Тема: Введение

"Конструкционные материалы и металлургический комплекс"

Учитель. Здравствуйте ребята, садитесь. Есть среди вас, кто живет в своих домах, а кто в квартирах.

(Учащиеся отвечают “да” или “нет”).

Учитель. А в высотном на каком этаже 1, 5 или 9?

(Учащиеся отвечают).

Учитель. А что надо для того, чтобы дома были прочные ?

(Ученики высказывают версии: цемент, металл, конструкции и т.д.).

Учитель. Правильно, молодцы! Записываем тему сегодняшнего урока:

Приложение

Посмотрите видеоматериал и попробуйте ответить на вопрос:

“Как изменились строительные материалы?”

(Показ слайдов “Различные виды жилых строений ”.)

Приложение

История развития конструкционных материалов.

Учитель. В разные периоды времени человек использовал для своих нужд различные материалы.

А) Какие материалы люди использовали раньше?

(Учащиеся: дерево, камень, глину и т.д.)

Учитель. Правильно. Потом потребности возросли, и люди стали использовать металл, кирпич, стекло, алюминий и т.д. Все, что вы перечислили является ведущими конструкционными материалами в истории человечества. Итак.

Приложение

С конца Х1Х в. главным конструкционным материалом становится сталь.

Учитель. А что произошло с развитием авиации и электротехники?

(Учащиеся: используют алюминий, медь, золото и т.д.)

Учитель. Молодцы. Все большую ценность приобретают цветные и редкие металлы. Россия производит много конструкционных материалов, особенно традиционных, давно использующихся в хозяйстве.

(открыли учебник на стр. 131, табл. 29)

Учитель. И так, в основе новых, как вы заметили, лежат традиционные, конструкционные материалы.

Классификация конструкционных материалов.

Степень новизны

Происхождение материалов

Металлические

Неметаллические

Композиционные

Традиционные

Чугун, сталь, медь

Стекло, кирпич, древесина, цемент

-

Новые

Специальные сплавы с использованием редких металлов

Пластмассы, полимеры, древесные пластики

Металлокерамика, стеклопластики

Учитель. Современное хозяйство не может обходиться без металлов.

Приложение

Учитель. Металлургический комплекс это основы индустрии. Что необходимо сделать для того, чтобы получить металл?

(Учащиеся. Добыть, выплавить металл, получить прокат.)

Учитель. Правильно. Для выплавки металла требуется много вспомогательных, сопутствующих, сложных производств.

Приложение

Учитель. Собственно основа черной металлургии – это 3 цеха производства. Если все 3 производства присутствуют на предприятии, то это завод полного цикла. По-этому, металлургические предприятия - это огромные комбинаты со сложной системой предприятий. Где же строят металлургические заводы?

(Учащиеся. Вблизи добычи руды, топлива, воды и т. д.)

Учитель. 1 Металлургические заводы полного цикла размещают у сырья или у топлива или на потоках руды и топлива.

2 Предельные заводы и заводы малой металлургии ориентируются на металлолом (отходы машиностроительных заводов), поэтому размещаются в крупных городах, ориентируясь на потребителя.

3 Металлургический завод – это еще и водоемкое предприятие, поэтому строится у крупной реки, озера или пруда.

4 Металлургия – “грязная” отрасль, поэтому нельзя строить несколько металлургических заводов в одном городе. Нельзя превышать “экологический потолок”, это пагубно отразится на здоровье населения.

5 Металлургический завод не может работать без железной дороги, так как потоки сырья, топлива очень огромные.

Учитель. Скопления металлургических заводов, использующих общую рудную или топливную базу, и производящие основной металл страны, называют металлургической базой. В России 3 основные металлургические базы:

1) Уральская.

2) Центральная.

3) Сибирская.

Задание: самостоятельно изучите металлургические базы России (учебник: стр. 138-139, карта атласа “Металлургия”, работа-15 мин., работают в группах по столам, прорабатывая одну базу по плану, и затем обсуждаем результаты в классе)

Приложение

Учитель. Старые комбинаты и заводы, составившие гордость индустрии, теперь называют “коптящими мастодонтами”. Что надо, на ваш взгляд, изменить по новым технологиям?

(Учащиеся. Уменьшить площадь предприятия.)

Приложение

Учитель. Кроме черных, в современных отраслях, используются цветные металлы, которые обладают свойствами жаропрочности, электропроводности. Где используются цветные металлы?

(Учащиеся. Самолеты, ракеты, машины и т. д.)

Приложение

Из уроков химии, какие группы цветных металлов вы знаете?

(Учащиеся. Легкие, тяжелые и т. д.)

Приложение

Учитель. Технологическая цепочка производства цветной металлургии выглядит следующим образом.

Приложение

(Учитель. В рудах, цветных металлов очень низкое содержание металлов: меди – от 1 до 5%, олова – 0,01-0,07 %, молибдена – 0,04% и меньше. Пример: для получения 1 т меди – 100 т медной руды, из которых 99 – пустая порода; для олова – более 300 т воды)

Учитель. Как размещаются предприятия цветной металлургии?

Приложение

Учитель. Какие факторы влияют на размещение цветной металлургии?

Учитель. Металлургический комплекс серьезно загрязняет природу, обостряя экологическую обстановку.

(Предлагается для самостоятельного решения 3-5 минуты, решения озвучиваются.)

Приложение

Учащиеся выполняют групповую работу: “Решение экологических проблем” (Задание дает учитель).

Группа 1: Загрязнение атмосферы.

Группа 2: Загрязнение вод.

Группа 3: Изъятие земель.

В заключение урока класс размышляет о том какие существуют решения экологических проблем в металлургическом комплексе.

Общий вывод по итогам урока. Металлургический комплекс производит конструкционные материалы – металл, который используется в народном хозяйстве. 90% производимого металла составляет черный металл – сталь.

Металлургия серьезно загрязняет природу, обостряет экологическую обстановку. Загрязнения окружающей среды вызывает заболеваемость у взрослых и особенно детей.

6 Металлургия. География черной металлургии.

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями черной металлургии, с главными

базами размещения.

Задачи: раскрыть особенности черной металлургии России, познакомить с различными типами металлургических предприятий; установить принципы и закономерности размещения предприятий; выявить особенности географии черной металлургии и охарактеризовать металлургические базы.

  • Сформировать умение называть и показывать крупнейшие центры черной металлургии.

  • Совершенствовать умение работать с учебником, картосхемами, таблицами, статистическими материалами.

Оборудование: карта «Металлургия России», схема «Структура черной металлургии».

Ход урока.

  1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Фронтальный устный опрос.

1. Какие отрасли производят конструкционные материалы и химические продукты?

2. Почему они объединены в единую систему?

3. На какие группы делятся конструкционные материалы по происхождению?

4. На какие группы делятся конструкционные материалы по степени новизны?

5.Какие конструкционные материалы играют ведущую роль?

6. Как производство конструкционных материалов связано с добывающей промышленностью?

7. Какие комплексы являются основными потребителями конструкционных материалов?

3. Изучение нового материала. (Лекция с вариантами практической работы.)

Современное хозяйство не может обходиться без металла. В экономике России металлургия играет очень большую роль. Она 25% добываемого угля,25% производимой энергии. На ее долю приходится 30% грузовых железнодорожных перевозок. Состояние металлургии влияет на уровень жизни населения, так как на ее предприятиях работают 10% всех занятых в промышленности России, сосредоточена восьмая часть всех производственных фондов.

Металлургия – это совокупность отраслей, производящих разнообразные металлы.

Металлургия

Черная Цветная

Добыча железной руды, хрома Добыча руд цветных металлов и

Марганца, каменного угля и производство цветных металлов и их

производство чугуна, стали, сплавов

проката.

Несмотря на значительные различия, они имеют ряд общих черт.

  1. В металлургии преобладает комбинирование на основе последовательной переработки исходного сырья – от добычи, подготовки руд и топлива до выпуска металла и производства вспомогательных материалов.

  2. Металлургии характерен высокий уровень концентрации производства (большинство металла производится всего на нескольких крупных предприятиях).

  3. Большой расход материала (на 1 т стали необходимо затратить 7 т разнообразного сырья и топлива).

  4. Металлургия крупный загрязнитель окружающей среды.

И так черная металлургия выпускает металлы, основу которых составляет железо (чугун,

сталь, ферросплавы). Они составляют 90%, всех металлов, применяемых в

современном производстве.

В зависимости от сочетания технологических процессов и конечных продуктов в металлургии выделяют: производства полного цикла и производства неполного цикла.

Давайте рассмотрим схему.эл. учебник)

Производства полного цикла представлены комбинатами, в которых одновременно действуют все стадии технологического цикла.

Производства неполного цикла – это предприятии, на которых представлена одна или несколько стадий технологического процесса, например производство стали или проката.

Предприятия «малой металлургии» представлена передельными заводами по производству чугуна, стали, проката в составе крупных машиностроительных предприятий.

Главной формой территориальной организации металлургического комплекса являются металлургические базы. ( Скопление металлургических заводов, использующих общую рудную и топливную базу, производящие основной металл страны).

Откройте атлас на стр.12-13.

Какие же на территории России выделяют металлургические базы?( атлас)

Уральская, Центральная, Сибирская сформировавшиеся и Дальневосточная – формирующаяся.

Давайте дадим по вариантам характеристику металлургическим базам по плану:

  1. Географическое положение базы.

  2. Значение базы.

  3. Сырье.

  4. Факторы размещения.

  5. Центры размещения.

Для работы используем карты атласа и по необходимости учебник на стр.27-28

1 вариант

Дать характеристику Уральской металлургической базы.

2 вариант

Дать характеристику Центральной металлургической базы.

  1. Тема: Введение (4)

    Лекция
    Учебная дисциплина «Основы построения автоматизированных информационных систем» изучается на 3 курсе в пятом семестре в течение 50 часов, промежуточная аттестация установлена в форме экзамена по завершению курса в пятом семестре.
  2. Тема: Введение (2)

    Документ
    Что такое лимитирующий фактор? Какой диапазон значений экологического фактора называется пределами толерантности? На какие группы подразделяются организмы в зависимости от величины пределов толерантности?
  3. Тема: Введение (3)

    Документ
    Цель обучения: ознакомить со структурой проведения практического занятия, показать значимость данной темы в системе медицинских знаний, ознакомиться с этапами становления врачевания в первобытном обществе.
  4. Тема: Введение. Характеристика литературного процесса начала XX века. Многообразие литературных направлений,стилей, школ, групп

    Документ
    Цели: дать понятие о связи исторического и литературного процессов начала XX века; выяснить, в чём своеобразие реализма в русской литературе начала века; отметить разнообразие литературных направлений, стилей, школ, групп.
  5. Тема: Введение. Предмет, цели и задачи прогнозирования и оценки мпи. Преимущества комплекса геофизических работ

    Лекция
    Задачи и цели курса. Основные понятия. Историческая справка. Развитие учения о прогнозировании и комплексировании. Отечественная школа разведочной геофизики.
  6. Тема: Введение. Предмет, цель, задачи курса “Общее языкознание”

    Лекция
    Введение. Предмет, цель, задачи курса “Общее языкознание”. Его место в системе лингвистических дисциплин, его связь с другими науками. Основные разделы “Общего языкознания”.
  7. Тема: введение в биохимию

    Реферат
    ЦЕЛЬ: Сформировать знания о физико-химических свойствах белка. Обучить методике выполнения цветных реакций на белки и аминокислоты. Освоить биуретовый метод определения концентрации белка.
  8. Тема Введение в дисциплину «Психофизическое развитие детей со сложными дефектами прдссд»

    Лекция
    ПРДССД - это область знаний, изучающая этиологию, патогенез комбинированных нарушений в развитии детей, а так же коррекционно-воспитательную работу с такими детьми.
  9. Тема: Введение. Врачевание в первобытном обществе. Народное врачевание

    Документ
    10303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030

Другие похожие документы..