Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве

МЕДИАСРЕДА В СИСТЕМЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ЭКРАННОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ

Н.Ф.Хилько,

кандидат педагогических наук,

доцент

Наряду с развитием самого процесса аудиовизуального творчества вырабатываются группы отношений медиакультуры и личности, которые зависят главным образом от степени осознанности и осмысления интуитивных проявлений, заложенных в социально-культурных механизмах аудиовизуального творчества. Вместе с тем не следует забывать, что уровни социально-культурного воздействия медиа отражают их. Что же является следствием формируемых отношений? Следует полагать вместе с В.Н.Дружининым, что преобразующий характер происходящих взаимодействий субъекта деятельности завязан на его творческом поведении – активности, создающей новую среду [Дружинин, 1999]. Очевидно, здесь речь идет о некоторой среде, в которой отражается характер отношений, эвристичность которых, связь с общением, творчеством и социумом позволяют сконцентрировать экранную информацию и сформировать субкультуру. Исходное положение среди отношений занимают инфоориентирующие, которых зарождается медиасреда, возникающая на основе отношений.

Под экранной медиасредой мы понимаем внеличностные формы сосредоточения продуктов аудиовизуального творчества, содержание которых разделяется определенным сообществом, структурно отражая характер приемлемых культурных ценностей. Она содержит в качестве блоков функционального назначения информации накопительную, когнитивную, образную и индивидуально-творческую формы. Каждая из них имеет блоки функционального назначения информации (компоненты), которые определяют характер соответствующей технологии коллективного творчества. Под ее компонентами (составляющими) мы подразумеваем блоки функционального назначения данных источников информации, позволяющих выполнять определенные социально-культурные роли [Кириллова, 2005, с.5-6]. Так, сбор информации, ее сосредоточение в среде ближайшего окружения дает возможность стимулировать творчество в зрительских технологиях, особую значимость в которых приобретает экологический аспект. Благодаря данным признакам формируется накопительная медиасреда (системы коллекционирования, презентаций, проектов, сценариев, литературы и сетературы), включающая в себя ассоциативный, ретро/генеалогический компоненты, направленные на создание условий саморазвития. Данному механизму соответствует типологическая группа посетителя.

Своеобразная когнитивная медиасреда выражается в информационно-ориентирующей и сопровождающей составляющих, благодаря которым возникают различные технологии и стратегии медийных контактов. Таким образом, интерактивное социально-культурное воздействие связано с особенностями визуализации и виртуализации зрительных образов, которые влияют на роль интеграции медиа и различных видов деятельности, что сказывается на смене культурных приоритетов и дает начало медиасреде, включающей воображаемые компоненты аудиовизуальных образов. Следует заметить, что различный характер интерактивности обусловливает идентифицированные формы общения и деятельности и, кроме этого, альтернативные информационные экранные системы творческих интеракций. Здесь налицо действие блока, соединяющего общение и восприятие. Этому механизму свойственна деятельность пользователя.

На основе предыдущих формируется индивидуально-творческая медиасреда, которая включает рефлексивную, имиджмейкерскую и культурно-средовую составляющие, отражая содержание дневников, сайтов, портфолио и других способов авторского самовыражения в аудиовизуальной форме. Блоки получаемой персональной информации становятся основой сосредоточения творческих качеств личности в отдельно взятом образном содержании деятельности медиалидера.

Сравнение между собой форм медиасреды позволило обнаружить связи инфоориентирующих, диалоговых и субкультурогенных отношений, складывающихся в процессе взаимодействия с медиакультурой. Они проявляют себя двояко. Так, инфоориентирующие отношения создают условия для перехода в форме культурных хронотопов из накопительной, в когнитивную и далее  в образную и индивидуально-творческую медиасреды с соответствующими функциональными составляющими, в которых заложено взаимодействие внутри разных полюсов медиасреды. Диалоговые отношения определяют интеллектуальную, художественную и духовно-нравственную сферы развития личности, среду совместного творчества и общения, выраженную в субкультурах, формирует субкультурогенный тип взаимоотношений медиакультуры и личности. Так формируется своеобразный «круговорот архетипов». Кроме того, диалоговые отношения отразились на сферах социокультурного развития личности. Они отражают медиасреду и формируют разнообразные качества, включенные в блоки (совокупности личностных свойств).

Обоснование блоков как структурных компонентов личности базировалось на представлениях о ней как «более или менее стабильной и устойчивой совокупности свойств характера, темперамента, интеллекта» [Айзенк, 1999, с.13], что потребовало выхода на знание структуры личности. Согласно теории построения социально-воспитательных технологий [Селевко, 2002, с.5-10], главной целью деятельности является совершенствование личности объекта педагогического процесса, который неразрывен с его субъективной сущностью. Учитывая структуру личности по К.К.Платонову и делая акцент на ее социально-культурном опыте в различных видах деятельности, можно определить состав преобладающих черт, доминанты которых преобладают в развитии личности с помощью аудиовизуальных творческих технологий. Выделив в качестве приоритетов личностного развития эстетическую, познавательную, художественно-творческую и духовно-нравственную сферу, можно увидеть, как они связаны медиасредой (репертуаром, коллекциями и т.д.). В результате такой медиасреды в сферу развития личности формируются блоки определенных свойств личности. В целом связь экранных медиасред и сфер развития личности, закладываемых в авторские компоненты технологий, можно представить следующим образом (см. табл. 1).

Табл. 1. Связь сфер развития личности с медиасредами и авторскими компонентами технологий аудиовизуального творчества

Экранные медиасреды

и их составляющие

Сферы развития личности

Авторские компоненты

в блоках технологий

1.

Накопительная

ассоциативная, ретро-, генеалогическая

Эстетическая

СПУД (сфера перцептивно-умственных действий),

СКЭЦР (сфера культурно-эстетической ценностной регуляции)

2.

Когнитивная

инфоориентирующая, сопровождающая

Интеллектуальная

ЗУН (знания, умения

и навыки),

СИТО (сфера интеллектуально-творческого опыта)

3.

Образная

ролевая, социально-проблемная

Художественная, творческой адаптации

ДСТР (действенное стимулирование творческого развития),

РТСК (развитие творческих способностей

и качеств),

САТЛ (сфера адаптации творческой личности)

4.

Индивидуально-творческая,

рефлексивная, имиджмейкерская, культурно-средовая

Духовно-нравственная

СДН(сфера духовно-нравственной регуляции)

Как видим, выделенные нами сферы развития личности коренным образом отличаются от исходных своей обобщенностью, направленностью на аудиовизуальную сферу и любительский характер деятельности. Мы основываемся на позициях духовной сущности человека, проявляющихся в системе опосредованных отношений к миру и с миром, к себе, осуществление многообразия социальных ролей в различных субкультурах. Сфера перцептивно-умственных действий (СПУД) отражает совокупность черт восприятия, соединенных с мыслительными особенностями, проявляющимися в экранном мышлении. Сфера культурно-эстетической ценностной регуляции (СКЭЦР) показывает ценностное осмысление экранных образов, позволяющих регулировать характер творчества. Сфера знаний, умений и навыков (ЗУН) является базовой основой творческого труда и формирования опыта деятельности. Ее продолжение является составляющей сферы интеллектуально-творческого опыта (СИТО), в которой формируются собственные представления и технологические особенности деятельности. Аудиовизуальное творчество в своей совокупности находят свое отражение в блоке действенного стимулирования творческого развития (ДСТР), в котором данные свойства деятельности воплощаются в целом ряде качеств и свойств. Вместе с тем расширение сферы творческих проявлений личности способствует большей реализации в ней инициативности, гибкости мышления и восприятия, напряженности внимания, художественной восприимчивости и впечатлительности. В этом проявляется идея формирования творческой личности, способной к саморазвитию и самореализации [Бакланова, 1997]. Изменяются интеллектуальные качества, достигает максимума интуиция, фантазия, выдумка, улучшается образная память. Развитие творческих качеств в единой сфере (РТСК) позволяет скоординировать усилия медиалюбителей в процессе создания экранного произведения. Например, можно говорить о следующих чертах творческого мышления: способности переноса знаний и умений в новую ситуацию, видение новой проблемы в знакомой ситуации, возможности определить новую функцию объекта и т.п. [Лернер, 1974, с.10-11]. Художественное аудиовизуальное мышление отличает синтетический характер, сочетание в нем понятийных и образных, эмоционально-экспрессивных компонентов; особую роль здесь играет ассоциативность, метафоричность. Сфера адаптации творческой личности помогает найти собственный стиль, характер взаимоотношений с медиасредой и в кругу общения и творчества, соответствующего субкультуре. Наконец, сфера духовно-нравственной регуляции творчества (СДН) является самой сложной составляющей аудиовизуального творчества, на которую накладывают отпечаток остальные личностные ориентации. Здесь объективным подтверждением существования данного блока является тот факт, что, действительно, именно духовные качества, как считает В.Д.Шадриков, опираются исключительно на восприятие, память, мышление и чувствование, что возвышает участника над обычными способностями, придавая им особый, деятельностный характер и гармонизируя состояния эмоциональной сферы [Шадриков, 2001, с.228-231].

Однако следует отметить, что накопление творческого опыта в субкультуре неотъемлемо от социокультурной регуляции аудиовизуального творчеств, благодаря которой формируются интересы, взгляды, убеждения, социальные установки, ценностные ориентации, морально-этические принципы медиалюбителей. Действующий таким образом самоуправляющий механизм личности основан на динамике социально-культурной деятельности. В нем происходит постепенное вхождение в медиасреду и субкультуру с определенной долей творческих и духовно-нравственных изменений, которые, как справедливо считает Г.К.Селевко, определяют выборочные отношения личности к внешнему воздействию, активность регуляции способов деятельности [Селевко, 1998]. Как же действует эта регуляция? Вероятно, здесь ведущим принципом взаимодействия является соподчинение медиасреды и субкультуры.

Сферы развития личности, отражаясь в субкультурогенных отношениях, дают начало различным формам творчества и общения, то есть субкультурам через уровни социокультурного воздействия экранной информации, включенные в медиасреду. Изучение этих особенностей показало, что они реализуют себя через личностные ценности, косвенные интересы, духовно-личностные приоритеты. При этом выявленные нами блоки функционального назначения информации (БФНИ) внутри медиасреды служат в качестве средовых регуляторов творчества, действуют в разных формах использования различной аудиовидеотехники, форм медиаобщения (интернет, мультимедиа и др.), предусматривающих включение форм культурного сопровождения творческой деятельности в организационных схемах перехода из центра в центр, из субкультуры в субкультуру по принципу культурных хронотопов.

На основе проведенного социально-педагогического анализа тематики и жанрового содержания репертуара медиалюбительства, предусматривающего изучение содержания востребуемых и создаваемых медиалюбителями экранных произведений, соотносились выделенные параметры, которые соответствовали составляющим каждой медиасреды с индикаторами, в качестве которых выступали жанрово-видовые образования фильмов, программ, сайтов.

Накопительная медиасреда сосредотачивает в себе три компонента, в которых концентрируется информация об актуальных личностных событиях. В ретрокомпоненте содержится хроникальное содержание отображаемых событий, подлежащих переосмыслению и реконструкции, что составляет содержание творческих биографий, а также - так называемого «путешествия в прошлое». Вместе с тем в генеалогическом компоненте не только соединяются события, импровизации и образы, но и предусматривается исследование различного рода «корней», первоистоков с помощью первоначального осмысления материала. В ассоциативной составляющей находятся различные визуально-метафорические жанры: сказки, клипы абсурды, аллегории, суеверия, разного рода фантазии, которые выходят за рамки реального содержания и затрагивают сферу возможного в проектируемом пространстве деятельности. В целом накопительная медиасреда - это максимум информации, создающий условия дальнейшего образного воплощения.

  1. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (3)

    Документ
    *статья написана при поддержке Совета по грантам Президента Российской Федерации «Государственная поддержка ведущих научных школ России» (грант НШ-657.
  2. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (8)

    Документ
    Во второй половине 80-х годов ХХ века интенсивное развитие видео начало менять облик медиаобразовательного движения в аудиовизуальной сфере. Демократические перемены в стране дали возможность доступа к лучшим произведениям мирового
  3. Программы юнеско «Информация для всех» Комитет по информационным ресурсам Администрации Губернатора

    Документ
    Пути и средства обеспечения доступа населения Югры к социально значимой информации / Гос. б-ка Югры, Науч.-метод. отд. ; сост. Н. Е. Швыркова. – Ханты-Мансийск : ИРО ГБЮ, 2007.
  4. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (10)

    Документ
    Компакт-диск «Медиаобразование. Медиапедагогика. Медиажурналистика» – новая инициатива Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России .
  5. Российский комитет программы юнеско «информация для всех» нф «пушкинская библиотека»

    Программа
    Хрусталев Сергей Александрович, заместитель генерального директора Главного информационно-вычислительного центра Министерства культуры Российской Федерации
  6. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (11)

    Документ
    * Статья написана при поддержке гранта аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2006-2008) Министерства образования и науки Российской Федерации.
  7. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (12)

    Документ
    В современных социокультурных условиях трудно переоценить роль различной информации. Для конкурентоспособного специалиста любой области необходимо уметь быстро ориентироваться в информационном пространстве, максимально используя весь
  8. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (2)

    Документ
    Витиска Н.И., Кочеркина О.А., Козуб Т.В. О включении программы Intel «Обучение для будущего» в учебный процесс Таганрогского государственного педагогического института с.
  9. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (5)

    Документ
    С середины 30-х жесткий идеологический и цензурный контроль со стороны государства пронизывал практически все стороны жизни людей. Многие творческие начинания в российском медиаобразовании были ликвидированы сталинским режимом в 1934
  10. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (7)

    Документ
    Анонсы содержания номеров журнала «Медиаобразование» публикуются на российском образовательном портале «Учеба» www.ucheba.ru и рассылаются администрацией данного портала всем желающим по электронной почте.

Другие похожие документы..