Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина

1) отрицание (возможность смерти не признается, сохраняется надежда на ошибочность диагноза).

2) гнев (осознание близкой смерти приводит к фрустрации, кружению надежд и планов).

3) торг (поиски возможностей продлить жизнь, диалог с Богом или врачом).

4) депрессия (чувство безнадежности).

5) принятие (смирение и ожидание неизбежного финала). Не существует универсальной последовательности стадий, не все переживания присущи каждому человеку. Нередко процесс умирания вообще может происходить совсем по другому. Многое зависит от условий, в которых находится больной. Американский психолог отмечает позитивную роль хосписов, создаваемых для умирающих от спида и рака. Характер самого процесса умирания, ухода из жизни, определяется главным образом личностью человека. У людей с эгоистической направленностью перед неминуемой смертью часто возникает отчаяние, страх смерти сочетается с нравственными страданиями. По-другому уходят из жизни люди с духовно-нравственной и сущностной направленностью личности. Даже при наличии тяжелой болезни может до конца продолжаться личностный рост. Духовно-нравственный и сущностной направленности личности человек приходит к «осознанию безусловного значения жизни перед лицом самой смерти».

Добровольный уход из жизни. Имеет ли человек право на добровольный уход из жизни. Одни полагают, что человек волен сам распоряжаться своей жизнью и вправе прекратить ее немучительно, когда возраст и болезни все равно не оставляют никаких перспектив. Другие считают, что умирать надо только естественной смертью, несмотря на все имеющиеся фатальные болезни, ибо со стопроцентной вероятностью никто не скажет, действительно ли в данном конкретном случае болезнь закончится летальным исходом или нет. В последние годы ведется активные дискуссии по поводу возможности оформления правового статуса эвтаназии (это действия врача, целью которых является вызвать смерть безнадежно больных людей). Различают активную и пассивную эвтаназию. При активной эвтаназии врач использует спец. средства, ускоряющие наступление смерти. Это может быть смертельная инъекция какого-либо вещества, передозировка снотворного. Пассивная эвтаназия означает отказ от мер, способствующих поддержанию жизни. Пассивная эвтаназия не предполагает никаких активных действий, непосредственно приводящих к смерти. В данном случае речь идет о прекращении поддерживающих жизнь процедур, в результате чего наступает естественным путем. С юридической точки зрения активная эвтаназия недопустима. В настоящее время она рассматривается как, безусловно противозаконное действие, а врач подлежит наказанию суда. В случае пассивной эвтаназии главной проблемой является вопрос: когда врачи уже имеют достаточные основания для того, что бы отключить системы, поддерживающие жизнь больного? В качестве таких критериев можно выделить:

1) невосприимчивость и отсутствие реакции.

2) отсутствие движения и самостоятельного дыхания. Отсутствие любой самопроизвольной мышечной активности.

3) отсутствие рефлексов.

4) ровная линия ЭЭГ, свидетельствующая об отсутствие активности мозга.

5) отсутствие притока крови к мозгу и циркуляции внутри него.

КУРС ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ

1. Объект, предмет и задачи возрастной психологии

2. Основные проблемы возрастной психологии

3. Связь возрастной психологии с отраслями психологической науки

4. Методы возрастной психологии

5. Разделы возрастной психологии

6. Процессы изменения

7. Области развития человека

8. Развитие психики

9. Закономерности психического развития

10. Уровни и зоны психического развития

11. Связь между социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью и новообразованиями возраста

12. Кризисы возрастного развития

13. Компоненты самосознания

14. Ступени развития самосознания

15. Подходы к изучению Я-концепции

16. Этапы становления предметного действия

17. Симптоматика кризиса 3-х лет («семизвездие» по Э. Келер)

18. Значение игры в развитии личности дошкольника

19. Психологическая готовность ребенка к школе

20. Структура учебной деятельности

21. Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина

22. Зарубежные теории личности (по Л. Хьеллу, Д. Зиглеру 1997)

23. Методы диагностики в разные возрастные периоды

24. Общая характеристика пренатального периода

Схема 1. Объект, предмет и задачи возрастной психологии.

Схема 2. Основные проблемы возрастной психологии.

Схема 3. Связь возрастной психологии с отраслями психологической науки.

Схема 4. Методы возрастной психологии.

Схема 5. Разделы возрастной психологии.

Схема 6. Процессы изменения.

Схема 7. Области развития человека.

Схема 8. Развитие психики.

Схема 9. Закономерности психического развития.

Схема 10. Уровни психического развития (по Л.С. Выготскому).

Схема 11. Связь между социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью

и новообразованиями возраста.

Схема 12. Кризисы возрастного развития.

Схема 13. Компоненты самосознания.

Схема 14. Ступени развития самосознания.

Схема 15. Подходы к изучению Я-концепции.

Схема 16. Этапы становления предметного действия.

Схема 17. Симптоматика кризиса 3-х лет («семизвездие» по Э. Келер).

Схема 18. Значение игры в развитии личности дошкольника.

Схема 19. Компоненты психологической готовности ребенка к школе.

Схема 20. Структура учебной деятельности
.

Таблица 1

Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина

п/п

Возрастной период

Ведущая деятельность

Новообразования возраста

младенчество

(0-1 год)

непосредственно-эмоциональное общение

  1. потребность в общении;

  2. эмоциональные отношения;

  3. закладывание структур речевого и предметного действия.

раннее детство

(1-3 года)

предметно-манипуляцтивная деятельность

    1. система «Я»;

    2. ходьба;

    3. наглядно-действенное мышление.

дошкольник

(3-7 лет)

ролевая игра

  1. потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности;

  2. соподчинение мотивов;

  3. усвоение нравственных норм.

младший школьник (7-11 лет)

учебная деятельность

  1. произвольность;

  2. внутренний план действия;

  3. рефлексия;

  4. самоконтроль.

подросток

(11-15 лет)

интимно-личностное общение

  1. стремление к «взрослости»;

  2. потребность в самоуважении;

  3. самооценка;

  4. критическое отношение к окружающим.

ранняя юность (старший школьник)

(15-17 лет)

учебно-профессиональная деятельность

  1. мировоззрение;

  2. профессиональные интересы;

  3. новый уровень самосознания;

  4. потребность в самовоспитании;

  5. самоопределение.

Таблица 2

Зарубежные теории личности (по Л. Хьеллу, Д. Зиглеру, 1997)

Теории личности

Автор теории

Период создания теории

1890

1930

1940

1950

1960

1970

1980

1990

Психологическая теория

Зигмунд Фрейд (1856 - 1939)

1890

1939

Теория
индивидуальной
психологии

Альфред Адлер

(1870 - 1937)

1907

1937

Теория
аналитической психологии

Карл Гюстав Юнг

(1875 - 1961)

1913

1961

Психосоциальная теория

Эрик Х. Эриксон

(1902 - 1994)

1950

1975

Гуманистическая психоаналитическая теория

Эрих Фрошм

(1900 - 1980)

1941

1965

Социокультурная психоаналитическая теория

Карен Хорни

(1885 - 1952)

1937

1945

Теория черт личности

Гордон Олпорт

(1897 - 1967)

1937

1961

Структурная теория черт личности

Рэймонд Бернард Кеттел

род. 1905

1946

1990

Теория типов личности

Ганс Юрген Айзенк

род. 1916

1947

1990

Бихевиорально-научающая теория

Беррес Фредерик Скиннер

(1904 - 1990)

1938

1985

Социально-когнитивная теория научения

Альберт Бандура

род. 1925

1959

1990

Теория социального научения

Джулиан Роттер

род. 1916

1947

1982

Когнитивная теория

Джорж Келли

(1905 - 1966)

1955

1965

Гуманистическая теория

Абрахам Харольд Маслоу

(1908 – 1970)

1950

1970

Феноменологическая теория

Карл Рэнсом Роджерс

(1902 - 1987)

1951

1975

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (18)

    Учебно-методический комплекс
    С 77 Теория и методика обучения информатике [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И.В. Старовикова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (19)

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Р.М. Беликова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (62)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030600 (050502) «Технология и предпринимательство»
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (64)

    Учебно-методический комплекс
    Выписка из ГОС ВПО по направлению подготовки дипломированного специалиста 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»:
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (21)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (25)

    Учебно-методический комплекс
    П Коррекционная педагогика с основами специальной психологии [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.А. Першина; Бийский пед. гос.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (46)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030600 (050502.65) «Технология и предпринимательство (Технология агропромышленного производства)»
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (61)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (5)

    Учебно-методический комплекс
    В Возрастная психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им.

Другие похожие документы..