимость установления более тесных свя­зей между землями в начале ХIIIв. Прерывание положительных тенденций развития татаро-монгольским нашествием.

Политическое устройство русских земель. Структура управле­ния. Роль местных политических традиций. Состав вече в ХII-нач. ХIII вв. Вече как объективный выразитель реальных потребностей народа.

Тема 7. Культура домонгольской Руси.

Понятие культуры и ее структура. Истоки культуры Древней Руси: славянское и русское язычество. Сосуществование язычества и христианства. Русский фолыqюр. Былины Киевского цикла. Сказки, пословицы и поговорки. Быт населения Древней Руси по данным письменности и археологии.

Письменность. Время и причины возникновения письменнос­ти у славян. Черты и резы. Кириллица и глаголица. Истоки глаго­лицы. Вопрос о распространении глаголицы на Руси.

Грамотность и образование. Школы в Древней Руси. Берестя­ные грамоты - свидетельство грамотности населения.

Летописание. Возникновение русского летописания. Памятни­ки летописания и летописные традиции Древней Руси. Полити­ческая тенденциозность летописцев. Генезис древнерусского ле­тописания. ПВЛ, проблема авторства. Списки и редакции.

Книжное дело. Писцы. Орудия и материалы для письма. Перга­мен. Украшения: миниатюры, заставки, инициалы. Переплет.

Литературные памятники. Остромирово Евангелие. Изборник Святослава 1073 г. Изборник 1076 г. Архангельское Евангелие. Слу­жебные минеи. Нестор «Чтение О Борисе и Глебе», «Житие Фео­досия». Иоаков Мних «Сказание о Борисе и Глебе». Киево-Печер­ский патерик. Поучение Кирилла Туровского. «Слово и моление Даниила Заточника». Успенский сборник. Дискуссия о «Слове О полку Игореве».

Общественно-политическая мысль. «Поучение Владимира Мономаха». «Слово О законе и благодати» Илариона.

Зодчество и живопись. Дворец Ольги. Десятинная церковь. Рас­пространение каменного строительства. Софийский собор в Нов­городе. Софийский собор в Полоцке. Владимир: Собор Успения, Церковь Спаса, Храм Покрова на Нерли. Храм Спаса в Чернигове. Собор Успения в Ростове.

Мозаики и фрески. Алимпий. Миниатюры «Остромирова еван­гелия». Иконопись.

Раздел 3. Татаро-монгольское нашествие и его последствия.

Тема 8. Дискуссия о роли татаро-монгольского ига в становлении Русского государ­ства. Евразийство и Л.Н. Гумилев.

Источники по истории монголов.

Образование монгольской державы. Социальная структура монголов. Военное искусство монгольского войска. Причины мон­гольской экспансии. Завоевание Китая, Средней Азии и Кавказа.

Появление монголов на рубежах русских земель. Битва на Кал­ке. Разделение завоеванных земель на улусы. Улус Джучи. Завоева­ние Батыем народов Поволжья и разорение Волжской Булгарии.

Борьба русских земель против татаро-монгольского нашествия.

Разорение Рязани Батыем по письменным источникам и архео­логическим данным. Действия русских князей по отражению та­таро-монгольской агрессии. Битва на р. Сити. «Злой город» Ко­зельск. Захват монголами Киева. Истребление монголами населе­ния Древней Руси. Катастрофические последствия нашествия Батыя. Образование Золотой Орды.

Утверждение господства Золотой орды над Русью. Дискуссия о размерах дани. Перепись населения. Институт баскаков. Анти­монгольские выступления на Руси в XIII в. Карательные экспеди­ции монголов.

Политика княжеских династий по отношению к Золотой Орде.

Проблемы внешней политики Александра Невского. Борьба с не­мецко-шведской экспансией. Борьба за ярлык на Великое княже­ние между князьями Северо-Восточной Руси. Перенесение мит­рополичьей кафедры во Владимир.

Тема 9. Возвышение Москвы.

Социально-экономические отношения в северо-восточной Руси XIV-XV вв. Медленное восстановление хозяйства. Усиление натурализации. Причины консервативности отношений: татары и наличие резервов для распространения фе­одализма вширь. Проблема оценки процесс а феодализации. Роль монастырей в освоении новых районов. Феодалы и крестьяне. Ха­рактер крестьянской зависимости.

Роль татарского ига в задержке процесса развития. Формы фе­одальной зависимости. Холопство и его удельный вес.

Положение городов. Место ремесла и торговли. Медленный рост городов. Новгород Великий и Псков.

Усиление процесса дробления в результате монгольского за­воевания и власти Золотой Орды. Система: великий князь - кня­зья - бояре-феодалы - слуги (дворяне, дети боярские). Особое место церкви. Возвышение Москвы и первые успехи объедине­ния.

Москва и Тверь в начале XIV в. Вопрос о факторах возвыше­ния Москвы. Начало борьбы за Великое княжение. Оформление политической линии Москва-Сарай. Переезд митрополита Пет­ра в Москву и его значение.

Княжение Ивана Калиты. Получение ярлыка на Великое кня­жение. Собирание земель вокруг Москвы за счет выплаты дани.

Русь на путях к Куликову полю. Северо-восточная Русь в кня­жение Семена Ивановича Гордого. Церковь и светская власть в середине XIV века. Митрополит Алексий. Б9рьба за великокня­жеский стол в период малолетства Дмитрия. Куликовская битва и нашествие Тохтамыша. Их последствия. Личность Дмитрия Дон­ского. Завещание Дмитрия Донского.

Русь после Куликовской битвы. Русь, Орда и Литва после нашествия Едигея. Русь и Орда. Тамерлан. Подъем самосознания. Отношения с Литвой. Литва как второй центр объединения рус ских земель. Значение унии 1385 г. Василий Дмитриевич и Ви­товт.

Феодальная война второй четверти XV в. Причины феодаль­ной войны ее итоги.

Русская церковь в условиях феодальной усобицы. Ферраро­-Флорентийская уния. Митрополит Иона и его позиция в феодаль­ной войне. Формирование концепции «Москва - третий Рим».

Тема 10. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы при Иване III.

Проблема централизации. Понятие, историческое значение централизации, внутренние и внешние причины объединения территории и централизации, последствия создания централизо­ванного государства. Централизация и формирование националь­ной культуры и психологии.

Самодержавие и централизация. Отличие европейской и рус­ской централизации. Степень прогрессивности централизации. Силы, заинтересованные в централизации.

Объединение княжеств северо-восточной Руси вокруг Моск­вы (вторая половина XV-начало ХVI вв.). Положение после фео­дальной войны. Правление Ивана 111. Отношения с княжествами и землями. Рост территории Московского княжества. Присоеди­нение Новгорода и Твери. Освобождение от татарского ига. По­следствия ига по письменным и археологическим источникам.

Характер социальных отношений в конце XV в. Вотчина и по­местье, крестьяне «черные», поместные, монастырские.

Первые шаги к централизации. Вопрос о восточном деспотиз­ме в Московской Руси. Изменение в политической структуре. Ог­раничение прав вотчинников. Лавирование власти между сосло­виями. Боярская Дума в правление Ивана 111. Судебник 1497 г. Борьба группировок вокруг Ивана 111.

Церковь и светская власть. Роль церковного землевладения.

Причины поражения «еретиков».

Ослабление роли Боярской Думы в княжение Василия 111.

Проблема «княжат». Дальнейший рост территории Московского княжества. Обстоятельства присоединения Пскова.

Тема 11. Общественно-политическая мысль конца XV-первой половины XVI века.

Дискуссия нестяжателей и иосифлян. Традиция общежи­тийных монастырей. Нил Сорский «Предание ученикам», «Устав монастырской жизни»). Бассиан Патрикеев. Максим Грек. Арте­мий. Феодосий Косой. Иосиф Болоцкий и его сторонники. Бер­сень Беклемишев. Федор Карпов. Иван Пересветов. Матвей Баш­кин. Ермолай Еразм.

«Беседа Валаамских чудотворцев». «Сказание О князьях Влади­мирских». «Повесть О Дракуле». «Повесть о белом клобуке», посла­ние монаха псковского Елеазарова монастыря Филофея, «Посла­ние Спиридона-Саввы».

Раздел 4. Россия в царствование Ивана Грозного.

Тема 12. Реформы середины XVI в.

Реформы Елены Глинской. Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Волнения в Москве 1547 г. и их причины. Алексей Ада­шев, Сильвестр и митрополит Макарий. «Избранная рада». Вос­становление принципов земской власти. I1рактика и соци­альный состав Земских соборов. Собор «примирения» 1549 г. Сто­главый собор 1551 г. Судебник 1550 г. - ограничение власти царя. Приказная система. Земская и губная реформы. Отмена кормле­ний. Установление единообразной системы поземельного обло­жения. Военная реформа.

Тема 13. Внешняя политика.

Взятие Казани в 1552 г. Северный Кавказ. Добровольное вхождение Астраханского ханства в состав России.

Опричнина и Ливонская война. Разногласия по внешнеполи­тическим вопросам и их объективное содержание. Адашев и Вис­коватыЙ. «Юрьевская дань». Начало Ливонской войны. Первые ус­пехи: Нарва, Юрьев. Перемирие. Возобновление военных действий. Образование Речи Посполитой в 1569 г.

Перемена во внутренней политике в 1560 г. Опала Сильвестра и Адашева. Начало репрессий. Разделение на опричнину и земщи­ну. Оппозиция опричнине. Митрополит Филипп. Зверства оприч­ников. Поход на Новгород. Субъективный смысл и объективное содержание опричнины.

Завершение Ливонской войны. Причины поражения. Последствия опричнины. Запустение земель. Бегство населения на окраины. Психологические аспекты последствия опричнины.

Начало освоения Сибири. Походы Ермака. Строгановы.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии»

    Учебно-методический комплекс
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 050400.62 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ при очной форме обучения – 4 года.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии» специальность 050401 «История»

    Учебно-методический комплекс
    Учебный курс «История России первой половины XIX века» является необходимой частью системы подготовки профессиональных историков. Он относится к числу базовых дисциплин, изучаемых студентами исторического факультета.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии XX века» специальность 050401 «История»

    Учебно-методический комплекс
    Учебный курс «История России» является необходимой частью системы подготовки историков. Он относится к числу базовых дисциплин, изучаемых студентами исторического факультета.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии второй половины XIX начала XX века» специальность 050401 «История»

    Учебно-методический комплекс
    Учебный курс «История России второй половины XIX – начала XX вв.» является необходимой частью системы подготовки профессиональных историков. Он относится к числу базовых дисциплин, изучаемых студентами исторического факультета.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии. XX xxi века» для студентов III

    Учебно-методический комплекс
    Становление демократического государства, возрождение России, поиски модели общественного развития заставляют сегодня по-новому осмыслить драматичную историю нашего государства в ХХ в.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине история россии ХХ в. Специальность: История 030401. 65

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Истории России ХХ века» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и основной образовательной программой по специальности 030401.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине история россии начала ХХ в

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Истории России начала ХХ века» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и основной образовательной программой
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии 1917 2008 гг.» 050401 История (1)

    Учебно-методический комплекс
    У- Учебно-методический комплекс по дисциплине «История России 1917 – 2008 гг.» / Сост. Д.В.Ковалёв – Коломна: Коломенский государственный педагогический институт, 2008.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии 1917 2008 гг.» 050401 История (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «История России 1917– 2008 гг.» разработан в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки учителя по специальности 050401 «История»

Другие похожие документы..