Рекомендации по проведению «Урока Содружества Независимых Государств» или «Урока дружбы государств – участников Содружества Независимых Государств» в общеобразовательных учреждениях государств – участников Содружества Независимых Государств

Рекомендации по проведению «Урока Содружества Независимых Государств» или «Урока дружбы государств – участников Содружества Независимых Государств» в общеобразовательных учреждениях государств – участников Содружества Независимых Государств

На современном этапе развития общеобразовательных учреждений, в условиях активного социального развития государств – участников Содружества Независимых Государств, с целью усиления внимания к решению задач гражданского, патриотического воспитания юных граждан, формирования у них гордости за достижения своей страны, бережного отношения к историческому прошлому и традициям народов Содружества независимых Государств рекомендуется 1 сентября провести «Урок Содружества Независимых Государств» или «Урок дружбы государств – участников Содружества Независимых Государств»в общеобразовательных учреждениях государств – участников Содружества Независимых Государств.

Развитие дружеских отношений государств – участников Содружества Независимых Государств на основе национальных традиций во многом зависит от образовательной политики, ее системности и результативности. Школа определяет будущее любой страны, является гарантом ее возрождения. Важную роль в развитии социального и образовательного опыта учащихся играют общеобразовательные дисциплины. Особый вклад курсов истории, обществознания, литературы и др. гуманитарных дисциплин состоит в раскрытии исторического пути, пройденного государствами–участниками Содружества Независимых Государств, становлении и развитии идей патриотизма и общественного служения, в обращении к конкретным примерам гражданственности в разные исторические эпохи.

При этом очевидно, что знание глубоких исторических корней и традиций, государственной символики, лежащих в основе современного общества государств–участников Содружества Независимых Государств, должно дополнятся эмоциональным восприятием устремлений и деяний исторических личностей – от выдающихся деятелей истории до рядовых участников событий, создававших историю государств, защищавших и укреплявших их.

При проведении мероприятий следует акцентировать внимание на героических страницах нашей истории, боевых подвигах земляков, историческом значении парти­занского движении, на событиях, свидетельствующих о большом вкладе народов в победу над гитлеровской коалицией во Второй мировой войне, о мирном «почерке» внешней политики государств-участников СНГ.

Работу общеобразовательных учреждений по организации и проведению первого урока целесообразно осуществлять под руководством специально созданного оргкомитета. В состав оргкомитета должны быть включены представители администрации учреждения образования и органов ученического самоуправления, общественных объединений, преподаватели истории и социально-гуманитарных дисциплин, руководители туристско-краеведческих клубов, кружков, музеев учреждений образования, классные руководители ветераны войны и труда, члены родительского комитета.

Заблаговременно оргкомитет должен составить подробный план проведения воспитательных мероприятий:

- сценарий;

- подготовка приглашений на первый урок для ветеранов войны;

- соответствующее оформление учебного заведения;

- техническое и музыкальное оснащение;

- выпуск радиогазет и тематических стендов, мультимедийных презентаций;

- подготовка обзора литературы «Героев знать, на них держать равнение», «Детство, опаленное войной».

При организации первого урока оргкомитету следует обратить внимание на необходимость интернационального воспитания учащих­ся.

В процессе подготовки первого урока целесообразно использовать воспитательные возможности музейной педагогики. Государственные музеи и мемориальные комплек­сы предоставляют возможность не только для ознакомления с уникаль­ными экспонатами и событиями, но и для проведения в обстановке представленной исторической эпохи встреч с представителями государственных органов власти и ветеранами «Связь поколений», «Фронтовые дороги» и др.

Эффективным средством гражданско-патриотического воспита­ния учащихся являются музеи учреждений образования. В музеях необходимо ор­ганизовать тематические выставки, приуроченные к наиболее значимым событиям существования Содружества Независимых Государств, оформить экспозиции, созданные из материалов и вещественных экспонатов, собранных во время поисковых акций, туристских похо­дов и путешествий непосредственно на местах, предусмотреть подготовку учащихся-экскурсоводов.

Одним из важнейших элементов государственности, признаком силы и гарантом стабильности государства, его способности защищать свои интересы являются его Вооруженные силы. Становление Вооруженных Сил, их развитие и боевой путь непосредственно связаны с историей государства, с борьбой народа за свободу и независимость Родины, за сохранение и упрочение завоеваний старших поколений. В Содружестве Независимых Государств воины издревле пользовались неизменной любовью народа, а трудная и опасная профессия – Родину защищать – всегда считалась одной из самых благородных. Такое отношение к ратному труду в народной среде воспитало у наших воинов качества, которые постоянно отмечали не только союзники, но и враги: несгибаемая воля к победе, стойкость в обороне, твердая решительность в наступлении, беззаветное мужество и храбрость, личная инициатива, героизм, крепкое войсковое братство и взаимовыручка. Особое место в формировании современных Вооруженных Сил страны занимает Великая Отечественная война, в ходе которой народ, его Вооруженные Силы отстояли не только свою независимость, но и продемонстрировали свои лучшие качества. В этой связи особое значение приобретает военно-патриотическое воспитание учащихся, установление контактов между воинскими подразделениями и учреждениями образования, знание молодежью славных защитников своего Отечества.

При поддержке представителей воинских частей можно провести экскурсии в эти части, выставки мини-моделей военной техники с показом карт важнейших военных операций, оформить фотогалереи ге­роев боевой славы, предусмотреть проведение цикла бесед на темы:

- "Служу Отечеству";

- "Победа советского народа в Великой Оте­чественной войне";

- "Цена Победы, ее значение для народов всего ми­ра";

- «Международный терроризм: проблемы национальной безопасно­сти и обороны».

Возможно проведение открытой кафедры «Есть такая профессия – Родину защищать».

Целесообразна организация дискуссии на тему «Никто не создан для войны» и организация встречи-чествования военнослужащих-земляков, проходящих службу в Вооруженных Силах страны, воевавших в Афганистане.

Возможно проведение экскурсии в музей истории Вооруженных Сил, Государственный музей истории Великой Отечественной войны, музеи боевой славы учреждений образования, по мемориальным местам воинской славы и др.

Основная цель «Урока Содружества Независимых Государств»: содействие сохранению исторической преемственности поколений, развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию государств – участников Содружества Независимых Государств, формированию у них понимания ценностей демократического общества и важнейших качеств личности: гражданской позиции, нравственности, патриотизма, чувства долга и личной ответственности за порученное дело.

Особую значимость в этой связи приобретает обращение к государственной символике государств – участников Содружества Независимых Государств. Каждый народ создает и уважает собственную национально–государственную символику. Единство культуры и истории каждой страны строится на общем языке ее символов. В каждом элементе государственной символики заложен глубочайший смысл. Эти символы отражают историю происхождения государства, его структуру, его цели, принципы, национальные и иные традиции, особенности хозяйства и природы. Обращаясь к государственной символике, важно понимать, что кроме официальных, утвержденных в таком качестве ее элементов – герб, флаг, гимн, есть и другие значимые символы для каждого государства – Конституция, Президент, исторические памятники и др.

Предлагаемые ниже материалы носят рекомендательный характер и составлены с учетом возрастных особенностей и уровня подготовки учащихся.

Рекомендации по проведению «Урока Содружества Независимых Государств» или «Урока дружбы государств – участников Содружества Независимых Государств» в начальной школе (1 – 4 классы)

Важная роль в развитии ребенка отводится социализации – усвоению им нравственных норм и правил, образцов поведения, необходимых для развития положительных качеств личности. Необходимой частью развития личности является воспитание любви к родной стране, к ее законам и символам.

В 1 и 2 классах задачей урока является воспитание у детей положительного отношения к государственным символам своего государства и государств – участников СНГ (флаг, герб, гимн).

Дети знакомятся с тем, что все они живут в определенном государстве. Каждое государство по–своему красивое. Для того чтобы в стране могли работать, отдыхать, учиться, нужны законы. Главный закон, определяющий жизнь государства, права и обязанности граждан - это Конституция (обязательно показать ее детям).

На уроке целесообразно использовать изображения Государственных гербов и Государственных флагов государств–участников СНГ, репродукции произведений художников–пейзажистов, фотографии исторических памятников и особенных мест каждого государства, запись Государственных гимнов.

Создать торжественную и праздничную атмосферу в классе помогут записи песен и народной музыки. Ученики должны зрительно представлять, как выглядят Государственные гербы и флаги стран - участников СНГ.

Детям можно предложить назвать цвета Государственного флага своей страны, сравнить с цветовой гаммой флагов других государств. Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет мир и чистоту совести, красный – огонь и отвагу, синий – небо, верность и правду, зеленый – природное богатство.

Необходимо сформировать у детей представление о том, что цвета Государственных флагов связаны с народными представлениями о красоте.

Белый, красный цвета издавна использовались в национальных народных костюмах. Из белого льняного полотна шили рубахи, из красной материи – нарядные сарафаны и другую одежду. При знакомстве младших школьников с гербом можно предложить описать Государственный Герб своей страны, рассмотреть герба других государств-участников СНГ, найти отличительные особенности каждого.

Учитель сообщает, что герб сочетает в себе знаково–символическое и эстетическое начало. Герб можно разглядывать, можно им любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно суметь грамотно прочесть.

Можно привести определенный порядок описания. Вначале называют цвет фона, затем – изображение, при этом первым называют изображение, находящееся в центре. Далее описываются особенные моменты, присущие гербу определенной страны.

Важно обратить внимание учащихся на то, как красивы эти цвета в картинах природы и произведениях искусства. В народном искусстве славянских народов белый и красный цвета имеют особое значение: белый цвет является символом чистоты, а красный – символом жизни. Синий цвет напоминает цвет неба, а значит, символизирует высокое и чистое. Зеленый цвет символизирует природное достояние. Именно поэтому эти цвета часто использовали крестьяне для своей одежды и украшения своих домов.

Замечаем мы эти цвета и в архитектуре, например, белые соборы и красные стены, башни и нарядное сочетание синего и белого в убранстве храмов.

Следует обратить внимание детей на функциональное назначение государственного герба и флага.

Активизации познавательной деятельности учащихся могут способствовать вопросы:

«Зачем нужен герб?»;

«Зачем нужен флаг?»;

«Где можно увидеть изображение флага и герба?».

Гости и туристы, приезжающие из других государств, видят на границе Государственный флаг и Государственный герб. Герб также мы видим на денежных знаках стран, на печатях, подтверждающих подлинность важных документов.

Учащиеся знакомятся с гимном своей страны, сравнивают его с гимнами других государств-участников СНГ.

Следует подчеркнуть, что гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях, во время национальных праздников, подъема Государственного флага, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны, люди встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

В качестве примера можно привести Олимпийские игры. Когда наши спортсмены выигрывают золотые медали, звучит гимн нашей страны и понимается флаг нашего государства.

Каждое утро в нашей стране начинается с Государственного гимна, который звучит по радио. Детям читается текст Государственного гимна их страны. Необходимо обратить внимание детей на его содержание, которое отражает любовь к Родине, красоту ее природы, гордость ее историей, надежды на будущее. В ходе урока целесообразно использовать пословицы, поговорки, песни, загадки о солнце, о природе, о Родине.

В 3 и 4 классах идет расширение представлений детей о родной стране, о государственных символах, Конституции – основном законе страны. У детей воспитываются любовь к родной стране, уважение к законам и символам. Активизации познавательной деятельности младших школьников могут способствовать вопросы:

«Как называется наша страна?»;

«Какие народы объединяет СНГ?»;

« Что такое Конституция?»;

«Какие символы имеет наша страна?»;

«Зачем стране нужна символика?».

Помочь ответить на эти вопросы может иллюстративный ряд, представленный на уроке. Используются изображения Государственного флага и герба, запись гимна. В качестве раздаточного материала могут служить рисунки флагов и гербов государств-участников СНГ. Раздаточный материал поможет научиться узнавать символы своей страны и отличать их от символов других стран.

Учащиеся 3 и 4 классов уже знают, какие цвета у государственных флагов, из каких элементов состоит герб, они также имеют представление об истории создания герба и флага. В ходе урока необходимо подвести школьников к пониманию того, что государственные символы страны имеют долгую историю, к ним надо относится с уважением, ими нужно гордится. На уроке дети слушают гимн своей страны, отвечают на вопрос: «Какие чувства у вас вызывают музыка и слова гимна?».

Для подведения итогов урока можно использовать коллективно–творческую работу различного характера:

- на большом полотне белой бумаги каждый ребенок обрисовывает свою ладонь и пишет на ней пожелание Содружеству Независимых Государств;

- изготовление бумажных журавликов и наклеивание их на полотно синего цвета: «Пусть будет мирным небо над землею».

В 3 – 4 классах можно провести игру «Символы государств-участников СНГ».

На доске размещается политическая или географическая карта Содружества Независимых Государств, ученикам раздаются наборы карточек с изображением флага и герба определенной страны. Задание: разместить правильно карточки на карте.

Дома ребята по желанию могут нарисовать рисунок любого из государств–участников СНГ. Это может быть изображение природы, исторических памятников и событий, людей и их деятельности.

Полученные младшими школьниками на «Уроке Содружества Независимых Государств» представления о символике государств– участников СНГ найдут дальнейшее развитие на уроках по окружающему миру, литературному чтению и музыке, будут способствовать их патриотическому воспитанию.

  1. Центральный федеральный округ (цфо) Белгородская область

    Документ
    Выступая 27 марта 2008 года на заседании областной Думы с отчетом «О выполнении программ социально-экономического развития области за 2007 год» губернатор Белгородской области Е.
  2. Рекомендации по проведению «Урока Содружества Независимых Государств» или «Урока дружбы государств – участников Содружества Независимых Государств» в общеобразовательных учреждениях государств – участников Содружества Независимых Государств (2)

    Урок
    На современном этапе развития общеобразовательных учреждений, в условиях активного социального развития государств – участников Содружества Независимых Государств, с целью усиления внимания к решению задач гражданского, патриотического воспитания юных
  3. Рекомендации по проведению «Урока Содружества Независимых Государств» или «Урока дружбы государств – участников Содружества Независимых Государств» в общеобразовательных учреждениях государств – участников Содружества Независимых Государств (3)

    Урок
    ,Рекомендации по проведению «Урока Содружества Независимых Государств» или «Урока дружбы государств – участников Содружества Независимых Государств» в общеобразовательных учреждениях государств – участников Содружества Независимых Государств
  4. Рекомендации по проведению «Урока Содружества Независимых Государств» или «Урока дружбы государств – участников Содружества Независимых Государств» в общеобразовательных учреждениях государств – участников Содружества Независимых Государств (4)

    Урок
    Развитие дружеских отношений государств – участников Содружества Независимых Государств на основе национальных традиций во многом зависит от образовательной политики, ее системности и результативности.
  5. Анализ работы муниципального общеобразовательного учреждения «тумакская средняя общеобразовательная школа» за 2009-2010 учебный год

    Документ
    Адрес школы: Астраханская область, Володарский район, с. Тумак, ул. Рабочая, 17. Аттестация школы: декабрь, 2 г. Лицензия на право ведения образовательной деятельности: Государственная регистрация юридического лица: серия 30 № 566560 от 11.
  6. Методические рекомендации по проведению дня знаний «Мы будущее России» (1)

    Методические рекомендации
    Дмитрий Анатольевич Медведев поддержал инициативу ГД РФ об объявлении 2009 года Годом молодежи и подписал указ «О проведении в Российской Федерации Года молодежи».
  7. Методические рекомендации по проведению дня знаний «Мы будущее России» (2)

    Методические рекомендации
    Предлагаем Вам ознакомиться с некоторыми патриотическими, социально значимыми Всероссийскими акциями и проектами, слётами и конференциями, семинарами и конкурсами, проводимыми в Российской Федерации Год молодежи.
  8. Приказ №54/39 от 31. 08. 2010 года программа развития муниципального общеобразовательного учреждения

    Программа
    Главная идея Программы развития школы - создание новой практики образования, необходимой для будущей жизнедеятельности обучающихся. Новая практика образования – это создание адаптивного к условиям региона, современного и конкурентоспособного
  9. Образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения (2)

    Образовательная программа
    Основная образовательная программа начального образования МОУ СОШ № 5 г. Владимира разработана в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки

Другие похожие документы..