Учебно-методический комплекс по дисциплине «история русского литературного языка» (название)

дополнительная

1. Аверинцев С.С. Крещение Руси и путь русской культуры // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. – М., 1991. С.53-61.

2.Беликов, В.И. Социолингвистика / В.И.Беликов, Л.П.Крысин. – М.,2001. [Приложение].

3.Бельчиков Ю.А. Отношение А.С.Пушкина к «простонародному» языку //Слово и текст в диалоге культур. – М., 2000.

4.Бельчиков Ю.А. Русский язык. XX век / Ю.А.Бельчиков. – М.: МГУ, 2003.

5. Бельчиков Ю.А. Русский литературный язык: стилистика, лексика, история / Ю.А.Бельчиков. – М., 2001.

5.Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке : учеб. пособие / Н.С. Валгина. – М.: Логос, 2001.

6.Васильев. А.Д. Слово в российском телеэфире. Очерки новейшего словоупотребления / А.Д.Васильев. – М.: Флинта – Наука, 2003.

7.Виноградов В.В. Основные проблемы изучения образования и развития древнерусского литературного языка / В.В. Виноградов // Избранные труды. – М.: Наука,1978.

8.Винокур Г.О. Русский язык. Краткий исторический очерк / Г.О.Винокур. – М.: Госиздат, 1945.

9.Живов В.М. Культурный конфликт в истории русского литературного языка XVIII – начала XIX в./ В.М.Живов. – М., 1990.

10.Живов В.М. Язык и культура в России XVIII века/ В.М.Живов. – М., Языки русской культуры, 1996.

11.Жуковская Л.П. О некоторых проблемах истории русского литературного языка древнейшего периода / Л.П.Жуковская // Вопросы языкознания. – 1972. – № 5.

12. Журавлев В.К. Русский язык и русский характер / В.К.Журавлев. – М.: Московский патриархат, 2002.

13.Замкова В.В. Славянизмы как стилистическая категория XVIII века /В.В.Замкова. – М., 1975.

14. Иванов Вяч.В. Наш язык // Вехи. Труды. – М., 1991. С. 354-361.

15.История лексики русского языка конца XVII – начала XIX вв. – М.: Наука,1981.

16.Ларин Б.А. Лекции по истории русского литературного языка (X – серединаXVII вв.): цикл лекций / Б.А.Ларин. – М.: Высш. шк., 1975.

17.Лаптева О.А. Живая русская речь с телеэкрана (разговорный пласт телевизионной речи в нормативном аспекте) / О.А.Лаптева. – Сегед, 1990.

18.Кожин А.Н. Лексико-семантические процессы в русском языке периода Великой Отечественной войны/ А.Н.Кожин. – М., 1985.

19.Кайперт Г. Крещение Руси и история русского литературного языка / Г.Кайперт // Вопросы языкознания, 1991, № 5.

20.Колесов В.В. Древнерусский литературный язык / В.В.Колесов. – М.: Высш. шк., 1990.

21.Колесов В.В. Язык города / В.В.Колесов. – М.: Высш. шк., 1991.

16.Колесов В.В. Русский язык. Вчера, сегодня, завтра / В.В.Колесов. – СПб.: Юна, 1998.

22.Колесов В.В. «Жизнь происходит от слова…» / В.В.Колесов. – СПб.: Златоуст, 1999.

23.Копорская Е.С. Семантическая история славянизмов в русском литературном языке нового времени/ Е.С. Копорская. – М.: Наука, 1988.

24.Купина Н.А. Тоталитарный язык: словарь и речевые реакции / Н.А.Купина. – Екатеринбург; Пермь, 1995.

25.Литературный язык Древней Руси: межвуз. сб – Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. – Вып.3. Проблемы исторического языкознания.

21.Литература и культура Древней Руси: Словарь-справочник под ред. В.В.Кускова. – М., 1994.

26.Костомаров В.Г. Русский язык среди других языков мира / В.Г.Костомаров. – М., 1975.

27.Обнорский С.П. Очерки по истории русского литературного языка старшего периода / С.П.Обнорский // Избранные работы. – М., 1960.

28.Ремнева М.Л. Литературный язык Древней Руси / М.Л.Ремнева. – М., 1988.

29.Ремнева М.Л. Еще раз о типах (видах, стилях) древнерусского литературного языка / М.Л.Ремнева // Вестник МГУ. – Серия 9: Филология. –1995. – № 4.

30Русский язык и советское общество. – М.,1968.

31.Русский язык конца XX столетия. – М., 2000.

32.Русский язык сегодня: сб. ст. – Вып. 1. – М., Азбуковник, 2000.

33.Сорокин Ю.С. Развитие словарного состава русского литературного языка XIX в. (30–90-е гг.) / Ю.С.Сорокин. – М.: Наука, 1963.

34.Толстой Н.И. История и структура славянских литературных языков/ Н.И.Толстой. – М.: Наука, 1988.

35.Успенский Б.А. Языковая ситуация Киевской Руси и ее значение для истории русского литературного языка./ Б.А.Успенский. – М., 1983.

36.Успенский Б.А. Языковая ситуация и языковое сознание в Московской Руси: соотношение церковнославянского и русского языков / Б.А.Успенский // Избранные труды. Т.2. Язык и культура. – М., 1996.

37.Филин Ф.П. Истоки и судьбы русского литературного языка / Ф.П.Филин. – М.: Наука, 1981.

38.Хабургаев Г.А. Проблема диглоссии и южнославянских влияний в истории русского литературного языка / Г.А.Хабургаев //Вопросы языкознания, 1991, № 2.

39.Шапир М.И. Язык быта – Язык духовной культуры/ М.И.Шапир// Russian Linguistics, 1996, vol.14, №2. С.129-146.

СПИСОК ЭНЦИКЛОПЕДИЙ

1.Лингвистический энциклопедический словарь (ЛЭС). – М.: Сов. энцикл., 1990.

2.Русский язык: энцикл. / под ред.Ф.П.Филина. – М.: Рус. яз.,1979.

3.Русский язык: энцикл. / под ред. Ю.Н.Караулова. – М.: Рус. яз., 1997.

4.Толковый словарь русского языка конца XX в. Языковые изменения. – СПб.: Фолио–пресс, 1998.

7.2. Материально-техническое и информационное

обеспечение дисциплин

1. Базовыми учебными пособиями являются «История русского литературного языка» Е.Г.Ковалевской, 1992; «История и теория русского литературного языка» А.И.Горшкова, 1984; «Краткий курс истории языка русской литературы» А.Н. Кожина, 1990; «Краткий очерк истории русского литературного языка» Б.А.Успенского, 1994; «История русского литературного языка.XI-первая половина XIX века» А.М. Камчатнова, 2005, а также учебно-методический комплекс «История русского литературного языка» Л.А.Беловой, 2006.

Структура комплекса:

— программа курса;

 — практическая часть, включающая тематику, вопросы, задания и литературу к коллоквиумам (№№1, 2) и практическим занятиям (№№ 1-8);

 — список основной и дополнительной литературы, а также энциклопедий;

 — список монографий к экзамену;

— приложения, содержащие терминологический минимум и учебный словарик курса, основные даты и вехи в истории русского литературного языка, сведения о типах русских письменных памятников, а также тексты русского литературного языка донационального периода.

Данный учебно-методический комплекс преследует несколько учебных целей:

  • представить базовый учебный курс в компактном изложении;

  • предложить студентам теоретический и практический материал, а также библиографию по изучаемым темам;

  • организовать разнообразные виды самостоятельной работы.

Обширный список литературы не только позволяет студентам выбрать нужные источники, но и служит базой для написания курсовых и дипломных работ по историко- лингвистическим проблемам.

Основная направленность комплекса – помочь студентам в самостоятельной работе.

3. Электронная библиотека курса включает:

1. Виноградов В.В. Литературный язык // Избранные труды. История русского литературного языка. М., – Наука, 1978 (текст) + /linguistics1/vinogradov-78.htm

2.Виноградов В.В. Основные этапы истории русского языка // Избранные труды. История русского литературного языка. М., – Наука, 1978 –/linguistics1/vinogradov-78.htm

3.«Церковнославянский язык»(текст) + /index.php?id=2429

4. Унбегаун Б. Русский литературный язык: проблемы и задачи его изучения // Поэтика и стилистика русской литературы / Памяти академика В.В.Виноградова. Л.: Наука. Ленинградское отделение / 1971/ C/ 329-333 (текст).

5.Бахарев А.И(статья о термине «Древнерусский язык») – «Место РЯ в ряду восточнославянскихз языков (история и современное состояние)» // Международный научно-теоретический журнал (Приложение к «Российскому историческому журналу») / 2008. – №1.– .С.48-53 + /publ/21-1-0-64 ?

6.Тимофеев К.А. Великий подвиг братьев-просветителей // Сб. материалов к празднованию Дня славянской письменности и культуры. – 2-е изд., испр. – Новосибирск, 2002 (текст) + /culture/slava/35-/55-.htm

7. Панин Л.Г. Церковнославянский язык и русская словесность // Сб. материалов к празднованию Дня славянской письменности и культуры. – 2-е изд., испр. – Новосибирск, 2002 (текст) +/culture/slava/35-/55-.htm

8. Дергачева – Скоп Е.И., Алексеев В.Н. Древнерусская книга. Истоки и корни // Сб. материалов к празднованию Дня славянской письменности и культуры. – 2-е изд., испр. – Новосибирск, 2002 (текст) + /culture/slava/35-/55-.htm

9.Винокур Г.О. Доклад о Ломоносове // «Вопросы литературы«, №3, 1997. –/voplit/1997/3/vinokur.html

10.Рут М.Э. «Евгений Онегин» – энциклопедия… русского литературного языка. –

(текст) + /science/literatura/other/64587972.html или http://www.eunnet.net/ ru

11.Введениеи главы монографии «Русский язык конца XX столетия», М.,- Языки культуры, 2000 (сканированный текст) надо сканировать!!!

12.Скляревская Л.И. Слово в меняющемся мире: русский язык начала XXI столетия: состояние, проблемы, перспективы // www.philology.ru.

13.Крысин Л.П. О некоторых изменениях в русском языке XXI в.// www.philology.ru.

14.Крысин Л.П. О русском языке наших дней // www.philology.ru.

15. Унгарбаева Г.И. Славянизмы и экологический кризис русского языка (текст) + /DN2006/Philologia/7_ungarbaeva.doc.htm

16. Бельчиков Ю.А. Русский язык. XX-й век. Тексты статей из монографии:

1) Из истории русского литературного языка XX века – о понятии «Современный русский язык».

2) Язык Пушкина в освещении академика В.В.Виноградова (к вопросу о понятии «Современный русский язык»).

3) Некоторые основные направления развития русского литературной лексики в советское время.

4) Из наблюдений над русским литературным языком эпохи Великой Отечественной войны.

5)О стабилизационных процессах в русском литературном языке 90-х годов XX века.

6) «Ненормативная лексика» в контексте некоторых тенденций в русской речевой коммуникации (конец XX –начало XXI столетия).

7) Основные тенденции развития стилистической структуры русского литературного языка «после Пушкина» до конца XX столетия. / Бельчиков Ю.А. – М.: МГУ, 2003.

17.Шапир М.И. (полемическая рецензия на книгу Б.А.Успенского «Краткий очерк истории русского литературного языка (X-XIX вв.)» // «Philologica», № 4, 1997 (текст) + /philologica/04/04uspenskij.ht

18.сайт www.philology.ru

7.3. Методические указания студентам

Результаты самостоятельной работы контролируются в процессе учебных аудиторных занятий и учитываются при аттестации студента (зачет, экзамен). При этом проводятся экспресс-опросы на практических и лекционных занятиях, терминологические диктанты, проверка конспектов, коллоквиумы, составление текстов – стилизаций, а также тестовых заданий.

разделы и темы для самостоятельного

изучения

Виды и содержание самостоятельной работы

Происхождение русского литературного языка. Современное состояние проблемы.

Конспектирование первоисточников:

А.1.Виноградов В.В. основные проблемы изучения образования и развития русского литературного языка.//Виноградов В.В. Избранные труды. История русского литературного языка. М., 1978.

2. Жуковская Л.П. О некоторых проблемах истории русского литературного языка// Вопросы языкознания, 1972, №5.

3.Обнорский С.П. Очерки истории русского литературного языка старшего периода// Обнорский С.П. Избранные труды по русскому языку. М., 1960 (глава на выбор).

4.Толстой Н.И. История и структура славянских литературных языков. М., 1980. С.3-48.

5. Филин Ф.П. Истоки и судьбы русского литературного языка. М., 1981. Гл.4.

5. Шахматов А.А. Очерк современного русского литературного языка. М., 1941. С. 60-70.

Б.Выбрать отрывок (1 стр.) одного из произведений древнерусского периода, комментировать языковые особенности текста и определить тип ЛЯ эпохи.

Светская повествовательная литература и публицистика Московской Руси (XVI-XVII вв.).

Сравнительный анализ бытовых повестей к. XVI-XVII в. и переписки И.Грозного с В.Грязным, А.Курбским. Выбор текстов осуществляется самостоятельно из хрестоматии по ИРЛЯ (М., 1989).

Роль М.В.Ломоносова в становлении русской научной терминологии и русского научного стиля.

Проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе):

1.Камчатнов А.М. История русского литературного языка.XI-первая половина XIXвека. М.,2005.С.345-352.

2.Ефимов А.И. История русского литературного языка. М., 1955. С.163-166.

Пути развития литературного языка во второй половине XVIII в.

Проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе):

1.Ковалевская Е.Г.История русского литературного языка. М., 1992. С. 112-145.

2.Камчатнов А.М. История русского литературного языка.XI-первая половина XIXвека. М.,2005. С.352-382,387-400.

Роль И.А.Крылова и А.С.Грибоедова и декабристов в истории русского литературного языка.

Проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе):

1.Ковалевская Е.Г.История русского литературного языка. М., 1992. С203-218.

2.Камчатнов А.М. История русского литературного языка.XI-первая половина XIXвека. М.,2005. С.487-490.

3.Кожин А.Н., Кожин А.А. Практический курс истории языка русской литературы. М., 1990. С.366-381.

Закрепление и развитие пушкинских языковых традиций в постпушкинскую эпоху

Проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе):

1.Ефимов А.И. История русского литературного языка.М., 1955. С.249-309.

2. Мещерский Н.А. История русского литературного языка. Л., ЛГУ, 1981. С.207-225

Язык художественной литературы и демократической публицистики второй половины XIX в.

Проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе):

1.Ковалевская Е.Г.История русского литературного языка. М., 1992. С.263-278.

2. Мещерский Н.А. История русского литературного языка. Л., ЛГУ, 1981.С. 236-242.

3. Ефимов А.И. История русского литературного языка. М., 1955. С.312-324.

4.Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка. М., 1982. С.421-430.

3.Анализ языковых особенностей одного из произведений художественной литературы эпохи (на выбор) в контексте обогащения литературного языка средствами разговорной речи.

Современная российская языковая ситуация (90-е гг.XX в. – начала XXI в.)

Проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе):

1.Русский язык конца XX столетия (1985-1995): введение, а также любую главу (параграф) на выбор. М., 2000.

2. Валгина Н.С.«Активные процессы в современном русском языке», любая глава. М., 2001 и др. (см. список литературы).

3).Опираясь на материалы современных СМИ (ТВ, радио, реклама, печать), подберите свои примеры (10-15), отражающие особенности функционирования современного русского языка конца XX – начала XXI в. (ориентиром выступают материалы указанных в списке литературы монографий).

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современный русский литературный язык» Ч (1)

    Учебно-методический комплекс
    Современный русский язык является одним из главных курсов в подготовке учителя-филолога. Его изучение необходимо не только с точки зрения овладения языковой нормой (разных ее видов), которая с одной стороны, стабильна, с другой – исторически
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современный русский литературный язык» Ч (2)

    Учебно-методический комплекс
    Современный русский язык является одним из главных курсов в подготовке учителя-филолога. Его изучение необходимо не только с точки зрения овладения языковой нормой (разных ее видов), которая с одной стороны, стабильна, с другой – исторически
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность дисциплины: Русская литература ХIХ века представляет собой важнейший период в русском литературном процессе, можно утверждать, кульминацию в развитии русской литературы в целом.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)

    Учебно-методический комплекс
    В основу настоящей программы положены типовые программы для педагогических вузов: Программы пединститутов. Русская литература XIX века. Для специальности № 2101 «Русский язык и литература» с доп.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 2 / 3 )» для 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н

    Учебно-методический комплекс
    В данном разделе содержится описание блока историко-литературных курсов, преподаваемых студентам башкирско-русского отделения. Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература»,
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 1 / 3 )» для 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н

    Учебно-методический комплекс
    Древнерусская литература: периодизация, основные жанры, стилевое развитие древнерусской литературы. Русская литература XVIII в. Барокко. Классицизм. Реформа стихосложения, эволюция жанров и стилей.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 3 / 3 )» для 5 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)

    Учебно-методический комплекс
    В данном разделе содержится описание блока историко-литературных курсов, преподаваемых студентам башкирско-русского отделения. Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература»,
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 3 / 3 )» для 5 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)

    Учебно-методический комплекс
    В данном разделе содержится описание блока историко-литературных курсов, преподаваемых студентам башкирско-русского отделения. Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература»,
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (1)

    Учебно-методический комплекс
    Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература», история русской литературы входит в цикл предметной подготовки.

Другие похожие документы..