Филологический факультет редакционно-издательское дело магистерская

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Филологический факультет

РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО

Магистерская программа

Составители

профессор М.В. Михайлова, профессор Н.М. Солнцева

Печатается по решению Редакционно-издательского совета

филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Редакционно-издательское дело: Магистерская программа.

Издание отражает содержание лекционных курсов и семинарских занятий как филологического цикла, так и формирующих профессиональные навыки редактирования, корректорского чтения, дающих представление об организации издательского дела.

Программа предназначена для учащихся высших учебных заведений.

С Филологический факультет МГУ

им. М.В. Ломоносова,

Программа «Редакционно-издательское дело» включает девятнадцать дисциплин как традиционного филологического содержания, дающих системные фундаментальные знания и ориентированных на актуальные тенденции в теории, истории литературы, изучении современного литературного процесса, лингвистике, так и специализированных.

  • Дисциплины филологического цикла: «Актуальные проблемы филологии», «История и методология филологии», «Методология и практика библиографии», «Текстология и комментирование», «Гуманитарные курсы по выбору».

  • Специализированные теоретические и практические дисциплины: «История книги и издательского дела», «Теория и практика редактирования», «Редактирование специализированных текстов», «Практика рецензирования», «Практическая грамотность», «Практическая стилистика», «Культура речи».

  • Компьютерные технологии в филологии, в том числе редакционно-издательских программ.

  • Изучение иностранных языков, один из аспектов которого – практика редактирования переводных текстов.

  • Дисциплины социологического и административного профиля: «Психология и социология чтения», «Авторское право», «Экономика и организация издательского дела».

Обучение предполагает практические занятия в издательском центре филологического факультета МГУ, в московских издательствах. Учебный процесс рассчитан на три семестра (шестнадцать часов в неделю), четвертый семестр отведен на написание магистерской работы.

Цель программы – подготовка филологически квалифицированных редакторов широкого профиля, знающих иностранные языки, владеющих навыками корректорского чтения, компьютерного обеспечения редакционно-издательского процесса, способных ориентироваться в современном книжном рынке, проявлять себя в системе связей с общественностью, в рекламном деле. В ходе обучения развиваются научно-исследовательские способности, что позволяет магистранту продолжить обучение в аспирантуре.

С о д е р ж а н и е

История и методология филологии (М.М.Голубков, Н.В. Поселягин)………………………………..5

Актуальные проблемы филологии (П.Е Спиваковский)…………………………………………15

История книги и издательского дела (Е.Г. Домогацкая, М.В. Михайлова, Н.М. Солнцева)…….19

Теория и практика редактирования (С.И. Кормилов)……………………………………………..31

Редактирование художественных текстов (Н.З. Кольцова, М.С. Руденко)………………………38

Редактирование научных текстов (А.М. Ранчин)…………………………………………………..47

Редактирование специализированных текстов (М.Э. Конурбаев)…………………………………49

Текстология и комментирование…………………………………………………………………….62

Текстология и комментирование лингвистических источников (Е.А. Кузьминова)…………62

Текстология и комментирование литературных источников (Г.В. Зыкова)………………….71

Методология и практика библиографии (Д.П. Ивинский)………..………………………………..78

Культура речи (М.Ю. Сидорова)…………………………………………………………………….87

Практическая стилистика (О.Н. Григорьева)……………………………………………………….99

Практическая грамотность (Н.В. Николенкова)………………………………………………… 105

Практика рецензирования (А.П. Герасименко)……………………………………………………115

Психология и социология чтения (Л.В. Чернец)………………………………………………… 120

Компьютерные технологии в филологии (А.А. Варламов)…………………………………………….125

Экономика и организация издательского дела (Н.М. Солнцева)……………………………… 126

Авторское право (Н.М. Солнцева)………………………………………………………………….127

Теоретико-практический курс английского языка (В.А. Левашова)…………………………………130

д.ф.н., профессор Голубков М.М.,

Поселягин Н.В.

История и методология филологии

(лекционный курс)

Литература ХI – VII вв. и проблема выявления авторской позиции. Герменевтика писательского высказывания. Элементы саморефлексии древнерусской литературы. Литературное значение древнерусских письмовников. Образ древнерусского человека в понятиях «благословия» и «красноглаголанья». Франциск Скорина и его предисловия к библейским книгам как памятник литературной саморефлексии.

Первые риторики на русской почве. «Риторика» ХVII в. как важнейший памятник в истории русской филологии. Последующее развитие риторики в учебниках ХVII-ХVIII вв. Теоретическое осмысление речевых проблем в период становления филологического знания в России. Риторические сочинения Петровского времени (Риторики Софрония Лихуда, Михаила Усачева, Андрея Белобоцкого, Стефания Яворского, Козмы Афоноиверского). Руководство по риторике М.В.Ломоносова и образ просвещенного человека, общественного деятеля ХVIII в.

М.В. Ломоносов и его роль в становлении филологического знания. Работы М.В. Ломоносова «О нынешнем состоянии словесных наук в России» и «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке». Стилистическая реформа М.В. Ломоносова. Учение о трех штилях и его роль в становлении русского литературного языка. Нормативно-жанровая критика классицизма. В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков.

Литературно-эстетические концепции русского сентиментализма. Н.М. Карамзин и основные категории сентименталистской эстетики. Стилистическая реформа Н.М. Карамзина. Литературно-критическая деятельность И.И.Дмитриева.

Литературно-теоретические воззрения романтиков. Эстетическая программа раннего романтизма В.А. Жуковского («О критике», «Писатель в обществе», «О нравственной пользе поэзии»). «Пиетическая диетика» К.Н. Батюшкова. Полемика между «Арзамасом» и «Беседой любителей русской словесности» шишковистов: выработка форм литературной полемики (пародия, шарж, метаязык, доступный посвященным).

Программа гражданского революционного романтизма в литературно-критической деятельности декабристов. Формирование основных понятий романтической эстетики в работах В.К. Кюхельбеккера, принципы построения истории литературы с точки зрения идей гражданского свободомыслия у А.А. Бестужева. Литературные взгляды К.Ф. Рылеева, П.А. Вяземского, А.А. Бестужева-Марлинского.

Эстетические трактаты романтического направления Л.Г. Якоба, В.Ф. Одоевского, Д.В. Веневитинова, Н.И. Надеждина. «Философические письма» П.Я.Чаадаева.

Литературные взгляды и эстетические концепции В.Г. Белинского. Эстетические принципы «реальной критики» Н.А. Добролюбова и трактовка вопроса о соотношении искусства с действительностью. Революционно-демократическая критика Н.Г. Чернышевского, Д.И. Писарева, М.А. Антоновича.

Ф.И. Буслаев и мифологическая школа русского литературоведения. Труд Буслаева «Исторические очерки русской народной словесности и искусства». Эволюция научных взглядов Буслаева и его вклад в «школу заимствования». Научные взгляды Буслаева как предтеча сравнительно-исторической школы в русском литературоведении.

А.Н. Веселовский и сравнительно-исторический метод в литературоведении. Сравнительно-историческая школа, ее основополагающие принципы. Теория исторического мифотворчества Веселовского. Стадиальность литературного процесса и типологические заимствования. «Историческая поэтика» Веселовского. Дальнейшее развитие принципов сравнительно-исторического метода в трудах В.М. Жирмунского. В.М. Жирмунский как теоретик сравнительного литературоведения.

Д.Н. Овсянико-Куликовский и психологическая школа академического литературоведения. Учение А.А. Потебни о творческой сущности языка и ее приложение к истории литературы. Создание истории литературы как строгой академической дисциплины. «Истории» А.Н. Пыпина, С.А.Венгерова, Н.А. Котляревского.

Марксистское литературоведение. Представление о классовой сущности литературы. Формирование понятия «пролетарская литература». Литература как явление, обусловленное экономическими и социальными факторами. Марксистская теория классовой борьбы, смены общественно-экономических формаций и литература. Эстетические взгляды Г.В. Плеханова. В.В. Воровский и А.В. Луначарский.

Философия В.С. Соловьева и символизм. «Положительная эстетика» В. Соловьева и ее содержание. Символизм как миропонимание (Андрей Белый) и как течение литературно-художественной мысли. Саморефлексия символистов. Акмеизм как реакция на символистское мироощущение. Манифесты акмеизма. Символизм и акмеизм в академических трудах В.М. Жирмунского.

Русский формализм. Формалисты и формальный метод в литературоведении. ОПОЯЗ. Искусство как прием. Формальный метод в трудах Ю. Тынянова, Б. Эйхенбаума, В. Шкловского.

Место М.М.Бахтина в истории филологии. Его литературоведческие и философские взгляды. Теории романа, полифонического художественного мира, карнавала; понятия народной смеховой культуры, хронотопа. Принцип диалогичности как основа интерпретации произведения. Вопрос о традициях М.М. Бахтина в современной филологии.

Академическая школа марксистского литературоведения В.М. Фриче и В.Ф. Переверзева. Дореволюционные труды ученых и теория «искусства-игры». Классовый подход к искусству; прямое перенесение марксистской теории об общественно-экономических формациях на историю литературы, которая интерпретируется как «смена стилей». Сборники «Литературоведение». «Вульгарный социологизм» в литературоведении и его критика.

В.Я. Пропп и его научная методология. «Морфология сказки» и структурно-типологический метод в трудах В.Я. Проппа. Традиции сравнительно-исторической и формальной школ, их синтез в книге В.Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки». Структурные, генетические и исторические разыскания как основа методологии ученого. Вопрос о границах структурно-типологического метода.

Структурализм как течение филологической мысли. Московско-тартуская семиотическая школа. Ю.М. Лотман и эволюция его взглядов. Философские и идейно-эстетические взгляды участников школы – В.Н. Топорова, А.М. Пятигорского, Б.А. Успенского.

Школа нового историзма в литературоведении ХХ в. Журнал «Анналы». Труды М. Блока, Й. Хейзенги, Л. Февра. Научные принципы нового историзма и литературоведение. Новый историзм в Америке (Л. Монроз, С. Гринблатт, Х. Уайт). Новый историзм в России на рубеже ХХ – ХХI вв. Журнал «Новое литературное обозрение» и идейно-эстетические взгляды С. Козлова, А. Зорина, О. Проскурина и др. Текстологическая программа М.И. Шапира.

Место М.Л. Гаспарова в современном литературоведении. М.Л. Гаспаров и идеология «текст-для-меня». Принципы научности познания по М.Л. Гаспарову. Экспериментальные переводы и проблема практического результата филологической деятельности.

Постструктурализм и постмодернизм как течение филологической мысли. Эстетические принципы постмодернистской критики. Р. Барт, Ю. Кристева, Ж. Деррида и др. Основные категории постмодернистской критики. Постмодернизм и «постмодернистская чувствительность» в русской литературе, критике, литературоведении.

Герменевтика и постмодернизм как диаметрально противоположные принципы интерпретации художественного явления.

Нарратология как филологическая дисциплина. Понятие дискурса. Основные категории нарратологии и возможности их применения для интерпретации художественных произведений.

Современные принципы изучения «тоталитарной» эстетики. Работа К. Кларк «Советский роман: история как ритуал» и научные принципы изучения социалистического реализма. Требования дистанцироваться от идеологии и изучение литературы социалистического реализма как самобытного эстетического явления. Понятие «соцреалистический канон» и пути его интерпретации. Социалистический реализм как мифогенная эстетическая система. Работы Х. Гюнтера о литературе социалистического реализма. Коллективная монография «Соцреалистический канон» (СПб., 2000) и ее научное значение.

Современные истории литературы. Возможные принципы построения литературной истории.

  1. Филологический факультет Направление филология квалификация: магистр филологии Срок обучения

    Документ
    Руководитель программы магистерской подготовки «Классическая филология» - Лилия.Трофимовна. Леушина кфн, профессор каф. общего, славяно-русского языкознания и классической филологии филологического факультета
  2. План научной работы на 2010 год (темы, аннотации тем, публикации, конференции, семинары, диссертации)

    Документ
    План научной работы Филологического факультета и факультета искусств на 2010 год представляет собой освещение запланированной научной деятельности по 52 структурным подразделениям и образовательным программам факультетов.
  3. До 17. 05. 2012 Международная научная конференция «И. А. Гончаров в современном мире», посвященную 200-летию со дня рождения писателя Филологический факультет мгу им. М. В. Ломоносова

    Документ
    Заявки на участие в конференции присылать до 17 мая 2012 г. по почте или на электронный адрес. В заявке необходимо указать ФИО, ученую степень, ученое звание, место работы, почтовый и электронный адрес, контактные телефоны.
  4. Учебно-методическое пособие для студентов филологического факультета специальности «Русская филология» Электронное издание, рассчитанное на использование в качестве сетевого ресурса. (1)

    Учебно-методическое пособие
    6. Целевое предназначение – систематизация теоретических сведений, усвоение практических навыков работы с научными историко-археологическими и фольклорно-мифологическими источниками.
  5. Учебно-методическое пособие для студентов филологического факультета специальности «Русская филология» Электронное издание, рассчитанное на использование в качестве сетевого ресурса. (2)

    Учебно-методическое пособие
    Хрестоматия по славянской мифологии: учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / сост. Л.В. Скибицкая. – Брест : УО «БрГУ им. А.С.Пушкина», 2010.
  6. Магистерская работа студентки II курса магистратуры

    Магистерская работа
    Литературно-художественный и общественно-политический журнал в России – феномен с большой историей. В XX веке значение такого рода изданий резко возросло: дореволюционные журналы были закрыты (что тоже характеризует их значение – новое
  7. Информационный бюллетень №11

    Информационный бюллетень
    В одиннадцатом номере бюллетеня Совета по филологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию публикуются решения Пленума (18–19 сентября 2007 г.
  8. М. Л. Ремнева Ответственные за выпуск

    Информационный бюллетень
    председатель Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию, доктор филологических наук, профессор, декан филологического факультета МГУ имени М.
  9. Журналистика и медиаобразование-2010 Сборник трудов IV международной научно-практической конференции Белгород, 22-24 сентября 2010 года Белгород 2010

    Документ
    Журналистика и медиаобразование-2010: Сб. тр. IV Между-Ж92 нар. науч.-практ. конф. (Белгород, 22–24 сент. 2010 г.) / под ред. проф. А.П. Короченского, проф.

Другие похожие документы..