Федеральная служба российской федерации по контролю за оборотом наркотиков

Развитие законодательства России в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков

Отечественное законодательство, посвященное борьбе с незаконным оборотом наркотиков, подходило к решению данного вопроса в зависимости от конкретной исторической эпохи, в рамках которой происходило развитие российского общества и государства. И это понятно, так как новые задачи, возникавшие перед нацией на очередном рубеже социально-экономических и политических преобразований, требовали для их решения адекватных правовых норм взамен прежних, устаревших.

Мало кто сегодня знает, что согласно Декрету № 1 «О суде», изданному 24 ноября 1917 года, какое-то время советская власть, взявшая управление государством у Временного Правительства, разрешала судам руководствоваться «законами свергнутых правительств». Изучение этого исторического нюанса, однако, обнаружило неравномерность применения утвержденного правила. Область незаконного оборота наркотиков не подпадала под юрисдикцию Декрета № 1. Ввиду особой социальной опасности наркобизнеса для интенсивно насаждаемого большевиками революционного порядка преодоление этого криминального явления осуществлялось в первые годы советской власти с помощью иных нормативных документов (главным образом носивших политическое предназначение). Для предотвращения распространения наркотиков СНК РСФСР в данный момент приступает к разработке антинаркотического законодательства. Первым вышло предписание СНК от 31.07.1918 г. «О борьбе со спекуляцией кокаином»1, затем предписание о торговле опиумом. Значение этих источников составляло в пресечении источников и каналов транснационального наркобизнеса.

Практика внесудебных репрессий  расстрелов, после долгого обсуждения целесообразности/нецелесообразности смертной казни как средства борьбы с врагами была введена Всероссийской Чрезвычайной Комиссией (ВЧК).

Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) и СНК от 17 января 1920 г. № 22 «Об отмене применения высшей меры наказания (расстрелы)»эта санкция упразднялась как по решениям ВЧК и ее местных органов, так и по приговорам революционных трибуналов. Исключительное право расстрелов оставалось за военными трибуналами. Иными словами, полоса «красного террора» в России завершилась и деятельность торговцев наркотиками, расцениваемая прежде как пособническая контрреволюции и Антанте, не подвергалась позднее когда-либо смертельной опасности.

Установление уголовной ответственности за конкретные незаконные действия в области оборота наркотиков становилось между тем насущной потребностью. И вот, 25 декабря 1924 года ВЦИК и СНК приступили к обсуждению проекта постановления о дополнении УК РСФСР 1922 г. статьей 140-д.

Статьей 140-д преследовалось изготовление и хранение с целью сбыта и сбыт кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих веществ без надлежащего разрешения, за совершение чего предусматривалось наказание в виде лишением свободы «на срок до 3-х лет с конфискацией части имущества или без таковой конфискации и с воспрещением проживания в Москве, Ленинграде, в пограничной полосе и в портовых городах, список коих устанавливается по соглашению Народным Комиссариатом Внутренних Дел и Народным Комиссариатом Юстиции на срок не свыше 3-х лет».

Как в УК РСФСР 1922 г. (ст. 46-47), так и в УК РСФСР 1926 г. (ст. 24) имелись нормы социальной защиты в виде мер принудительного лечения наркоманов, допустивших преступление. Таких индивидов врачи и суд определяли «морально дефективными». Статья 140-д УК РСФСР 1922 г. с незначительными редакционными изменениями преобразовалась в ст. 104 УК РСФСР 1926 г.

Последняя норма предусматривала теперь ответственность за изготовление и хранение с целью сбыта и сбыт кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих веществ без надлежащего разрешения, что каралось лишением свободы или исправительно-трудовыми работами на срок до одного года. Второй частью этой статьи предусматривалась ответственность за те же действия в виде промысла, а равно содержание притонов, что каралось лишением свободы на срок до трех лет со строгой изоляцией.

Дальнейшее упорядочение государственного контроля над оборотом наркотиков внесло постановление ВЦИК и СНК СССР oт 23 мая 1928 г. «О мерах регулирования торговли наркотическими веществами». Статьей 1 указанного постановления запрещалось свободное обращение в пределах страны кокаина, его солей, гашиша, опия, морфия, героина, дионина и их солей и пантопона.

Статьей 2 постановления устанавливалось, что количество упомянутых в ст. 1 средств, необходимое для лечебных целей, ежегодно определяется соглашением Народных Комиссариатов здравоохранения союзных республик и советских социалистических республик Грузии, Армении и Азербайджана.

Статья 3 постановления оговаривала, что перечень предприятий, имеющих право производить или продавать упомянутые ст. 1 средства, а также порядок торговли ими на территории Союза ССР, определяются законодательством союзных республик.

С принятием уголовных кодексов союзных республик 1959-1961 гг. была установлена ответственность за различные незаконные действия с наркотическими веществами, появились новые составы преступлений. 27 октября 1960 года Верховным Советом РСФСР утверждается новый УК РСФСР.

УК РСФСР 1960 г. содержал целую группу норм, направленных на борьбу с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотиков. В частности, согласно ст. 224 устанавливалась ответственность за изготовление, сбыт, а равно хранение или приобретение с целью сбыта наркотических веществ без специального на то разрешения. Наказывалось это деяние лишением свободы на срок от одного до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой, с обязательной конфискацией наркотических веществ.

Новые уголовно-правовые нормы конкретизировали применение принудительных мер медицинского характера. В соответствии со ст. 62 УК РСФСР в случае совершения преступления наркоманом суд наряду с наказанием за совершенное преступление мог применить к нему принудительное лечение. Наркоманы, приговоренные к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, подлежали принудительному лечению в медицинских учреждениях со специальным лечебным и трудовым режимом. При осуждении этих лиц к лишению свободы они подвергались принудительному лечению во время отбывания наказания, а после освобождения из места лишения свободы в случае необходимости продления такого лечения  в медицинских учреждениях со специальным и трудовым режимом.

В УК РСФСР 1960 года в течение последующих лет составы антинаркотических норм все более специализируются, а санкции  ужесточаются, включаются новые незаконные деяния, например, склонение к употреблению наркотиков несовершеннолетних.

Заметную поддержку укреплению контроля над наркотиками оказывали исполнительная и представительная ветви государственной власти - Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1974 г. «Об усилении борьбы с наркоманией». Названным Указом впервые в истории отечественной юриспруденции устанавливалась административная ответственность за потребление наркотиков без назначения врача (ст. 44 КоАП РСФСР); вводились квалифицирующие признаки: крупные размеры наркотических средств; действия, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц, особо опасным рецидивистом. Устанавливаются институты уголовной ответственности за хищение наркотиков (ст. 2241 УК), склонение к их потреблению (ст. 2242 УК), организацию или содержание притонов для потребления наркотических средств (ст. 2261 УК), незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку или сбыт сильнодействующих и ядовитых веществ (ст. 2262 УК).

12 июня 1987 года принимается постановление Совета Министров СССР № 695 «О запрещении посева и выращивания гражданами масличного мака», которым не допускались также посев и выращивание мака и конопли «на приусадебных участках колхозников, рабочих, служащих и на других земельных участках, находящихся в личном пользовании».

Указом от 29 июня 1987 г. на территории РСФСР вводились новые составы преступлений в УК РСФСР, а именно: ст. 2102  Вовлечение несовершеннолетних в немедицинское потребление лекарственных и других средств, влекущих одурманивание; ст. 2243  Незаконные приобретение или хранение наркотических средств в небольших размерах либо потребление наркотических средств без назначения врача; ст. 2251  Незаконные посев или выращивание масличного мака и конопли.

КоАП РСФСР пополнился: ст. 991  Непринятие мер к обеспечению охраны наркотикосодержащих посевов; ст. 992  Незаконные посев или выращивание масличного мака или конопли; ст. 44  Незаконные приобретение или хранение наркотических средств в небольших размерах либо потребление наркотических средств без назначения врача.

Другими нормативными документами этого периода являлись постановления пленумов Верховного суда СССР/РФ о практике борьбы с незаконным оборотом наркотиков и злоупотребления ими. Так, постановление Пленума Верховного Суда СССР от 26 сентября 1975 г. «О судебной практике по делам о хищении наркотических веществ, незаконном изготовлении и распространении наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ» вышло вслед за Указом от 24 апреля 1974 г. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 24 декабря 1987 г. «О судебной практике по делам о хищении наркотических средств, а также незаконном изготовлении, распространении и других противоправных действиях, связанных с наркотическими средствами, сильнодействующими и ядовитыми веществами» обобщило практику реализации Указов от 22 и 29 июня 1987 г. Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, сильнодействующими и ядовитыми веществами» подвел итог переходному периоду. Спустя 5 лет принимается постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 1998 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами».

С 1968 года в стране функционировали специализированные исправительно-трудовые колонии для наркоманов. Накопленный в этой сфере опыт был учтен в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (УИК РФ) 1996 г. Среди типов исправительных учреждений УИК РФ выделяет, в частности, лечебные исправительные учреждения (п. 8 ст. 74).

Переломным моментом в развитии отечественного антинаркотического законодательства стала Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации от 22 июля 1993 г. Этим документом предусматривались комплексные меры предупредительного и карательного характера самого широкого смысла, предлагался развернутый, направленный в будущее план долговременных действий. В дальнейшем были приняты Уголовный кодекс Российской Федерации, а также Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, в которых предусматривалась ответственность в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.

Из основополагающих идей, заложенных в Концепцию, получила дальнейшее продолжение необходимость подготовки специального закона. В ходе ее реализации принят Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», который 8 января 1998 года был утвержден Президентом Российской Федерации.

  1. Федеральная служба российской федерации по контролю за оборотом наркотиков (2)

    Документ
    Курс лекций подготовлен Белгородским юридическим институтом МВД России по заказу Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в рамках реализации пункта 25 перечня мероприятий по реализации федеральной
  2. Открытый конкурс (далее конкурс). Наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона Заказчика. Наименование Заказчика Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков

    Конкурс
    по определению поставщика (исполнителя, подрядчика) по оказанию переводческих услуг для нужд Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в 2010 году
  3. Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Камчатскому краю проводит работу по подбору кандидатов для целевой подг

    Документ
    Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Камчатскому краю проводит работу по подбору кандидатов для целевой подготовки специалистов для органов наркоконтроля в Московской государственной
  4. Открытый конкурс (далее конкурс). Наименование Заказчика Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Оренбургской области

    Конкурс
    Конкурсная документация по проведению открытого конкурса по выбору медицинского учреждения оказывающего медицинские услуги для сотрудников и пенсионеров УФСКН России по Оренбургской области
  5. Приказ от 29 декабря 2011 г. N 580 об утверждении административного регламента федеральной службы российской федерации по контролю

    Регламент
    На основании пункта 2 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г.
  6. В. В. Черкесова за сотрудничество с Церковью в деле борьбы с «болезнью века» иподчеркнул, что в наше время возглавлять службу по контролю за оборотом наркотиков не только ответственно, но и почетно. За весомый вклад

    Документ
    23 марта в Патриаршей резиденции в Чистом переулке Предстоятель Русской Церкви принял директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков генерала полиции В.
  7. Приказ от 1 ноября 2005 г. N 325 об утверждении инструкции о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан и осуществления приема граждан в органах по контролю за оборотом наркотических средств

    Инструкция
    В целях совершенствования работы с предложениями, заявлениями и жалобами граждан и осуществления приема граждан в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ приказываю:
  8. Федеральная служба (5)

    Документ
    Важнейшей задачей современности является необходимость уберечь подрастающее поколение от жуткой жизни в плену наркотического омута. Несомненно, значимым фактором в профилактике наркотизма среди подростков и молодежи является совместная
  9. Международное сотрудничество в сфере контроля над оборотом наркотиков: социально-политические аспекты

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «6» ноября 2007 г. в 14:30 часов на заседании Диссертационного совета Д 502.006.09 в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 119606, Москва, проспект Вернадского, 84, ауд.

Другие похожие документы..