Рабочая программа по биологии 11

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ СОШ № 13

___________О.Ю.Юркевич

«___»___________2010 год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

11 класс

Автор: Махалина Е.Н

учитель биологии

Копейский городской округ

2010

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

1. Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) // Сборник нормативных документов. Биология / сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.

2. Примерные программы среднего (полного) общего образования побиологии // Сборник нормативных документов. Биология / сост.Э.Д.

Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.

  1. Приказ Департамента Государственной политики в образовании МОиН РФ от 09.12.2008 № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2009/2010 учебный год».

  2. Приказ МОиН Челябинской области «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2009-2010 учебный год» от 06.05.2009 г. № 01-269.

  3. Письмо МОиН Челябинской области от 21.07.2009 № 103/3404 «О разработке рабочих программ курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждений Челябинской области».

  4. Инструктивно-методическое письмо МОиН Челябинской области «О преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2009/2010 учебном году» от 03.08.2009 г. № 103/3431.

  5. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника / авт.-сост. Г.М.Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.

  6. Школьный учебный план на 2009-2010 учебный год.

Цель курса общей биологии: обобщение и углубление биологических знаний, имеющихся у учащихся, до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, а также демонстрация прикладного значения биологии. В курсе биологии 11 класса важное место отводится формированию естественнонаучного мировоззрения и экологической культуры учащихся.

Задачи обучения биологии: приобретение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, овладение умениями: применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения собственного здоровья, охраны окружающей среды; воспитание экологической грамотности;

Курс общей биологии 11 класса содержит раздел: «Вид», включающий основы эволюционного учения, происхождения и развития жизни на Земле, антропогенез и раздел «Экосистемы», который включает основы экологии и учение о биосфере.

В соответствии с ОБУП на изучение регионального содержания биологического образования отводится 10% учебного времени в год. Региональный компонент включает изучение экологических проблем области: влияние деятельности человека на состояние воздуха, водоёмов и почв в регионе; мероприятия по восстановлению экологического равновесия в городе и области, сохранению здоровья населения и численности редких растений и животных области. Региональный компонент реализуется включением соответствующей информации на части уроках различных тем курса.

В качестве пособий для изучения регионального содержания биологического образования используются:

  • Андреева М.А., Маркова А.С. География Челябинской области: Учеб.пособие для учащихся 7-9 классов основной школы. - Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во, 2002.

  • публикации в прессе и сайтах Челябинской области по состоянию здоровья населения и экологическим проблемам Челябинской области.

Место учебного предмета в областном базисном учебном плане:

  • Количество часов по ОБУП – 1 ч. в неделю, 34 часа в год;

  • По школьному учебному плану – 2 ч. в неделю, 68 часов в год;

  • Количество часов по авторской программе – 1 ч. в неделю, 34 часов в год;

  • Количество часов по рабочей программе – 2 ч. в неделю, 68 часа в год.

Структура курса

Тема

Количество часов

1. Повторение по курсу 10 класса

8

2. Эволюционное учение

17

3. Основы селекции и биотехнологии

5

4.Возникновение и развитие жизни на Земле

8

5.Антропогенез

6

6.Основы экологии. Биосфера и человек

16

7. Повторение по курсу 11 класса

8

Учебно-методическое обеспечение

  • Учебник: Каменский, А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 классы: учебник для ощеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.

  • Методические пособия: Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А.А.Каменского, Е.А.Криксунова, В.В.Пасечника «Общая биология: 10-11 классы»/ Т.А.Козлова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.

  • Дидактические материалы: Деркачёва Н.И. ЕГЭ 2008. Биология. Типовые тестовые задания / Н.И.Деркачёва, А.Г. Соловьёв. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.

Каменский. А.А. Основы биологии. Полный курс общеобразоват.средней школы /А.А.Каменский, Н.А.Соколов, М.А.Валовая. – 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2007.

Тестовые задания по биологии для подготовки к экзаменам/А.Г.Лебедев. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006.

  • Инструментарий по отслеживанию результатов:

Биология: реальные варианты: Единый государственный экзамен / авт.-сост. Е.А.Никишова, С.П.Шаталова. – М.: АСТ: Астрель, 2007.

Единый государственный экзамен: биология: контрол.измерит.материалы: 2005-2006 / под общ.ред. Г. С. Калиновой; М-во образования и науки Рос.Федерации, Федерал.служба по надзору в сфере образования и науки, Федерал.ин-т пед.измерений. – М.: Просвещение, 2006.

Мухамеджанов И.Р. Тесты, зачёты, блицопросы по общей биологии: 10-11 классы. – М.ВАКО, 2006.

Единый государственный экзамен. Учебно-тренировочные материалы для учащихся. Биология. / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2007-2008.

  • Дополнительная литература для учащихся

Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрова, 2004.

Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в вузы. – М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005.

Тематический тест по теме «Эволюционное учение»

1. Основная заслуга Ч. Дарвина состоит в:

а. формулировании биогенетического закона

б. создании первой эволюционной теории

в. разработке теории естественного отбора

г. создании закона наследственных рядов.

2. По Ч. Дарвину, движущими силами эволюции являются:

а. борьба за существование

б. наследственная изменчивость

в. естественный отбор

г. все перечисленные.

3. Ведущую роль в эволюции играет следующий вид изменчивости:

а. определенная

б. модификационная

в. групповая

г. мутационная.

4. Способность живых существ производить большое количество потомков и ограниченность мест обитания и жизненных ресурсов являются непосредственными причинами:

а. наследственной изменчивости

б. борьбы за существование

в. вымирания

г. видообразования.

5. Наиболее напряженной формой борьбы за существование Ч. Дарвин считал:

а. борьбу с неблагоприятными условиями

б. внутривидовую

в. межвидовую

г. все перечисленные формы в равной степени.

6. Наследственная изменчивость в процессе эволюции:

а. создает новые виды

б. доставляет материал для эволюции

в. закрепляет созданный в процессе эволюции материал

г. сохраняет наиболее полезные изменения.

7. Естественный отбор действует на уровне:

а. отдельного организма

б. популяции

в. вида

г. биоценоза.

8. Движущая форма отбора обычно приводит к:

а. уничтожению особей с отклонениями от прежней нормы реакции

б. сужению прежней нормы реакции

в. расширению прежней нормы реакции
г. сдвигу прежней нормы реакции.

9. Результатом действия естественного отбора не является:

а. приспособленность организмов к среде обитания

б. многообразие органического мира

в. борьба за существование

г. совершенствование организации живых существ.

10. Изоляция — это фактор эволюции, который:

а. не влияет на скорость видообразования популяции внутри вида

б. замедляет процесс формирования приспособленности

в. не препятствует смешиванию

г. ускоряет эволюционный процесс.

11. Гомологичными органами являются:

а. лапа кошки и нога мухи

б. глаз человека и глаз паука

в. чешуя рептилий и перья птиц

г. крыло бабочки и крыло птицы.

12. Аналогичными органами являются:

а. жабры рака и жабры рыбы

б. лапа собаки и крыло птицы

в. листья березы и иголки кактуса

г. все перечисленные пары.

13. Микроэволюция приводит к образованию новых:

а. семейных групп

б. подвидов и видов

в. родов

г. отрядов и семейств.

14. Крупные систематические группы в процессе эволюции возникают, как правило, путем:

а. ароморфоза

б. идиоадаптации

в. общей дегенерации

г. направленной эволюции.

15. К идиоадаптации следует отнести:

а. многоклеточность

б. четырехкамерное сердце млекопитающих

в. игольчатые листья растений пустынь

г. все перечисленные эволюционные приспособления.

16. Примером ароморфоза является:

а. уплощение тела у донных рыб

б. покровительственная окраска

в. отсутствие кишечника у паразитических червей

г. возникновение полового процесса

  1. Рабочая программа по биологии. 11 класс Тематическое планирование по программе Пасечника В. В

    Рабочая программа
    Планирование составлено по программе автора В.В. Пасечника в соответствии с примерной рабочей программой, соответствует Федеральному Государственному образовательному стандарту, принятому в марте 2004 года и включает в себя минимум
  2. Рабочая программа по биологии 1

    Рабочая программа
  3. Рабочая программа по биологии 8 класс на 2010 2011 учебный год. Пояснительная записка

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек и его здоровье» авторов В.
  4. Рабочая программа по биологии. Составлена учителем биологии и химии Кукевой Е. В

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии авторов Н.
  5. Рабочая программа по биологии основного общего образования Пояснительная записка

    Рабочая программа
    Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает точное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных
  6. Рабочая программа по биологии 10 -11 класс

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, При­мерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования По биологии для 10-11 классов
  7. Рабочая программа по биологии. 2 ступень

    Рабочая программа
    В ней сохранены псе разделы и темы , изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и с учётом образовательного уровня.
  8. Рабочая программа по биологии элективный курс

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе Программы элективного курса «Генетика человека» Ю.В. Филичевой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, 2005 Программа элективных курсов.
  9. Рабочая программа по биологии для 10 класса среднего (полного) общего образования (базовый уровень

    Рабочая программа
    Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней отражены задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на изучение общих основ живого, законов

Другие похожие документы..