Учебно-методический комплекс дисциплины биохимия (наименование дисциплины)

7. Биохимия физических упражнений и спорта (2 часа).

Длительная мышечная деятельность неизменно приводит к сниже­нию общей работоспособности. Такое состояние называется утомлени­ем. Утомление - защитная реакция организма. Организм начинает сиг­нализировать о неблагогфиятных функциональных и биохимических сдвигах, снижая при этом интенсивность мышечной деятельности, в ре­зультате чего нарушается деятельность ЦНС по формированию двига­тельных импульсов и передаче их к работающим мышцам.

Состояние утомления характеризуется:

  1. снижаем концентрация АТФ в нервных клетках

  2. нарушением синтез ацетилхолина в синаптических образованиях,

  3. замедлением скорости переработки сигналов, поступающих от проприо- и хеморепепторов;

  4. развиваем охранительного торможение в моторных центрах, связанное с образованием аминомасляной кислоты;

  5. угнетением деятельности желез внутренней секреции;

  6. снижением скорости расщепления АТФ в миофибриллах;

  7. уменьшение активности ферментов аэробного окисления;

  8. нарушением сопряжения реакций окисления с ресинтезом АТФ;

  9. исчерпанием запасов энергетических субстратов (креатинфосфата, гликогена);

10. накоплением продуктовраспада (молочная кислота, кетоновые гола);

11. резким сдвигом внутриклеточной среды.

В зависимости от условий мышечной деятельности и индивидуаль­ных особенностей организма роль ведущего звена в развитии утомле­ния может принимать на себя любые орган или функция, возможности которых в определенный момент работы становятся неадекватными требованиям нагрузки. Поэтому первопричиной утомления может стать и снижение энергетических ресурсов организма, и уменьшение актив­ности ключевых ферментов из-за угнетающего действия продуктов ме­таболизма тканей, и нарушенной целостности функционирующих структур из-за недостаточности пластического обеспечения, и измене­ние нервной или гормональной регуляции функций, и многое другое.

Следует отметить, что при интенсивной кратковременной работе основной причиной утомления служит развитие охранительного тормо­жения в ЦНС из-за нарушения баланса АТФ/АДФ и угнетение миозиновой АТФ-азы в работающих мышцах под влиянием накопившихся продуктов обмена. А при относительно умеренной продолжительной рабо­те основными причинами утомления становятся факторы, связанные с нарушением деятельности механизмов энергообеспечения (например, исчерпание внутримышечных запасов гликогена или накопление про­дуктов неполного окисления жиров) и со снижением возбудимости мышц из-за выхода калия в межклеточное пространство.

8. Биохимическая характеристика тренированного организма (2 часа).

В период отдыха после работы биохимические изменения, произо­шедшие в мышцах и других органах во время физических нарузок, постепенно ликвидируются. Наиболее выраженные изменения обнаруживаются в сфере энергетического обмена. Как уже говорилось, они состоят в том, что в процессе работы в мышцах снижается содержание субстратов энергетических превращений (креатинфосфата, гликогена, а при длительной работе и липидов) и повышается содержание продуктов внутриклеточного метаболизма (АДФ, АМФ, Н3РО4, молочной кислоты, кетоновых тел и т. п.). Накопление продуктов «рабочего» метаболизма и усиление гормональной активности стимулируют окислительные процессы в тканях в период отдыха после работы, что спо­собствует восстановлению внутримышечных запасов энергетических веществ, приводит к норме водно-электролитный баланс организма и обеспечивает индуктивный синтез белков в органах, подвергнутых действию нагрузки. Выделяют два типа восстановительных процессов -срочное и отставленное восстановление, которые различаются общей направленностью биохимических сдвигов в организме и времени, необходимого для их возвращения к норме.

Срочное восстановление распространяется на первые 0,5-1,5 часа отдыха после работы; оно сводится к устранению накопившихся за время упражнения продуктов анаэробного распада и к оплате образо­вавшегося кислородного долга. Отставленное восстановление рас­пространяется на многие часы отдыха после работы. Оно заключается в усиливающихся процессах пластического обмена и в реставрации на­рушенного во время упражнения ионного и эндокринного равновесия в организме. В период отставленного восстановления завершается воз­вращение к норме энергетических запасов организма, усиливается син­тез разрушенных при работе структурных и ферментных белков.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

Кафедра

Адаптивной физической культуры

Учебно-методический комплекс дисциплины

Биохимия (ОПД. Ф. 10)

семинарские ЗАНЯТИЯ

Специальность

022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

код наименование

Томск-2008

1. Введение в биохимию. Связь живого организма с окружающей средой. Затраты энергии, происходящие в организме. Связь биохимии с физической и химической науками.

2. Белки. Структура ДНК. Правила Чаргоффа. РНК и её виды. Характеристика основных представителей сложных белков. Ферменты. Транспорт веществ в клетку. Эндоцитоз, пиноцитоз, фагоцитоз, экзоцитоз. Внешний и промежуточный обмен. Метаболический путь и метаболический цикл. Амфиболизм.

3. Углеводы. Нормы потребления углеводов.

4.Липиды, Нормы потребления липидов.

5. Витамины. Определения, понятия. Общие свойства витаминов. Классификация. Роль витаминов в обмене веществ. Водо-растворимые и жирорастворимые витамины. Причины возникновения дефицита витаминов в организме.

6. Водный обмен. Основные процессы обмена веществ. Биологическая роль и состояние воды в организме. Обмен воды и его регуляция. Участие воды в транспортных функциях и формирование клеточных структур. Гидратационная вода. Иммобильная вода. Мобильная вода. Обмен воды и его регуляция.

7.Минеральный обмен. Минеральные вещества и их роль в организме человека. Микроэлементы. Обмен минеральных веществ и его регуляция.

8. Биохимия мышечного сокращения. Механизм "весельной лодки", как основная гипотеза сокращения мышцы. Энергообеспечение мышечного сокращения. Источники энергии.

9. Биохимия физических упражнений и спорта. Биохимические изменения в отдельных органах, системах и тканях при мышечной работе. Систематизация физических упражнений по характеру биохимических изменениях при работе.

10. Биохимическая характеристика тренированного организма. Влияние тренировки на работоспособность. Биохимические основы скоростно-силовых качеств и выносливости. Биологические принципы тренировки.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

Кафедра

Адаптивной физической культуры

Учебно-методический комплекс дисциплины

Биохимия (ОПД. Ф. 10)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ

Специальность

022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

код наименование

Томск-2008

  1. Витамины, их значение для организма человека.

  2. Жирорастворимые витамины, общая характеристика.

  3. Водорастворимые витамины, общая характеристика.

  4. Нормы потребления витаминов, искусственные витамины.

  5. Вода. Водный обмен.

  6. Минеральный обмен.

  7. Превращение углеводов в обмене веществ.

  8. Биохимические процессы, протекающие с участием нуклеиновых кислот.

  9. Взаимосвязь анаболизма и катаболизма.

  10. Биохимическая характеристика утомления.

  11. Биохимические процессы восстановления.

  12. Биохимическая характеристика тренированного организма. Биохимия физических упражнений

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

Кафедра

Адаптивной физической культуры

Учебно-методический комплекс дисциплины

Биохимия (ОПД. Ф. 10)

ОБРАЗЕЦ ТЕСТА ТЕКУЩЕЙ АТТЕСТАЦИИ

(тестирующий модуль)

Специальность

022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

код наименование

Томск-2008

Из предложенных вариантов ответов, выберите только один правильный:

1. На первом этапе своего расщепления глюкоза

1) окисляется до углекислого газа и воды

2) не изменяется

3) расщепляется до двух трехуглеродных молекул (ПВК)

4) подвергается брожению

2. В ходе метаболизма происходят процессы

1) синтеза и распада

2) синтеза веществ

3) распада веществ

4) только окислительного фосфорилирования

3. Анаэробный гликолиз происходит в

1) митохондриях при образовании АТФ

2) клетках мышц при накоплении молочной кислоты

3) эритроцитах

4) хлоропластах

4. Сколько молекул глюкозы необходимо расщепить без участия кислорода, чтобы получить 18 молекул АТФ

1) 9

2) 18

3) 27

4) 36

5. Сколько молекул АТФ получается в результате полного расщепления одной молекулы глюкозы

1) 32

2) 34

3) 36

4) 38

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

Кафедра

Адаптивной физической культуры

Учебно-методический комплекс дисциплины

Биохимия (ОПД. Ф. 10)

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ

Специальность

022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

код наименование

Томск-2008

  1. Основные исторические этапы развития биохимии как науки. Предмет и задачи биохимии.

  2. Методы исследования в биохимии.

  3. Основные признаки живой материи.

  4. Химический состав организма человека.

  5. Белки. Содержание и распределение их в организме.

  6. Биологические функции белков.

  7. Аминокислоты.

  8. Уровни организации белковой молекулы.

  9. Классификация белков, характеристика отдельных представителей.

  10. Простые белки. Глобулярные и фибриллярные белки.

  11. Сложные белки. Функции гликопротеинов.

  12. Нормы потребления белков.

  13. Нуклеиновые кислоты и их биологические функции.

  14. Структура ДНК. Правило Чаргаффа.

  15. РНК и ее виды.

  16. Биохимические процессы с участием нуклеиновых кислот.

  17. Углеводы, их биологические функции.

  18. Классификация углеводов, основные представители.

  19. Превращение углеводов в обмене веществ.

  20. Моносахариды и их производные.

  21. Олигосахариды.

  22. Гликаны, основные представители.

  23. Нормы потребления углеводов.

  24. Липиды, их биологические функции.

  25. Классификация липидов.

  26. Характеристика жирных кислот. Простагландины.

  27. Липиды, не содержащие глицерин, основные представители.

  28. Липиды, содержащие глицерин, основные представители.

  29. Стероиды.

  30. Нормы потребления липидов.

  31. Витамины, их значение для организма человека.

  32. Жирорастворимые витамины, общая характеристика.

  33. Водорастворимые витамины, общая характеристика.

  34. Нормы потребления витаминов, искусственные витамины.

  35. Ферменты. Свойства ферментов.

  36. Классификация ферментов.

  37. Строение ферментов. Центры связывания.

  38. Механизм действия ферментов.

  39. Ферменты в организме. Кофакторы.

  40. Транспорт веществ в клетку.

  41. Обмен веществ. Основные понятия.

  42. Взаимосвязь анаболизма и катаболизма.

  43. Вода, водный обмен.

  44. Минеральный обмен.

  45. Строение мышцы. Структура фибрилл (А-, I-диски, саркомеры).

  46. Толстые и тонкие филаменты. Субединицы тропонина.

  47. Механизм сокращения мышц. Модель "весельной лодки".

  48. Энергообеспечение мышц. Основные источники энергии работающих мышц.

  49. Биохимические изменения в мышцах при тренировках.

  50. Биохимическая характеристика утомления.

  51. Биохимические процессы восстановления

  52. Факторы спортивной работоспособности.

  53. Показатели аэробной и анаэробной работоспособности спортсменов.

  54. Специфичность спортивной работоспособности.

  55. Влияние тренировки на способность спортсменов.

  56. Биохимический фактор скоростно-силовых качеств.

  57. Биохимический фактор выносливости.

  58. Физические нагрузки, адаптация и тренировочный эффект.

  59. Биологические принципы тренировки.

  60. Цикличность развития адаптаций и периодизаций тренировки.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

Кафедра

Адаптивной физической культуры

Учебно-методический комплекс дисциплины

Биохимия (ОПД. Ф. 10)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Специальность

022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

код наименование

Томск-2008

В комплексе медицинских дисциплин, преподаваемых в институтах физической культуры и на факультетах, немало важное значение принадлежит биохимии. Это научно-практическая дисциплина со своими задачами, теорией и проблемами.

Перед преподавателем стоит задача, обеспечить усвоение основные понятий биохимии, механизмов биохимических процессов, протекающих в организме, а также обеспечить понимание особенностей биохимических процессов в организме занимающихся физической культурой и спортом. Понимание студентом основных принципов биохимии должно помочь в формировании высококвалифицированного специалиста, как преподавателя физической культуры, так и тренера, поскольку в современных условиях речь идет не столько о контакте преподавателя и тренера с врачом, сколько о совместной работе.

Изучение биохимии в педагогическом вузе предполагает практическую подготовку, реализуемую на семинарских занятиях посредством выполнения практических заданий и упражнений.

Изучение дисциплины «Биохимия» основано на системном подходе и учитывает междисциплинарный характер учебного материала. Основным результатом освоения курса является сформированное мышление студента, предполагающее свободное оперирование методическими понятиями, понимание реальных учебных ситуаций, владение различными технологическими подходами в практической деятельности.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

Кафедра

Адаптивной физической культуры

Учебно-методический комплекс дисциплины

Биохимия (ОПД. Ф. 10)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Специальность

022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

код наименование

Томск-2008

В УМК представлено основное содержание лекционного материала: термины и понятия, необходимые для освоения дисциплины, основные положения и подходы к спортивной медицине; весь курс разбит на темы в соответствии с учебной программой.

Основная цель курса – ознакомление студентов с основами биохимии, особенностями биохимических процессов при тренировках, с целью повышения работоспособности и улучшения спортивных результатов, благодаря полученным знаниям о химической структуре и обмене веществ в живых клетках.

Специальными целями курса «Биохимии» являются: знакомство с основными понятиями биохимии; изучение взаимосвязи обменных процессов, протекающих в организме; ознакомление с биохимией спорта.

Преподавание курса «Биохимия» строится на основе знаний, полученных студентами факультетов физического воспитания при изучении анатомии и физиологии человека, физиологии физического воспитания и спорта, теории и методики физического воспитания и спорта.

Учебная работа реализуется в ходе практической подготовки, которая представлена в планах семинарских занятий практическими заданиями.

Техника безопасности на лабораторных занятиях обеспечивается посредством соблюдения учебной дисциплины и точным, неукоснительным выполнением заданий и команд преподавателя.

  1. Учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной формы обучения по специальности 260504 «Технология бродильных производств и виноделие»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс включает следующие разделы: содержание дисциплины «Пищевая химия», конспект лекций по изучаемому курсу, методические указания для выполнения лабораторных работ, методические указания для выполнения контрольных
  2. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101 «Лечебное дело» (3)

    Учебно-методический комплекс
    Гигиена с основами экологии, ВГ для студентов, обучающихся по специальности 060101 «Лечебное дело». Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2009.
  3. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060105 «Стоматология» (4)

    Учебно-методический комплекс
    Гигиена с основами экологии, ВГ для студентов, обучающихся по специальности 060105 «Стоматология». Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2009.
  4. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101 «лечебное дело» Нальчик 2011

    Учебно-методический комплекс
    История медицины (для студентов, обучающихся по специальности 060101 «лечебное дело»). – Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2011.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине Методика преподавания биологии Специальность

    Учебно-методический комплекс
    На основе логико-биологического, методологического и дидактического анализа содержания школьных дисциплин биолого-экологического цикла раскрыть особенности адаптации их содержания для учебных целей, рассмотреть важнейшие положения
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины биохимия (наименование дисциплины) (2)

    Учебно-методический комплекс
    Строение и свойства химических соединений, входящих в состав организма человека и поступающих с пищей; преобразования веществ и энергии, лежащие в основе физиологических функций, их регуляция; биохимические процессы при мышечной деятельности,
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине биохимия (название) Специальности 011600 «Биология»

    Учебно-методический комплекс
    Строение и принципы жизнедеятельности клетки, единство и разнообразие клеточных типов, воспроизведение и специализация; ткани, их происхождение в индивидуальном и историческом развитии; субклеточные компоненты, их биохимические характеристики; структура
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 02. 1 “Физиология растений” составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности Шифр 020200. 62. “ Бакалавр”

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине ОПД.Ф.02.1 “Физиология растений” составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины «Биологическая химия» вузовского компонента цикла дс. 10 032500. 01 «География с дополнительной специальностью биология»

    Учебно-методический комплекс
    Курс биологической химии изучает химическую природу веществ, входящих в состав живых организмов, их превращения, а также связь этих превращений с деятельностью органов и тканей.

Другие похожие документы..