Политизация ислама как фактор современного политического процесса (на материалах северного кавказа)

На правах рукописи

ЗИНЧЕНКО МАКСИМ СЕРГЕЕВИЧ

ПОЛИТИЗАЦИЯ ИСЛАМА КАК ФАКТОР

СОВРЕМЕННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

(НА МАТЕРИАЛАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА)

Специальность 23.00.02 – Политические институты,

процессы и технологии

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата политических наук

Краснодар 2010

Работа выполнена на кафедре политологии, социологии и теологии

ГОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»

Научный руководитель:

доктор политических наук, профессор

Передерий Сергей Васильевич

Официальные оппоненты:

доктор политических наук, профессор

Косов Геннадий Владимирович

кандидат политических наук

Шарафутдинова Эльвира Фаритовна

Ведущая организация:

Южный научный центр

Российской академии наук

(г. Ростов-на-Дону)

Защита диссертации состоится «14» мая 2010 года в 1500 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д.212.101.11 при Кубанском государственном университете по адресу: 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149, ауд. 231.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Кубанского государственного университета.

Автореферат диссертации разослан «13» апреля 2005 года.

Ученый секретарь

Совета по защите докторских

и кандидатских диссертаций

доктор политических наук,

доктор исторических наук,

профессор

А.В.Баранов

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования. На протяжении последних десятилетий мир был свидетелем исламского возрождения, характеризующегося реисламизационными процессами, следствием которых стало беспрецедентное усиление влияния ислама на политические процессы целого ряда стран, в том числе и России.

Обращение мусульман к своей традиционной культуре в поисках духовной опоры, стремление отстоять свою самобытность и свои политические интересы обусловлены глубокими структурными изменениями в социально-политической и культурной жизни современного мира, связанного с крушением биполярной системы и усиливающимися процессами глобализации.

Вместе с тем процесс «возрождения ислама» с самого начала отличался крайне противоречивым и сложным характером. С одной стороны, в нем отразилось элементарное стремление людей, считающих себя мусульманами, открыто исповедовать религию (или просто следовать обрядам) своих предков, не опасаясь при этом преследований, с другой – процессы «возрождения ислама» часто сопровождались применением насилия, в результате чего целые регионы превратились в зоны распространения религиозно-политического радикализма.

Политизация ислама на Северном Кавказе является одной из острейших внутриполитических проблем и для современной России. Об ее актуальности свидетельствуют достаточно частые акты терроризма, совершаемые в Москве, Дагестане, Чечне, Ингушетии и других субъектах федерации, а также связанные с ними выступления главы государства – Президента РФ Д.А.Медведева, который за последние два года неоднократно поднимал вопрос о необходимости стабилизировать политическую жизнь на Северном Кавказе, отличительной особенностью которой стал набирающий с 1990-х гг. силу религиозно-политический экстремизм и терроризм.

Тем не менее, проблема политизации ислама не может и не должна сводиться исключительно к проявлению насилия. Целые государства организуют свою политическую и общественную жизнь в соответствии с исламскими юридическими и моральными нормами, исламские партии получают значительный процент голосов даже в странах с устойчивыми светскими традициями (например, Турция). Политический ислам, и это факт, стал неотъемлемой частью современного политического процесса, как мирового, так и протекающего на региональных уровнях.

Политизация ислама – процесс не просто «возрождения» религии, и уж тем более, не использования религии в политических целях, иначе мы говорили бы о процессе клерикализации политики. Политизация ислама представляет собой попытку переноса части нерешенных социально-экономических и духовно-идеологических проблем в политическую сферу, означает их наивысший накал, обостренную общественную значимость и актуальность, а также неспособность субъектов принятия политико-управленческих решений справиться с ними при помощи общепринятых методов воздействия.

Все это заставляет нас более внимательно подойти к исследованию вопросов политизации ислама на Северном Кавказе, т.к. от того, насколько это явление, связанное с механизмом преобразования неполитических практик в политические, будет осмыслено, зависит возможность стабилизировать ситуацию и обеспечить возможность деполитизировать ислам, вернув его в контекст религиозной сферы.

Степень научной разработанности проблемы. Политический ислам (исламизм) представляет собой форму проявления неполитических явлений в сфере политики. Сложнейший вопрос о соотношении политической и неполитических сфер, об их взаимном влиянии как в аспекте реальной политической жизни, так и в сфере специальных научных исследований поднимается в трудах таких исследователей как: К.Маркс, М.Вебер, Т.Парсонс, К.Шмитт, Р.Арон и др.1 В последнее время данная проблематика получила широкое обсуждение и в отечественной науке благодаря работам таких ученых как, М.В.Данилов, А.Н.Савельев, А.Макарычев, С.В.Клягин, В.М.Капицин и др.2

Теоретические выводы, касающиеся политизации религий, были сделаны на основе классических работ К.Шмитта о «понятии политического» и работ Э.Фёгелина и Х.Линца о политических религиях и тоталитарных идеологиях3. Среди работ исследователей, не просто описывающих изолированные процессы политизации различных религий, но и обобщающих этот опыт, делая выводы, которые можно приложить к политизации любой религии, необходимо назвать Э.Абрахамяна, Х.Казанову, Н.Р.Кедци, М.Юргенсмейера, А.В.Митрофанову4.

Политизации исламского мира и «исламскому фактору» – как на мировом уровне, так и на уровне отдельных стран (Ирана, Алжира, Пакистана и т.д.), посвящена обширная литература, включая работы таких известных российских исследователей как В.Е.Донцов, А.А.Игнатенко, Р.Г.Ланда, А.В.Малашенко, С.А.Модестов, О.Г. Пересыпкин, Д.Сюкияйнен, С.А.Семедов и др.5

Исламизм является формой проявления как политических идеологий, так и политических организаций. Организационные аспекты политического ислама могут быть истолкованы в контексте общих теорий организации и политического институционализма (Дж.Гринберг, Р.Бэйрон, Д.Норт, Дж.Марч, Й.Ольсен)6.

Вклад в изучение политических аспектов ислама внесли зарубежные исламоведы и востоковеды. Среди них – А.Массэ, Г.Э.Грюнебаум, Ф.Роузентал, Д.С.Тримингэм, М.Ходжсон, С.Х.Наср, С.Хантингтон7. В своих трудах они ставили цель – проследить историю развития ислама и его отдельных течений, выявить факторы религиозно-политических конфликтов, в том числе способствовавших политизации ислама.

Российское исламоведение имеет давнюю историю и накопило солидные традиции. Его научные школы основаны еще до 1917 года и продолжены В.В.Бартольдом, М.А.Батунским, А.Е.Крымским. Их традиции и достижения развивали А.Е.Беляев, Л.Р.Полонская, Л.И.Медведко, А.Ахмедов. Наиболее важные труды по социальным и политическим аспектам ислама создали Г.М.Керимов, Т.С.Саидбаев, Т.М.Степанянц8. Основные усилия исследователей были сосредоточены на роли ислама в истории, философии и политической жизни зарубежного Востока. В их трудах отчасти затрагивались проблемы современной общественной мысли, социального и политического развития исламских стран.

Теоретические аспекты изучения политического ислама являются составной частью исследований социологии религий и взаимодействий политики с конфессиональными учениями. Базовые работы по данным направлениям создали В.И.Гараджа, Т.С.Саидбаев, С.Б.Филатов, Л.Андреева9. Гносеологическим, онтологическим и психологическим, социальным основаниям ислама и его отдельных направлений и течений посвящены работы А.А.Игнатенко, З.И.Левин, И.П.Добаев10.

В ряду современных отечественных ученых, исследовавших различные аспекты мусульманской цивилизации, исламского права, а также политических аспектов данной религии, можно назвать: Г.М.Керимова, Г.В.Милославского, Н.И.Кирея, Ю.Г.Смертина, Г.В.Косова, А.В.Сагадеева11. Ряд исследователей движения радикального ислама – А.Ю.Умнов, И.П.Добаев, Р.Г.Ланда12 указывают на особенности возрождения фундаментальных основ религии – теологические и политические. Если в первом случае речь идет о теории идеального исламского государства, то во втором следует говорить о борьбе фундаменталистов за захват власти насильственным путем и утверждение политической модели государства, основанной на шариате.

Наибольшую актуальность приобрели вопросы, связанные с политизацией ислама на постсоветском пространстве в целом и на Северном Кавказе в частности. В отечественной и зарубежной востоковедной науке продолжается дискуссия о соотношении внутренних и внешних причин соединения ислама и политики. Российские исследователи, которые наиболее активно разрабатывают данную проблематику, (А.А.Игнатенко, Р.Г.Ланда, А.В.Малашенко, Л.Р.Сюкияйнен, И.П.Добаев, Д.Г. Котеленко, И.В.Кудряшова)13, высказывают противоречивые точки зрения как на сам феномен политического ислама, так и на степень влияния внешнего фактора на политизацию ислама в странах СНГ и на Северном Кавказе.

Исследователи З.С.Арухов, Н.В.Жданов, С.А.Мельков, К.И.Поляков, Э.Т.Шарафутдинова, А.В.Сухов, А.В.Егупов14 изучают проблему современного политического ислама на различных уровнях (общероссийском, региональном). Социально-политические аспекты ислама в Северо-Кавказском регионе изучали еще в 1970-80-х гг. А.В.Авксентьев, Х.Б.Мамлеев15. Важнейшие публикации по современным политическим аспектам ислама на Северном Кавказе, принадлежат И.П.Добаеву, А.В.Малашенко, С.Е.Бережному, Н.М.Емельяновой, В.О.Бобровникову, А.В.Кудрявцеву, А.А.Ярлыкапову, Э.Р.Кисриеву. Эти исследователи создали основы современных научных традиций познания политизированных форм ислама на Северном Кавказе16.

Несмотря на широкую степень изученности проблемы политизации ислама на Северном Кавказе она все еще продолжает оставаться актуальной и нуждается в дополнительном изучении. Особенно это касается понимания сущности политического ислама и его северокавказской специфики, т.к. до сих пор нет единой точки зрения по этому вопросу. Не менее важным является проблема поиска путей стабилизации регионального политического процесса, направленных на устранение причин появлениях экстремальных форм религиозно-политической деятельности, а не их следствий. Так, сегодня практически отсутствуют научные работы, связывающие феномен политизации ислама на Северном Кавказе с проблемой обеспечения духовной безопасности в регионе, а также с необходимостью выработки идеологического вектора развития государства, отражающего сложную религиозную специфику региона. Автор диссертации надеется внести посильный вклад в исследование данной проблематики.

Объектомдиссертационногоисследования является политизация ислама.

Предметом диссертационного исследования выступают формы проявления политизации ислама как фактора политического процесса на Северном Кавказе в постсоветский период.

Цельдиссертационного исследования – определить специфику и характер влияния политизации ислама на политический процесс на Северном Кавказе с конца 1980-х гг. по настоящее время.

Достижение цели требует решения следующих задач:

─ интерпретировать «неполитические» факторы политического процесса как объект научного анализа;

─ дать определение политизации религии, раскрыть ее сущность и причины роста влияния на современные политические процессы;

─ выявить теоретические и практические аспекты политизации ислама как одной из современных проблем мирового масштаба;

─ определить роль ислама в динамике современных политических отношений на Северном Кавказе;

─ раскрыть механизм и выявить инструменты политизации ислама на Северном Кавказе;

─ выработать предложения по деполитизации ислама как важнейшей основы стабилизации политического процесса на Северном Кавказе.

Хронологические рамки исследования включают в себя период с конца 1980-х по 2010 гг. Определение начального рубежа связано с тем, что именно в это время происходит актуализация идей политического ислама на Северном Кавказе, а также мобилизация оппозиционных движений использующих в своей деятельности исламистскую риторику.

Территориальные рамки исследования. В связи с тем, что политический ислам усиливает свое влияние в России, рамки исследования определены регионом, где этот феномен имеет наиболее выраженный характер. Таковым является образованный 19 января 2010 г. Указом Президента РФ Северо-Кавказский федеральный округ, в состав которого вошли следующие субъекты РФ: Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия-Алания, Чеченская Республика, Ставропольский край.

Теоретико-методологическая база диссертационного исследования. В ходе исследования применялся комплекс общенаучных методов и логических процедур, таких как анализ и синтез, индукция и дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному, абстрагирование, экстраполяция и т.п. Применялись подходы: системный, компаративный, цивилизационный, аксиологический, а также структурно-функциональный анализ. Применены сценарные методы прогнозирования, а также выводы таких дисциплин, как политическая социология и политическая психология. Теоретико-методологическую базу также составляют теории, концепции зарубежных и российских исследователей в области политизации «неполитических» явлений, политических процессов и политических религий.

Эмпирическая база исследования включает широкий круг источников, выделенных по общности происхождения, содержания и назначения:

  1. Основные вероучительные источники ислама – Коран и Сунна Пророка, многочисленные труды мусульманских богословов (улемов) и знатоков мусульманского права (факихов), приверженцев различных идейных направлений и течений. Данные источники могут использоваться как умеренными религиозными движениями, так и радикалами. Исламизм является одной из устойчивых тенденций, соперничающих в рамках исламской политической традиции с модернизмом и традиционализмом.

2.Труды средневековых мусульманских богословов. Аль-Ашари разработал мусульманскую схоластическую теологию (калам), которую дополнил и развил аль-Газали17. Аш-Шахрастани18 исследовал мусульманские и другие религиозные и философские учения и секты древности и средневековья, в том числе школы греческой философии, гностицизма языческие верования Средней Азии. Труды средневековых салафитских авторов: Ибн Ханбала, Ибн Таймийи, Аль-Кайима позволяют более отчетливо понять суть их расхождений с преобладающей традицией ислама.

3.Произведения политических деятелей (выступления, газетные и журнальные статьи, брошюры, интервью) характеризуют публичное обоснование идей и действий. Особенно важны работы С.Аль-Фаузана, А.Маудиди, С.Кутба, Р.Хомейни, М.Хатами и других авторов19. В частности, Р. Хомейни в 1971 г. издал свою основную работу – «Исламская власть», в которой выдвинул идею теократического государства во главе с высшим теологом, знатоком законов.

4.Публицистика (агитационные материалы, газетные и журнальные публикации) играет важную роль в формировании общественного мнения. Значение публицистики растет благодаря Интернету. Наиболее важную информацию по теме содержат сайты: Совета Муфтиев России, газеты «Дагестанская правда», газеты «Ассалам», «Чеченское общество», «Северный Кавказ», Независимого исламского информационного канала, журналов: «Звезда Востока», «Мусульманский вестник», «Ислам для всех», «Нур-ул Ислам» и сайта Кавказ-центр.20 Многие сообщения на этих сайтах ярко выражают идеи политического ислама. Они позволяют проанализировать идеологические ценности и стиль аргументации, лозунги исламистов.

5.Статистические материалы (данные социологических опросов Фонда «Общественное мнение», материалы переписей населения в странах СНГ и зарубежного Востока) дают представления о численности и географическом размещении мусульманских общин в странах СНГ, о динамике общественного мнения в отношении ислама. Результаты социологических исследований, проведенных ведущими исследовательскими информационно-аналитическими центрами (Институт социально-политических исследований РАН, Институт социологии РАН, Российский независимый институт социальных и национальных проблем, Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов).

6. Нормативно-правовые акты, принятые органами государственной власти по проблемам стабилизации политического процесса и обеспечения национальной безопасности РФ (Конституция РФ, Федеральный Закон «О противодействии экстремистской деятельности», Федеральный Закон «О борьбе с терроризмом», Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», Концепция государственной национальной политики, Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года, Концепция национальной безопасности РФ, Доктрина информационной безопасности РФ и др.).

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1.Выявлен транзитивный механизм преобразования неполитических практик в политические, на основании чего доказано, что в политической жизни имеет место процесс политизации одних общественных отношений и обратный ему процесс деполитизации других. Выявлены причины, определена природа и установлены направления политизации общественных отношений.

2.Уточнено определение политизации религии, определены его сущностные характеристики, выяснены причины, по которым происходит политизация религии, а также дана классификация религий, представленных в мировом политическом пространстве.

3.В итоге анализа теоретических и практических аспектов политизации ислама в условиях современного глобализирующегося мира определены ведущие направления развития политической мысли в современном исламе; дана интерпретация политическому исламу; показан характер современной интерпретации исламистской догматики.

4.Доказано, что ислам является базовым фактором динамики политических отношений на Северном Кавказе, формирующим особую среду политического взаимодействия, которая испытывает на себе влияние не только межрелигиозных, но и, прежде всего, внутриисламских отношений, обусловленных распространением в регионе радикальной деятельности исламизма.

5.Определен механизм политизации ислама на Северном Кавказе, выделены его этапы, рассмотрены основные инструменты, позволяющие политизировать ислам в регионе и делать его эффективным средством политической борьбы.

6.Обоснована необходимость создания условий для реализации стратегии деполитизации ислама как важного фактора стабилизации политического процесса на Северном Кавказе.

  1. Терроризм как фактор современных политических процессов: детерминация, проявления, стратегия противодействия

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «12» октября 2009 года в 13 часов 00 мин. на заседании совета Д 212.101.11 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Кубанском государственном университете по адресу: 350040, г.
  2. Традиционные ценности как фактор современного политического процесса (на примере Северного Кавказа)

    Автореферат диссертации
    доктор политических наук, доктор юридических наук, профессор, кафедра прикладной и теоретической политологии ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»
  3. Религиозный фактор современного политического процесса

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 20 апреля 2012 года в 10-00 часов на заседании Совета по защите кандидатских и докторских диссертаций Д 212.193.03 при ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет» по адресу: 357532, г.
  4. Исламский фактор в политическом процессе современной России (на примере республик Северного Кавказа)

    Диссертация
    Защита состоится «25» ноября 2009 г. в 15 ч. 00 м. на заседании Диссертационного совета по политическим наукам Д 501.001.47 при Московском государственном университете имени М.
  5. На северном кавказе в ХХ веке (1)

    Книга
    Когда-то Джон Стюарт Милль говорил, что «самой сильной из всех является идентичность политических предшественников; наличие национальной истории, а следовательно, общие воспоминания; коллективные гордость и унижения, радость и сожаление,
  6. На северном кавказе в ХХ веке (2)

    Книга
    Книга посвящена актуальным проблемам идентичности северокавказских народов в контексте бурных этнополитических изменений в регионе в течение последних ста лет.
  7. Религиозный фактор и национальная безопасность россии (на материалах Южного Федерального округа)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится « » декабря 2006 года в часов на заседании диссертационного совета Д.502.006.11 при Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 119606, г.
  8. Терроризм на Северном Кавказе: исторические выводы и поиски адекватных ответов (1991-2010 гг.)

    Диссертация
    Защита состоится 31 января 2011 г. в 15 часов на заседании диссертационного Совета Д 212 248.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций по историческим наукам в ГОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им.
  9. Радикализация исламского движения в центральной азии и на северном кавказе: сравнительно-политологический анализ (на материалах Киргизской Республики и Республики Дагестан)

    Диссертация
    Защита состоится 1 июля 2008 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 502.008.02 по политическим наукам при Северо-Кавказской академии государственной службы по адресу: 344002, г.

Другие похожие документы..