Учебное пособие Издательство тпу томск 2006

Из видных востоковедов Октябрьскую революцию приняли академик С.Ф. Ольденбург, Н.Я. Марр, профессора А.Е. Крымский, И.А. Орбели, генерал А.Е. Снесарев, полковник И.Д. Ягелло, М.О. Аттая.

Дореволюционное востоковедение носило преимущественно культурно-филологический характер, было обращено в прошлое. Переориентация его на исследование проблем современности и тем более на новые концептуальные основания требовала времени. Своеобразным рычагом воздействия на «старое» востоковедение стала Всероссийская научная ассоциация востоковедов (ВНАВ).

Декрет ВЦИК о ВНАВ (1921 г.) исходил из того, что в сложившейся ситуации требуется эффективный орган для обеспечения научного изучения Востока в контексте новых задач – объединенное сообщество востоковедов. По мысли создателей, ВНАВ должна была явиться организационным и руководящим центром востоковедения в Советском государстве и – это, пожалуй, главное – сплотить ученых «старой» школы с молодыми востоковедами-марксистами.

В «Положении о ВНАВ» говорилось, что она имеет целью всестороннее изучение стран Востока – советского и зарубежного, – а также распространение научных и прикладных знаний о Востоке. Ассоциации были представлены большие полномочия.

При разработке организационной структуры ВНАВ ее первый председатель М.П. Павлович ознакомился с работой западных востоковедных научных обществ. Но ВНАВ, по его мнению, должна была отличаться от них – сочетать чисто научные цели с содействием экономическому и духовному раскрепощению Востока, а по отношению к советскому Востоку осуществлять эти задачи и практически.

В оргбюро ВНАВ вошли М.П. Павлович (председатель), С.И. Духовский (зав. политико-экономическим отделом), В.А. Гурко-Кряжин, И.Н. Бороздин (зав. историко-этнологическим отделом), А.Ф. Абуков (ученый секретарь), В.К. Трутовский, К.М. Трояновский, Т.Н. Бройдо. Научная деятельность Ассоциации сосредотачивалась в двух отделах: политико-экономическом и историко-этнологическом.

Большой резонанс имели мероприятия, проведенные в 1920-е гг. по инициативе ВНАВ. Среди них – первый всероссийский съезд египтологов (1922 г.), Первый всесоюзный тюркологический съезд (1926 г.) с участием зарубежных специалистов, совещания по вопросам ведения научных работ в Средней Азии, научного изучения проблем труда и быта женщин Востока (1929г.). Участниками совещаний были не только ученые-востоковеды, но и представители государственных органов (Наркоминдела, Главнауки и т.д.), общественных организаций. Подобные совещания помогали общественным и государственным структурам проводить работу среди населения восточных советских республик.

Ассоциация положила начало организации востоковедных ячеек на всей территории Советского государства. Она стремилась организационно объединить теоретическое и практическое направления в востоковедении – при Ассоциации была создана группа сотрудников-корреспондентов, работавших в зарубежных странах. Они присылали во ВНАВ разнообразные информационные материалы, налаживали востоковедную работу на местах. Ассоциация принимала активное участие в деятельности востоковедных вузов. Так, в 1923 г. была созвана конференция ректоров этих вузов. Кроме того, представители ВНАВ рассматривали программы учебных дисциплин, анализировали организацию их преподавания.

Научная продукция Ассоциации печаталась в журнале «Новый Восток» (1921–1930 гг.), который считался одним из лучших советских изданий, имел известность и за рубежом. В журнале публиковались статьи, в которых рассматривались проблемы классовой борьбы пролетариата, экономического развития разных стран Востока, их борьбы против империализма. В материалах журнала было немало интересных статистических данных по аграрному вопросу, железнодорожному строительству, выступлениям рабочих и т.д.

Новая тематика нашла отражение и в других изданиях ВНАВ. Под ее эгидой были выпущены книги о революционном движении на Востоке, по экономике стран Азии, их государственном устройстве и социальной структуре. Достаточно красноречивы названия изданных в то время трудов: «Китай в борьбе за независимость», «Египет в борьбе за независимость», «Очерки революционного движения в Средней Азии» и т.п.

Таким образом, ВНАВ утверждала поворот востоковедения к проблемам социально-экономического развития, национально-освободительного движения, политики империалистических стран на Востоке и рассмотрению их сквозь призму марксисткой методологии, классового анализа.

Но большинство работ, изданных Ассоциацией востоковедения, носило публицистический характер, не содержало глубокого анализа общественных явлений, отражало явную тенденцию к социологизированию. Все это было неизбежным следствием незнания восточных языков многими авторами, невозможности ознакомиться с местными материалами, отсутствия достаточной информации о событиях, происходивших на Востоке, стремления подогнать факты под те или иные положения марксизма.

Эти черты марксистского востоковедения, скептическое отношение некоторых его представителей к востоковедам старой школы, к глубокому изучению прошлого обостряли, помимо всего прочего, отношения между востоковедами дореволюционной и новой школ. Обе стороны, по словам С.Ф. Ольденбурга, «считали, что стоят на почве более правильных подходов к делу». И хотя ВНАВ удалось привлечь к сотрудничеству в «Новом Востоке» В.В. Бартольда (академик с 1913 г.) и С.Ф. Ольденбурга, но оно было непро-должительным. Соперничество обоих направлений в некоторые годы принимало достаточно острые формы. Как среди представителей старого востоковедения (В.Л. Котвич и др.), так и среди востоковедов-марксистов (С.М. Диманштейн и др.) были противники сближения. Так что, несмотря на достаточно гибкую политику по объединению «старых» и «новых» востоковедов, которую проводила Ассоциация и ее председатель М.П. Павлович, их сближение и сотрудничество налаживалось с большим трудом.

Это обстоятельство, а также сложная политическая обстановка, непрекращающаяся борьба на идеологическом фронте, усиление партийного диктата по отношению к учреждениям науки и культуры обусловили ликвидацию ВНАВ в 1930 г. В какой-то степени эту ликвидацию предопределил и субъективный фактор: в 1927 г. умер глава Ассоциации М.П. Павлович, энергия и деятельность которого существенно поддерживала ее.

Михаил Павлович Павлович (Вельтман) прошел большую школу революционной деятельности. Гимназический кружок в Одесской гимназии в 90-х гг. XIX в., увлечение марксизмом, пропагандистская работа в Одессе, Кишиневе, участие в революции 1905–1907 гг. (активная пропаганда среди солдат военного гарнизона Петербурга в 1905 г. с целью подготовки вооруженного восстания), аресты, эмиграция – это лишь некоторые штрихи биографии М.П. Павловича как профессионального революционера, причем обычные для многих, ему подобных, функционеров РСДРП. В эмиграции М.П. Павлович сотрудничал с меньшевистским изданием «Голос социал-демократа», публикуя на его страницах статьи, главным образом, по вопросам международной жизни и политики. Особо его интересовала политика на Востоке.

Позднее М.П. Павлович писал: «Находясь в Париже, посещал всех восточных революционеров, младотурок, персидских конституцио- налистов, индусских эмигрантов, китайских офицеров и т. д… Я сопро-вождал персидских революционеров – д-ра Абдулла-Мирзу и рабочего Раим-Заде во время их поездки по Европе, редактировал прокламации для персидских, китайских, индусских революционеров и сотрудничал в их журналах и газетах…» (Деятели СССР и революционного движения России. – М., 1989. – С. 577–578).

После Октябрьской революции М.П. Павлович работал в Наркомнаце, в Союзе действий и пропаганды народов Востока, в Восточной торговой палате и др. учреждениях. Одновременно он занимался научной деятельностью. Многочисленные работы М.П. Павловича о колониальной политике империалистических стран, о социально-экономическом строе некоторых стран Азии, о национально-освободительном движении на Востоке были в числе первых марксистских трудов по востоковедению. Среди них – «Империализм и борьба за великие железнодорожные и морские пути будущего», «Борьба за Азию и Африку», «Русско-японская война», «Империализм», «Французский империализм».

Выступления и статьи М.П. Павловича о советском востоковедении были в известном смысле руководящими. Так, в 1926 г. он писал: «Отличительной чертой молодого советского востоковедения, несомненно, является то, что оно стремится объяснить все социальные, политические, культурные процессы, происходящие в странах Востока, характер развития этих процессов, форму классовой структуры населения этих стран основными чертами хозяйственной жизни, их влиянием прошлой истории и т.д., причем вся жизнь современного Востока изучается советским востоковедением под углом зрения освободительной борьбы угнетенных народов желтого и черного континентов против империализма» (Кузнецова Н.А., Кулагина Л.М. Из истории советского востоковедения. 1917–1967. – М., 1970. – С. 26.

Но М.П. Павлович при всем этом прекрасно понимал все сильные и слабые стороны молодых востоковедов и считал, что представителям марксистского направления не мешало бы поучиться кое-чему у востоковедов старой школы. Его речь на юбилейных торжествах Академии наук была направлена на то, чтобы показать, как люди его взглядов умеют ценить заслуги прежнего востоковедения и понимают всю важность строгости его научных методов. М.П. Павлович, по мнению С.Ф. Ольденбурга, многое сделал лично, чтобы уменьшить остроту взаимного чрезмерного критического отношения предста-вителей старого и советского марксистского востоковедения.

Справедливости ради надо отметить, что, проявляя глубокое уважение к академическому востоковедению, ученым старой школы, М.П. Павлович в полемическом азарте позволял себе и пренебре-жительные суждения о значении изучения древних восточных языков и цивилизаций.

В 1920-е гг. в стране, кроме ВНАВ, существовали и другие научные общества, комиссии, в той или иной мере связанные с востоковедением. В 1922 г. в Ташкенте была организована специальная Научная восточная комиссия при представительствах Наркоминдела и Наркомвнешторга в Средней Азии. В 1925 г. при Коммунистическом университете трудящихся Востока возникла научно-исследовательская группа по изучению Востока, которая в 1927 г. трансформировалась в Научно-исследовательскую ассоциацию (НИА КУТВа) по разработке социально-экономических проблем советского и зарубежного Востока. Ректором её стал Б.З. Шумяцкий.

Борис Захарович Шумяцкий (1886–1938) – видный партийный и государственный работник. Свою революционную деятельность он начал в Сибири в годы первой российской революции. В 1923–1925 гг. он был полпредом Советского государства в Иране. Это обстоятельство, по всей видимости, сыграло свою роль при назначении Б.З. Шумяцкого руководителем НИА КУТВа.

Ассоциация создала страноведческие кафедры изучения стран зарубежного Востока и советских восточных республик. Члены ассоциации подготовили ряд трудов по Востоку, организовали экспедиции в Ойротию, Якутию, Таджикистан, Монголию, Туву.

Основным теоретическим и научным журналом КУТВа был с 1927 г. журнал «Революционный Восток». С конца 1920-х гг. он стал претендовать на роль главного востоковедного органа, определяющего развитие советской востоковедной работы. Именно члены НИА КУТВа и журнал «Революционный Восток» в конце 1920-х гг. выступили со статьями о положении на востоковедном фронте, в которых подвергались критике авторы, чьи позиции трактовались ими как отход от марксизма, пропаганда буржуазной идеологии, проявление необъективности. Совершенно очевидно, что НИА КУТВ таким образом прокладывала путь к утверждению в отечественном востоко-ведении методологического и идеологического монизма.

Не все востоковеды соглашались с подобными выступлениями НИА КУТВа и «Революционного Востока». И это обстоятельство препятствовало превращению ее в руководящий востоковедный центр. Создание же такового после прекращения деятельности ВНАВ марксистски ориентированными востоковедами считалось необхо-димым делом. В этих условиях заметную роль в сплочении востоковедов новой школы, координации их деятельности начала играть Ассоциация марксистов-востоковедов при Коммунистической академии.

Ассоциация ставила перед собой цели изучения экономики и политики восточных стран, новых путей национально-революционного движения и классовой борьбы в странах колониального Востока, а также путей изживания экономической и культурной отсталости Советского Востока. Эти проблемы рассматривались на страницах различных журналов Комакадемии: «На аграрном фронте», «Историк-марксист», «Проблемы Китая», « Революция и национальности» и др.

При некоторых учреждениях были созданы ячейки содействия Ассоциации марксистов-востоковедов. В Академии наук членами такой ячейки в 1932 г. были Г.М. Шитов, Ю.Н. Верховский, А.Ф. Искандеров, Л.С. Пучковский, Н.И. Конрад.

1920-е годы стали и периодом поиска ответов на такие вопросы, как: где готовить кадры, кого обучать, кому обучать. Потребность в востоковедных кадрах была велика. Поэтому сейчас даже невозможно перечислить все учебные заведения, которые открывались в то время, причём не только в столичных городах, но и на местах.

Преподавание восточных языков в вузах Баку, Ташкента, Киева, Тифлиса, Казани, Владивостока и др. городов обычно ограничивалось потребностями того или иного центра. Так, в Ташкенте, Казани, Баку изучались преимущественно тюркские языки, в Тифлисе – культура Грузии, во Владивостоке готовились специалисты по Дальнему Востоку.

В стране, кроме того, существовали многочисленные школы, курсы с целью подготовки востоковедных кадров. Значительное количество практических работников готовилось в ведомственных школах наркоматов внешней торговли, иностранных дел, обороны. Так, генерал А.Е. Снесарев стал организатором, руководителем и одним из преподавателей Восточного отделения Военной академии РККА.

Ведущие учебные востоковедные заведения сосредотачивались, естественно, в столицах. Одним из них был Московский институт востоковедения. История его создания такова. В сентябре 1920 г. В.И. Ленин подписал «Постановление об учреждении Центрального института живых восточных языков» – ЦИЖВЯ. Институт создавался на базе Лазаревского института восточных языков (одновременно подобный институт возник и в Петрограде). Директором ЦИЖВЯ избрали М.О. Аттая – известного московского арабиста.

Михаил Осипович Аттая (1852–1924) – араб по национальности. Он родился в Дамаске, учился в Бейруте. Родину он вынужден был покинуть ещё в юношеском возрасте из-за выступлений «в либеральных органах арабской печати с резкими выпадами против турецкого деспотизма», участия в тайном обществе «Снятие покрывала». С 1873 г. М.О. Аттая начинал вести занятия в Лазаревском институте. Встав в 1917 г. на сторону Советской власти, М.О. Аттая одновременно с преподавательской деятельностью работал над переводами на арабский язык работ К. Маркса, текущей политической литературы.

ЦИЖВЯ учреждался для преподавания живых восточных языков и предметов востоковедения. Целью института было предоставление «возможности лицам, готовящимся к практической деятельности на Востоке или в связи с Востоком в любой области (экономической, административно-политической, агитационной, дипломатической, педагогической и др.), приобрести необходимые для них востоковедные знания и пройти систематическую школу практического востоко-ведения, а также подготавливать преподавателей и квалифицированных инструкторов для практических курсов востоковедения». «Положение» о ЦИЖВЯ предусматривало двухгодичный курс обучения в институте и «год в командировках на Восток в пределах РСФСР или вне их на средства института и по его назначению». Для слушателей института, учебного персонала и служащих устанавливались нормы довольствия, принятые для курсантов командных курсов РККА (Становление советского востоковедения: Сб. статей / Отв. ред. А.П. Базиянц. – М., 1983. – С. 56).

  1. Учебное пособие Издательство тпу томск 2006 (3)

    Учебное пособие
    В учебном пособии рассматриваются современные модели представления знаний в информационных системах и принципы построения экспертных систем; обсуждаются проблемы применения нечеткой логики, генетических алгоритмов и нейронных сетей
  2. Учебное пособие Издательство тпу томск 2006 (2)

    Учебное пособие
    В учебном пособии в краткой форме изложены основные подходы к проблеме сохранения здоровья, молодости и красоты. Валеологическое образование актуально не только для студентов специальности «Социально-культурный сервис и туризм», хотя
  3. Учебное пособие Издательство тпу томск 2006 (4)

    Учебное пособие
    В учебном пособии в краткой форме изложены основы отраслевой экономики предприятий электроэнергетики. Показаны место и роль отрасли в национальной экономике, её состав, структура, особенности функционирования и реформирования.
  4. Учебное пособие Издательство тпу томск 2006 (5)

    Учебное пособие
    Учебное пособие представляет собой систематическое изложение основ политической регионалистики. Сформулированы методология и главные утверждения политической регионалистики.
  5. Учебное пособие Издательство тпу томск 2006 (6)

    Учебное пособие
    Учебное пособие представляет собой систематическое исследование конфликта. Сформулированы методология и главные утверждения единой теории конфликта. Представлены специальные методы анализа конфликтных ситуаций.
  6. Учебное пособие Издательство тпу томск 2007 (5)

    Учебное пособие
    В пособии в краткой форме изложены теоретические и практические вопросы законодательства в сфере международного и отечественного социально–культурного сервиса и туризма, выделены важнейшие положения современной нормотворческой практики
  7. Учебное пособие Издательство тпу томск 2007 (2)

    Учебное пособие
    Психолого–акмеологическое знание в системе высшего профессионального образования. Учебное пособие для слушателей дополнительной профессиональной образовательной программы получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей
  8. Элективный курс по философии Учебное пособие

    Элективный курс
    Учебное пособие содержит материал, дающий представление о сущности предмета философии и её истории, предметном самоопределении философии в процессе развития; знакомит с историей становления и развития философских воззрений, основными
  9. Учебное пособие Издательство Томского политехнического университета 2009

    Учебное пособие
    Х 55 История русской живописи: учебное пособие / Автор- составитель: Л.А.Хлабутина. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. – 166 с.

Другие похожие документы..