Повышение правовой культуры избирателей (участников референдума), других участников выборов и референдумов. Информационно-просветительская деятельность

6. Организация работы с телевидением, радиоканалами,
печатными средствами массовой информации

Работа по правовому просвещению избирателей, участников выборов особенно активизируется в период избирательных кампаний и приобретает масштабный характер. В этот период на первый план выходит информационно-разъяснительная деятельность для самого широкого круга участников с использованием максимального количества каналов передачи и получения информации.

Информационно-разъяснительная деятельность в период подготовки выборов, назначенных на 8 октября 2006 года, была направлена на достижение двуединой цели: способствовать осознанному волеизъявлению граждан, а также гласности и открытости выборов.

Для достижения обозначенной цели Избирательная комиссия Свердловской области определила ряд задач, среди которых:

1. Создание системы информационно-разъяснительной деятельности, способствующей формированию устойчивой мотивации граждан к осуществлению осознанного выбора в день голосования 8 октября.

2. Разработка программы информационно-разъяснительной деятельности, включающей участие всех субъектов в ее осуществлении.

3. Повышение профессиональной компетентности организаторов избирательного процесса.

4. Осуществление мониторинга отношений различных участников избирательного процесса к выборам и своему участию в них.

5. Осуществление координации работы всех субъектов информационно-разъяснительной деятельности с целью оперативной корректировки задач и содержания информирования в случае возникновения нестандартных ситуаций.

Важнейшими элементами сложившейся системы являются информационные каналы (каналы СМИ, информационные и телекоммуникационные каналы и средства связи).

В

СМИ на пресс-конференции в Избирательной комиссии Свердловской области

ся деятельность по информированию строилась на базовых принципах, обозначенных в действующем Федеральном законе: открытость, гласность, объективность, достоверность, соблюдение равенства прав кандидатов, избирательных объединений, свобода деятельности организаций, осуществляющих выпуск СМИ, по информированию избирателей.

В силу своего статуса, а также полномочий и обязанностей, Избирательная комиссия Свердловской области выступала организатором, прямым участником,координатором, уравновешивающим интересы других участников процесса информационного обеспечения выборов в части гарантий прав граждан, кандидатов, избирательных объединений, средств массовой информации и контролировала исполнение ими своих обязанностей, положений действующего законодательства.

Мероприятия информационно-разъяснительного характера осуществлялись с отчетливым выделением следующих этапов: до назначения выборов; в ходе избирательной кампании; в период непосредственно перед днем голосования, при установлении его итогов и результатов выборов.

На каждом этапе информационно-разъяснительной деятельности решались свои задачи, и, соответственно, выбирались наиболее оптимальные способы и формы их реализации.

1. Мероприятия информационно-разъяснительной деятельности
до назначения выборов

Информационное обеспечение выборов на этом этапе явилось составной частью работы комиссий по политическому и правовому просвещению. Его целью до назначения выборов было создание условий для осознанного вхождения избирателей и организаторов выборов в избирательную кампанию.

В связи с этим решалась задача доведения до избирателей существа положений избирательного законодательства, разъяснения системы органов государственной власти субъекта РФ, роли Законодательного Собрания в решении социальных, экономических и других вопросов, актуализации представлений избирателей о деятельности региональных отделений политических партий. Кроме того, необходимо было обеспечить готовность организаторов и участников избирательной кампании к ее началу.

В практике работы ИКСО и ТИК, имеющих статус юридического лица, активизируются выступления на теле- и радиоканалах, в периодической печати. Они организуются 4–5 раз в месяц, при этом используются широкий круг форм — круглые столы, дискуссии, диспуты, беседы, интервью, статьи, репортажи. В их содержании отчетливо просматривается ориентация на предстоящие выборы.

Н

Образцы газеты «Уральский ВЫБОР!»

апример, в газете Избирательной комиссии Свердловской области «Уральский ВЫБОР!» появились постоянные рубрики: «Колонка председателя», «Комментарии юриста», «Вопрос-ответ». На радиоканале «Утренняя волна» ГТРК «Урал» появилась еженедельная передача по разъяснению положений федерального и областного законодательства о выборах и особенностях их применения в предстоящей избирательной кампании, формированию ответственного отношения к избранию депутатов законодательного органа Свердловской области. Ответам на вопросы, связанные с особенностями предстоящих выборов, различных категорий избирателей была посвящена специальная ежемесячная программа на ОТВ в формате Ток-шоу.

В преддверии выборов важно было актуализировать представления избирателей о деятельности региональных отделений политических партий: содержанию деятельности политических партий был посвящен специальный номер журнала Комиссии «Выборы и референдумы», выпущена в эфир отдельная передача на ОТВ в формате Ток-шоу «Проблемы участия политических партий в выборах».

В большинстве муниципальных образований в этот период проходили конкурсы, посвященные проблемам избирательного права и процесса. Их ход и итоги активно освещались средствами массовой информации муниципалитетов.

Территориальные избирательные комиссии Свердловской области активно использовали возможности муниципальных телерадиовещательных каналов для проведения систематического информирования избирателей.

Так, на телерадиоканалах г. Алапаевска появилась постоянная передача «Алапаевск предвыборный», г. Режа — «Азбука избирателя», г. Талицы — «5 вопросов избирателей председателю ТИК», г. Нижнего Тагила — «Прямой эфир с председателем ТИК», г. Артемовский — «Актуальное интервью».

Результаты этого периода можно определить следующим образом:

- избирательные комиссии вступили в активное взаимодействие со средствами массовой информации, наметилась заинтересованность обеих сторон в этом взаимодействии;

- со стороны комиссий увеличилось количество материалов открытого пользования, к которым СМИ начали проявлять активный интерес;

- у комиссий появилась целевая аудитория — читатели, радиослушатели, телезрители, причем четко обозначилась специфика избирательных интересов, запросов различных категорий избирателей.

Таким образом, до назначения выборов в Свердловской области был решен ряд задач информационно-разъяснительной деятельности. Что позволило создать информационный фундамент для последующей деятельности по информированию в рамках избирательной кампании.

Мероприятия информационно-разъяснительной деятельности
в ходе избирательной кампании

Интенсивность информационно-разъяснительной деятельности нарастала по мере приближения дня голосования, а задачи информирования усложнялись – от обеспечения информированности о сроках проведения выборов, избираемом органе, до формирования осознанной мотивации к участию в выборах.

Свидетельством этого является нарастание интенсивности использования средств массовой информации. Организовывались теле- и радиопередачи, пресс-конференции, публикации в печати, все телевизионные каналы, в том числе и муниципальные, демонстрировали в новостных программах, а также во время показа художественных фильмов видеоролики, выполненные по заказу Избирательной комиссии Свердловской области.

Всего за период избирательной кампании Комиссией подготовлено 8 видеороликов, которые демонстрировались на 10 телевизионных каналах. Каждая из организаций телерадиовещания представила в Избирательную комиссию Свердловской области медиа-план по размещению видеороликов, причем количество выходов роликов Комиссии варьировалось от 4-х до 9 раз в день в зависимости от возможностей телекомпании.

Были достигнуты договоренности со всеми телерадиовещательными каналами г. Екатеринбурга по организации выступлений руководителей Избирательной комиссии в информационно-аналитических, новостных программах.

В течение недели осуществлялось 7–8 выступлений председателя Комиссии. Всего за избирательную кампанию состоялось 103 выступления председателя Комиссии.

Было организовано взаимодействие с редакциями ведущих телеканалов, даны интервью для новостных сюжетов программ: «Вести» — «Россия», «Сегодня» — «НТВ». Всего за истекший период с различного рода информацией о ходе избирательной кампании вышло более 90 новостных сюжетов.

Содержание этой работы включало информирование граждан о ходе избирательной кампании, выдвижении и регистрации кандидатов и списков кандидатов, сведений, представленных кандидатами о себе, установленных фактах нарушения избирательного законодательства.

На завершающем этапе избирательной кампании приоритет был отдан вопросам, касающимся порядка голосования и установления результатов выборов. Главная цель, которую преследовали организаторы – аргументировано доказать избирателям невозможность фальсификации итогов голосования граждан, убедить в важности и значимости каждого голоса для установления общих результатов выборов.

О

Мини пресс-конференция

собое место в системе информирования было уделено обеспечению открытости и гласности. Правилом является приглашение представителей средств массовой информации на мероприятия, проводимые комиссиями. Например, на заседаниях областной Комиссии присутствовало от 5 до 15 представителей различных организаций СМИ. По окончании заседаний Комиссии, как правило, проводились мини-пресс-конференции с разъяснениями итогов заседания и задач предстоящего периода.

Задача информирования решалась публикациями о работе избирательных комиссий и принимаемых ими решениях. Например, в течение избирательной кампании в печати было опубликовано 34 постановления Избирательной комиссии Свердловской области.

Продолжена работа по использованию комиссиями собственных средств массовой информации. В период избирательной кампании был увеличен с 10 до 30 тысяч экземпляров тираж газеты Избирательной комиссии Свердловской области «Уральский ВЫБОР!». Газета выходила три раза в месяц.

Все номера газеты — спецвыпуски, в которых избирателям предоставлялась оперативная, объективная информация о текущих и предстоящих событиях избирательной кампании, публиковались разъяснения о применении действующего избирательного законодательства.

Так, например, в 10-м номере газеты дан анализ основных событий избирательной кампании, размещена информация обо всех избирательных объединениях, участвующих в выборах депутатов Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области, а также представлены списки и сведения обо всех кандидатах, зарегистрированных в списках избирательных объединений.

В 11 номере газеты размещена информация для избирателей о порядке голосования, ответственности за нарушения избирательных прав граждан, порядке заполнения избирательных бюллетеней, о возможных способах получения избирателями информации о ходе голосования, процедуре подведения итогов выборов.

Постоянное взаимодействие с журналистами (встречи, «круглые столы»), информирование об основных событиях кампании через систему пресс-релизов, работу сайта Комиссии способствовало тому, что в печатных СМИ появилось большое количество публикаций на тему выборов, подготовленных редакциями либо отдельными журналистами.

В

Первая страница сайта Комиссии

ходе 2006 года сделан еще один шаг на пути активного использования современных информационных ресурсов и технологий. Ежедневная информация в виде пресс-релизов, планов предстоящих событий, фотоматериалов с прошедших событий размещалась на сайте Избирательной комиссии Свердловской области, передавалась в средства массовой информации.

Например, за период избирательной кампании сайт областной Комиссии посетило 20 тысяч пользователей.

Информация о телефоне «горячей линии» по связям с избирателями была размещена в средствах массовой информации и на сайте Комиссии.

Территориальные избирательные комиссии осуществляли информационно-разъяснительную деятельность по тем же направлениям, используя рекомендации, методические разработки, ролики, печатные издания, полиграфическую продукцию, тексты выступлений, докладов, пресс-релизов Избирательной комиссии Свердловской области, а также собственные информационно-разъяснительные материалы.

В ряде муниципальных образований для трансляции видеороликов, наряду с возможностями местных СМИ, территориальные избирательные комиссии использовали медийные возможности крупных предприятий, организаций и учреждений.

Ряд территориальных комиссий выпустили собственные ролики, например, в г. Заречном «Мы голосуем в первый раз» и в г. Березовском «Приди и проголосуй», г. Ирбите и др.

Кроме публикаций официальных документов, на страницах печатных СМИ размещались статьи, заметки, пресс-релизы о деятельности территориальных комиссий. Некоторые ТИК вели специальные рубрики (г. Асбест — «Выборы 2006», г. Ирбит — «ТИК информирует», Байкалово — «Навстречу выборам», г. Сухой Лог — «Голосуй правильно», пос. Рефтинский — «8 октября — выборы».

З

Образцы прессы территориальных комиссий

а период избирательной кампании в Талицкой газете «Сельская новь» появилось 26 публикаций по теме выборов, в газете «Восточная провинция» — 9 публикаций. В газетах Белоярского района «Новое знамя», «Вести Белоярского района» за период кампании было 34 публикации, разъясняющих ход избирательной кампании.

Территориальными избирательными комиссиями Свердловской области готовились и выпускались и собственные печатные издания, информационные листки и бюллетени.

В преддверии выборов появился информационный листок Орджоникидзевской ТИК Екатеринбурга «Избир.com», за период кампании вышло 3 выпуска, Тагилстроевской ТИК — «Выборы–2006», Первоуральской — вестник «Мы выбираем».

Необходимо отметить опыт Верхнесалдинской, Тавдинской, Новолялинской, Шалинской, Нижнетуринской районных территориальных избирательных комиссий, избирательной комиссии Новоуральского городского округа, Лесной городской ТИК, Ленинской районной ТИК г. Нижний Тагил, издающих собственные вестники и газеты, тираж которых в период избирательной кампании был значительно увеличен.

В Свердловской области в целях получения оперативной информации для анализа освещения хода избирательной кампании из числа работников аппарата комиссии была организована группа мониторинга публикаций в электронных и печатных СМИ, информации на каналах телевидения о ходе избирательной кампании.

Система мониторинга позволила Комиссии оперативно влиять на возникающие проблемы, снимать поступающие вопросы, а также выстраивать стратегию и тактику информационно-разъяснительной деятельности на предстоящий период.

Таким образом, в ходе избирательной кампании, решая задачи информационно-разъяснительной деятельности, избирательной комиссии Свердловской области удалось выстроить широкомасштабную систему информирования, позволяющую дойти до различных целевых аудиторий.

Результаты этого периода можно определить следующим образом:

- удалось обеспечить информированность широкого круга избирателей и иных участников выборов, обеспечить открытость и гласность деятельности избирательных комиссий, вооружить избирателей достаточным объемом знаний о кандидатах, избирательных объединениях, правилах голосования, установления его итогов и определения результатов выборов;

- укрепилась связь избирательных комиссий с избирателями, иными участниками выборов, что позволяло более оперативно реагировать на возникающие проблемы, препятствующие реализации избирательных прав граждан;

- выявились негативные тенденции, препятствующие реализации избирательных прав граждан Свердловской области, минимизация негативного влияния которых требовала координации деятельности избирательных комиссий, органов государственной власти, местного самоуправления и других заинтересованных ведомств и организаций.

  1. «Повышение правовой культуры избирателей, обучение организаторов выборов, совершенствование и развитие избирательных технологий в Артемовском городском округе»

    Программа
    о реализации Программы Артемовской районной территориальной избирательной комиссии «Повышение правовой культуры избирателей, обучение организаторов выборов,
  2. План мероприятий Избирательной комиссии Алтайского края по повышению правовой культуры избирателей (участников референдумов) и обучению организаторов выборов и референдумов на 2011 год

    Документ
    Разработка положения о проведении краевой олимпиады среди студентов средних специальных учебных заведений Алтайского края специальности «Правоведение» по вопросам избирательного права и избирательного процесса
  3. Информация о реализации плана мероприятий по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Ямало-Ненецком автономном округе в 2008 году

    Документ
    о реализации плана мероприятий по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Ямало-Ненецком автономном округе в 2008 году
  4. Первый областной конкурс среди библиотек по повышению гражданско-правовой культуры избирателей: первые успехи и неудачи Выступление на областном семинаре

    Конкурс
    Вашему вниманию предлагается очередное - третье издание сборника, выпущенное по инициативе Избирательной комиссии Тверской области и посвященное взаимодействию избирательных комиссий с библиотеками Тверской области.
  5. Об утверждении Плана мероприятий по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов и правовому обучению избирателей в Чукотском автономном округе на 2011 год и сметы расходов по его реализаци и

    Документ
    Об утверждении Плана мероприятий по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов и правовому обучению избирателей в Чукотском автономном округе на 2011 год и сметы расходов по его реализации
  6. Информация о деятельности

    Документ
    В первом полугодии 2010 года Избирательная комиссия Чукотского автономного округа осуществляла свою работу в области повышения правовой культуры избирателей в соответствии с Планом мероприятий по повышению профессиональной подготовки
  7. «Об утверждении Положения о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования» (2)

    Доклад
    Доклад о результатах и основных направлениях деятельности избирательной комиссии Тамбовской области на 2012-2014 годы подготовлен в целях реализации постановления администрации Тамбовской области от 26 июня 2009 года № 748 «Об утверждении
  8. «Об утверждении Положения о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования» (4)

    Доклад
  9. «Профессиональное обучение кадров избирательных комиссий и организаторов выборов, правовое обучение избирателей и других участников избирательного процесса»

    Задача
    о ходе выполнения в первом полугодии 2011 года долгосрочной целевой программы «Повышение правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучение организаторов выборов и референдумов в Рязанской области на 2010 – 2012 годы».

Другие похожие документы..