Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина

Тема 5. Психические особенности ребенка в первые периоды развития (4ч)

Общие тенденции пренатального периода развития. Кризис новорожденности. Психическая жизнь новорожденного. Развитие когнитивной сферы ребенка. Особенности эмоциональной сферы ребенка от рождения до 1 года. Развитие мотивационной сферы младенца. Общение и его роль на ранней стадии онтогенеза. Кризис 1-го года жизни.

Тема 6. Психологическая характеристика развития ребенка в раннем детстве (4ч)

Зарождение новых видов деятельности в раннем детстве. Когнитивные особенности ребенка раннего возраста. Аффективная сфера ребенка от 1-го года до 3-х лет. Особенности Я-концепции ребенка. Кризис 3-х лет.

Тема 7. Особенности психического развития в дошкольном возрасте (4ч)

Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Характеристика сюжетно-ролевой игры и ее значение для психического развития. Становление личности ребенка в дошкольном возрасте. Общение с взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте. Развитие познавательных процессов дошкольника. Основные направления развития речи в дошкольном возрасте.

Модуль 2.

Тема 8. Психические особенности ребенка младшего школьного возраста(7-11 лет)(4ч)

Понятие психологической готовности к школе. Кризис 7-ми лет. Основные проблемы адаптации ребенка к школе. Особенности учебной деятельности, ее структура. Мотивационная сфера младшего школьника. Особенности становления личности младшего школьника. Основные психологические новообразования младшего школьника. Познавательные психические процессы в младшем школьном возрасте. Индивидуальные различия в младшем школьном возрасте.

Тема 9. Психология подростка (11-15 лет) (2ч).

Подростковый кризис: понятие, основные подходы. Физиологические особенности подростка. Личностное развитие подростка: мотивационно-потребностная сфера, эмоционально-волевая сфера, нравственное развитие, формирование Я-концепции и чувства взрослости. Общение с взрослыми и сверстниками как фактор социализации подростка. Особенности учебной деятельности в подростковый период. Познавательные психические процессы в подростковом возрасте. Акцентуации характера в подростковый период.

Тема 10. Особенности психического развития старшего школьника (15-17 лет) (2ч)

Понятие юности и ее возрастные границы. Теории юности. Физическое развитие в юности. Социальная ситуация развития в юности. Изменения в познавательной деятельности старшеклассника. Особенности самосознания и самооценки в старших классах. Формирование юношеского мировоззрения. Личностное и профессиональное самоопределение в ранней юности.

Тема 11.Психология юности (17-20 л.) (2ч)

Понятие кризиса 17 лет. Социальная ситуация развития в юности. Когнитивное развитие в юности. Основные варианты жизненного пути в юности. Особенности студенческого возраста. Основные линии онтогенеза в юности.

Тема 12.Особенности развития в период молодости (20-30 л.) (2ч)

Физическое и когнитивное развитие в период молодости. Психосексуальное развитие. Создание семьи. Родительство. Профессиональная деятельность в период молодости. Кризис 30 лет жизни.

Тема 13. Особенности развития зрелой личности (30-60 лет) (2ч)

Зрелость и психологический возраст. Психофизиологические и морфофункциональные изменения в зрелый период. Социальная ситуация в зрелости. Профессиональная продуктивность в зрелом возрасте. Понятие «акме». Кризис 40 лет жизни. Проблема разводов в среднем возрасте. Отношения между поколениями в зрелости: взрослые дети, внуки, престарелые родители.

Тема 14. Геронтопсихология (развитие человека после 60-70 лет) (2ч)

Основные установки в обществе по отношению к старению и старым людям. Периоды поздней взрослости: предстарческий, старческий, позднестарческий, дряхлость. Физические аспекты старения. Теории старения. Причины изменения познавательных способностей в старости. Основные линии онтогенеза в старости. Смерть как финальная стадия человеческого развития. Стадии приспособления к умиранию. Система хосписов и добровольный уход из жизни.

Тема 15. Отклонения в психическом развитии ребенка (4 ч)

Особенности детей с задержками психического развития, умственной отсталостью. Проблемы одаренных детей. Особенности детей и подростков с дисгармониями эмоционально-волевой сферы. Девиантное, делинквентное, аддиктивное поведение подростков. Психокоррекционная работа с «трудными» детьми. Развитие личности в экстремальных условиях и условиях депривации.

ПРАКТИЧЕСКИЕ (СЕМИНАРСКИЕ) ЗАНЯТИЯ

Модуль 1.

Занятие № 1.Стадиальность психического развития (4ч)

Цель занятия: работать над аналитическими умениями студентов; закрепить теоретические знания по теме; развивать учебно-познавательную активность студентов.

Вопросы для обсуждения

  1. Периодизация психического развития Л. С. Выготского.

  2. Возрастная периодизация Д. Б. Эльконина.

  3. Периодизация развития личности по З. Фрейду.

  4. Стадии развития личности по Э. Эриксону.

  5. Развитие морального сознания личности в концепции Л. Кольберга.

  6. Периодизация интеллектуального развития по Ж. Пиаже.

  7. Интеллектуальное развитие ребенка по Дж. Брунеру.

  8. Интегральная периодизация развития (В.И. Слободчиков, Г.А.Цукерман).

Занятие № 2.Психологические особенности развития ребенка
от рождения до 3-х лет
(2ч)

Цель занятия: закрепить теоретические знания по теме «Психология раннего детства»; выявить особенности развития детей в указанный период; развивать учебно-познавательную активность студентов.

Вопросы для обсуждения

  1. Предметно-манипулятивная деятельность и ее влияние на развитие психики ребенка.

  2. Динамика развития речи ребенка до 3х лет.

  3. Общение ребенка со взрослыми и сверстниками и его влияние на становление личности.

  4. Кризис 1-го и 3-го годов жизни.

Занятие № 3. Развитие психики ребенка в дошкольный период (2ч)

Цель занятия: закрепить теоретические знания по теме «Психология дошкольника»; определить основные личностные характеристики в дошкольном возрасте; развивать учебно-познавательную активность студентов.

Вопросы для обсуждения

  1. Аффективная сфера дошкольника. Эмоциональные нарушения.

  2. Особенности мотивационной сферы в дошкольном возрасте.

  3. Формирование Я-концепции ребенка дошкольного возраста.

  4. Общение ребенка со взрослыми и сверстниками в дошкольный период.

Модуль 2.

Занятие № 4.Психология младшего школьника(2ч)

Цель занятия: закрепить теоретические знания по теме; обсудить основные проблемы данного периода; развивать учебно-познавательную активность студентов.

Вопросы для обсуждения

  1. Проблема обучения детей с 6-ти лет: за и против.

  2. Основные причины школьной дезадаптации.

  3. Самооценка младшего школьника и школьная успеваемость.

  4. Особенности общения младшего школьника с взрослыми и сверстниками.

  5. Особенности познавательной сферы младшего школьника.

Занятие № 5. Особенности подростковой субкультуры(2ч)

Цель занятия: сформировать понятийный аппарат по данной теме; обсудить особенности подростковой субкультуры; развивать умение анализировать внешние поведенческие проявления и внутренние характеристики поведения подростка; формировать устойчивую гражданскую позицию студентов.

Вопросы для обсуждения

  1. Музыка как часть подростковой субкультуры (поп, рэп, джаз, рок, «хэви металл» и др.).

  2. Одежда и стиль поведения подростка. Подростковый сленг.

  3. Особенности подростковых группировок (панки, хиппи, металлисты, фанаты и др.).

  4. Девиантные субкультуры (сатанисты, неонацисты и др.).

Занятие № 6.Психология ранней юности (2ч)

Цель занятия: закрепить теоретические знания по теме «Психология ранней юности»; обсудить основные проблемы данного периода; сформировать умение выявлять профессиональную направленность учащихся; развивать учебно-познавательную активность студентов.

Вопросы для обсуждения

  1. Основные проблемы ранней юности.

  2. Становление нового уровня самосознания и устойчивого образа «Я».

  3. Формирование жизненных планов и перспектив. Способность к профессиональному самоопределению.

  4. Профориентационная работа в старших классах.

Занятие № 7.Психология молодости (2ч)

Цель занятия: закрепить теоретические знания по теме «Психология ранней взрослости»; обсудить психологические образования данного периода; развивать учебно-познавательную активность студентов; готовить студентов к будущей семейной жизни.

Вопросы для обсуждения

  1. Причины вступления в брак.

  2. Любовь как фундаментальная человеческая эмоция. Теория любви Р. Стернберга.

  3. Особенности взаимоотношений между супругами на начальном этапе семейной жизни.

  4. Психогигиена супружеских взаимоотношений.

Занятие № 8.Психология поздней зрелости(2ч)

Цель занятия: закрепить теоретические знания по геронтопсихологии, обсудив основные проблемы данного периода, развивать креативность и самостоятельность студентов, способствовать развитию эмпатии и толерантности во взаимодействии с позднезрелыми субъектами, способствовать развитию взаимопонимания студентов со старшим поколением.

Ход работы

Занятие проводится в виде ролевой игры «Суд над Старостью», в которой моделируется ход судебного заседания над обвиняемой - Старостью.

Студенты готовятся к занятию, распределив главные роли: Судьи, Помощника судьи, Обвинителя, Защитника, Ответчика Старости. Остальные студенты выступают в роли свидетелей защиты и обвинения и т.д.

ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Модуль 1.

Лабораторное занятие№1.Методы исследования в психологии развития(2ч)

Цель: закрепить теоретические знания по данной теме; сформировать у студентов компетенции психодиагноста.

Основные понятия: наблюдение, эксперимент, тестирование.

Оборудование и материалы: раздаточный материал.

Ход работы

  1. Составь карту наблюдения.

  2. Придумай экспериментальную ситуацию.

  3. Ответь на задания в раздаточном материале

Лабораторное занятие№2.Психодиагностические и развивающие методы в работе психолога (4ч)

Цель: закрепить теоретические знания по данной теме; сформировать у студентов сформировать у студентов профессиональные компетенции.

Основные понятия: наблюдение, тест, эксперимент, стимульный материал, программа развития, тренинг.

Оборудование и материалы: психодиагностические методики изучения особенностей развития детей разного возраста, бланки фиксации результатов, ключи, программа оптимизации познавательной активности.

Ход работы

        1. Ознакомиться с методиками.

        2. Изготовить необходимый стимульный материал.

        3. Разработать индивидуальную траекторию познавательного развития личности.

Лабораторное занятие№3. Психодиагностические методы исследования
ребенка в раннем детстве
(4ч)

Цель: закрепить теоретические знания по данной теме; сформировать у студентов сформировать у студентов компетенции психодиагноста.

Основные понятия: тест, экспериментальная методика, сырой балл, стандартный балл, стимульный материал.

Оборудование и материалы: психодиагностические методики изучения особенностей развития познавательных процессов, становления личности, развития манипулятивной деятельности, бланки фиксации результатов, ключи.

Ход работы

  1. Ознакомиться с методиками.

  2. Изготовить необходимый стимульный материал.

  3. Оформить лабораторное занятие в тетрадях для лабораторных работ по схеме: № лабораторной работы, тема, дата, цель, ход работы, используемые методики, инструкции, результаты применения, выводы, достоинства и недостатки методик.

Лабораторное занятие №4. Психодиагностические методы исследования
детей в дошкольном возрасте (4ч)

Цель: закрепить теоретические знания по данной теме; сформировать у студентов сформировать у студентов компетенции психодиагноста.

Основные понятия: тест, экспериментальная методика, сырой балл, стандартный балл, стимульный материал.

Оборудование и материалы: психодиагностические методики изучения особенностей развития познавательных процессов, личности и межличностных взаимоотношений в дошкольном возрасте, бланки фиксации результатов, ключи.

Ход работы

  1. Ознакомиться с методиками.

  2. Изготовить необходимый стимульный материал.

  3. Оформить лабораторное занятие в тетрадях для лабораторных работ по вышеприведенной схеме.

Лабораторное занятие №5. Психодиагностика детей в дошкольном возрасте (4ч)

Цель: реализация психодиагностики детей дошкольного возраста.

Оборудование и материалы: психодиагностические методики изучения особенностей развития познавательных процессов, личности и межличностных взаимоотношений в дошкольном возрасте, бланки фиксации результатов, ключи.

Ход работы

  1. Провести исследование познавательных психических процессов, личности, межличностных взаимоотношений среднего и старшего дошкольного возраста.

  2. Обработать и интерпретировать полученные данные.

Модуль 2.

Лабораторное занятие №6. Психодиагностика развития младшего школьника (4ч)

Цель занятия: реализация психодиагностики детей в младшем школьном возрасте.

Оборудование и материалы: методики изучения младшего школьника, стимульный материал, бланки для фиксации результатов.

Ход работы

  1. Провести психологическое исследование младшего школьника.

  2. Обработать и проанализировать полученные данные.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (18)

    Учебно-методический комплекс
    С 77 Теория и методика обучения информатике [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И.В. Старовикова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (19)

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Р.М. Беликова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (62)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030600 (050502) «Технология и предпринимательство»
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (64)

    Учебно-методический комплекс
    Выписка из ГОС ВПО по направлению подготовки дипломированного специалиста 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»:
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (21)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (25)

    Учебно-методический комплекс
    П Коррекционная педагогика с основами специальной психологии [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.А. Першина; Бийский пед. гос.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (46)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030600 (050502.65) «Технология и предпринимательство (Технология агропромышленного производства)»
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (61)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (5)

    Учебно-методический комплекс
    В Возрастная психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им.

Другие похожие документы..