Повышение правовой культуры избирателей (участников референдума), других участников выборов и референдумов. Информационно-просветительская деятельность

Для педагогов конкурс — это педагогическая учеба без лекций, конспектов и учебников: это обмен опытом и знакомство с новыми формами работы, способами предъявления результатов труда.

Победители конкурса награждены переходящими кубками, что означает продолжение этого конкурса в будущем году (положение о конкурсе 2007 года принято Избирательной комиссией Свердловской области в сентябре 2006 года). В рамках областного смотра-конкурса в 2007 году будет проводиться региональный этап Всероссийского конкурса лидеров ученического самоуправления, учредителем которого является Федеральное агентство по образованию.

Областной смотр-конкурс как способ организации взаимодействия субъектов избирательного процесса может стать одним из механизмов формирования общественной активности среди важной части электората Свердловской области- молодежи.

Конкурс предусматривает возможность всем субъектам избирательного процесса договориться о согласованном, основанном на государственной политике, понимании целей самоуправления, критериев значимости общественно-полезной деятельности; условий, необходимых для обеспечения её качества. Конкурс может стать функциональной пробой сформированности сообщества взрослых и детей и системы их взаимодействия. Масштабное развитие конкурса позволит последовательно решать вопросы подготовки активных участников политических процессов, проходящих в муниципальных образованиях и области, формировать кадровый резерв избирательных органов, органов местного самоуправления, а также избирательных объединений. Решение этих задач возможно при условии тесного взаимодействия всех заинтересованных сторон – избирательных комиссий, органов местного самоуправления, общественных объединений, включая политические партии, творческие союзы и организации, руководителей организаций всех форм собственности.

Конкурс среди студентов и аспирантов ВУЗов на лучшую научно-исследовательскую работу по вопросам избирательного права и избирательного процесса является логическим продолжением системной работы со следующей возрастной категорией молодежи – студентами и аспирантами и имеет своей целью вовлечение молодых людей в активную общественно – политическую деятельность.

П

Участниками конкурса были как студенты, так и их научные руководители

остоянное взаимодействие с Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, Департаментом по делам молодежи Свердловской области, государственной телекомпанией «Областное телевидение», а также ВУЗами Свердловской области позволило на качественно высоком уровне организовывать и проводить запланированные мероприятия конкурса.

Конкурс среди студентов и аспирантов проводится в рамках областной Программы повышения правовой культуры избирателей, организаторов и участников выборов, начиная с 1996 года. Положение о конкурсе ежегодно утверждается Избирательной комиссией Свердловской области.

На конкурс среди студентов и аспирантов этого года поступило 23 работы (в 2005 г. — 21) из 8 ВУЗов Свердловской области.

В

На церемонии награждения победителей

процессе рецензирования работ, представленных на конкурс этого года, экспертная комиссия вышла с предложением о подведении итогов конкурса среди аспирантов и студентов отдельно. Соответствующее изменение было внесено в Положение о конкурсе.

Постановлением Избирательной комиссии Свердловской области определен победитель среди аспирантов – участников конкурса. Это Аглеева Л. Т., аспирантка Уральской государственной юридической академии, за работу «Проблемы регулирования предвыборной агитации как юридической деятельности», научный руководитель Кокотов А. Н.

Л

А.В. Блюденов и М.И. Кукушкин

ауреатом первой премии среди студентов стал Блюденов А. В., студент Уральской государственной юридической академии за работу «Проблемы конституционного регулирования избирательной системы России», научный руководитель Кукушкин М. И.

Постановлением Комиссии определены лауреаты второй и третьей премии, а также победители в номинациях.

О

Победители и номинанты

собенностью работ, представленных на конкурс этого года, является их прикладной характер. Прослеживается возможность использования результатов исследования в практике организации и проведения выборных кампаний, реализации программ повышения правовой культуры.

Высокий уровень научно-исследовательских работ студентов обусловлен тем, что Избирательная комиссия Свердловской области ежегодно проводит межвузовскую научно-практическую конференцию, что дает импульс ВУЗам в проведении собственных конференций по определенной ИКСО тематике. Так, например, выполнение программы повышения правовой культуры в Дзержинском районе г. Нижнего Тагила завершилось проведением 21 декабря 2006 года научно-практической конференции по теме: «Роль и место молодежи в формировании государственной власти: опыт, проблемы, перспективы», в которой приняли участие 130 студентов средне-профессиональных образовательных учреждений.

Особое внимание территориальные избирательные комиссии уделяют работающей молодежи. Инициатива ТИК по проведению молодежных акций, деловых игр и других, популярных среди молодежи форм работы находит поддержку у администраций и молодежных объединений предприятий и организаций области. Органы молодежного самоуправления Верхней Салды, Качканара, Североуральска, Нижнетагильского металлургического комбината принимали участие в смотре-конкурсе моделей детского и молодежного самоуправления 2006 года и планируют участие в нем в 2007 году.

В период избирательной кампании 2006 года по выборам депутатов Областной Думы территориальные избирательные комиссии активно взаимодействовали с общественными формированиями работающей молодежи: в городе Алапаевске ТИК совместно с Советом молодых педагогов проводили информационно-разъяснительную работу с голосующими впервые, организовывали обучение резерва участковых избирательных комиссий; встречи, молодежные марафоны, форумы для впервые голосующих, тематические дискотеки проводились территориальными избирательными комиссиями совместно с активистами комитетов по делам молодежи в городе Красноуральске, Пышминском, Камышловском, Байкаловском районах.

Одной из действенных форм работы с населением, на наш взгляд, является создание Клубов избирателей, в практике которых встречи, вечера вопросов и ответов, «круглые столы», устные журналы, деловые игры. Особенностью работы клубов избирателей является диалоговый характер взаимодействия, которое строится на активном обмене практическими навыками. Такие объединения для молодых избирателей созданы Ачитской, Невьянской, Нижнесергинской, Пригородной, Тавдинской, Шалинской — районными, Асбестовской, Каменск-Уральской, Первоуральской, Североуральской — городскими территориальными избирательными комиссиями; клубы для избирателей старшего поколения созданы Пышминской, Кировской, Режевской, районными, Алапаевской, Березовской, Верхнепышминской, Качканарской, Карпинской — городскими территориальными избирательными комиссиями. Интересен опыт Карпинской городской территориальной избирательной комиссии по объединению ветеранов города в политический клуб. В политический клуб вошли, в основном, бывшие педагоги, которые с удовольствием общаются с молодыми избирателями, проводят беседы, дискуссии, встречи с заслуженными людьми города, читают лекции по обществоведческим темам, направл

Сбор ветеранов в Сысертском районе

енные на формирование у избирателей интереса к избирательному процессу. В канун выборов депутатов Областной Думы Талицкий территориальный центр провел для пенсионеров посиделки «клубные выборы».

Таким образом, система правового просвещения в Свердловской области охватывает широкий круг участников. Работа по формированию основ правовой культуры начинается с самого раннего возраста (дошкольного детства) и продолжается в школе, ВУЗе, по месту работы избирателей, в клубах по интересам.

Т

Работа политклуба в г. Каменск-Уральский

акая система работы рассчитана на долгосрочный период и позволяет прогнозировать её результаты в будущем. Более чем десятилетняя практика становления системы уже дает положительные результаты: по итогам мониторинга участия различных категорий избирателей в избирательной кампании 2006 года фиксируется устойчивая тенденция повышения электоральной активности молодежи.

Что касается массового отказа от голосования на выборах 8 октября пенсионеров, то, по данным социологических исследований, проведенных территориальными избирательными комиссиями, основным фактором, препятствующим свободному волеизъявлению, пожилые люди называют деятельность профсоюза Профи, возглавляемого депутатом Государственной Думы Баковым А. А., призывавшего к проведению предвыборной забастовки.

Избирательная комиссия Свердловской области, проанализировав итоги избирательной кампании 2006 года, планирует на 2006 год активизацию работы с данной категорией избирателей, более тесное взаимодействие с органами государственной власти, местного самоуправления по разъяснению пенсионерам системы пенсионного обеспечения, цивилизованных и действенных способов отстаивания своих интересов.

3. Взаимодействие избирательных комиссий Свердловской области с органами государственной власти, местного самоуправления, средствами массовой информации, политическими партиями

Избирательная комиссия Свердловской области уделяет большое внимание взаимодействию с органами государственной власти и органами местного самоуправления в организации деятельности по повышению правовой культуры избирателей, представителей политических партий, иных общественных объединений, средств массовой информации.

Г

Руководство Комиссии на одном
из совместных мероприятий с председателем Правительства Свердловской области
А.П. Воробьевым

лавной целью в этой работе является не только овладение правовыми знаниями, но и практикой применения избирательного законодательства, а также организационными навыками, необходимыми для квалифицированного ведения либо освещения избирательной кампании.

Необходимо отметить, что работа Избирательной комиссии Свердловской области по повышению правовой культуры избирателей находит поддержку Губернатора, Правительства, Законодательного Собрания Свердловской области, Уполномоченного по правам человека Свердловской области. Ежегодно из областного бюджета выделяется целевое финансирование Программы. Налажено постоянное взаимодействие с государственными и муниципальными органами управления образования, культуры, молодежной политики по реализации проектов с детьми и молодежью, с пенсионерами. Представители вышеназванных структур входят в состав оргкомитетов, методических советов, жюри, координационных советов реализуемых системой избирательных комиссий проектов.

П

Совместное совещание с представителями государственных органов перед выборами

ринимая во внимание то, что в соответствии с Федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, информирование избирателей осуществляют также органы государственной власти, органы местного самоуправления, Избирательная комиссия Свердловской области вела разъяснительную деятельность по применению положений избирательного законодательства и для представителей органов государственной власти и муниципальных органов. Так, например, 30 июня на совместном заседании Палат Законодательного Собрания Свердловской области с разъяснениями положений, особенностями нового избирательного законодательства перед депутатами выступил председатель Избирательной комиссии Свердловской области. По предложению Комиссии вышло постановление правительства Свердловской области № 615-ПП «О содействии избирательным комиссиям в организации подготовки и проведения выборов депутатов Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области».

Программы межтерриториальных Центров согласовываются с администрациями муниципальных образований, входящих в состав центров. Программы территориальных Центров имеют статус территориальных программ ввиду того, что в выполнении ее задействованы управления и подразделения администраций, учреждения и организации муниципалитетов. Некоторые мероприятия Программ финансируются также из местных бюджетов.

Председатели территориальных комиссий принимают участие в совещаниях, организуемых главами МО, руководителями структурных подразделений администраций, в проведении единых информационных дней на территории муниципального образования. Являются инициаторами встреч избирателей с главами муниципальных образований, депутатами представительных органов муниципальных образований.

Например, Алапаевская районная ТИК принимает участие в аттестации муниципальных служащих на предмет знаний избирательного законодательства, Новоуральская городская ТИК активно взаимодействует с руководителями правоохранительных и налоговых органов, специалистами отделения Пенсионного фонда.

О

На совещании с представителями СМИ

сновное внимание в работе со средствами массовой информации, представителями политических партий, их местных отделений, действующих на территории области, уделяется взаимодействию избирательных комиссий с этими субъектами избирательного процесса. Система взаимодействия с представителями средств массовой информации имела диалоговый характер. В период избирательной кампании сформировался так называемый клуб ведущих журналистов Свердловской области. В течение кампании и в последующий период состоялось 3 встречи с журналистами в Избирательной комиссии Свердловской области. Во время этих встреч Комиссия проводила презентацию собственной деятельности, брифинг по основным событиям избирательной кампании.

В

На семинаре с политическими партиями

Избирательной комиссии Свердловской области стали традиционными систематические встречи с представителями региональных отделений политических партий. Накануне выборов состоялось 3 рабочих встречи по вопросам взаимодействия в период избирательной кампании, где разъяснялся порядок предоставления документов, финансовой отчетности, порядок и правила ведения предвыборной агитации. Акцент был сделан на нормативном обеспечении организации деятельности политических партий в период проведения партийных собраний, конференций по выдвижению списков кандидатов, необходимости соблюдения положений собственных уставов и Федерального закона «О политических партиях», а также на содержательной стороне агитационной кампании: Избирательная комиссия Свердловской области обращала внимание руководителей региональных отделений политических партий на необходимость представления избирателям программы избирательного объединения, обращала внимание на то, что агитация, основанная только на критике оппонентов, не приведет к успеху на выборах.

  1. «Повышение правовой культуры избирателей, обучение организаторов выборов, совершенствование и развитие избирательных технологий в Артемовском городском округе»

    Программа
    о реализации Программы Артемовской районной территориальной избирательной комиссии «Повышение правовой культуры избирателей, обучение организаторов выборов,
  2. План мероприятий Избирательной комиссии Алтайского края по повышению правовой культуры избирателей (участников референдумов) и обучению организаторов выборов и референдумов на 2011 год

    Документ
    Разработка положения о проведении краевой олимпиады среди студентов средних специальных учебных заведений Алтайского края специальности «Правоведение» по вопросам избирательного права и избирательного процесса
  3. Информация о реализации плана мероприятий по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Ямало-Ненецком автономном округе в 2008 году

    Документ
    о реализации плана мероприятий по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Ямало-Ненецком автономном округе в 2008 году
  4. Первый областной конкурс среди библиотек по повышению гражданско-правовой культуры избирателей: первые успехи и неудачи Выступление на областном семинаре

    Конкурс
    Вашему вниманию предлагается очередное - третье издание сборника, выпущенное по инициативе Избирательной комиссии Тверской области и посвященное взаимодействию избирательных комиссий с библиотеками Тверской области.
  5. Об утверждении Плана мероприятий по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов и правовому обучению избирателей в Чукотском автономном округе на 2011 год и сметы расходов по его реализаци и

    Документ
    Об утверждении Плана мероприятий по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов и правовому обучению избирателей в Чукотском автономном округе на 2011 год и сметы расходов по его реализации
  6. Информация о деятельности

    Документ
    В первом полугодии 2010 года Избирательная комиссия Чукотского автономного округа осуществляла свою работу в области повышения правовой культуры избирателей в соответствии с Планом мероприятий по повышению профессиональной подготовки
  7. «Об утверждении Положения о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования» (2)

    Доклад
    Доклад о результатах и основных направлениях деятельности избирательной комиссии Тамбовской области на 2012-2014 годы подготовлен в целях реализации постановления администрации Тамбовской области от 26 июня 2009 года № 748 «Об утверждении
  8. «Об утверждении Положения о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования» (4)

    Доклад
  9. «Профессиональное обучение кадров избирательных комиссий и организаторов выборов, правовое обучение избирателей и других участников избирательного процесса»

    Задача
    о ходе выполнения в первом полугодии 2011 года долгосрочной целевой программы «Повышение правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучение организаторов выборов и референдумов в Рязанской области на 2010 – 2012 годы».

Другие похожие документы..