Федеральная служба российской федерации по контролю за оборотом наркотиков

7) проведение международных оперативно-профилактических операций («Канал», «Синтез», «Пограничное братство» и «Мак»).

Кроме того, заметим, что развёртывание многоуровневой системы международного сотрудничества выступает своеобразным механизмом координации усилий и средств всех участников борьбы с транснациональным наркобизнесом. И среди его первоочередных приоритетов государства выделяют формирование антинаркотического «пояса безопасности» вокруг Афганистана в виде системы пресечения контрабанды наркотиков на границах с этой страной и на границах государств, находящихся на пути наркотрафика.

В последнее время также наибольшую актуальность приобретает создание в Центрально-Азиатском регионе надежных механизмов пресечения распространения наркотиков, прежде всего через тесное региональное взаимодействие.

Например, одним из действенных методов реагирования на изменение наркоситуации и эффективного противодействия афганской наркоугрозе стало проведение международных оперативно-профилактических операций «Канал», направленных на выявление и перекрытие каналов контрабанды наркотиков. Благодаря взаимодействию правоохранительных и специальных ведомств удалось пресечь устойчивые каналы контрабандного перемещения наркотиков, разоблачить ряд крупных преступных транснациональных наркогруппировок, скоординировать и объединить усилия по противодействию наркоугрозе.

Вместе с тем, различия в законодательстве государств-участников международного взаимодействия в определенной степени снижают его результативность. Несмотря на то, что правовой основой национальных законодательств государств являются одни и те же универсальные конвенции ООН, имеются определённые расхождения в терминологии;

по критериям формирования перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю;

по порядку установления мер контроля за оборотом указанных средств и веществ;

по критериям установления ответственности за правонарушения, связанные с их нелегальным оборотом и т.д.

Особо следует подчеркнуть, что между государствами, участвующими в противодействии наркотрафику, необходимы более тесные формы сотрудничества, гарантирующие такие условия, при которых предпринимаемые одной страной антинаркотические усилия не будут подорваны менее строгими мерами контроля над наркотиками в сопредельной стране.

Одной из форм такого сотрудничества может стать процесс использования модельного законодательства в национальном законотворчестве.

Например, в целях унификации и гармонизации национальных законодательств Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ 2 ноября 1996 года принят рекомендательный законодательный акт «О противодействии незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров». Однако со времени его принятия прошло уже много лет. За этот период наркоситуация на постсоветском пространстве существенно изменилась. Кроме того, в указанном акте не содержится рекомендаций по формированию правовых норм в сфере легального оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Немаловажно и то, что рекомендательный законодательный акт не отвечает концепции взаимосвязи мер, направленных на сокращение предложения нелегальных наркотиков и на сокращение спроса на них.

Учитывая эти оценки, целесообразно разработать и принять новый модельный закон, который кроме мер, направленных на противодействие наркопреступности, содержал бы положения об организации легального оборота наркотических средств и психотропных веществ, меры по профилактике наркомании, оказанию наркологической (медико-социальной) помощи больным наркоманией и их реабилитации.

Подводя итог данному вопросу, следует сказать, что успешно предупреждать и бороться с наркоманией и международным наркобизнесом в одиночку не в силах ни одна страна мира. Только совместными усилиями можно предупредить и пресечь эти явления.

Конвенционный механизм международного

сотрудничества по противодействию наркомании

и наркопреступности

Международный режим в области контроля над наркотическими средствами и психотропными веществами включает следующие документы.

Единая конвенция о наркотических средствах, которая была принята правительствами на специальной международной конференции в 1961 году и действует с 1964 года, заменив собой заключенные перед Второй мировой войной договоры по опиатам, каннабису и кокаину. В настоящее время, в соответствии с этим соглашением, контроль осуществляется в отношении более 116 наркотических средств, включая опиум и его производные, а также синтетические наркотики.

При разработке Единой конвенции ООН преследовала три цели, главная из которых заключалась в обеспечении систематизации всех действующих многосторонних договорных норм в данной области. Эта задача была успешно выполнена.

Во-вторых, этот договор упростил и систематизировал механизм контроля, что стало еще одним важным шагом в направлении повышения эффективности усилий международного сообщества. Постоянный Центральный комитет по наркотическим средствам, созданный в соответствии с Международной конвенцией по опиуму 1925 года, и Контрольный орган по наркотическим средствам, созданный в рамках Конвенции об ограничении производства и регламентации распределения наркотических средств 1931 года, были объединены в рамках Международного комитета по контролю над наркотиками (МККН). Кроме того, с помощью Единой конвенции удалось объединить, упростить и расширить некоторые другие административные функции.

Третья цель конвенции заключалась в распространении сферы применения существующих систем контроля на культивирование растений в качестве сырья для получения натуральных наркотических средств. В Договоре 1961 года был предусмотрен жесткий контроль над производством опия. Согласно этому договору в список растений, на культивирование которых был распространен международный контроль, были включены кокаиновый куст и каннабис. На государства-участников Договора 1961 г. было возложено особое обязательство ограничить производство наркотикосодержащих растений количеством, необходимым исключительно для медицинских и научных целей.

Некоторые положения Единой конвенции содержали новые обязательства, касающиеся лечения и восстановления трудоспособности наркоманов. В нее были включены новые синтетические наркотики, находившиеся под контролем согласно Протоколу 1948 года.

В соответствии с Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года стороны должны представлять МККН исчисления потребностей во всех находящихся под международным контролем наркотических средствах, предназначенных для медицинских и научных целей и для изготовления других наркотических средств или препаратов, а также исчисления, касающиеся складских запасов наркотических средств. Стороны должны представлять также статистические сведения о том, не превышает ли изготовленное, ввезенное или вывезенное страной количество наркотических средств соответствующих исчислений, а также о потреблении, культивировании и конфискации наркотических средств. Эта информация может свидетельствовать о масштабах незаконного оборота и эффективности принимаемых правоохранительными органами мер по его пресечению, а также о том, выполняет ли правительство свое обязательство не допускать чрезмерного накопления наркотических средств у производителей, торговцев и государственных предприятий.

Единая Конвенция была подкреплена Протоколом 1972 года, который содержал поправки к ней и вступил в силу 8 августа 1975 года. В Протоколе подчеркивается необходимость расширения усилий по предупреждению незаконного производства, оборота и использования наркотиков. В нем отмечается также необходимость предоставления лицам, злоупотребляющим наркотиками, услуг в области лечения и восстановления трудоспособности, подчеркивается, что лечение, воспитание, последующий уход, восстановление трудоспособности и возвращение в общество должны рассматриваться в качестве замены или дополнения к тюремному заключению лиц, злоупотребляющих наркотиками, которые совершили преступления, связанные с ними.

До 1971 года под международный контроль подпадали лишь наркотические средства. В результате растущего беспокойства в связи с пагубным воздействием на человека психотропных веществ, наркотиков амфетаминового ряда, седативно-гипнотических средств и галлюциногенов, которые способны изменять поведение и настроение, а также вызывать опасную зависимость, в 1971 году была принята Конвенция о психотропных веществах. В соответствии с этой Конвенцией такие вещества были помещены под контроль системы международного права. Его сфера охвата системы международного контроля над наркотиками была существенно расширена и распространена на галлюциногены, такие как ЛСД (диэтиламид лизергиновой кислоты) и мескалин; стимуляторы, такие как амфетамины; и седативно-гипнотические средства, например, барбитураты.

В Конвенции содержатся специальные положения о злоупотреблении этими веществами, нацеленные на обеспечение раннего выявления, лечения, воспитания, наблюдения после окончания лечения, восстановления трудоспособности и возвращения в общество лиц, которые испытывают пристрастие к каким-либо контролируемым веществам. В других статьях рассматриваются вопросы борьбы с незаконным оборотом и меры наказания. На органах Организации Объединенных Наций, занимающихся вопросами эксплуатации и применения системы контроля над наркотиками, а именно на Комиссии по наркотическим средствам и МККН, лежит дополнительная ответственность за обеспечение контроля над наркотиками, охватываемыми данной Конвенцией.

Продолжая выполнять свою роль в деле международной борьбы с наркотиками, ООН созвала в 1988 году конференцию полномочных представителей, на которой 106 государствами была принята Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, вступившая в силу 11 ноября 1990 года. Цель этой Конвенции заключается в том, чтобы лишить дельцов наркобизнеса их доходов, полученных противоправным путем.

Одно из новых положений этой Конвенции касается выявления, замораживания и конфискации доходов и собственности, полученных в результате незаконного оборота наркотиков. В этой связи суды уполномочиваются издавать постановления о предоставлении или аресте банковских, финансовых или коммерческих документов.

Наряду с криминализацией незаконного оборота наркотиков Конвенция 1988 года предусматривает устранение каких-либо убежищ для торговцев наркотиками, в частности, с помощью ее положений о выдаче крупных торговцев наркотиками, взаимной юридической помощи между государствами в проведении расследований, связанных с наркотиками, и передаче материалов судопроизводства, связанных с наркотиками, для обеспечения уголовного преследования и интересов надлежащего отправления правосудия. Другим важным новым положением является обязательство сторон ликвидировать или сократить незаконный спрос на наркотические средства и психотропные вещества. С целью предотвращения утечки веществ, часто используемых при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ, включенных в Таблицы I и II Конвенции, стороны обязуются принимать меры, которые они сочтут необходимыми, и сотрудничать в этой связи друг с другом.

Государства, становящиеся сторонами международных договоров о контроле над наркотиками, призваны осуществлять свои обязательства, как правило, на основе принятия соответствующего законодательства для обеспечения возможностей выполнения условий договоров в полном объеме. Например, одним из основных и обязательных для всех сторон элементов Конвенций о наркотиках является установление уголовной ответственности и наказания за незаконный оборот наркотиков. Для достижения этих целей во внутригосударственное законодательство, при необходимости, вносятся соответствующие изменения.

Важнейшее значение для выполнения международных договоров о контроле над наркотиками имеет наличие эффективной системы уголовного правосудия. Помимо положений, касающихся национальных правоохранительных механизмов, в Конвенции 1988 года содержится ряд важных положений, направленных на развитие международного сотрудничества органов правосудия в области контроля над наркотиками. Они касаются международного сотрудничества в таких вопросах, как конфискация доходов от преступлений, связанных с наркотиками, выдача, взаимная юридическая помощь, передача материалов уголовного разбирательства, контролируемые поставки, незаконный оборот на море и др. Эта Конвенция, в частности, обеспечивает государствам договорную основу для оказания взаимной помощи в выполнении просьб в отношении таких различных форм сотрудничества, как сбор и предоставление доказательств и информации, определение, выявление и замораживание доходов от преступлений, связанных с наркотиками, передача другим сторонам части конфискованной собственности и выдача лиц, скрывающихся от правосудия.

В Конвенциях в той либо иной мере предусмотрены механизмы решения медицинских и социальных вопросов. В них содержатся положения, в соответствии с которыми при совершении наркоманами правонарушений, связанных с наркотиками, стороны могут предусматривать, чтобы в отношении таких лиц применялись меры, направленные на их лечение, воспитание, наблюдение за ними после окончания ими лечения, восстановление их трудоспособности и возвращение их в общество.

Следует также отметить возможность установления связей между системой уголовного правосудия и системой, занимающейся лечением, на различных этапах уголовного судопроизводства, в том числе на этапе судебного преследования (например, условное прекращение уголовного разбирательства при прохождении курса лечения; или вынесение распоряжений о лечении следственными судьями во Франции) или на этапе исполнения наказания в виде тюремного заключения (перевод для лечения в медицинском учреждении или в терапевтической группе).

В соответствии с Конвенцией 1988 года каждой стороне надлежит принимать такие меры, которые могут потребоваться для конфискации доходов, полученных от оборота наркотиков, или собственности, стоимость которой соответствует таким доходам. Государства могут, но не обязаны, применять обе формы конфискации. Каждая сторона должна быть готова к сотрудничеству с другими государствами, независимо от того, применяют ли они тот же подход к конфискации.

  1. Федеральная служба российской федерации по контролю за оборотом наркотиков (2)

    Документ
    Курс лекций подготовлен Белгородским юридическим институтом МВД России по заказу Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в рамках реализации пункта 25 перечня мероприятий по реализации федеральной
  2. Открытый конкурс (далее конкурс). Наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона Заказчика. Наименование Заказчика Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков

    Конкурс
    по определению поставщика (исполнителя, подрядчика) по оказанию переводческих услуг для нужд Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в 2010 году
  3. Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Камчатскому краю проводит работу по подбору кандидатов для целевой подг

    Документ
    Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Камчатскому краю проводит работу по подбору кандидатов для целевой подготовки специалистов для органов наркоконтроля в Московской государственной
  4. Открытый конкурс (далее конкурс). Наименование Заказчика Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Оренбургской области

    Конкурс
    Конкурсная документация по проведению открытого конкурса по выбору медицинского учреждения оказывающего медицинские услуги для сотрудников и пенсионеров УФСКН России по Оренбургской области
  5. Приказ от 29 декабря 2011 г. N 580 об утверждении административного регламента федеральной службы российской федерации по контролю

    Регламент
    На основании пункта 2 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г.
  6. В. В. Черкесова за сотрудничество с Церковью в деле борьбы с «болезнью века» иподчеркнул, что в наше время возглавлять службу по контролю за оборотом наркотиков не только ответственно, но и почетно. За весомый вклад

    Документ
    23 марта в Патриаршей резиденции в Чистом переулке Предстоятель Русской Церкви принял директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков генерала полиции В.
  7. Приказ от 1 ноября 2005 г. N 325 об утверждении инструкции о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан и осуществления приема граждан в органах по контролю за оборотом наркотических средств

    Инструкция
    В целях совершенствования работы с предложениями, заявлениями и жалобами граждан и осуществления приема граждан в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ приказываю:
  8. Федеральная служба (5)

    Документ
    Важнейшей задачей современности является необходимость уберечь подрастающее поколение от жуткой жизни в плену наркотического омута. Несомненно, значимым фактором в профилактике наркотизма среди подростков и молодежи является совместная
  9. Международное сотрудничество в сфере контроля над оборотом наркотиков: социально-политические аспекты

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «6» ноября 2007 г. в 14:30 часов на заседании Диссертационного совета Д 502.006.09 в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 119606, Москва, проспект Вернадского, 84, ауд.

Другие похожие документы..