Учебно-методический комплекс для студентов Сибайского института, обучающихся по специальности 030401 «История» Рекомендовано советом юридического факультета

Сибайский институт (филиал)

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Башкирский государственный университет»

«Утверждаю»

Зам. директора по учебной работе

_______________В.И. Хажин

«_____»___________2010 г.

И.А.Зарипов

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЮРКОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс

для студентов Сибайского института, обучающихся

по специальности 030401 «История»

Рекомендовано советом юридического факультета

(протокол №_ от__________)

Одобрено кафедрой новой и новейшей истории

(протокол №_ от___________)

СИБАЙ 2010

УДК 94(5)

ББК 63.3(5)

З 34

Учебно-методический комплекс для студентов IV-V курсов дневного отделения специальности «История» по «Исторической тюркологии» рекомендован к изданию кафедрой истории Сибайского института (филиала) Башкирского государственного университета.

(Протокол № 6 от 9 февраля 2007 г.)

Рецензент: канд. ист. н., доц. Сулейманов Ф.М.

З 34

Зарипов И.А.

Историческая тюркология. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 03.04.01. «История». — Сибай: РИЦ СИ БашГУ, 2010. — 92 с.

Учебно-методический комплекс по курсу «Историческая тюркология» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта для студентов специальности 030401 «История» и предназначен для формирования целостного представления о содержании учебного курса исторической тюркологии, о задачах и требованиях, о распределении программного материала по семестрам и курсам обучения, об основных требованиях к знаниям и умениям студентов.

Состоит из двух частей. Часть первая охватывает историю тюркских народов с древнейших времен до первой трети XV в. Во второй части учебно-методического комплекса помещены материалы, относящиеся ко второй трети XVI – начала XXI вв. УМК содержит вопросы для проверки знаний студентов, тестовые задания, перечень зачетных и экзаменационных вопросов.

Предназначен преподавателям, ведущим данный курс, студентам университетов, обучающихся по данной специальности.

© Зарипов И.А., 2010

© СИ БашГУ, 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ……………..…..

4

1.1.

Цель изучения дисциплины …………………………………………….

4

1.2.

Задачи курса. Место курса в профессиональной подготовке выпускников ……………………………………………………………………...

4

1.3.

Требования к уровню освоения дисциплины ………………………….

4

2.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА ……………...

4

2.1.

Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, слайдофильмов, кино и видеофильмов …………………

4

2.2.

Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля ………………………………………………………...

5

ЧАСТЬ I. ИСТОРИЯ ТЮРКОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО ПЕРВОЙ ТРЕТИ XV в. ..................

5

1.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ, ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ, ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО, ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ (VIII СЕМЕСТР) ………………………………………….

5

2.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………...

5

2.1.

Распределение часов по разделам, темам и видам работы …………...

5

2.2.

Темы дисциплины, их краткое содержание ……………………………

6

3.

ХУННЫ И ТЮРКИ (ЛЕКЦИЯ) ………………………………………..

25

4.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ………………………...………

39

5.

ТЕСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ……………………….…………..

49

6.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА …………….………………………………...

53

ЧАСТЬ II. ИСТОРИЯ ТЮРКОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ СО ВТОРОЙ ТРЕТИ XV ДО НАЧАЛА XXI ВВ. …………….…………

55

1.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ, ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ, ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО, ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ (IX СЕМЕСТР) ……………………………………………

55

2.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………...

55

2.1.

Распределение часов по разделам, темам и видам работы …………...

55

2.2.

Темы дисциплины, их краткое содержание ……………………………

56

3.

КАЗАНСКОЕ, СИБИРСКОЕ ХАНСТВА И НОГАЙСКАЯ ОРДА ВО ВТОРОЙ ТРЕТИ XV – НАЧАЛЕ XVII ВВ. ……………………...……

72

4.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ……………...…………………

83

5.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ……………………......................

89

6.

ИСТОРИЧЕСКИЕ КАРТЫ ......................................................................

91

1.ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1.1. Цель изучения дисциплины

Основная цель курса – сформировать у обучающихся соответствующее современному уровню мировой исторической науки представление о древней и средневековой истории тюркских народов мира. В ходе изучения курса студенты должны получить сведения Туркестане и тюрках, о древнейшем периоде истории тюрков, об эпохе неолита и бронзы в истории тюрков, о степях Евразии в эпоху раннего железа. Студенты должны познакомиться с историей Тюркского, Уйгурского, Киргизского, Хазарского, Кимакского каганатов, Волжской Булгарии, Золотой Орды. Изучение истории тюрков доводится до рубежа ХХ-ХХI вв. Курс должен дать представление об Исторической тюркологии как науке, ее принципах, методах, источниках и степени изученности.

1.2. Задачи курса.

Место курса в профессиональной подготовке выпускников

Курс предназначен для подготовки специалистов, владеющих базовыми знаниями по истории древних и средневековых тюрков, призван вооружить методическими и методологическими подходами в его изучении.

Общепрофессиональная дисциплина

1.3. Требования к уровню освоения дисциплины

В ходе изучения курса студенты должны усвоить основные понятия в сфере теории этноса, государства и права, внешней и внутренней политики, культуры, иметь четкие представления по хронологии истории тюрков, правильно определять места расположения древних и средневековых тюркских государств, тюркских национально-территориальных образований на территории бывшего СССР и Российской Федерации, знать основные характеристики, данные учеными-тюркологами тюркским народам и государствам, ориентироваться в проблемных вопросах истории тюрков.

2.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

2.1. Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ,

диафильмов, слайдофильмов, кино и видеофильмов.

  1. Видеофильм башкирского телевидения: «Из глубины веков».

  2. Видеофильмы: «Атилла», «Кочевник».

  3. История Древнего мира: Мультимедийный учебник. -М.: Maris Multimedia, 1999. 1 СD-ROM.

  4. История мировых цивилизаций – доиндустриальная эпоха: Мультимедийный учебник. Тюмень: Лаборатория мультимедиа Тюменского государственного университета, 2003 г. 1 СD-ROM .

2.2. Материальное обеспечение дисциплины,

технические средства обучения и контроля

  1. Соответствующие карты по истории Древнего мира, Средних веков, Новой и новейшей истории.

  2. Тесты по Исторической тюркологии (вариант 1,2,3).

ЧАСТЬ I. ИСТОРИЯ ТЮРКОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО ПЕРВОЙ ТРЕТИ XV В.

1. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ, ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ, ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО, ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

(VIII СЕМЕСТР)

п/п

Вид учебной работы

Всего

Часов

1.

Всего аудиторных занятий

32 часов

1.1.

Лекций

20 часов

1.2.

Семинарские занятия

12 часов

2.

Самостоятельная работа студентов

30 часов

2.1.

Доклады и сообщения

8 часов

2.2.

Чтение литературы по курсу

22 часа

3.

КСР

3 часа

4.

Итого (трудоемкость дисциплины)

65 часов

5.

Вид итогового контроля

Зачет

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Распределение часов по разделам, темам и видам работы.

п/п

Наименование тем и разделов

ВСЕГО

Аудиторные

занятия (час.),

в том числе

Самостоят.

работа

(часов)

Лекции

Семинары

Тема 1. Ведение. Источники и историография Исторической тюркологии

6

2

2

2

Тема 2. Древнейший период истории тюрков

4

0

0

4

Тема 3. Древнейшие государства степной Евразии эпохи бронзы. Древнейшие государства тюрков в степной Евразии

4

2

0

2

Тема 4. Кочевые племена Южной Сибири, Казахстана, Киргизстана. Саки. Древнейшие государства Средней Азии. Государство Кангюй. Государство скифов

6

2

0

4

Тема 5. Эпоха «Великого» переселения народов. Тюркские каганаты

6

2

2

2

Тема 6. Уйгурский и Кыргызский каганаты

6

2

0

4

Тема 7. Хазарский каганат

6

2

2

2

Тема 8. Волжская Болгария

6

2

2

2

Тема 9. Исторический Башкортостан (VI-XII вв.)

2

0

0

2

Тема 10. Мадьяры, печенеги, гузы (кыпчаки)

6

2

2

2

Тема 11. Центральная Азия в IX-XV вв.

4

2

0

2

Тема 12. Золотая Орда

6

2

2

2

КСР

3

0

0

0

ИТОГО:

65

20

12

30

  1. Учебно-методический комплекс для студентов Сибайского института, обучающихся по специальности 030401 «История» Рекомендовано советом юридического факультета (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс для студентов I курса дневного отделения специальности «История» по «Истории Древнего мира» рекомендован к изданию кафедрой новой и новейшей истории Сибайского института (филиала) Башкирского государственного университета.
  2. Учебно-методический комплекс для студентов Сибайского института, обучающихся по специальности 030401 «История» Рекомендовано советом юридического факультета (4)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по курсу «История Древнего мира» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта для студентов специальности 03.
  3. Учебно-методический комплекс для студентов Сибайского института, обучающихся по специальности 030401 «История» Рекомендовано советом юридического факультета (3)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по курсу «Историческая тюркология» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта для студентов специальности 030401 «История» и предназначен для формирования целостного
  4. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030401 «История» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Из требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы государственного образовательного государственного учреждения высшего профессионального образования по специальности 030401 (История)
  5. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030401 «История» (2)

    Учебно-методический комплекс
    История России в системе мировой истории; характерные черты исторического процесса в России; этногенез славян и этнокультурные процессы в восточном славянстве.

Другие похожие документы..