Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина

Психология юношеского возраста

Теории юности. Отправной точкой теоретических размышлений психологов была романтическая концепция юности, которая была сформулирована Ж-Ж. Руссо. В ней говорилось о стадиальном характере развития человека и о том, что юность занимает в этом процессе особое место.

Родоначальником биогенетического направления был Стенли Холл. Он считал главным биогенетический закон рекапитуляции, согласно которому индивидуальное развитие – онтогенез - повторяет главные стадии филогенеза.

Эрнст Кречмер и Эрих Йенш, разрабатывая проблемы типологии личности на основе некоторых биологических факторов (тип телосложения),предположили, что между физическим типом человека и особенностями его развития должна существовать какая-то связь. Кречмер считал, что всех людей можно расположить по оси, на одном полюсе которой стоит циклоидный (легковозбудимый),а на другой - шизойдный (замкнутый) типы.

Арнольд Гезелл ориентируется на биологическую модель развития, в которой чередуются циклы обновления, интеграции и равновесия. В дальнейшем, биогенетический подход перерастает у Гезелла в эклектическое описание разных аспектов развития, объединенных чисто хронологически. Но календарный возраст сам по себе не может быть основой содержательной возрастной периодизации, так как он смазывает индивидуальные различия и социальные условия воспитания.

По мнению Эдуарда Шпранге, юношеский возраст, который тянется у девочек с 13 до 19,а у мальчиков с 14 до 22 лет - стадия духовного развития. Главные новообразования этого возраста, по Шпрангеру, - открытие Я, развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности; появление жизненного плана, установки на сознательное построение собственной жизни. Шпранге делит юность на 2 фазы:

1.14-17 лет-кризис, связанный со стремлением к освобождению от детских отношений зависимости;

2. 17-20 лет-кризис оторванности, чувства одиночества.

Шарлотта Бюлер уделяла особое внимание разграничению биологического и культурного созревания, которые не совпадают ни по срокам, ни по содержанию. Бюлер выделяет 2 фазы переходного возраста: негативную и позитивную. Негативная фаза начинается еще в допубертатный период. Это период метаний, противоречивых чувств, меланхолии, снижения работоспособности. Позитивная фаза наступает постепенно и выражается в том, что подросток начинает ощущать близость с природой, у него появляется новый мир ценностей, он испытывает чувство любви, мечтает.

Важный вклад в понимание юношеской психологии внес представитель гештальтпсихологии Курт Левин. Он исходил из того, что человеческое поведение есть функция, с одной стороны, личности, с другой - окружающей ее среды. Важнейшими процессами переходного возраста Левин считает расширение жизненного мира личности, круга ее общения. Поведение подростка определяется, прежде всего, маргинальностью (промежуточностью) его положения. Переходя из детского мира во взрослый, подросток не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому.

Жан Пиаже характеризует переходный возраст (12-15 лет) тем, что у подростка созревает способность абстрагировать мыслительные операции от объектов, над которыми эти операции производятся. Усложнение мыслительных действий оказывает важное влияние на все прочие стороны жизни, включая эмоции. Концепция Пиаже получила широкое научное признание. Однако, уделяя все внимание когнитивным процессам, он оставляет в тени развитие мотивационной сферы и эмоциональной жизни ребенка. Сильное влияние на теорию юности оказал психоанализ.

Его родоначальник - Зигмунд Фрейд - выдвинул ряд важных положений о природе юношеской сексуальности эмоциональных процессов и особенностях развития юношеской личности.

Эрик Эриксон был самым влиятельным представителем неофрейдизма. Развитие человека, по Эриксону, складывается из 3 автономных процессов: соматического развития, развития сознательного Я и социального развития. Эриксон подразделяет весь жизненный цикл на 8 фаз, каждая из которых имеет свои задачи и может разрешиться благоприятно или неблагоприятно для будущего развития: 1) Младенчество. Ее главная задача-выработать у младенца безсознат. чувство доверия к миру. Основное средство-родительская забота и любовь, 2) Раннее детство. Здесь у ребенка формируется чувство своей автономии и личной ценности. Ребенок учится управлять своими телесными отправлениями, что дает ему возможность выбора и закладывает черты будущей личности. 3) Игровой возраст. Формирует чувство инициативы, желание сделать что-то. На этом этапе закладывается чувство справедливости,понимаемое как соответствие правилу. 4) Школьный возраст. Здесь формируется чувство предприимчивости и эффективности, способности добиваться поставленной цели. В этом возрасте закладывается отношение к труду. 5) Юность. Она характеризуется появлением чувства своей неповторимости, индивидуальности. Типичная черта этой фазы - ролевой мораторий. Диапазон выполняемых ролей расширяется, но юноша не усваивает эти роли всерьез и окончательно, а как бы пробует, примеряет их к себе. 6) Молодость. Характеризуется появлением потребности и способности интимной психической близости с другим человеком, включая сексуальную близость. 7) Взрослость. Характеризуется творческой деятельностью и сопутствующим ей чувством продуктивности. Она проявляется не только в труде, но и в заботе о других, включая потомство. 8) Зрелый возраст. Характеризуется появлением чувства удовлетворенности, полноты жизни, исполненного долга, в отрицательном случае – отчаянием и разочарованием.

Социальная ситуация развития в юности. Социальная ситуация развития в юности – ситуация выбора жизненного пути. Начинается реализация планов, намеченных в 16-17 лет, иногда удачная, приносящая удовлетворение, иногда приводящая к осознанию ошибочности сделанного выбора, разочарованию, метания, устремленности к новым целям. 19-20-летние юноши основные трудности своей жизни связывают с проявлением ответственности, которой не было раньше. В тоже время они ценят свой возраст, приносящий не только новые проблемы, но и новые, более широкие возможности.

Когнитивное развитие в юности. Отвлеченно-философская направленность юношеского мышления обусловлена развитием формально-логических операций и особенностями эмоционального мира ранней юности. Широта интеллектуальных интересов часто сочетается в ранней юности с разбросанностью, отсутствием системы и метода. Многие юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний и особенно умственных возможностей. Развитие абстрактно-логического и теоретического мышления. Усваивают много научных терминов, обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач. Развитие внимания характеризуется противоречивыми тенденциями. Объем внимания, способность длительно сохранять его интенсивность и переключать его с одного предмета на другой с возрастом увеличиваются. Вместе с тем внимание становится более избирательным, зависящим от направленности интересов. Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. Важнейший интеллектуальный компонент творчества - преобладание дивергентного мышления, которое предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов (в противоположность конвергентному мышлению). Творческие достижения по результатам многих исследований статистически не связаны с успешностью учебной деятельности в школе. Умственное развитие старшеклассника заключается не столько в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности. Индивидуальный стиль деятельности, по определению Е. А. Климова, есть «индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности». В познавательных процессах он выступает как стиль мышления, т. е. устойчивая совокупность индивидуальных вариаций в способах восприятия, запоминания и мышления, за которыми стоят различные пути приобретения, накопления, переработки и использования информации (Коган Н.). Развитие различных учебных умений при работе с текстами, литературой, отработка формально-логических операций и т. п. дает возможности интеллектуального продвижения в юношеском возрасте.

Основные варианты жизненного пути в юности. Для юности характерны три основных варианта жизненного пути: обучение в вузе, поиски работы и для юношей служба в армии. 1). Многие выпускники школ хотели бы продолжить обучение. Современные студенты чаще всего отмечают следующие преимущества пи недостатки продолжения обучения: вуз дает необходимые знания и умения, готовит «к взрослой жизни», дает возможность «отсрочить окончательный выбор», попробовать, «твое или нет», и «еще немного попробовать немного побыть ребенком». Какой выбор будет сделан в юности, решение пойти в тот или иной конкретный вуз, зависит от направленности личности, доминирующих мотивов, основных ценностных ориентаций. Мотивы поступления в вуз определяют и стиль студенческой жизни. Стиль студенческой жизни связывают с особой субкультурой. Ф. Райс выделяет 4 типа субкультур колледжей. Первый тип – студенческий, превращает вуз в загородный клуб. Основным содержанием жизни становятся вечеринки и свидания, выпивки, автомобили, спорт, а учебные предметы отходят на второй план. Второй тип – профессиональный, предполагает целеустремленность в учебе, желание обеспечить себе профессиональную подготовку и продвижение. Третий тип – академический – его ценности не диплом, а знание и идеи; углубленное изучение предметов выходит за рамки учебной программы. Четвертый тип – нонконформный, отличается инакомыслием, его создают интеллектуальные «социальные мятежники», студенты, ведущие богемный образ жизни, и прочие яркие личности. 2). Выпускники школ, решившие работать, сталкиваются с различными трудностями. Они должны уметь общаться с людьми, владеть техникой делового общения и уметь произвести благоприятное впечатление. Проблема самопрезинтации обостряется из-за отсутствия опыта, уверенности в себе или излишнего юношеского напора. Самая большая трудность – это заработать на жизнь, достичь той материальной независимости от родителей, к которой стремятся все в юношеском возрасте. Реальный заработок становится необходимостью, если в родительской семье нет достатка или создается собственная семья. Когда заработок не важен и работа найдена, предстоит период адаптации на новом рабочем месте. 3). Здоровые юноши призываются на срочную службу в Вооруженных силах. Служба в армии – это еще одна резкая смена образа жизни. Жесткий режим, большая физическая нагрузка и беспрекословное подчинение старшим по званию становятся для многих тяжелым испытаниям. Армейская жизнь четко регламентирована, солдату нужно самому планировать свои действия, отвечать за их последствия. В настоящее время служба в армии связана с двумя тяжелыми проблемами: наличием «горячих точек» и «дедовщиной». «Дедовщина» связана с проникновением в армию криминальная субкультурой. Устанавливаются иерархической отношения. «Низы» вынуждены выполнять часть работы в иерархии за вышестоящих, они подвергается унижениям и физическому насилию.

Особенности студенческого возраста. Особенность в том, что интеллектуальное развитие в данный период происходит в тесной связи с формированием личности. При этом не только особенности личности влияют на характер ее интеллектуального развития, но и закономерности развития интеллектуальной сферы влияют на процесс формирования личности, поскольку они обеспечивают выработку собственной мировозренчекой позиции.

Основные линии онтогенеза в юности. После окончания школы и начала самостоятельной жизни продолжается выбор жизненного пути, завершающийся в конце периода окончательным самоопределением. Основные линии онтогенеза обусловлены сформировавшимися в ранней юности типами жизненного мира. Линии онтогенеза, связанные с гедонистической направленностью личности (атавистические аналогии простого и легкого и простого и трудного жизненного мира), вообще не предполагают самоопределения. Она реализуется посредством паразитического существования. Одним из его вариантов является существование за счет родителей. Неспособность к систематическому труду, сформировавшаяся на предыдущих возрастных этапах, приводит к неспособности самостоятельного обеспечения своей жизни. Другой вариант данной линии онтогенеза связан с замужеством с целью обеспечения паразитического существования за счет супруга. Этот вариант наиболее характерен для девушек. При атавистическом аналоге простого и трудного жизненного мира гедонистическая установка реализуется через механизм терпения. Здесь для обеспечения существования, сведенного к удовольствиям и развлечениям, приходится прибегать к той или иной активности. Линии онтогенезе, связанные с эгоистической направленностью личности (сложным и трудным жизненным миром) характеризуются достаточно сформированной иерархической системой ценностей и доминированием тех или иных эгоистических мотивов. Одна из этих линий соответствует престижной мотивации. Жизненный путь выбирается, исходя из стремления продвинуться по карьерной лестнице, добиться успеха, в той или иной области науки. В зависимости от материальных возможностей семьи, профессиональных и прочих связей выбираются наиболее перспективная с точки зрения профессия и соответствующий вуз. Самоопределение в рамках этого варианта онтогенеза наиболее подвержены влиянию моды, других внешних условий и обстоятельств. Духовно-нравственная и сущностная направленность личности (сложный и «как бы легкий» и сущностный тип жизненного мира) предполагают в юности выбор профессии, наиболее отвечающей склонностям. Если признание найдено, то трудности обретения выбранной профессии преодолеваются с упорством и настойчивостью. Вместе с тем и при этих линиях онтогенеза выбор профессии может представлять собой большую трудность, чем при эгоистической направленности личности. Здесь он не зависит от моды и других внешних обстоятельств. Даже при линиях онтогенеза, связанных с духовно-нравственной направленностью личности, не все стороны человека открываются ему к моменту выбора жизненного пути. Иногда окончательный выбор делается позже, уже за порогом юности.

ДЕ 6. Психология зрелых возрастов: молодость, зрелость, старость.

Психология молодости

Физическое и когнитивное развитие в период молодости. Развитие вербальной кратковременной памяти: наиболее высокие показатели развития приходятся на возраст от 18 до 30 лет и низкие с тенденциями все большего снижения – на возраст 31-40 лет. Образная память подвергается с возрастом наименьшим изменением, долговременная память отличается большим постоянством в возрасте от 18-35 лет и снижением уровня своего развития в период от 36 до 40 лет. У большинства людей при достижении молодости мышление отличается более гибкими переходами во взаимосвязях образных, логических и действенных компонентов. На протяжении периода наблюдается неравномерность в развитии конкретных видов мышления. Пики некоторых функций, например лексических, достигают максимум в 40 лет. В то же время некоторые другие функции снижаются после 30 лет. Такое снижение характерно для интеллектуальных функций, связанных скорее не с речью, а с моторикой. Практическое мышление имеет самые высокие показатели развития в возрасте 31-32 и 34-35 лет. Причину подобного расхождения в существовании различных условий развития мышления человека. Развитие мышления идет параллельно с развитием речи. У человека происходит преобразование самой структуры речи, изменяется ее логический и грамматический состав. Переход от простого предложения к сложно-распространенному с двумя, тремя и четырьмя членами. По мнению Б.Г. Ананьева, речемыслительные функции в целом противостоят общему процессу старения и сами значительно позже всех других психофизиологических функций. Происходят качественные изменения в развитии и других познавательных процессов. В частности особенности развития внимания. Наибольшим возрастным изменениям подвергаются объем, переключаемость и концентрация внимания существенно не изменяются. Показатели развития нарастают постепенно в пределах возраста от 18 до 33 лет. После 34 лет происходит снижение показателей уровня развития свойств внимания. Наиболее высокие показатели уровня развития объема, переключение и избирательности приходятся на возраст от 27-33.

Психосексуальное развитие. Существует мнение, что основа устойчивости семьи - гармония в сексуальных отношениях. Но сексуальная гармония не может быть гарантией стабильности семьи по той причине, что все потребности, подконтрольные принципу удовольствия подвержены пресыщению и привыканию. Н.В. Самоукина отмечает, что при физической близости может возникнуть сексуальная зависимость, которая связывает людей на к акой-то период даже тогда, когда они не подходят друг другу. Но она проходит, и кроме секса людей ничего не связывает. Уровень Развития психики человека определяет доминирование в его жизни психологического, а не физиологического начала. Также определяющая роль в судьбе брака принадлежит не физиологическим, а психологическим факторам. Даже если молодые супруги быстро разводятся по причине сексуальных затруднений, это свидетельствует лишь о том, что ничто существенное их не объединяло.

Создание семьи. Для молодости характерно оптимальное сочетание психологических, физиологических, социальный и др. факторов, благоприятствующих выбору спутника жизни созданию семьи. В этот период подавляющее большинство заключают первые браки, это обычно возраст наибольшей половой активности, время, когда организм женщины лучше всего приспособлен к рождению первого ребенка. Создание семьи чрезвычайно важно для личностного развития. Человек реализует очень значимую для себя и другую сторону своего предназначения, приобретает новый общественный статус, связанный с ответственностью за продолжение рода и воспитание будущего поколения, вступает в новый этап своего жизненного устройства. Одновременно он удовлетворяет одну из своих главных потребностей в сфере отношений с другими людьми.

Родительство. В период ожидания ребенка супруги оказывают друг другу эмоциональную поддержку. С рождением ребенка резко возрастают физ. и эмоциональные нагрузки молодых родителей, связанные с нарушением сна и привычного уклада жизни, финансовыми расходами, повышенной напряженностью и конфликтами по поводу распределения обязанностей. Мать утомлена, отец чувствует себя отвергнутым, и оба испытывают ограничения своей свободы.

Профессиональная деятельность в период молодости. При удачном выборе жизненного пути уже в молодости человек достигает в своей профессии достаточно высокого уровня мастерства и его объективного признания. Те, кто выбрал научную деятельность, как правило, становятся кандидатами наук. Во всех видах искусства признание новых талантов тоже в основном происходит в молодости. Люди, выбравшие инженерно-техническую деятельность, также уже в молодости проявляют себя способными организаторами производства, высококвалифицированными специалистами-технологами, конструкторами. Наиболее талантливые из них в молодые годы становятся руководителями производственных коллективов или главными специалистами предприятий по соответствующим направлениям. Не составляют исключение и те, кто выбрал рабочие профессии. Если выбор сделан не случайно, уже в молодости рабочий становится мастером в своем деле и получает признание в производственном коллективе. Как и при других вариантах удачного проф. самоопределения, вместе с мастерством обретается чувство профессиональной компетентности, очень важное для личностного развития в молодости. Таким образом, в молодости, помимо выбора спутника жизни и создания семьи, человек развивается и реализуется, утверждая себя в выбранном деле, приобретая профессиональное мастерство и компетентность. Центральными возрастными новообразованиями этого периода можно считать семейные отношения и чувство профессиональной компетентности.

Кризис 30 лет. Приблизительно в 30 лет, большинство людей переживают кризисное состояние. Оно выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни. Происходит переоценка ценностей, влекущая за собой самоанализ и критический пересмотр собственной личности. Кризис 30 лет возникает в последствие нереализованности жизненного замысла. Если при этом же происходит «переоценка ценностей» и «пересмотр собственной личности», то речь дет о том, что жизненный замысел вообще оказался неверным. Только в этом случае развитие могут «сковывать» семья, профессия, привычный образ жизни, может сузиться реальное поле «отпущенных человеку возможностей». Если же жизненный путь выбран, верно, то привязанность к «определенной деятельности, определенному укладу жизни, определенным ценностям и ориентациям» не ограничивает, а, наоборот, развивает его личность. Кризис 30 лет нередко называется кризисом смысла жизни. Действительно, именно с приходом кризиса обычно связаны поиски смысла существования. Эти поиски знаменуют переход от молодости к зрелости.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (18)

    Учебно-методический комплекс
    С 77 Теория и методика обучения информатике [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И.В. Старовикова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (19)

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Р.М. Беликова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (62)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030600 (050502) «Технология и предпринимательство»
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (64)

    Учебно-методический комплекс
    Выписка из ГОС ВПО по направлению подготовки дипломированного специалиста 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»:
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (21)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (25)

    Учебно-методический комплекс
    П Коррекционная педагогика с основами специальной психологии [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.А. Першина; Бийский пед. гос.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (46)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030600 (050502.65) «Технология и предпринимательство (Технология агропромышленного производства)»
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (61)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (5)

    Учебно-методический комплекс
    В Возрастная психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им.

Другие похожие документы..